Протокол №11р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 13.07.2023

Государственно-правовое управление

администрации Губернатора

Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов

местного самоуправления муниципальных образований

Ульяновской области

 

13.07.2023                                                                                                                   11р

11.00

 

Председательствующий                                                                Котельникова о.В.

Секретарь                                                                                                 Чевская Н.Н.

 

Присутствовали:

- Андрианова Виктория Александровна, референт департамента спорта высших достижений, организационной, массовой и физкультурно-спортивной работы Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области;

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

1. Доклад на тему: «О проведении региональной стратегической сессии».

Докладчик – Андрианова В.А., референт департамента спорта высших достижений, организационной, массовой и физкультурно-спортивной работы Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период
с 28.06.2023 по 11.07.2023. 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области. 

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 30.06.2023 по 13.07.2023.

 Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации
и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Андрианова В.А. – выступила с докладом на тему: «О проведении региональной стратегической сессии». (текст доклада прилагается).

 

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, ответственных за молодёжную политику в органах местного самоуправления,  данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 28.06.2023 по 11.07.2023.

Сообщила, что за период с 28.06.2023 по 11.07.2023 внесено 29 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией района требований уголовно-исполнительного законодательства, в рамках которой установлено следующее:

Постановлением администрации муниципального образования «Об утверждении видов обязательных работ и перечня организаций
на территории муниципального образования для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ на 2023 год» (далее по тексту - Постановление) определены виды обязательных работ и места отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ на территории муниципального образования.

В ходе правового анализа Постановления установлено, что муниципальный нормативно-правовой акт не соответствует требованиям уголовно-исполнительного законодательства, в связи с чем имеются основания для внесения в него изменений.

Сущность наказания в виде обязательных работ в соответствии с частью 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации заключается в выполнении осуждённым в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно-полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Особенностью наказания в виде обязательных работ является бесплатность, безвозмездность труда осуждённого, направленная
на формирование у осуждённого уважения к обществу, общественным интересам.

В связи с чем, в статье 49 Уголовного кодекса Российской Федерации указано о бесплатном труде не в пользу конкретных лиц или организаций, пострадавших от преступления, а в пользу общества.

Так, согласно приложению к данному Постановлению, одним из видов работ относятся «Другие виды работ, для выполнения которых не требуются специальных навыков или познаний».

Однако столь широкая трактовка обязательных работ предполагает возможность привлечения осуждённых к работам не только на бесплатной основе в пользу общества, но и в интересах юридических и физических лиц за конкретную плату.

2. В ходе антикоррупционной экспертизы и анализа правоприменительной практики установлено, что постановление администрации района «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его образования по адресу» (далее — Постановление) противоречит требованиям законодательства.

Согласно статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ).

Частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

В соответствии со статьёй 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных
на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Таким образом, у органа местного самоуправления в лице администрации муниципального района, имеются предусмотренные федеральным законодательством полномочия в сфере земельных отношений, которые являются самостоятельными и не зависят от региональных исполнительных органов.

Какое-либо соглашение о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в настоящее время не заключено.

В то же время орган местного самоуправления в данном Постановлении ссылается на положения статей 39.28, 39.29 ЗК РФ, которые по своему содержанию никакого правового регулирования для принятия решения об утверждении схемы не оказывают и могут ввести в заблуждение правоприменителей.

Таким образом, содержащиеся в Постановлении ссылки на статьи 19.1, 39.28, 39.29 ЗК РФ, а также на положение Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» являются несостоятельными и противоречат реализуемым органом местного самоуправления полномочиям на этапе принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в 11 (одиннадцати) муниципальных правовых актах.

3. В ходе анализа правоприменительной практики установлено, что решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении Порядка планирования и принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования» (далее — Порядок) противоречит требованиям законодательства.

Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества муниципального образования на очередной финансовый год, осуществляется уполномоченным органом не позднее, чем за 8 месяцев до начала финансового года.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», пунктом 7 Правил разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 806, установлено, что программы приватизации утверждаются не позднее 10 рабочих дней до начала планового периода.

