Протокол №11р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 08.08.2019

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л

 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

 

08.08.2019                                                                                                        11р

 

15.00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.

Секретарь Михайлова Р.Р.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. Доклад на тему «Внесение изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Докладчик –начальник отдела правового обеспечения ОГКУ «Департамента автомобильных дорог Ульяновской области» Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области Клюшненкова Ирина Анатольевна.

 

2.Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период     с 17.07.2019 по 06.08.2019.

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3.Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 19.07.2019 по 08.08.2019. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении распоряжения Губернатора Ульяновской области от 20.09.2018 № 1162-р «О совершенствовании правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1.СЛУШАЛИ:

Клюшненкова Ирина Анатольевна выступила с докладом на тему «Внесение изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1.         Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - сообщила, что за период с 17.07.2019 по 06.08.2019 внесено9 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- администрацией муниципального образования принято постановление «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования», которое противоречит требованиям закона и подлежит изменению.

В соответствии со статьёй 1 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из основополагающих начал гражданского законодательства является  неприкосновенность собственности и недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. В силу части 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

С учётом изложенной нормы и положений части 1 статьи 8 ГК РФ отношения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами основываются на договорных началах. Однако в нарушение приведённых требований федерального законодательства в подпунктах 1, 1.2, 1.3, 1.4 данного постановления незаконно возложена обязанность на МП «---», ООО «---», ООО «---», ООО «----» как на гарантирующие организации по обеспечению населённых пунктов, входящих в состав муниципального образования, холодным водоснабжением и водоотведением;

- администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», которое противоречит нормам действующего федерального законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ) к линейным объектам относятся железнодорожные линии.

Пунктом 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство или, в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка.

Между тем, подпунктом 2 пункта 2.6.2 Административного регламента предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представить градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории.

Указанное несоответствие Административного регламента требованиям градостроительного законодательства может привести к коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц органа местного самоуправления, которые являются исполнителями по данной муниципальной услуге, так как позволяет должностным лицам муниципального органа устанавливать заявителям, обратившимся для получения услуги, чрезмерные или смягчённые требования в зависимости от их взаимоотношений, а также иных факторов и обстоятельств, что не исключает коррупционную составляющую вдействиях должностных лиц муниципального органа.

Таким образом, подпункт 2 пункта 2.6.2 Административного регламента, помимо противоречия требованиям федерального законодательства, устанавливает возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Данное нарушение содержит коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя возможность необоснованного применения исключений из общих правил, который согласно подпункту «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, относится к выборочному изменению объёма прав (возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления(их должностных лиц));

- постановлением «О признании жилых помещений по улице ----, дом №---, квартир № ---- непригодными для проживания» были признаны жилые помещения по улице ----, дом № ----, квартир № ----- непригодными для проживания.

На основании заключения Межведомственной комиссии, жилые помещения №№ ----многоквартирного дома № ---- по улице ---- признаны непригодными для проживания согласно пункту 33 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

В силу пункта 49 постановления на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Постановлением не определено дальнейшее использование помещений, признанных непригодными для проживания, а также сроки отселения из них физических лиц;

- постановление «Об утверждении порядка определения объёма и предоставления субсидий из бюджета муниципального образования автономной некоммерческой организации содействия развитию системы мониторинга «Цивилизация» на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением деятельности по организации и проведению мониторинга проявлений социально опасных форм поведения граждан и содействия их профилактике» (далее - Порядок) не соответствует требованиям действующего законодательства, противоречит постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»об определённости нормативных актов и недопустимости неоднозначного толкования (пункт 35).

Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 19 Порядка соглашение о предоставлении субсидий должно содержать согласие организации на осуществление Управлением и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения Организацией условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет на приобретение за счёт субсидий иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного оборудования, импортного сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определённых настоящим Порядком.

Вместе с тем частью 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет приобретения за счёт полученных средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.

Буквальное толкование действующей редакции подпункта 5 пункта 19 Порядка предполагает возможность закупки (поставки) с использованием иностранной валюты высокотехнологичного оборудования в целом, а не только импортного, что является нарушением бюджетного законодательства;

- согласно пункту 1.3.1 Административного регламента отраслевым (функциональным) органом, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является ----.

