Протокол №3р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 28.02.2019

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований  Ульяновской области

 

28.02.2019                                                                                                        3р

 

11.00

 

Председатель                                  КотельниковаО.В.

Секретарь                                       Коробкин И.О.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1.Информационный обзор практики применения мер прокурорского реагирования в части исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации на территории Ульяновской области в 2018 году.

Докладчик − Щипанова О.П., начальник управления делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2.Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 13.02.2019 по 26.02.2019.

Докладчик − Котельникова О.В.,начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3.Обзор  изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 15.02.2019 по 28.02.2019.

Докладчик − Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1.СЛУШАЛИ Щипанову О.П

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

2.СЛУШАЛИ Котельникову О.В.

Сообщила, что за период с 13 по 26февраля 2019 года вынесено 18 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Постановление администрации муниципального образования  «О разрешении на право реализации ярмарки»подлежит изменению и приведению в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Указанным постановлениемадминистрации муниципального образования организовано проведение ярмарки муниципальным унитарным предприятием до 17.01.2022.

Согласно Положению о порядке организации деятельности ярмарок на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 25.05.2007 № 188 в решении органа местного самоуправления о проведении ярмарки указываются место и сроки.

Однако дата начала ярмарки и место её проведения постановлением администрации муниципального образования не определены, что предоставляет возможность  для её проведения в любом месте на территории муниципального образования.

Кроме того, в силу части 2 статьи 47 Закона № 131-ФЗ нормативные акты вступают в силу после их официального опубликования.

Однако из пункта 3 постановления следует, что оно вступает в силу с момента подписания. Следовательно, нарушен срок вступления постановления администрации муниципального образования в силу.

 

- Постановление администрации муниципального образования «О внесении изменений в постановлениеадминистрации» не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, в нарушение статей 33 и 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации при реализации программы на 2015-2017 годы предусмотрено её финансирование на 2018, 2019, 2020 годы.

 

- Постановление администрации муниципального образования «О внесении изменений в постановление администрации не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, в нарушение требования статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации пунктом 1.4 Постановления не соблюден принцип сбалансированности бюджета (общая сумма бюджетных ассигнований на 2019-2023 годы на оплату договоров по уличному освещению составляет 692,731 тысяч рублей, при этом расходы бюджета отдельно по годам реализации программы составляют иную сумму).

 

- Постановление администрации муниципального образования «О внесении изменений в постановление администрации» не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, в нарушение статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации на погашение кредиторской задолженности прошлых лет финансирование не предусмотрено, вместе с тем в 2018 году за счет бюджета муниципального образования на указанную статью расходов выделено 36.9465 тысяч рублей.

 

Постановлениеадминистрации муниципального «О внесении изменений в постановлениеадминистрации» (далее – Постановление) не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, в нарушение требования статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации пунктом  Постановления не соблюден принцип сбалансированности бюджета (общая сумма бюджетных ассигнований на 2019 год на реконструкцию водопровода в селе с заменой водонапорной башни составляет 139,6 тысяч рублей, при этом расходы бюджета составляют иную сумму).

 

- Постановлениеадминистрации «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное благоустройство населенных пунктов муниципального образования на 2015-2020 годы»  (далее – Программа) не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, в нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» паспортом Программы предусмотрена замена ламп накаливания на энергосберегающие, ECOLA 5WSP 4000 E27 193 x 73 с переходником Е40 на Е27 белыйTDMSQ 0335-1003.

Предоставление органом местного самоуправления преференций в виде приобретения конкретной продукции, в виде определенной марки (наименования) подпадает под признаки коррупции в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Постановление администрации муниципального образования   «Об утверждении мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования  и муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования  не соответствует требованиям законодательства.

Данное постановление противоречит требованиям части 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1198 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее – Закон № 89-ФЗ), а также Правилам обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.

В частности, принятый реестр не содержит в себе полных данных о нахождении мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов (далее – ТКО), схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, данных о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО, о собственниках данных мест (площадок), об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.

Несоответствие указанного постановления администрации района требованиям федерального законодательства создаёт предпосылки для нарушения прав граждан и хозяйствующих субъектов в сфере обращения с отходами производства и потребления.

 

- Распоряжение администрации «Об Утверждении Положения «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории муниципального образования не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, в нарушение требования статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подпункта «в» пункта 23,пункта 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» на работника возложена обязанность по указанию отдела военного комиссариата оповещать граждан о вызовах в отдел военного комиссариата.

 

-Распоряжение администрации муниципального образования «Об упорядочении подачи родниковой воды населению села»не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ) охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения является целью государственной политики в сфере водоснабжения.

Статьей 21 Закона №416-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для ограничения водоснабжения.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно.

