Протокол №7р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области
 

 

04.05.2017                                                                                                                                                                                     7р

 

                                                                                                  11.00 

 

Председательствующий                                                             

О.В.Котельникова

Секретарь                                          

 Т.А.Бакулина

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1. «О предоставлении информации согласно распоряжению Губернатора Ульяновской области от 22.07.2017 № 323-р».

Докладчик – Е.А.Корастелева

Тел. 58-91-90

 

2.  Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 19.04.2017 по 03.05.2017.

Докладчик – О.В.Котельникова

3.  Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 20.04.2017 по 03.05.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Докладчик – О.В.Котельникова

 

4. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области. 

Докладчик – О.В.Котельникова

 

1. О предоставлении информации согласно распоряжению Губернатора  Ульяновской области от 22.07.2017 № 323-р

(Е.А.Корастелева - текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области

(О.В.Котельникова)

Сообщила, что за период с 19 апреля по 03 мая вынесено 44 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- «Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию» - выявлено несоответствие сроков предоставления муниципальной услуги срокам, установленным положениями Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) - 10 рабочих дней вместо установленных ГрК РФ 7 рабочих дней, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы является одним из коррупциогенных факторов (широта дискреционных полномочий). Кроме того, указанный административный регламент не в полном объёме устанавливает перечень документов, прилагаемых к выдаче разрешения, Так, в перечне документов отсутствует перечень документов о мероприятиях по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 ГрК РФ‚ что в соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы является одним из коррупциогенных факторов (неполнота административных процедур). В нарушение части 6 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) пунктом 5.3 Административного регламента предусмотрен срок рассмотрения обращения (жалобы) в течение 30 дней с даты регистрации вместо 15 рабочих дней со дня регистрации. Вопреки требованиям части 8 статьи 11.2 № 210-ФЗ в Административном регламенте не предусмотрено положение о направлении мотивированного ответа о результатах рассмотрения жалобы не позднее дня, следующего за днём принятия решения;

- «Административный регламент предоставления администрацией сельского поселения муниципальной услуги по выдаче выписки из домовой книги собственника жилого помещения» - из регламента следует, что получателями муниципальной услуги являются только граждане Российской Федерации, проживающие на территории сельского поселения. Между тем, согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан‚ Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Таким образом, ограничение круга лиц - получателей муниципальной услуги противоречит требованиям закона и в соответствии c подпунктом «a» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы является одним из коррупциогенных факторов (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему). Согласно пункту 3.1.1 Регламента основанием для начала административной процедуры (принятие заявления и документов) является представление заявителем заявления и документов, перечисленных в пункте 2.6 раздела 2 настоящего Регламента. При этом заявление подается на имя главы администрации поселения. Ответственным за исполнение данной административной процедуры является ведущий специалист администрации. Между тем, порядок передачи заявления главой администрации специалисту, ответственному за исполнение данной административной процедуры, в регламенте отсутствует.

Прим.: Обратила внимание, что согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон  от 06.10.2003 № 131-ФЗ) выдача выписки из домовой книги собственника жилого помещения к вопросам местного значения сельских поселений не относится. В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 27.07.2010  № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований. Учитывая вышеизложенное, органами местного самоуправления административные регламенты в указанной сфере не должны приниматься;

- «О привлечении осужденного к обязательным работам» - распоряжением администрации муниципального района осужденному устанавливаются  обязательные работы с 23.12.2016 сроком на 460 часов. Вместе с тем объекты, на которых осужденный должен отбывать наказание в виде обязательных работ, не определены. Согласно части 1 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации‚ подпунктов 42 и 47 Инструкции по организации исполнения наказания и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества для исполнения наказания в виде обязательных работ органы местного самоуправления определяют виды обязательных работ, а также объекты, на которых осужденные отбывают наказание;

- «Об установлении особого противопожарного режима на территории муниципального района» - согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в  установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. Постановление муниципального района предусматривает установление особого противопожарного режима на территории муниципального района и содержит перечень мероприятий, требующих определенных финансовых расходов (приведение в исправное состояние источники противопожарного водоснабжения и первичные средства пожаротушения, обеспечить исправное состояние средства звуковой сигнализации и др.) При этом в данном постановлении не содержатся нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, связанных с выполнением вышеуказанных противопожарных мероприятий, что является нарушением требований статьи  83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ);