Вместе с тем, в результате внесённых изменений в структуру отраслевых органов вышеназванная организация преобразовано в иную организацию, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Однако указанные обстоятельства не повлекли своевременное внесение изменений вАдминистративный регламент, чем подорвана целостность нормативно-правовой базы, а также принцип её единообразного применения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.4 Административного регламента общий срок предоставления муниципальной услуги - не позднее 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации заявления в Управлении, что противоречит требованиям статьи 8 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

С учётом изложенного, применение Правил в действующей редакции не в полной мере отвечает требованиям бюджетного законодательства, подрывает целостность нормативно-правовой базы;

- в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.

Между тем, в нарушение требований НК РФ пункт 3.1 решения Совета депутатов поселения налоговые ставки установлены в отношении лишь жилых домов и квартир.

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон  № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- отдельные положения Правил благоустройства вступили в противоречие с требованиями федерального законодательства и подлежат приведению в соответствие с ними.

В соответствии с пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Законом Ульяновской области от 21.12.2018 № 164-ЗО «О порядке определения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ульяновской области границ прилегающих территорий» установлен порядок определения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ульяновской области границ прилегающих территорий.

Пунктом 1 статьи 2 указанного Закона установлено, что границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территорий поселений и городских округов Ульяновской области от границ земельных участков, образованных в установленном земельным законодательством порядке (далее - земельные участки), к которым прилегают территории общего пользования, либо от контура зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, не образованных в установленном земельным законодательством порядке, если к таким зданиям, строениям, сооружениям прилегают территории общего пользования (далее также - здания, строения, сооружения).

Вместе с тем, в действующих правилах благоустройства поселения отсутствуют положения, определяющие границы прилегающих территорий и соответствующие действующим нормам;

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

 

2.2. Органам местного самоуправления представить в Государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области по Системе электронного документооборота и на электронный адрес 440136@mail.ru информацию по итогам рассмотрения обзора актов прокурорского реагированияс 17.07.2019 по 06.08.2019 с указанием принятых мер –в срок до 20.08.2019.

 

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 19.07.2019 по 08.08.2019.

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления представить в Государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской областип о Системе электронного документооборота и на электронный адрес 440136@mail.ru информацию по итогам рассмотрения обзора«Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения»с 19.07.2019 по 08.08.2019 с указанием принятых мер –в срок до 20.08.2019.

 

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении распоряжения Губернатора Ульяновской области от 20.09.2018 № 1162-р «О совершенствовании правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».

Сообщила о том, чтообзоры«Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения», а также обзоры актов прокурорского реагирования,которые прилагаются к протоколам аппаратных совещаний, впредь будутставиться на контроль, в связи с чем они подлежат неукоснительному исполнению.

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность.

На сегодняшний день, за июнь 2019 года не представлены муниципальные нормативные правовые акты следующих муниципальных образований:

- «Новослободское сельское поселение» Сенгилеевского района;

- «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района.

В связи с тем, что за первое полугодие 2019 поступило большое количество актов прокурорского реагирования на муниципальные нормативные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области, было принято решение о проведении окружных совещаний.

График проведения окружных совещаний в муниципальных образованиях Ульяновской области на второе полугодие 2019 года размещён на сайте www.ulgov.ru в разделе: «Регистр МНПА. Мониторинг правоприменения» - «Ведение регистра МНПА» - «Графики».

Напомнила о необходимости исполнения распоряжения Губернатора Ульяновской области от 20.09.2018 № 1162-р «О совершенствовании правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».

Распоряжением установлено направлять в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области информацию, предусмотренную Положением о мониторинге правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в установленные сроки:

- информацию о муниципальных правовых актах, на которые вынесены акты прокурорского реагирования – еженедельно по установленной форме;

- информацию о принятых (изданных) муниципальных правовых актах - ежемесячно по установленной форме(все графы формы должны быть заполнены, недопустимы пустые графы).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

 

4.2.Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области»и распоряжения Губернатора Ульяновской области от 20.09.2018 № 1162-р «О совершенствовании правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».

 

4.4. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

 

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Р.Р.Михайлова