Таким образом, принятый Советом депутатов муниципального образования Порядок не содержит конкретного срока, при истечении которого программа приватизации не может быть принята.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

4. Администрацией города принято постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность» (далее также — Административный регламент), которое в настоящее время вступило
в противоречие с нормами действующего законодательства в силу следующих причин.

Так, правовым основанием для принятия Административного регламента является Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 159-ФЗ). При этом муниципальная услуга, предусмотренная Административным регламентом, предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, включённым в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующим объекты недвижимого имущества, находящиеся в казне муниципального образования и соответствующим требованиям, установленным Законом № 159-ФЗ.

Вместе с тем, Федеральным законом от 29.12.2022 № 605-ФЗ в Закон № 159-ФЗ внесены изменения.

Так, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено преимущественное право выкупа арендуемого ими движимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Действие данных положений распространяется на правоотношения, возникшие из ранее заключённых с субъектами малого и среднего предпринимательства договоров аренды движимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Не допускается отказ в приобретении арендуемого движимого имущества, включённого в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, по причине отнесения его к имуществу, отчуждение которого не допускается, если на день подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления, в указанном перечне отсутствовали сведения о таком отнесении.

Срок рассрочки оплаты движимого имущества при реализации преимущественного права на его приобретение не должен составлять менее 3-х лет.

Указанные изменения вступили в законную силу 01.03.2023, однако соответствующие дополнения в Административный регламент до настоящего времени не внесены.

5. Прокурорской проверкой установлено, что постановление администрации района «Об утверждении перечня предприятий для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» не соответствует требованиям действующего законодательства.

В перечень мест для отбывания наказания в виде исправительных работ в нарушение требований части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации включён индивидуальный предприниматель, который прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 21.11.2022.

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный правовой акт подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

7. Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведён анализ соответствия федеральному законодательству Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории сельского поселения, утверждённого решением Совета депутатов (далее — Положение).

Установлено, что Положение не в полной мере отвечает требованиям Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ).

Вопреки требованиям статьи 29 Закона № 248-ФЗ в Положении отсутствуют права и обязанности инспектора.

Помимо этого, в нарушение статьи 37 Закона № 248-ФЗ в Положении отсутствуют нормы об ограничениях и запретах, связанных с исполнением полномочий инспектора.

Пункт 2.11 Положения, в нарушение части 6 статьи 52 Закона № 248-ФЗ, не содержит нормы о том, что контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

В нарушение части 2 статьи 52 Закона № 248-ФЗ, пункт 2.11 Положения не предусматривает возможности осуществления инспектором консультирования контролируемого лица в порядке, установленном статьёй 50 Закона № 248-ФЗ, при проведении профилактического визита.

Пункт 3.3 Положения в нарушение части 9 статьи 72 Закона № 248-ФЗ, не содержит информации о проведении внеплановой документарной проверки без согласования с органами прокуратуры.

Кроме того, в нарушение статей 92-95 Закона № 248-ФЗ в Положении отсутствуют нормы об исполнении решений контрольных (надзорных) органов.

Выявленные нарушения требований федерального законодательства посягают на права хозяйствующих субъектов, а также могут повлечь незаконное проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в 11 (одиннадцати) муниципальных правовых актах.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 26.07.2023 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством
и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 30.06.2023 по 13.07.2023 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2023 год:

- Барышский район (от 18.05.2023 № 7р, от 01.06.2023 № 8р, от 15.06.2023
№ 9р);

- Радищевский район  (от 27.04.2023 № 6-р).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность
за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде, предусмотрена статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 13.07.2023 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

МО

Март 2022

Апрель 2023

Май 2023

Барышский район

Жадовское городское поселение

-

-

2-

Старотимошкинское сельское поселение

-

-

1

Майнский район

-

-

-

Анненковское сельское поселение

1

3-

-

Гимовское сельское поселение

-

3-

-

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять меры по устранению нарушения сроков представления в уполномоченный орган копий муниципальных нормативных правовых актов.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

Председательствующий                        О.В.Котельникова

Секретарь                                                  Н.Н.Чевская