- «Об организации и проведении месячников по благоустройству территорий населённых пунктов сельского поселения» - в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путём размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет». Обнародование информации - это обеспечение её всеобщей доступности. Опубликование (размещение) вышеназванными органами информации о своей деятельности в СМИ в силу значимости такой информации для гражданского общества поставлено на один уровень с официальным опубликованием принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, требование о котором содержится в части  3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.  Между тем из постановления администрации сельского поселения  совершенно неясно на официальном сайте какого именно органа местного самоуправления сельского поселения должно размещаться данное постановление, что противоречит законодательству;

- «О присвоении адреса земельному участку, расположенному в сельском поселении» - в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведение государственного адресного реестра, эксплуатация федеральной информационной адресной системы, использование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляются на основе принципа обеспечение достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах. В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона № 443-ФЗ органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по размещению, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра. Согласно пункту 25 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения. Вместе с тем в принятом администрацией муниципального образования постановлении отсутствует требование о внесении присвоенного земельному участку адреса в государственный адресный реестр;

- «Об утверждении положения о межведомственном штабе по организации отдыха детей на территории муниципального района» - постановлением администрации в числе прочего утверждён состав штаба по организации отдыха детей, на членов которого возложены ряд обязанностей. При этом без какого-либо согласования в состав штаба включён главный врач ФБУЗ. Между тем, указанное лицо в трудовых отношениях с администрацией муниципального района не состоит. В соответствии со статьёй 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а согласно статье 2 ТК РФ требовать от работника исполнение им свои трудовых обязанностей может лишь его работодатель. Следовательно, администрация не вправе возлагать на лиц, не состоящих с ней в трудовых отношениях, исполнение каких-либо обязанностей;

- «Об организации и проведении месячника по благоустройству территорий населенных пунктов сельского поселения» - постановлением администрации сельского поселения объявлено о проведении областных субботников. Однако в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, но в пределах территории своего муниципального образования. Таким образом, полномочиями по проведению областных субботников органы местного самоуправления поселения не обладают. Кроме того, в нарушение требований вышеуказанной статьи запланировано проведение экологических акций по чистке городских территорий. Учитывая, что при издании постановления  допущено нарушение требований закона, оно подлежит изменению;

- «О рабочей группе по вопросам межбюджетных отношений на территории сельского поселения» - постановлением администрации сельского поселения утверждён состав рабочей группы и положения о ней. В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о рабочей группе, последняя наделена полномочиями запрашивать и получать в установленном порядке от  муниципального района материалы и информацию, отнесённые к компетенции рабочей группы. Однако в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внугригородская территория города федерального значения, то есть какая-либо территория. Следовательно, запрашивать и получать информацию из муниципального образования не представляется возможным;

- «Об утверждении программы оптимизации расходов бюджета сельского поселения на 2017-2019 годы» - постановлением администрации сельского поселения утверждена муниципальная программа. В силу положений программы она является бюджетным инструментом, направленным на повышение эффективности бюджетных расходов. Между тем установлено, что целевые показатели (индикаторы) программы не определены, перечень мероприятий приведён в отсутствие бюджетного эффекта, на достижение которого направлена программа. В соответствии со статьёй 179 БК РФ  муниципальная программа является инструментом бюджетного планирования и предусматривает расходы на её реализацию. Более того, в силу статьи 65 БК РФ формирование расходов бюджетной системы муниципального образования осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования. Однако, как уже указывалось выше, ни расходы на реализацию программы, ни снижение имеющихся расходов, программой не предусматривается. Кроме того, в нарушение принципа самостоятельности бюджета, установленного статьёй 31 БК РФ, программой предусматривается отчёт об исполнении программы в МУ «Управление финансов муниципального района»;

- «О присвоении адреса» - в соответствии со статьёй 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Вместе с тем, в постановлении администрации ошибочно указаны реквизиты документа, а именно неверно указан номер Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, как № 121, которое в указанное время не принималось;

- «О внесении изменений в муниципальную программу «Стимулирование развития жилищного строительства в муниципальном районе в 2016-2019 годах» - постановлением администрации муниципального района внесены изменения в раздел 5 муниципальной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в муниципальном районе в 2016-2019 годах». В нарушение требований статьи 31 БК РФ постановлением утверждается финансирование программы кроме бюджета муниципального района из бюджетов других бюджетных систем Российской Федерации. Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, данное постановление подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, в нарушение требований статьи 34 БК РФ приложение № 4 к программе не отвечает требованиям эффективности использования, а именно сумма заложенных денежных средств не способствует достижению программой заданных результатов;

