Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Обзор изменений федерального законодательства и законодательства Ульяновской области за период с 10.02.2023 по 16.03.2023»

 

 

I. Обзор законодательства Российской Федерации

 

Постановления Правительства Российской Федерации

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2023 № 348 «О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта «а» и подпункта «б» пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году»

 

Указанное положение распространяется на государственные контракты, финансируемые из федерального бюджета и подлежащие казначейскому сопровождению.

Также устанавливается повышенный размер авансирования государственных контрактов с казначейским сопровождением, которые касаются объектов капитального строительства на территориях новых субъектов Российской Федерации. Компании, заключившие такие государственные контракты, смогут получать в качестве аванса от 30 до 90% от цены, обозначенной в договоре на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Организации, участвующие в государственных закупках, смогут получать в 2023 году в качестве аванса от 30 до 50% от цены контракта.

Данные решения будут применяться до 31 декабря 2023 года.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2023 № 205 «О внесении изменений в Правила предоставления финансовой поддержки за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности»

 

Уточнены требования к сроку реализации проекта модернизации объекта коммунальной инфраструктуры в рамках предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Установлено, что срок создания, реконструкции, модернизации объекта коммунальной инфраструктуры в рамках проекта модернизации должен составлять не более 5 лет (ранее - 3 лет) со дня принятия правлением Фонда решения о предоставлении финансовой поддержки, предназначенной для реализации проекта модернизации и для субсидирования процентной ставки.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2023 № 192 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 1816»

 

Упрощены процедуры строительства трамвайных путей, контактных сетей трамвайных линий. Для указанных линейных объектов не потребуется получение разрешения на строительство, подготовка документации по планировке территории.

 

Правовые акты министерств и ведомств

 

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 10.02.2023 № Р-32 «Об утверждении методических рекомендаций по обеспечению детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, и методики расчёта комплексного показателя обеспеченности дошкольным образованием детей дошкольного возраста»

 

Обновлены методические рекомендации по обеспечению детей дошкольного возраста местами в детских садах.

Предусмотрены в том числе:

- рекомендуемый порядок действий уполномоченных органов по обеспечению детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования;

- рекомендуемые требования к размещению указанных организаций.

Также в документе приведена методика расчёта комплексного показателя обеспеченности дошкольным образованием детей дошкольного возраста. Показатель потребности в получении дошкольного образования рассчитывается субъектами Российской Федерации в разрезе муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, а также в целом по субъекту Российской Федерации ежегодно на 1 января текущего календарного года.

Кроме того, признаны утратившими силу распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2019 года № Р-155 и от 30 декабря 2019 года № Р-156.

 

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2023 № 50 “О внесении изменений в Порядок приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 236”

 

С 1 апреля 2024 года для направления и приёма ребёнка в образовательную организацию дошкольного образования вместо свидетельства о рождении ребёнка допускается предъявлять выписку из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС), содержащую реквизиты записи акта о рождении.

Указанный Порядок приведён в соответствие с Федеральным законом от 21.11.2022 № 465-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу) и действует до 28 июня 2026 года.

 

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 17 января 2023 года № 5 “О внесении изменений в Правила оценки готовности к отопительному периоду, утверждённые приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103”

 

Установлены дополнительные требования оценки готовности к отопительному периоду для муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.

В частности, предусмотрено, что в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду, уполномоченным органом в отношении данных организаций должно быть проверено, в том числе, выполнение графиков проведения противоаварийных тренировок, а также мероприятий по установке резервного оборудования, организации совместной работы нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть, резервированию тепловых сетей смежных районов поселения, городского округа, города федерального значения, устройству резервных насосных станций.

 

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.01.2023 № 18/пр «О внесении изменения в методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утверждённые приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 668/пр»

 

Скорректирован порядок установления размера платы за наём жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Уточнено требование к установлению величины коэффициента соответствия платы.

 

Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 11.11.2022 № 253 «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства»

 

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) представила новые разъяснения обязательных требований трудового законодательства.

В Руководстве содержатся разъяснения по следующим вопросам, в том числе:

- испытательный срок при приёме на работу;

- приём работника на работу;

- перевод на другую работу в соответствии с медицинским заключением;

- прекращение трудового договора по основаниям, не зависящим от воли сторон;

- порядок прекращения срочного трудового договора с беременной женщиной;

- время отдыха (все виды перерывов, выходных, отпусков);

- возможные случаи уменьшения заработной платы;

- особенности работы в религиозных организациях.

Кроме того, приказом был признан утратившим силу аналогичный приказ Роструда от 13 мая 2022 года № 123.

 

Иные акты, информационные письма

 

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.2023№ 28-01-10/13648 «О рассмотрении обращения»

 

Даны разъяснения по вопросу о возможности участия самозанятых лиц в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества.

Сообщается, в частности, что статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -закон № 159-ФЗ) предусмотрено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определённой независимым оценщиком.

Вместе с тем, самозанятые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства и положения Закона № 159-ФЗ на них не распространяются. Таким образом, для самозанятых действующим законодательством не предусмотрено преимущественное право приобретения арендуемого государственного или муниципального имущества. При этом самозанятые как физические лица могут принять участие в приватизации государственного или муниципального имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

 

Письмо Министерства финансов Российской Федерации № 24-01-07/14000, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации № ПИ/11943/23 от 17.02.2023 «Об осуществлении в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона  от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории»

 

Разъяснены особенности установления дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика в целях обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и нужд муниципальных образований, находящихся на его территории.

