Протокол №2р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 15.02.2018

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований 
Ульяновской области
 

 

15.02.2018                                                                                                         2р

 

11.00

 

Председательствующий                                        О.В.Котельникова

Секретарь                                                                     Ю.А.Ларина

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

1. Проблемные вопросы по реализации ГТО.

Медведская М.А. - руководитель Регионального оператора всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в Ульяновской области.

2. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 31.01.2018 по 13.02.2018.

Котельников аО.В. - начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

3. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 02.02.2018 по 14.02.2018 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Котельникова О.В. - начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1.СЛУШАЛИ

Медведскую М.А. (доклад прилагается).

ВЫСТУПИЛИ: Котельникова О.В.

РЕШИЛИ:

1.1.Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ

Котельникову О.В., которая сообщила, что за период с 31январяпо 13 февраля 2018 года вынесено 19 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- «О признании жилого дома непригодным для проживания» - постановление администрации муниципального образования Ульяновской области, на основании которого жилое помещение признано непригодным для проживания, является незаконным и подлежит отмене последующим основаниям.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) определены вопросы местного значения городского и сельского поселения.

Согласно ч.ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона№ 131-ФЗ вопросы в области жилищного законодательства на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципального района.

Вместе с тем, в силу п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона№ 131-ФЗ, ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских поселений указанные вопросы решают самостоятельно.

Таким образом, подведомственность принятия органом местного самоуправления решения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания поставлена в зависимость от территориального расположения жилого строения.

Учитывая, что жилой дом расположен на территории муниципального образования Ульяновской области, следовательно, все организационные вопросы, связанные с рассмотрением вопроса о признании дома не пригодным для дальнейшего проживания, должны решаться именно местной администрацией указанного городского поселения с соблюдением требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания имногоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»(далее - Положение).

Вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.

С учетом ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 5, 8 Положения законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.

В силу пункта 8 данного Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии, в данном случае такое решение должно приниматься местной администрацией муниципального образования Ульяновской области.

Помимо этого, администрацией района не решена судьба помещения, признанного непригодным для проживания.

При таких обстоятельствах, настоящее постановление администрацией района принято за пределами собственной компетенции, что образует коррупциогенный фактор, предусмотренный п.п. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, который подлежит исключению путем отмены правового акта.

- «Об определении категории земельных участков» - в соответствии с пп.1 п.1 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.

Так, постановлениемадминистрации муниципального образования Ульяновской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами, расположенных в границах муниципального образования, относящихся к землям лесного фонда, в нарушение пп.1 п.1 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Приняв решение об отнесении вышеуказанных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, к землям сельскохозяйственного назначения, администрацией муниципального образования Ульяновской области превышены пределы своей компетенции при принятии данного постановления.

- «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальными финансами муниципального образования Ульяновской области до 2020 года» - постановление администрации муниципального образования Ульяновской области не соответствует требованиям закона.

Постановлением утверждена вышеуказанная программа.

В силу положений Программы она является бюджетным инструментом, направленным на повышение эффективности бюджетных расходов и разработана в силу ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Между тем, установлено, что на реализацию ряда программных мероприятий финансовые средства не предусмотрены. Следовательно, в нарушение ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации программой вводятся не обеспеченные расходные обязательства.

Учитывая, что муниципальные программы разрабатываются и утверждаются в целях формирования расходных обязательств муниципального образования (для их исполнения на основании ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации) введение финансово не обеспеченных мероприятий не допустимо.

Аналогичные требования предусмотрены ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации‚ согласно которым недопустимо введение расходного обязательства без указания бюджета, за счет средств которого оно подлежит исполнению.

Учитывая изложенное, в постановление необходимо внести соответствующие изменения.

- «Об утверждении муниципальной программы «Развитие молодежной политики в муниципальном образовании Ульяновской области на 2018 - 2020 годы» - постановление администрации муниципального образования Ульяновской области не соответствует требованиям закона.

Пункт подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей на 2018 - 2020 годы» устанавливает ресурсное обеспечение подпрограммы которое в нарушение ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации помимо бюджета муниципального образования Ульяновской области предполагает иные источники финансирования.

Кроме того, в нарушение ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ пункт приложения к муниципальной программе подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2018 - 2020 годы» устанавливает формирование системы оказания государственной поддержки граждан в приобретении жилья, а мероприятие №1 данного приложения предусматривает предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям.

Таким образом, постановление вынесено с нарушениями закона, а потому подлежит изменению.

