Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Обзор изменений федерального законодательства и законодательства Ульяновской области за период с 20.09.2019 по 03.10.2019»

I. Обзор законодательства Российской Федерации

 

Постановления Правительства Российской Федерации

 

1. Постановление Правительства РФ от 13.09.2019 № 1196«О внесении изменений в Правила организованной перевозки группы детей автобусами»;

Организованная перевозка группы детей автобусами должна будет осуществляться с обязательным использованием ремней безопасности

Поправками, в частности:

установлена обязанность назначенного сопровождающего перед началом движения автобуса убедиться, что дети пристегнуты ремнями безопасности, контролировать использование ими ремней безопасности в пути следования, обеспечивать порядок в салоне, не допуская подъем детей с мест и передвижение их по салону во время движения;

скорректирован перечень документов, необходимых для осуществления организованной перевозки группы детей;

установлено, что для осуществления организованной перевозки группы детей ответственный или старший ответственный за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей при многодневных поездках обязан иметь при себе список мест размещения для детей на отдых в ночное время либо реестровый номер осуществляющего организацию перевозки туроператора в едином федеральном реестре туроператоров;

уточнены требования к стажу работы в качестве водителя лиц, допускаемых к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, а также к сроку хранения документов о перевозке;

пересмотрены сроки подачи уведомления в подразделение Госавтоинспекции об организованной перевозке группы детей.

2. Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 № 1205«О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема»; 

Сокращен срок оплаты по закупкам у субъектов малого бизнеса

Максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) сокращен с 30 до 15 календарных дней.

Нововведения касаются закупок:

участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе субъекты МСП;

участниками которых являются только субъекты МСП;

в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.

Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года и применяется в отношении новых закупок.

3. Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 № 1212«Об утверждении перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях»; 

Участие в выставках, в кино, в рекламе - определен перечень случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания, а также на необособленных территориях

В рамках реализации положений Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утвержден перечень случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях.

В указанный перечень включены:

организация и проведение официальных церемоний и других торжественных мероприятий, посвященных праздникам, установленным федеральными законами, законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

производство фильмов организациями кинематографии;

производство продукции средств массовой информации;

производство рекламы;

организация и проведение цирковых представлений с участием животных в рамках гастрольной деятельности цирков и зоотеатров;

организация и проведение спортивных соревнований, в которых в соответствии с правилами видов спорта участвуют животные;

организация и проведение выставок животных, а также мероприятий научной, образовательной и просветительской направленности с демонстрацией животных.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.

 

4. Постановление Правительства РФ от 23.09.2019 № 1240«Об утверждении методики оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности территорий опережающего социально-экономического развития, за исключением территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»; 

Определена методика оценки эффективности территории опережающего развития

Методика устанавливает порядок и сроки проведения оценки эффективности, а также соответствующие показатели для их проведения.

Оценка эффективности территории опережающего развития проводится ежегодно, начиная с 13-го года, следующего за годом, в котором Правительством РФ принято решение о ее создании.

 

Распоряжение Правительства Российской Федерации

 

Распоряжение Правительства РФ от 18.09.2019 № 2113-р «О Перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления» 

Правительством РФ утвержден перечень из 206 типовых госуслуг, предоставляемых региональными и муниципальными органами власти

Перечень будет использоваться Казначейством России в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» для обеспечения систематизации сведений, размещенных в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

 

Иные акты, информационные письма

 

1. Приказ Минстроя России от 18.09.2019 № 553/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2019 года»; 

Установлены показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по регионам на IV квартал 2019 года

Данные показатели подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета социальных выплат для всех категорий граждан, которым они предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Например, по г. Москве такой показатель составит 105043 рубля (в III квартале 2019 года - 99378 рублей), по Московской области - 61040 рублей (без изменений), по г. Санкт-Петербургу - 76142 рубля (без изменений).

2. Письмо ФАС России от 18.09.2019 № ВК/81456/19 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с передачей прав владения и (или) пользования в отношении бесхозяйного имущества»; 

ФАС России разъяснены особенности передачи прав владения и пользования в отношении бесхозяйного участка сетей теплоснабжения или водоснабжения

Сообщается, в частности, что эксплуатация бесхозяйного участка сетей теплоснабжения или водоснабжения по передаточному акту не порождает последствий, необходимых для дальнейшей передачи этому же лицу участка сети, технологически связанного с бесхозяйным участком, поскольку орган местного самоуправления, не являясь собственником указанного имущества, не может им распорядиться, а у эксплуатирующей бесхозяйный участок сети организации не возникает законного права владения или пользования таким участком.

