Протокол №13р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 10.08.2023

Государственно-правовое управление

администрации Губернатора

Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов

местного самоуправления муниципальных образований

Ульяновской области

 

10.08.2023                                                                                                                 13р

11.00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                            Афанасьев Е.С.

 

Присутствовали:

- Фомина Оксана Владимировна, главный советник департамента муниципальной политики управления внутренней политики администрации Губернатора Ульяновской области;

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

1. Доклад на тему: «Вопросы государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений. Совершение должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий».

Докладчик – Елисеева Елена Викторовна, директор департамента финансового, правового и административного обеспечения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 26.07.2023 по 08.08.2023. 

 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 28.07.2023 по 10.07.2023.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Фомина О.В. – выступила с докладом на тему: «Вопросы государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений. Совершение должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий».

(текст доклада прилагается). 

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, ответственных за молодёжную политику в органах местного самоуправления, данную информацию.

 

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 26.07.2023 по 08.08.2023.

Сообщила, что за период с 26.07.2023 по 08.08.2023 внесено 13 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Установлено, что постановление администрации муниципального образования «О создании межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования» не содержит указание на необходимость уведомления собственника жилого помещения
о времени и месте заседания комиссии. Кроме того, приложение «Состав межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования» содержит неактуальные данные о лицах входящих в её состав.

Данные нарушения препятствуют возможности нормального функционирования указанной комиссии и ставит под угрозу легитимность принимаемых ею решений, что недопустимо.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

2. Установлено, что постановление администрации муниципального образования «О признании жилого помещения непригодным для проживания» противоречит требованиям законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе, относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Подпунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 51 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» орган местного самоуправления в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 указанного Положения, направляет
в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции – в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.

Вопреки указанному, постановление администрации не содержит в себе требований об обязательном направлении заявителю принятого органом местного самоуправления итогового решения и заключения комиссии.

Кроме того, преамбула постановления администрации не отвечает требованиям, установленным Методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, подготовленных ФБУ НИПИ при Минюсте России, а именно отсутствует конкретика какими нормами законодательства руководствуется орган местного самоуправления при принятии решения о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Более того, при принятии постановления администрации орган местного самоуправления не указал ссылку на полномочия, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, которыми руководствовался при принятии решения.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в пяти муниципальных правовых актах.

3. Установлено, что постановление администрации муниципального образования «О признании граждан малоимущими» противоречит требованиям законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе, относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Подпунктом 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Частью 5 статьи 3 Закона Ульяновской области от 06.06.2007 № 83-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилого фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма» определены основания для принятия местной администрацией решения об отказе в признании граждан малоимущими.

Вопреки указанному, в постановлении администрации не указано основание, повлекшее постановку на учёт семьи в качестве малоимущих.

Кроме того, преамбула постановления администрации не отвечает требованиям, установленным Методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, подготовленных ФБУ НЦИИ при Минюсте России, а именно отсутствует конкретика какими нормами законодательства руководствуется орган местного самоуправления при принятии решения о признании граждан малоимущими.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в трёх муниципальных правовых актах.

4. Установлено, что постановление администрации муниципального образования «О заключении договора социального найма жилого помещения» противоречит требованиям законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе, относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Вопреки указанному, в постановлении администрации не указано основание для заключения договора социального найма жилого помещения с гражданином Российской Федерации, а также отсутствуют сведения о необходимости предоставить гражданину Российской Федерации жилое помещение по адресу.

Кроме того, преамбула постановления администрации не отвечает требованиям, установленным Методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, подготовленных ФБУ НИЦИИ при Минюсте России, а именно отсутствует конкретика какими нормами законодательства руководствуется орган местного самоуправления при принятии решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 11.09.2023 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством
и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 28.07.2023 по 10.08.2023 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2023 год:

- Барышский район (от 18.05.2023 № 7р, от 01.06.2023 № 8р, от 15.06.2023 № 9р, от 13.07.2023 № 10р).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области», которым установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность
за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде, предусмотрена статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 10.08.2023 имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

Муниципальное образование

Апрель

2023

Май

2023

Июнь

2023

Барышский район

Жадовское городское поселение

 

2

3

Майнский район

Гимовское сельское поселение

 

 

4

Анненковское сельское поселение

1

 

1

Павловский район

Шмалакское сельское поселение

 

2

1

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять меры по устранению нарушения сроков представления в уполномоченный орган копий муниципальных нормативных правовых актов.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

Приложение: на 9 л. в 1 экз.

 

 

 

 Председательствующий                                      О.В.Котельникова

 Секретарь                                                               Е.С.Афанасьев