- «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду муниципального имущества, включенного в Перечень муниципального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Ульяновской области» - нормы Положения и решение Совета депутатов, которым утверждено данное Положение, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Так, в нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» пунктом Положения у субъектов малого и среднего предпринимательства истребуются документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Пунктом Положения определены социально-значимые виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, дающие им право на получение льгот по арендной плате. Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1 и 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» экономическая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства может определяться только по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Кроме того, пункты Положения содержат такие оценочные понятия как «социально значимые виды деятельности» и «документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категории субъектов малого и среднего предпринимательства», устанавливающее для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, что в соответствии с п. а) ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.

В нарушение требований ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ пунктом Положения определено обязательное согласование предоставления льгот по арендной плате с Общественно-консультационным советом по развитию предпринимательства в муниципальном образовании Ульяновской области.

В Решении и Положении неверно указано название Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» не указано решение представительного органа местного самоуправления, которым утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Ульяновской области.

В Положении неверно указано название приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

- «Об утверждении Положения о порядке подготовки обучения населения мерам пожарной безопасности и информирования населения о мерах пожарной безопасности на территории муниципального образования Ульяновской области» - ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон№ 69-ФЗ) определен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения мер пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона№ 69-ФЗ организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено и нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Ульяновской области от 18.09.2009 № 340-П «О системе обучения населения Ульяновской области мерам пожарной безопасности» было утверждено Положение о системе обучения населения Ульяновской области мерам пожарной безопасности.

Таким образом, принятие администрацией муниципального образования Ульяновской области постановления «Об утверждении Положения о порядке организации подготовки населения мерам пожарной безопасности и информирования населения о мерах пожарной безопасности на территории муниципального образования Ульяновской области» свидетельствует о превышении администрацией поселения своих полномочий.

Кроме того, утвержденное администрацией поселения Положение фактически дублирует нормы Положения о системе обучения населения Ульяновской области мерам пожарной безопасности, утвержденное постановлением Правительства Ульяновской области от 18.09.2009 № 340-П.

- «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Ульяновской области на 2018 год» - в соответствии со ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении: квартир, комнат, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом.

Между тем, в нарушение указанных требований налогового законодательства п.2 решения Совета депутатов поселения налоговые ставки установлены в отношении жилых помещений, а также единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение.

Учитывая, что согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречитьКонституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законом и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.

- «О назначении ответственного лица» - постановлением назначено ответственное должностное лицо администрации муниципального образования Ульяновской области за определенный участок работы‚ то есть муниципальный акт издан по вопросам деятельности администрации.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ постановления издаются по вопросам местного значения и вопросам, связаннымс осуществлением отдельных государственных полномочий, распоряжения издаются исключительно по вопросам деятельности местной администрации.

Учитывая, что изданное постановление затрагивает внутреннюю деятельность администрации, а не вопросы местного значения, Постановление издано с нарушением формы издания и подлежит отмене. 

- «Об утверждении Порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Ульяновской области» - в силу статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции» муниципальное имущество может быть переданов безвозмездное пользование любым юридическим лицам.

Между тем пунктом Порядка установлен запрет на передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям, что свидетельствует также о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика).

Статьи Порядка характеризуются наличием коррупциогенных факторов, выраженных в широте дискреционных полномочий (подпункт «а»пункта 3 Методики).

Согласно пункту Порядка продажу муниципального имуществана аукционе осуществляет специально созданная аукционная (конкурсная) комиссия, которая формируется администрацией муниципального образования Ульяновской области.

При этом отсутствует указание на то, осуществляет ли данная комиссия продажу имущества по итогам конкурса, поскольку ее наименование лишь предполагает данную функцию.

B соответствии со статьей Порядка все расходы по государственной регистрации права муниципальной собственности несет бюджет муниципального образования Ульяновской области, в то время как на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодексаРоссийской Федерации органы местного самоуправления освобожденыот уплаты государственной пошлины за свершение данного юридически значимого действия.

Безосновательно широкие пределы усмотрения предусматривает статья Порядка, закрепляющая возможность осуществления контроля со стороны уполномоченных должностных лиц за состоянием переданных объектов муниципальной собственности «по мере необходимости».

В этой связи, при наличии заинтересованности уполномоченных должностных лиц, соответствующие контрольные мероприятия могут не проводиться либо проводиться необоснованно часто.

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

2.3.Органам местного самоуправления привести муниципальные правовые акты в соответствие с законодательством.

 

3.СЛУШАЛИ

Котельникову О.В. (доклад прилагается).

Обратила внимание на то, что с 01.05.2018 вступит в силу Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». В связи с этим необходимо будет внести изменения в уставы поселений и городских округов муниципальных образований Ульяновской области.

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

 

Председательствующий

О.В. Котельникова

 

Секретарь

 

Ю.А.Ларина