Таким образом, государственное или муниципальное имущество, имеющее взаимные точки присоединения с бесхозяйным имуществом, не может быть передано без проведения торгов хозяйствующему субъекту, осуществляющему эксплуатацию такого бесхозяйного имущества, в порядке, установленном пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Письмо ФАС России от 24.09.2019 № РП/83261/19 «Об отдельных вопросах применения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб на обязательные в силу законодательства Российской Федерации торги»; 

Разъяснены вопросы о порядке рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов

Сообщается, в частности:

о порядке рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия (бездействие) продавца госимущества или организатора продажи госимущества, проводимой в электронной форме в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

о рассмотрении жалоб на действия (бездействие) организаторов торгов, операторов электронных площадок при продаже имущества должника в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

о полномочиях антимонопольного органа по приостановлению процедуры проведения торгов в рамках рассмотрения жалоб;

о возможности применения статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» к правоотношениям, возникающим при заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора до момента принятия решения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения.

4. Письмо ФАС России от 27.09.2019 № ВК/84470/19 «Разъяснение по вопросам, возникающим при трансформации договора(-ов) аренды в концессионное соглашение в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения»; 

ФАС России разъяснены особенности заключения договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и их трансформации в концессионные соглашения

Сообщается, что договоры аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, заключаемые после 08.05.2013, в том числе без проведения торгов, должны содержать существенные условия, установленные в статье федеральными законами «О теплоснабжении» или «О водоснабжении и водоотведении» соответственно.

В случае отсутствия в договоре аренды, заключенном после 08.05.2013, какого-либо существенного условия такой договор считается незаключенным и не может быть учтен при трансформации в концессионное соглашение.

Независимо от даты заключения договоров аренды, на основании которых заключается концессионное соглашение, такие договоры должны быть заключены в установленном порядке, т.е. соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действовавшими в момент их заключения.

При трансформации договоров аренды в концессионные соглашения учитываются только те договоры аренды, в которых установлены инвестиционные обязательства по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

5. Письмо Минфина России от 19.09.2019 № 21-06-05/72468 «О вступлении в силу норм по формированию и размещению информации на едином портале бюджетной системы РФЦ»; 

Для обеспечения доступа к системе «Электронный бюджет» и единому порталу бюджетной системы РФ необходимо с 1 октября 2019 года приступить к регистрации уполномоченных лиц

С 1 января 2020 года вступают в силу требования по формированию и размещению информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации по адресу http://budget.gov.ru.

Участникам системы «Электронный бюджет» необходимо принять организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение:

- ответственных за организацию размещения информации на едином портале;

- наделенных правом подписи с использованием УКЭП на едином портале;

- ответственных за техническое обеспечение работы с единым порталом;

- ответственных за выполнение мероприятий по размещению информации на едином портале.

Регистрация уполномоченных лиц осуществляется на основании электронных заявок на регистрацию в системе «Электронный бюджет» с указанием полномочий согласно приложению к настоящему письму.

Регистрация работников финансовых органов муниципальных образований с полномочиями на формирование заявок на регистрацию уполномоченных лиц участника системы «Электронный бюджет» осуществляется работниками финансовых органов субъектов РФ, которые наделены соответствующими полномочиями.

Для обеспечения публикации информации финансовыми органами муниципальных образований, финансовым органам субъектов РФ необходимо также пройти процедуру регистрации для получения дополнительных полномочий в соответствии с приложением к настоящему письму.

При возникновении вопросов, связанных с работой:

системы «Электронный бюджет» следует обращаться в службу технической поддержки по телефону 8 (800) 350-0218;

единого портала - по телефону 8 (800) 2222-777.

6. Разъяснения ФАС России«О продлении договора аренды государственного (муниципального) имущества»; 

Продление договора аренды государственного (муниципального) имущества допускается неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных Законом о защите конкуренции

В соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий:

- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;

- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Арендодатель может отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок только при наличии у него задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом.

С учетом вышеизложенного договор аренды государственного или муниципального имущества, продленный на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, может быть продлен по тем же основаниям неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных данной частью указанной статьи.

7. Информация МВД России от 01.10.2019«Вступили в силу изменения в Правила организованной перевозки группы детей автобусами»; 

С 1 октября 2019 года упрощается организация детских перевозок, без ущерба для их безопасности

В частности:

сокращен срок хранения оригиналов документов о перевозке;

сокращен срок подачи уведомления в Госавтоинспекцию о планируемой перевозке в городском и пригородном сообщениях;

скорректированы требования к стажу работы в качестве водителя транспортного средства категории «D».

Кроме того, с указанной даты все автобусы с детскими группами должны быть оборудованы ремнями безопасности, а пассажиры - пристегнуты. Раньше автобусы, оборудованные ремнями безопасности, требовались лишь при междугородних перевозках детей, на пригородные и городские поездки это правило не распространялось.

Сопровождающие лица будут обязаны перед началом движения автобуса и в процессе перевозки контролировать, пристегнулись ли дети ремнями безопасности, а также не допускать, чтобы дети поднимались с мест и передвигались по салону автобуса во время движения.

8. Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации(утв. Минтрудом России);

Минтрудом России представлены общие подходы и основные особенности проведения оценки коррупционных рисков в организации

В рекомендациях приводятся:

- подходы к предварительному определению наиболее коррупционноемких направлений деятельности организации;

- общий порядок оценки коррупционных рисков;

- порядок подготовки к проведению оценки коррупционных рисков;

- порядок описания бизнес-процессов;

- правила идентификации коррупционных рисков;

- порядок проведения анализа коррупционных рисков;

- рекомендации по ранжированию коррупционных рисков;

- порядок разработки мер по минимизации коррупционных рисков;

- порядок оформления, согласования и утверждения результатов оценки коррупционных рисков.

9. Памятка Минтруда России«Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование»; 

Для работодателей разработаны рекомендации по предупреждению коррупции работников

Обязанность соблюдать положения утвержденной антикоррупционной политики и локальных нормативных актов организации в сфере предупреждения коррупции рекомендуется включить в трудовые договоры всех работников организации. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

При этом нецелесообразно выстраивать антикоррупционную политику организации исключительно на санкциях. При наличии ресурсных возможностей организация может также выстроить систему стимулирования, направленную на соблюдение деловыми партнерами антикоррупционных стандартов. В целях поощрения работников могут быть предусмотрены как материальные стимулы, так и нематериальные или их совокупность.

Кроме того, рекомендуется выстроить такую систему, которая направлена на вознаграждение и защиту работников организации, сообщивших о фактах коррупции. Рассматриваемая система должна быть выстроена таким образом, чтобы минимизировать злоупотребления со стороны работников организации и при этом учитывать, что сообщения о предполагаемых фактах коррупции могут быть ошибочны.

10. Меры по предупреждению коррупции в организациях(утв. Минтрудом России); 

Минтруд России выделил ряд ключевых инструментов, которые организациям рекомендуется внедрять в целях эффективного предупреждения коррупции

Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется:

- разработать и принять антикоррупционную политику организации;

- определить в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции;

- по возможности, начинать процесс внедрения антикоррупционных мер с проведения оценки коррупционных рисков;

- разработать комплекс мер по выявлению и урегулированию конфликта интересов;

- установить для работников стандарты и кодексы поведения;

- внедрить процедуру оценки добросовестности контрагентов (duedilige№ce);

- использовать в качестве дополнительного инструмента предупреждения коррупции антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок;

- принять меры по информированию, консультированию и обучению работников;

- уделять самое пристальное внимание сведениям о замеченных случаях коррупции, предоставляемым работниками организации и ее контрагентами;

- проводить в целях предупреждения коррупции процедуру внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

- организовать сотрудничество с правоохранительными органами и иными государственными органами в целях противодействия коррупции;

- участвовать в коллективных инициативах;

- проводить регулярный мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции.

 

II. Законодательство Ульяновской области

 

1. Постановление Правительства Ульяновской области от 13.09.2019 № 460-П «Об утверждении Правил разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области, а также осуществления контроля за ходом их реализации»; 

Правилами определены требования к содержанию государственной программы, порядок ее разработки, порядок рассмотрения проектов государственных программ и проектов постановлений Правительства о внесении в государственные программы изменений, а также правление реализацией, контроль и оценка эффективности реализации программы.

С 1 января 2020 года постановление Правительства Ульяновской области от 05.08.2013 № 351-П «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области» признано утратившим силу.

2. Указ Губернатора Ульяновской области от 25.09.2019 № 79 «Об утверждении составов призывной комиссии Ульяновской области и призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального района (городского округа), и о регулировании некоторых других вопросов, возникающих в связи с призывом граждан на военную службу в октябре-декабре 2019 года»;

Постановление Правительства Ульяновской области от 25.09.2019 № 471-П «Об утверждении Правил предоставления бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области субвенций из областного бюджета Ульяновской области на осуществление переданных Российской Федерацией органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов полномочий на осуществление первичного воинского учёта на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»

Субвенции предоставляются местным бюджетам Министерством финансов Ульяновской области (далее – Министерство) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субвенций, на основании соглашений, заключённых Министерством с местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области (далее – местные администрации).

Субвенции перечисляются Министерством на лицевые счета соответствующих администраторов доходов местных бюджетов, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, предназначенные для отражения операций, связанных с администрированием доходов местных бюджетов.

Местные администрации:

1) обеспечивают использование субвенций по целевому назначению;

2) обеспечивают представление в Министерство не позднее 5 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, отчётов о расходовании субвенций, форма которых устанавливается Министерством;

3) несут в соответствии с законодательством ответственность за несоблюдение настоящих Правил и недостоверность сведений, представляемых в Министерство.