Вопреки данным требованиям, распоряжение администрации муниципального образования «Об упорядочении подачи родниковой воды населению села» вводит график подачи воды для населения муниципального образования.

 

Постановление администрации муниципального образования«Об утверждении Устава муниципального общеобразовательного учрежденияне соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Согласно пункту Устава учреждение выдает своим выпускникам документы установленного образца о соответствующем уровне образования.

В силу части 4 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются 4 уровня общего образования, а именно дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование,среднее общее образование, а именно дошкольное  образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Между тем, из положений статьи 60 закона № 273-ФЗ следует, что документ об образовании выдается только лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и подтверждает получение основного общего образования и среднего общего образования.

Выдача документов о получении дошкольного или начального общего образования не предусмотрена.

Вопреки требованиям части 5 статьи 28 закона № 273-ФЗ, предоставившим образовательным учреждениям вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не ` противоречащую целям создания образовательной  организации деятельность, в уставе школа наделена правом «вестиконсультационную, просветительскую деятельность в сфере охраны здоровья граждан».

В нарушение части 2 статьи 40 закона № 273-ФЗ организация перевозки обучающихся возложена на школу, а не на учредителя.

В пунктах 2.5.1-2.5.18 Устава приведены права школы, при этом, несмотря на закрепление в части 3 статьи 28 закона № 273-ФЗ, в их число не включены такие права как поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено законодательством (п. 10.1), организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п.15.1).

Кроме того, пункт  2.5.2 Устава противоречит пункту 2 части 3 статьи 28 закона № 273-ФЗ (предусматривает оборудование помещений в соответствии с государственными и санитарными нормами и требованиями вместо государственных и местных норм и требований), пункт 2.5.4 Устава пункту 4 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ (дополнена излишней непредусмотренной нормой закона формулировкой «в соответствии с действующим законодательством»), пункт 2.5.11 Устава - пункту 11 части 3 статьи 28 (не содержит формулировки об индивидуальном учёте сведений о поощрении обучающихся).

Перечисляя в пунктах 2.6.1-2.6.4 Устава основные виды деятельности школы, использованы формулировки «основная общеобразовательная программа дошкольного образования», «основная общеобразовательная программа начального общего образования», «основная общеобразовательная программа основного общего образования», «Основная общеобразовательная программа среднего общего образования», что не соответствует части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ.

Пункт 2.7.1 в Уставе воспроизведен дважды.

Вопреки части 4 статьи 14 Закона № 273-ФЗ в пункте 3.11 Устава обеспечение возможности изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации связано с возможностями школы (а не возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании).

Несмотря на то, что пункт 19.12 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения: общеобразовательных организациях» продолжительность перемен между уроками строго регламентирована (составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20-30 минут; вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая), пунктом 3.20 Устава определена продолжительность перемен в 10-15 минут.

Согласно части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы - это дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

В соответствии с пунктом 31 статьи 2 Закона № 273-ФЗ участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители)  несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Однако пунктом 4.1 Устава к участникам образовательных отношений в Учреждении отнесены только педагогические работники, учащиеся и их родители (законные представители).

Пункт 4.4 Устава содержит не весь перечень прав обучающихся, предусмотренных пунктом 1 статьи 34 Закона № 273-ФЗ.

Вопреки части 2, части 16 статьи 36 Закона № 273-ФЗ, части 16, закрепляющих виды стипендий и предоставляющей право организациям, осуществляющим образовательную деятельность, устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся, в пункте 4.5.3 Устава определено, что учащимся предоставляется мера социальной поддержки в виде стипендий, предусмотренных действующим законодательством Ульяновской области.

В Уставе после пункта 4.13.7 следуют пункты 5.13.8 и 5.13.9, а далее - 4.14.

Пункт 4.15 Устава содержит не полный перечень прав работников Учреждения, предусмотренный законодательством.

Пунктом 4.18 определяется учебная нагрузка на педагогов. Между тем, исходя из положений статьи 13 и статьи 41, понятие учебной нагрузки применимо лишь к обучающимся.

Несмотря на то, что в статье 41 Закона № 273-ФЗ определено понятие охраны здоровья обучающихся и обязанности образовательной организации в данной сфере, в пункте 4.36.1 Устава вместо наблюдения за состоянием здоровья обучающихся предусмотрен текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся, а проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий вовсе не предусмотрено.

В главе 5 Устава, вопреки части 4, части 5 статьи 26 Закона   № 273-ФЗ, не определены структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией.

В нарушение части 6 статьи 26 закона № 273-ФЗ в пункте 10.2. Устава необоснованно расширен перечень локальных актов, подлежащих согласованию с Советом школы, при этом данные права Совета школы не закреплены в п. 5.19 Устава.

