Протокол №4р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 21.03.2019

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л 

 аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований 
Ульяновской области 

21.03.2019                                                                                               4р

 

11.00

 

Председатель                                                                             Котельникова О.В.

Секретарь                                                                           Короткова А.И.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. Доклад на тему: «О рассмотрении актов прокурорского реагирования по поводу неисполнения органами местного самоуправления Ульяновской области полномочий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов».

Докладчик - Сулейманов И.Н., начальник экспертно-правового управления Ассоциации «Совет муниципальных образований Ульяновской области».

 

2. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 27.02.2019 по 19.03.2019.

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 01.03.2019 по 21.03.2019.

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ Сулейманова И.Н. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ Котельникову О.В.

Сообщила, что за период с 27 февраля по 19 марта 2019 года вынесено 14 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области.

В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Решение Совета депутатов муниципального образования «О передаче части полномочий по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения от муниципального образования муниципальному образованию на 2019 год» не соответствует требованиям законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов в порядке, определённом Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Во исполнение указанных требований, а также статьи 13 Устава муниципального образования, решением Совета депутатов муниципального образования утверждён Порядок заключения соглашений о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципального образования и органами местного самоуправления городского и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 5 Порядка предложение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения оформляется решением Совета депутатов соответствующего муниципального образования и направляется в адрес Совета депутатов муниципального образования, которому предлагается передать полномочия.

Согласно пункта 6 Порядка указанное решение должно содержать перечень  полномочий, которые подлежат передаче, и срок, на который заключается соглашение.

Вопреки указанным требованиям решение Совета депутатов муниципального образования не содержит предложения Совету депутатов муниципального образования о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно данному решению Совет депутатов муниципального образования самостоятельно решил передать полномочия по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения от муниципального образования муниципальному образованию и поручил администрации района заключить соглашение о передаче указанных полномочий.

Вместе с тем, в отсутствие решения Совета депутатов муниципального образования о приёме указанных полномочий, решение о передаче полномочий является нелегитимным.

Более того, согласно пункта 9 Порядка решение Совета депутатов о передаче части полномочий должно быть направлено в администрацию муниципального района для подготовки проекта соглашения вместе с решением Совета депутатов принимающей стороны о приёме данных полномочий.

Помимо изложенного, в нарушение пункта 6 Порядка, в тексте решения отсутствует информация о сроке, на который заключается соглашение.

 

- Решение Совета депутатов муниципального образования «О принятии части полномочий по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения от муниципального образования в муниципальное образование» не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Указанные соглашения должны заключаться нa определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления поселения может начать осуществление переданных полномочий не раньше заключения соглашения, соответствующего указанным требованиям.

В нарушение изложенных норм в соответствии с п. 1 решения Совета депутатов муниципального образования данное муниципальное образование приняло на себя часть полномочий по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения с 21.02.2019. При этом соглашение о передаче полномочий до настоящего времени не заключено, решение о принятии в собственность поселения имущества, необходимого для реализации полномочий, не принято.

При таких обстоятельствах решение о принятии полномочий с 21.02.2019 является незаконным и неисполнимым, может привести к ненадлежащему предоставлению населению коммунальной услуги.

 

- Решение Совета депутатов муниципального образования «О согласовании безвозмездной передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования» не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Указанным решением безвозмездно из собственности муниципального образования в собственность муниципального образования передано муниципальное имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения муниципального района - муниципальное унитарное предприятие, как имущественный комплекс.

Вопреки требованиям статей 15, 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанное решение принято в отсутствие решения Совета депутатов муниципального образования о приёме полномочий по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения.

Приятие данного нормативного правового акта может повлечь ситуацию, при которой у муниципального образования не будет имущества, необходимого для решения вопросов местного значения, относящихся к полномочиям муниципального района.

 

- Постановлением Администрации муниципального образования утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения (далее - Перечень).

В вышеуказанный Перечень включены категории дорог с наименованиями улиц, относящихся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения в городе.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2017 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дороги местного значения могут относиться лишь к одной из категорий дорог.

Однако в оспариваемом постановлении улица относится к 4 и 5 категориям дорог.

 

- Постановление администрации муниципального образования «Об уточнении места расположения земельного участка» (далее - Постановление) не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, Постановлением устанавливается категория земель земельного участка, принадлежащего гражданам на праве частной собственности.

Однако, в соответствии с частью 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень документов и случаев, в которых указывается категория земель, является исчерпывающим.

При этом указание на категорию земель в правовых актах об уточнении местоположения земельного участка не предусмотрено.

Более того, Земельным кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления сельских поселений полномочиями в сфере земельных правоотношений в отношении земельных участков, не находящихся в собственности поселения, не наделены.

 

- Постановление администрации муниципального образования «Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования» не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Согласно части 3, пункту 1 части 4 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения устанавливаются местной администрацией с учетом общих правил нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2017 № 168, от 30.05.2017 № 663, от 21.06.2018 № 712) утверждены Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (далее - Требования).

Пунктом 6 Требований с 30.06.2018 срок проведения обсуждения проектов правовых актов в целях общественного контроля устанавливается в пределах 5 рабочих дней со дня размещения их в единой информационной системе (далее - ЕИС) в сфере закупок, а не 7 календарных дней, как предусматривалось ранее.

Так, без учета изменений, внесенных в пункт 6 Требований о конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), действует пункт 5 муниципального Порядка.

Вместе с тем, в пункт 6 муниципального нормативного правового акта до настоящего времени данные изменения не внесены.

В соответствии с пунктом 7 Требований изменены сроки рассмотрения предложения общественных объединений, юридических и физических лиц, поступивших в электронной или письменной форме, в срок, установленный указанными органами с учетом положений пункта 6 настоящего документа, который составляет не менее 5 рабочих дней.