- «О проведении мероприятий в период весеннего половодья и паводка в 2017 году» - согласно статье 30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации  и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, её участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 4.5 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения Ульяновской области, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 22.03.2012 № 129-П, временные ограничения движения в весенний период не распространяются на международные перевозки грузов; на пассажирские перевозки автобусами, в том числе международные; на перевозку пищевых продуктов, животных, кормов и кормовых добавок для продуктивных животных, лекарственных препаратов, нефти и нефтепродуктов, топлива (бензин, дизельное топливо, судовое топливо, топливо для реактивных двигателей, топочный мазут, газообразное топливо), семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов; на перевозку грузов, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий; на транспортировку дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной техники и материалов, применяемых при проведении аварийно-восстановительных и ремонтных работ; на транспортировку твёрдых бытовых отходов к местам их утилизации; на движение транспортных средств Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации. Между тем, в пункте 3.2.4 постановления администрации в нарушение вышеуказанных норм отсутствует разрешение на транспортировку нефти и нефтепродуктов. Кроме того, пунктом 5 постановления администрации разрешается транспортировка твёрдых бытовых отходов к местам временного складирования, что противоречит пункту 4.5 Порядка. Статьёй 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Однако, в нарушение указанных требований действующего законодательства, несмотря на то, что указанный муниципальный правовой акт затрагивает права граждан, в пункте 7 постановления администрации района закреплено, что оно вступает в силу с момента «подписания опубликования», что является незаконным;

- «Об утверждении стоимости услуг‚ предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в 2017 году» - согласно статье 15 Конституции Российской Федерации нормативно правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина‚ не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Однако, в нарушение указанных требований действующего законодательства, несмотря на то, что указанный муниципальный правовой акт затрагивает права граждан, в пункте 2 постановления администрации поселения закреплено, что оно вступает в силу с момента подписания, что является незаконным.

Прим.: Обратила внимание, что согласно статье 14 Федерального закона  № 131-ФЗ вопрос организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения к вопросам местного значения сельских поселений не относится.  Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Поэтому органы местного самоуправления сельских поселений  могут принимать нормативные правовые акты в указанной сфере только в случае передачи указанного вопроса местного значения от муниципального района через заключение соглашения в порядке части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ;

- «О передаче имущества» - администрация муниципального района передает администрации сельского поселения имущество, находящееся в собственности администрации муниципального района, а именно трактор колесный «Беларус 82.1» в оперативное управление и заключает соответствующий договор. В соответствии со статьёй 296 ГК РФ‚ имущество собственника может быть закреплено на праве оперативного управления только за учреждением и казенным предприятием, учредителем которого является собственник данного имущества. Согласно статье 123.21 ГК РФ учреждением признаётся унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закреплённое собственником за учреждением и приобретённое учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Администрация муниципального района учредителем администрации сельского поселения не является, являясь отдельным юридическим лицом, в связи с чем последняя приобрести право оперативного управления на имущество, собственником которого является администрация муниципального района, не может. Кроме того, установлено, что в соответствии с паспортом на транспортное средство собственником трактора является администрация сельского поселения, в связи с чем, принимая указанное постановление, администрация муниципального района распорядилась чужим имуществом. Таким образом, администрация муниципального района приняла данное постановление в отсутствие предоставленных полномочий.

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

2.      Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 20.04.2017 по 03.05.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

(О.В.Котельникова - текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

 

1.   Принять информацию к сведению.

2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также с законодательством Ульяновской области.

3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

4. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области.

 

Сообщила о том, что согласно представленной администрацией Барышского района информации, в апреле были проведены 2 заседания комиссии по нормотворческой деятельности (14.04.2017 и 28.04.2017), однако, в нарушение пункта 3.8 распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» (с учётом изменений, внесённых распоряжением Губернатора Ульяновской области от 24.11.2016), согласно которому секретари комиссий должны направлять копии регламентов (повесток) и протоколов комиссий по нормотворческой деятельности муниципального образования не позднее трёх рабочих дней со дня проведения заседания комиссии по нормотворческой деятельности муниципального образования,  указанная информация в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области до сих пор не представлена.

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

2.      Администрации Барышского района представить государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области информацию согласно пункту 3.8 распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» (с учётом изменений, внесённых распоряжением Губернатора Ульяновской области от 24.11.2016) в срок до 10.05.2017.

 

Председательствующий 

О.В.Котельникова

Секретарь 

Т.А. Бакулина