Возможность высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации принять соответствующее решение об установлении в период до 31 декабря 2023 года дополнительных случаев осуществления закупок у единственного поставщика предусмотрена частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Отмечено, что законодательство не содержит требований к условиям принятия такого решения, в связи с чем дополнительные случаи определяются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации самостоятельно. В настоящее время вопросы определения целесообразности введения и применения в субъекте Российской Федерации и муниципальных образованиях, находящихся на его территории, дополнительных случаев также отнесены к полномочиям высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

 

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2023 № МН-6/112 «О направлении обзора типичных ошибок» (вместе с «Обзором типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»)

 

Обзор подготовлен в рамках предстоящей декларационной кампании за 2022 год. В обзоре приведены типичные ошибки, допускаемые при заполнении справок, а также рекомендации по корректному отражению сведений.

 

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31.01.2023 № 28-01-10/7372 «О рассмотрении обращения»

 

Даны разъяснения по вопросу реализации концессионером преимущественного права на выкуп, находящегося в муниципальной собственности имущества - тепловых сетей, входящих в состав объекта концессионного соглашения.

Сообщается, в частности, что пунктом 2 статьи 30.2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) предусмотрено, что в случае включения имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества на период, соответствующий окончанию срока действия концессионного соглашения, концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого имущества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30.2 Закона о приватизации в течение тридцати календарных дней с даты принятия решения об условиях приватизации имущества соответствующий уполномоченный орган направляет концессионеру копию указанного решения, предложение о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества и проект договора купли-продажи имущества.

Уступка преимущественного права на приобретение имущества не допускается (пункт 6 статьи 30.2 Закона о приватизации).

При этом, согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона о приватизации, объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены Законом о приватизации, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

В соответствии с пунктом 8 статьи 30.1 Закона о приватизации условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с указанной статьёй, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества.

 

«Методические рекомендации по созданию и развитию официальных сайтов и официальных страниц органов управления архивным делом, государственных и муниципальных архивов Российской Федерации» (разработаны ВНИИДАД - Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела)

 

Документ содержит рекомендации по информационным, технологическим и организационным вопросам создания и развития архивных сайтов, соблюдению правовых норм их функционирования.

Рекомендации направлены на повышение информационной эффективности, технологической оптимизации и продуктивной поддержки архивных сайтов, удовлетворение потребностей пользователей в архивной информации.

Они предназначены для специалистов государственных, муниципальных архивов, преподавателей и студентов, а также для лиц, являющихся пользователями государственных и муниципальных архивов.

 

II. Законодательство Ульяновской области

 

Указы Губернатора Ульяновской области

 

Указ Губернатора Ульяновской области от 22.02.2023 № 20 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 17.08.2022 № 100»

 

Внесены изменения в Указ Губернатора Ульяновской области «О некоторых мерах поддержки граждан, являющихся членами семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, и граждан, являющихся членами семей военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, принимающих участие в проведении специальной военной операции».

Введено понятие: участник специальной военной операции.

Введена норма, согласно которой членам семей участников СВО предоставляется право:

- на перевод во внеочередном порядке в другую наиболее приближённую к месту жительства членов семьи участника СВО государственную (муниципальную) образовательную организацию Ульяновской области при условии наличия в ней свободных мест;

- на зачисление в первоочередном порядке в группы продлённого дня, созданные в государственных (муниципальных) образовательных организациях Ульяновской области;

- на получение во внеочередном порядке направления в муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, для приёма на обучение ребёнка, достигшего возраста полутора лет, при условии наличия в таких образовательных организациях свободных мест;

- на получение бесплатных путёвок в организации отдыха детей и их оздоровления, находящиеся на территории Ульяновской области.

 

Постановления Правительства Ульяновской области

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 10.03.2023 № 109-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 06.05.2020 № 225-П»

 

Внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении правил заключения соглашений, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных районов (городских округов), городских, сельских поселений Ульяновской области, и перечня обязательств, подлежащих включению в такие соглашения». Установлено, что за нарушение органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), поселений, получающих дотации, обязательств, возникающих из соглашений, к должностным лицам органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), поселений, действия (бездействие) которых привели к нарушению указанных обязательств, применяются меры дисциплинарной ответственности.

Скорректирован перечень обязательств муниципального района (городского округа), городского, сельского поселения Ульяновской области, подлежащих включению в соглашение.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 03.03.2023
№ 94-П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 18.03.2022 № 126-П»

 

Внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области  «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных дотаций из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, достигших наилучших значений показателей роста объёма доходов местных бюджетов». В новой редакции изложены правила предоставления и распределения иных дотаций.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 10.02.2023 № 70-П «О предоставлении в 2023 и 2024 годах бюджету муниципального образования «город Димитровград» иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, предусматривающих создание в городе Димитровграде объектов инженерной инфраструктуры»

 

Под объектами инженерной инфраструктуры понимаются объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для создания в муниципальном образовании нового квартала жилой застройки. Условиями предоставления иных межбюджетных трансфертов являются наличие: вступившего в силу нормативного правового акта муниципального образования, устанавливающего расходные обязательства, в целях финансового обеспечения которых предоставляются иные межбюджетные трансферты; проектной документации объектов инженерной инфраструктуры и положительного заключения государственной экспертизы указанной проектной документации.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключаемого Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области с местной администрацией. Для заключения Соглашения местная администрация представляет в Министерство заявку на получение иных межбюджетных трансфертов, составленную в произвольной форме.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 10.02.2023 № 71-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 25.05.2022 № 281-П»

 

Внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области «Об особенностях осуществления градостроительной деятельности в Ульяновской области в 2022 году». В частности, на 2023 год продлено действие особенностей осуществления градостроительной деятельности в Ульяновской области. Установлено, что в 2022 и 2023 годах, наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляется утверждение проектов правил землепользования и застройки поселений Ульяновской области, проектов правил землепользования и застройки городских округов Ульяновской области, проектов, предусматривающих внесение изменений в указанные документы, в том числе в случае установления градостроительными регламентами дополнительных требований в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц.