Выступление главного консультанта организационно-правового отдела Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Кукановой Е. И.

Предоставление субсидий в рамках государственной программы развития сельского хозяйства 

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшнего доклада выбрана исключительно в надежде на оказание содействия ввиду того, что мы с вами коллеги и понимаем, взаимодействие в решении вопросов может оказать существенную поддержку и быть полезным для всех заинтересованным для всех участников.

В Ульяновской области реализуется государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (далее - Программа), одной из целей которой является улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильём категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

В соответствии с данной Программой, между Минсельхозом Ульяновской области и администрациями муниципальных образований Ульяновской области были заключены соглашения о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы (далее - Соглашение).

Согласно условиям соглашений Министерство перечисляет субсидии в бюджет муниципального образования на основании представленной Администрацией заявки на перечисление субсидий.

В свою очередь Администрация муниципального образования в рамках данного Соглашения:

использует субсидии и средства бюджета муниципального образования; обеспечивает целевое и эффективное использование субсидий перечисленных Министерством;

в соответствии с пунктом 2.2.10 обеспечивает своевременность, полноту и достоверность представляемых в Министерство документов и сведений.

Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности выдаются гражданам администрациями муниципальных образований по результатам рассмотрения документов.

Вместе с тем, гражданам перечисляются денежные средства на блокированные счета участников получения социальной выплаты по вышеуказанной программе. Но следует уделить особое внимание, что за движение денежных средств несёт ответственность муниципальное образование. Авансовые платежи за счёт социальных выплат не предусмотрены, только по факту совершения сделок.

Кроме того необходимо учитывать, что выплаты на приобретение жилого помещения выдаются при условии, что жилое помещение соответствует учётным нормам, в том числе не должно быть ниже данной учётной нормы.

Рекомендуем обратить Ваше внимание, что предоставлять денежные средства с блокируемых счетов необходимо только после оформления жилого помещения на всех членов семьи, которые заявлены в свидетельстве. При строительстве жилого помещения социальную выплаты использовать по факту подписания акта выполненных работ и после фактического выезда представителей муниципального образования на место строительства данного жилого помещения.

Также приобретение материалов рекомендуется за счёт собственных средств участников  получения социальной выплаты по указанной программе.

Далее начинается то, что является предметом сегодняшнего вопроса - нарушение получателями условий предоставления субсидий.

На протяжении длительного периода времени Министерством вырабатывалась линия процессуального поведения при возникновении данных обстоятельств. Министерством подавались исковые заявления в которых ответчиками выступали соответствующие администрации муниципальных образований, по данным искам сложилась противоречивая практика — часть из них удовлетворялась, часть оставалась без удовлетворения. Отказы в удовлетворении требований были мотивированы тем, что суды не усмотрели нарушений в действиях Администраций, но необходимо обратить внимание на то, что между Министерствами и администрациями заключены соглашения исходя из которых администрации приняли на себя обязательства по обеспечению эффективного использования бюджетных средств.

В последствии исковые заявления стали предъявляться Министерством непосредственно к получателям, но данная процедура является затруднительной в виду большого количества получателей и удалённости районов. Необходимо отметить тот факт, что отдельные районы не остались безучастными и выходили с исковыми заявления, которые удовлетворялись судами. Это Инзенский, Карсунский, Ульяновский, Цильниский и Чердаклинский районы.

Хотелось бы попросить коллег из других районов также подключится к данной проблеме и обеспечить направление исковых заявлений в отношении недобросовестных получателей субсидий. Готовы оказать всяческое содействие в этом вопросе и, в свою очередь, просим не отказывать в оказании данного содействия и Министерству.

Следует уделить особое внимание факту того, что даже если муниципальному образованию отказано в судебном порядке в части удовлетворения требований по взысканию неиспользованных денежных средств, предоставленных гражданам для выдачи субсидий на улучшение жилищных условий, то целевые показатели, которые заложены в самой программе должны быть каждым муниципальным образованием выполнены. В настоящее время данные показатели находятся на особом контроле у федеральных органов исполнительной власти. В случае невыполнения данных показателей на муниципальное образование накладывается штраф в размере предоставленной неосвоенной субсидии.