Доклад Галиевой Д.А на тему: «Обзор административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю вам рассмотреть нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, которые были выявлены контрольным управлением администрации Губернатора Ульяновской области (далее – контрольное управление) в 2021 и 2022 годах при использовании средств областного бюджета Ульяновской области, предоставленных в форме межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.

Наиболее распространёнными нарушениями, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, является нецелевое использование бюджетных средств; нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов; приёмка и оплата невыполненных работ и нарушение требований к ведению бухгалтерского учёта, повлекшее предоставление недостоверной бухгалтерской отчётности.

По предложению Минфина Ульяновской области была проведена внеплановая проверка целевого использования субвенций, предоставленных в 2021 году изобластного бюджета бюджетам муниципальных образований в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

По итогам проверки в 5 муниципальных образовательных учреждениях одного из муниципальных районов установлены факты нецелевого использования субвенций в сумме почти 18 млн. руб., выразившегося внаправлении субвенций на оплату расходов, не соответствующих установленным целям, в том числе:

4,5 млн. руб. – на приобретение водонагревателей, снегоуборочных машин, триммеров, холодильников, ремонт кровли и другие нецелевые расходы;

13,4 млн. руб. – на оплату недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды за предыдущие годы.

Ответственные за данное нарушение должностные лица привлечены к административной ответственности в виде наложения штрафов.

Кроме того, контрольным органом выданы предписания о возврате в областной бюджет средств, использованных не по целевому назначению.

Также обращаю внимание на то, что нецелевое расходование бюджетных средств на сумму свыше 1,5 млн. руб. является уголовно наказуемым деянием.

В связи с допущенным нарушением предлагаю профильным ведомствам администраций муниципальных образований, в частности управлениям финансов и управлениям образований, провести с подведомственными образовательными учреждениями совещание о необходимости соблюдения положений нормативных правовых актов, устанавливающих правовые основания для предоставления субвенций на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, подробно рассмотреть установленные постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2013 №660-П Перечни расходов, которые осуществляются образовательными учреждениями за счёт средств субвенций.

Кроме того, контрольным управлением выявлялись факты нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов со стороны получателей, которыми являются администрации муниципальных образований.

В основном нарушения выражаются в предоставлении в профильные министерства для получения межбюджетных трансфертов документов либо не в полном объёме, либо с нарушением требований к их содержанию
и составлению.

В министерствах документы принимают без замечаний. Однако контрольным органом фиксируется нарушение и со стороны министерства, и со стороны администрации муниципального образования, которая предоставила такие документы с нарушением требований.

При проведении проверок выполнения строительных работ, которые осуществлялись по муниципальным контрактам, в том числе за счёт средств областного бюджета, всегда выявляются факты приёмки и оплаты невыполненных работ.

Это также является административным правонарушением и ответственные должностные лица привлекаются к ответственности.

Кроме того, контрольным органом оплата по невыполненным работам может быть квалифицирована как причинение ущерба бюджету, что влечёт возврат средств.

Предписанием или представлением мы обязываем заказчика выходить в суд к подрядчику с исками о возврате средств, полученных им за невыполненные работы.

Однако в настоящее время судебная практика разрешения подобных споров неоднозначная. В рамках судебных разбирательств назначаются экспертизы строительных работ. При установлении факта приёмки заказчиком явных недостатков суды отказывают заказчикам в удовлетворении иска.

Поэтому необходимо организовывать приёмку строительных работ с привлечением специалистов в области строительстваи не подписывать акты выполненных работ «авансом», когда подрядчик обещает выполнить работы в будущем и подталкивает на такое решение доводами об остановке работ ввиду отсутствия денежных средств.

Также часто выявляются нарушения при ведении бухгалтерского учёта, вследствие чего бухгалтерская отчётность содержит искажённые показатели и является недостоверной.

В частности, в бухгалтерском учёте несвоевременно отражается кредиторская задолженность по принятым обязательствам. Либо учреждения скрывают дебиторскую задолженность. Не ведут учёт по счетам, предусмотренным для отражения авансовых платежей за поставленные товары, работы, услуги.

В зависимости от размера процента искажения показателей бухгалтерской отчётности административные правонарушения квалифицируются как незначительное, значительное и грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учёта.

Также хотелось бы сказать, что в последнее время органы прокуратуры в целях защиты интересов предпринимателей пристально следят за своевременностью оплаты обязательств по муниципальным контрактам и договорам.

В случае выявления фактов несвоевременной оплаты обязательств органами прокуратуры возбуждаются дела об административных правонарушениях, которые направляются на рассмотрение в контрольное управление.

При этом, учитывая то, что причиной несвоевременной оплаты явилось отсутствие финансирования, органы прокуратуры возбуждают по таким фактам дела по статье 15.15.11 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несвоевременное доведения лимитов бюджетных обязательств.

При рассмотрении таких дел выясняется, что казёнными учреждениями и финансовыми органами нарушаются правила постановки на учёт бюджетного обязательства. То есть, при регистрации бюджетного обязательства по заключённым контрактам на учёт ставится не вся сумма контракта и, впоследствии, по факту «законтрактованные» лимиты бюджетных обязательств отвлекаются на другие статьи расходов, что и приводит к нарушению сроков оплаты обязательств ввиду отсутствия средств.

С учётом изложенного, в целях предотвращения административных правонарушений считаю необходимым принять меры по повышению финансовой дисциплины.

Благодарю за внимание!