Однако на основании пункта 7 муниципального нормативного акта срок рассмотрения предложений общественных объединений, юридических, физических лиц по-прежнему исчисляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.

Существенно претерпели изменения положения пунктов 8, 9 Требований, касающиеся сроков размещения в ЕИС протокола обсуждения в целях общественного контроля и его содержания.

Вместе с тем, данные требования не нашли закрепления в пункте 7 муниципального нормативного правового акта.

 

- Распоряжение «Об утверждении Положения о военно-учётном работнике администрации муниципального образования» (далее - Распоряжение) не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Согласно статье 8 Федерального закона от28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправления обязаны представлять в военный-комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учёте.

Однако пунктом 3.8 Распоряжения установлено, что к функциям военно-учётного работника входит ежегодное представление в военный комиссариат до 1 ноября список юношей 15 и 16 летнего возраста, а до 1 октября - список юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

 

- Решение Совета депутатов муниципального образования «Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования» (далее - Положение), не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, в силу пунктов 2, 3, 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) казённое учреждение без согласия собственника имущества не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом; бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом; автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом; закрепленными за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Между тем пунктом Положения для всех типов муниципальных учреждений предусмотрен единый запрет на распоряжение любым имуществом, закрепленным за ними либо приобретенным за счет средств, выделенных им по смете.

Подобный запрет свидетельствует не только о нарушении вышеприведенных норм гражданского законодательства, но и о наличии коррупционного фактора (выборочное изменение объема прав), предусмотренного подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с пунктами 4, 5, б статьи 123.22 ГК РФ муниципальное казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; муниципальное бюджетное учреждение - всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счёт каких средств оно приобретено; муниципальное автономное учреждение - всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретённых автономным учреждением за счёт средств, выделенных собственником его имущества.

В нарушение указанных требований гражданского законодательства пунктом 5.2.8 Положения установлено, что любое муниципальное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам только находящимся в его распоряжении денежными средствами. Данное ограничение также свидетельствует о наличии коррупционного фактора, выраженного в выборочном изменении объема прав (подпункт «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы).

 

- Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг из бюджета муниципального образования (далее - Постановление) не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, вопреки ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям)‚ индивидуальным предпринимателям, a также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг‚ утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887, постановление не предусматривает порядок и сроки рассмотрения главным распорядителем документов; основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии; требования, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, или на иную дату, определенную правовым актом.

Также постановление предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг‚ связанных с выполнением муниципального заказа. Далее в постановлении говорится о заключении муниципального контракта, в котором предусматривается порядок и условия предоставления субсидий. Однако ст. 78 БК РФ,общие требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 говорят о соглашении (договоре) о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом муниципального образования для соответствующего вида субсидии, a не о муниципальном контракте.

Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в пункте 3.3 постановления установлены обременительные требования для субъектов предпринимательской деятельности, a именно на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц возлагается обязанность предоставить документы (выписки из ЕГРЮЛ, выписки из ЕГРИП, сведения о лицензии), которые орган местного самоуправленияобязан запрашивать в порядке межведомственного взаимодействия.

 

- Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления из местного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями» (далее — Постановление) не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, вопреки ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 541, постановление не предусматривает требования, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, или на иную дату, определенную правовым актом.

Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в 11.7 постановления установлены обременительные требования для некоммерческой организации, а именно на некоммерческие организации возлагается обязанность предоставить выписки из ЕГРЮЛ, которые орган местного самоуправления обязан запрашивать в порядке межведомственного взаимодействия.

 

- Постановление администрации муниципального образования «О выдаче разрешения OOO на использование земель в кадастровом квартале» (далее-Постановление) не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, постановлением выдано разрешение ООО на использование земельных участков.

В соответствие с ч. 3 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 указанной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа, а для использования земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, a также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, получение разрешения на использование земельного участка не требуется.

В тоже время, согласно ст. 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (3a исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 вышеуказанной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 № 682-П «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, a также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, a также на земельных участках, государственная собственность нa которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа по распоряжению земельными участками.

То есть выдача разрешения ООО, с учетом цели использования земельных участков, не требовалась.

В п. 4 Постановления указано единственное основание для досрочного прекращения разрешения на использование земель – предоставление земельного участка физическим или юридическим лицам, что противоречит п.11 Постановления Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 № 682-П.

Согласно п. 5 постановления установлены обязанности по выполнению предусмотренных статьей 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации требований в случае, если использование земель или земельных участков привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах используемых земель или земельных участков. Однако, требования приведены с нарушением ст. 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации.

Более того, требования предъявляются при порче или уничтожению плодородного слоя почвы не земельных участков, разрешение об использовании которых выдается, a земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В тоже время органы местного самоуправления района полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, не наделены.

Согласно п. 9 Постановления Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 № 682-П, в случае если планируется использование земель или части земельного участка, к решению прилагается схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек их границ.

Однако какие-либо приложения к постановлению отсутствуют.

 

- Постановление администрации муниципального образования «Об исключении недвижимого имущества из реестра муниципальной собственности, из реестра муниципальной казны муниципального образования» не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Постановление издано в пределах предоставленных полномочий, однако приложение к постановлению утверждено постановлением Главы администрации муниципального образования.

Между тем, в соответствии со ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами.законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения. Таким образом, действующим законодательством установлено, что постановления издаются именно в форме актов администрации, Глава администрации полномочиями по изданию актов от своего имени не обладает.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2.   Органам местного самоуправления:

- провести инвентаризацию муниципальных правовых актов и своевременно приводить муниципальные правовые акты в соответствие с законодательством.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3.СЛУШАЛИ Котельникову О.В. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

Председатель

О.В.Котельникова

Секретарь

А.И.Короткова