Кроме того, глава 5 Устава вопреки статьям  25, 26 Закона  № 273-ФЗ содержит понятия «форма самоуправления», «органы самоуправления».

-Решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения«О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования сельское поселение» от 16.12.2005 № 15 «Об утверждении положения о муниципальном учреждении администрация муниципального образования сельское поселение предоставлено полномочие по определению границ территорий, прилегающих к объектам, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Между тем, в силу части 8 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» органы местного самоуправления указанными полномочиями не наделены.

Учитывая, что при издании решения допущены нарушения, в него необходимо внести соответствующие изменения.

- Постановлением администрации муниципального образования  принято решение «О подготовке внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования», определены этапы проведения работ.

Однако в нарушение части 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки определен неверно. Так, пункт 2.8 постановления установлено, что срок проведения публичных слушаний исчисляется с момента опубликования оповещения о начале публичных слушаний, а не со дня опубликования проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки, как это определено вышеуказанной статьей Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, пунктом2.5 постановления, в нарушение части 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не определён орган, в который направляется проект внесения изменений в правила землепользования и застройки на доработку.

Допущенные нарушения закона могут повлечь нарушения процедуры внесения изменений в правила землепользования и застройки, а также прав заинтересованных лиц.

- Согласно Решению представительного органамуниципального образования «Об утверждении муниципальной адресной программы «О перечне многоквартирных домов, снос, реконструкция которых планируется на территории муниципального образования»в перечень многоквартирных домов, снос, реконструкция которых планируется на территории муниципального образования включен многоквартирный жилой дом.

При этом в нарушение пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации до настоящего времени порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса данного многоквартирного дома не определены.

Кроме того, исходя из системного толкования требований статьи 168, часть 2 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежат включению в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Наряду с этим, прокурорской проверкой установлено, что 30.08.2018 между Управлением и ООО заключен муниципальный контракт №0125 на выполнение работ по капитальному ремонту крыши, фасада, лестничных клеток, подъездных площадок, системы центрального отопления, водоотведения, холодного водоснабжения, электроснабжения в многоквартирном жилом доме.

Указанными конклюдентными действиями фактически признана возможность проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома и его возможности исключения из перечня многоквартирных домов, снос, реконструкция которых планируется на территории муниципального образования.

Кроме того, анализ вышеуказанного перечня показал, что в нем дважды содержатся вступающие во взаимное противоречие сведения о многоквартирном жилом доме.

Распоряжением Главы муниципального образования «Об утверждении состава Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования» во исполнение требований приказа Министерства промышленности, строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.08.2017 №32-од утверждён состав Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования

В состав вышеуказанной комиссии включён А.В. - директор Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (по согласования)

Наряду с этим, с 01.01.2019 вступило в силу постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/558-П, которым утверждено положение о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, в состав которого вошёл Департамент жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора.

Таким образом, распоряжение  до настоящего времени в соответствие с вышеуказанными изменениями не приведено. При этом протокол заседания Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования содержит указание о А.В. как директоре Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно - коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

- Подпунктами постановления администрации «Об определении мест складирования снега» администрации муниципального образования утверждены места складирования снега, вывозимого с территории муниципального образования.

Однако размещение снега в указанных местах нарушает требования части 1 статьи 34, статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; статьи 1, часть 1 статьи 2, статьи 8, статьи 11, часть 7 статьи 12, статью 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; подпункты. 11, 24 части, статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; подпункты 15, 27, 28 статьи 3 Устава Муниципального образования, поскольку данные площади (в том числе полигоны твердых бытовых отходов) не оборудованы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды для хранения и переработки «отходов от зимней уборки улиц» (код ФККО 7 31 210 00 00 0).

Вышеуказанные нарушения создают угрозу существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, так как в процессе снеготаяния образуются остаточные вещества в виде противогололедных реагентов, горюче - смазочные материалов, отходов от уборки дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов.

Хранение их в не предназначенных местах, без надлежащей переработки и утилизации, не допустимо.

- Постановление  администрации муниципального образования «О формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора»не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

В соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации  (Далее − ЖК РФ) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 статьи 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 статьи170 ЖК РФ срок, и вслучаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 ЖК РФ, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счёте регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ одним из способов формирования фонда капитального ремонта является перечисление взносов на капитальный ремонт‚на специальный счёт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счёте.

Наряду с этим, проверкой установлено, что согласно сведениям Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, собственниками помещений многоквартирных жилых домов в 2016-2018 гг. приняты решения о реализации права, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 170 ЖК РФ, о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счёт.

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2.   Органам местного самоуправления:

- провести инвентаризацию муниципальных правовых актов и своевременно привести муниципальные правовые акты в соответствие с законодательством.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3.СЛУШАЛИ Котельникову О.В. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

 

 

 

Председатель

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

И.О.Коробкин