Тезисы выступления начальника экспертно-правового управления Ассоциации «Совет муниципальных образований Ульяновской области» Сулейманова И.Н. 21.03.2019 «О рассмотрении актов прокурорского реагирования по поводу неисполнения органами местного самоуправления Ульяновской области полномочий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов».

 

1. О проблематике осуществления органами местного самоуправления полномочий в сфере создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов

В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пунктом 8.2.5 «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, установлены требования к площадке, на которую устанавливаются контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора. Указанная специальная площадка должна иметь:

- бетонное или асфальтовое покрытие;

- ограничение бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру;

- подъездной путь для автотранспорта;

- площадь, необходимую для установки требуемого количества контейнеров, но не более 5;

- расстояние до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно требованиям пункта 12.3.1 «СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85» асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °C, осенью - не ниже 10 °C.

Учитывая вышеизложенное, проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в настоящее время представляется невозможным, что также подтверждается соответствующим актом, составленным представителями муниципального образования и региональным оператором.

 

2. О возможности отнесения деятельности по выдаче разрешений на использование воздушного пространства, в том числе по выполнению авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, к муниципальным услугам.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 г. № 146-ФЗ) под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей впределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органовместного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Необходимо отметить, что ранее (до вступления в силу Федерального закона от 04.06.2018 г. № 146-ФЗ) споры об отнесении тех или иных видов деятельности к муниципальным услугам и, соответственно, регламентации их в соответствии с нормами Закона № 210-ФЗ, были вызваны во многом неудачной нормативной дефиницией термина «муниципальная услуга» (с «привязкой» к решению вопросов местного значения, которые, как известно, установлены Законом № 131-ФЗ), допускающей различные интерпретации и толкования.

Долгая правоприменительная практика выработала несколько критериев для идентификации тех или иных форм деятельности как муниципальных услуг.

Во-первых, заявительный порядок предоставления, как правило, предусмотренный законодательно либо вытекающий из существа правоотношений.

Во-вторых, предусмотренность деятельности либо прямо в перечне вопросов местного значения (указание в ст.ст. 14, 16, 16 Закона № 131-ФЗ), либо косвенно («общая формулировка» («отсылка») в вопросах местного значения и конкретизация в отраслевом законодательстве).

Закон № 146-ФЗ, по сути, лишь «расширил» объем понятия «муниципальная услуга», включив в него деятельность, касающуюся прав органов местного самоуправления.

Но чтобы «приобрести возможность» именоваться муниципальной услугой, тот или иной вид деятельности из всей совокупности прав органов местного самоуправления (исходя из обновленного определения муниципальной услуги), должен быть предусмотрен федеральным законом либо пройти процедуру закрепления в процессе муниципального нормотворчества. А самое главное необходимо свободное волеизъявление органа муниципалитета осуществлять ту или иную деятельность с учетом положений ч. 2 ст. 14.1, ч. 2 ст. 15.1, ч. 2 ст. 16.1, ч.ч. 4.1 и 5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ.

Анализируя законодательные новеллы в дефиниции «муниципальной услуги» можно сделать вывод, что в отношении обязательных к осуществлению сфер деятельности ничего не изменилось. Для безапелляционного отнесения последних к муниципальным услугам по-прежнему необходимо их соответствие двум указанным выше критериям.

Что касается деятельности органов местного самоуправления по выдаче разрешений на использование воздушного пространства, в том числе по выполнению авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, то последняя предусмотрена Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138, и Федеральными авиационными правилами «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2012 г. № 6, то есть подзаконными нормативно-правовыми актами; ни в Законе № 131-ФЗ, ни в Воздушном кодексе, как отраслевом федеральном законе, упоминаний о полномочиях органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере нет.

Исходя из перечисленных фактов, а также системного толкования указанных норм законодательства, следует, что данная деятельность не подпадает под определение муниципальной услуги.

Правовое регулирование рассматриваемого вида деятельности на муниципальном уровне должно осуществляться актами в форме порядков либо положений (хотя здесь тоже есть свои нюансы).

Более того, в большинстве регионов (СПС Консультант плюс:Сводное региональное законодательство) правовое регулирование рассматриваемой деятельности на муниципальном уровне не основано на признании ее муниципальной услугой, и осуществляется указанными видами муниципальных нормативно-правовых актов.

 

Для обсуждения всей проблематики, касающейся полномочий органов местного самоуправления в сфере выдачи разрешений на использование воздушного пространства, в том числе по выполнению авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, предлагается рассмотреть возможность проведения рабочего совещания на базе Ассоциации с участием представителей Ульяновской транспортной прокуратуры, ОГКУ «Правительство для граждан», исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области. 

3. О судебной практике по делам о привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов, дорожных сооружений)