Тезисы выступления Котерина Р.В. по теме: «Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований»

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» глава 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» была дополнена, в том числе, и статьёй 8.2 «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».

Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (далее – Министерство) в целях формирования единого подхода к организации и проведению профилактических мероприятий государственных органах исполнительной власти Ульяновской области, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия были разработаны и утверждены Методические рекомендации по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований (распоряжение от 06.02.2017 № 32-р) (далее – Методические рекомендации).

С данным распоряжением можно ознакомиться на официальном сайте Министерства econom73.ru в разделе риск-ориентированная модель.

Методические рекомендации носят рекомендательный характер и были разработаны для контрольно-надзорных органов в соответствующих сферах деятельности в целях реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016№ 806 и основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 № 934-р.

Контрольно-надзорному органу рекомендуется планировать и осуществлять профилактические мероприятия на основе соблюдения следующих базовых принципов:

представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;

доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий;

обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;

обязательное проведение профилактических мероприятий всеми контрольно-надзорными органами по всем видам контроля (надзора);

регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;

выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;

обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.

В целях профилактики нарушений обязательных требований контрольно-надзорным органам по всем видам контроля (надзора) рекомендуется применять следующие виды и формы профилактических мероприятий:

1. Размещение на официальном сайте перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора).

2. Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований посредством имеющихся доступных способов, включая следующие:

а) разработка руководств по соблюдению действующих обязательных требований, представляющих собой брошюры, схемы, инфографические материалы, содержащие основные требования в визуализированном виде с изложением текста требований в простом и понятном формате.

Руководства рекомендуется размещать на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети «Интернет», сайтах его территориальных органов (при наличии) и специализированных тематических сайтах (при наличии), а также в помещениях территориальных органов и распространять среди подконтрольных субъектов посредством специализированных отраслевых союзов, общественных объединений предпринимателей и общественных организаций, действующих в соответствующей сфере;

б) в случае изменения обязательных требований контрольно-надзорным органам рекомендуется готовить разъяснения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесённых изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в силу, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований.

Разъяснения рекомендуется разрабатывать в понятном для широкого круга подконтрольных субъектов формате и опубликовать в срок, не превышающий 2-х месяцев с даты принятия соответствующих изменений обязательных требований.

в) проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах.

В зависимости от целевого охвата аудитории подконтрольных субъектов консультации рекомендуется проводить в форматах семинара, инструктажа, тематических конференций, заседаний рабочих групп, «горячих линий» с подконтрольными субъектами, консультаций в общественных приёмных и МФЦ, проводимые как в очном режиме, так и в онлайн формате.

Указанные консультации рекомендуется проводить на регулярной основе не реже одного раза в квартал (в случае с консультациями посредством общественных приёмных и МФЦ – постоянно).

г) информирование неопределённого круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации (печатные издания, телевидение, радио, социальные сети и др.) и социальной наружной рекламы о важности добросовестного соблюдения обязательных требований, с целью формирования и укрепления культуры безопасного поведения.

Данные мероприятия должны ставить своей целью доведение до подконтрольных субъектов простых информационных сообщений и ориентированы на виды контроля (надзора), затрагивающие наиболее широкий круг подконтрольных субъектов.

3. Обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений.

Обобщение практики рекомендуется проводить контрольно-надзорным органом на регулярной основе не реже 1 раза в квартал.

По результатам обобщения практики контрольно-надзорным органам рекомендуется проводить классификацию причин возникновения типовых нарушений обязательных требований.

На основе полученной классификации контрольно-надзорным органам рекомендуется инициировать процесс устранения проблемы избыточности, дублирования и (или) устаревания требований и (или) проводить корректировку соответствующей Программы профилактики нарушения обязательных требований.

Контрольно-надзорным органам рекомендуется не реже 1 раза в квартал проводить публичные мероприятия для подконтрольных субъектов с обсуждением результатов деятельности, с размещением этих результатов в сети Интернет и механизмом «обратной связи»;

В рамках подготовительной работы по обобщению практики, контрольно-надзорным органам рекомендуется на ежеквартальной основе публиковать на своём официальном сайте в сети «Интернет» статистику количества проведённых контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности с указанием основных правонарушений по видам.

4. Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

5. Представленный перечень не является закрытым, при формировании Программы профилактики нарушения обязательных требований контрольно-надзорные органы вправе дополнять перечень другими видами профилактических мероприятий, включая:

а) разъяснительную работу относительно процедур контроля;

б) мероприятия, направленные на поощрение и стимулирование подконтрольных субъектов, добросовестно соблюдающих обязательные требования, например перевод добросовестных подконтрольных субъектов в более низкие категории риска (классы опасности);

в) создание интерактивных сервисов для добровольного подтверждения подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к его деятельности обязательных требований в электронном виде, например «электронный инспектор».

Порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, рекомендуется устанавливать Программой профилактики нарушений обязательных требований (далее – Программа), которая утверждается актом контрольно-надзорного органа ежегодно, не позднее 01 марта и подлежит размещению на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети «Интернет».

По решению руководителя контрольно-надзорного органа, может быть подготовлена единая Программа для контрольно-надзорного органа в целом, либо отдельные Программы по каждому виду государственного контроля (надзора), осуществляемому данным органом.

В Программу рекомендуется включать:

1)                цели и задачи проведения профилактической работы в рамках соответствующего вида контроля (надзора) и (или) контрольно-надзорного органа в целом и на текущий год;

2)                краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы;

3)                целевые показатели результативности мероприятий Программы на текущий год с указанием методики определения показателей;

4)                перечень уполномоченных лиц (с контактами), ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в контрольно-надзорном органе;

5)                ссылка на официальный сайт контрольно-надзорного органа в сети «Интернет», на котором должна содержаться информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещаться Программа;

6)                план-график конкретных профилактических мероприятий, сгруппированных и детализированных в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

В План-график профилактических мероприятий рекомендуется включать для каждого вида профилактических мероприятий:

краткое описание формы выбранного мероприятия;

периодичность проведения;

адресатов мероприятия (подконтрольные субъекты (по видам) и (или) объекты);

ожидаемые результаты проведённого мероприятия.

При подготовке плана-графика профилактических мероприятий контрольно-надзорным органам рекомендуется определять интенсивность профилактических мероприятий для конкретных подконтрольных субъектов (объектов).

Контрольно-надзорным органам, ежегодно в срок до 01 марта года, следующего за годом утверждения Программы, рекомендуется готовить доклад об итогах профилактической работы за год.

Требования к ведению профилактической работы (порядок осуществления профилактических мероприятий в соответствии с Программой, права и обязанности должностного лица в части проведения профилактической работы, персональная ответственность за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей в части осуществления профилактической работы) рекомендуется закреплять в административных регламентах осуществления функций государственного контроля (надзора), а также в должностных регламентах должностных лиц контрольно-надзорных органов.

В контрольно-надзорном органе рекомендуется назначать ответственное лицо за организацию и проведение профилактических мероприятий.

Система мониторинга и оценки уровня развития Программы, эффективности и результативности профилактических мероприятий включает в себя:

самообследование уровня развития Программы;

оценка достижения показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий.

Результаты самообследования уровня развития Программы подлежат размещению на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети «Интернет».

Показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий контрольно-надзорным органам рекомендуется определять самостоятельно с учётом консультаций с общественными советами
и представителями иных общественных организаций и объединений подконтрольных субъектов. 

Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворённости подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.

Контрольно-надзорные органы вправе проводить собственные социологические исследования представителей подконтрольных субъектов, в рамках которых рекомендуется оценивать:

информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта
в ходе проверки и др.;

понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и контрольно-надзорным органом;

вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом.

 

Наряду с результатами социологических исследований контрольно­надзорный орган может разработать систему количественных показателей. В частности, могут использоваться следующие возможные показатели:

- индикативные (количество проведённых профилактических мероприятий, количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия и пр.);

- показатели качества (сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищённости охраняемых законом ценностей и снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте).

Данный перечень является примерным, контрольно-надзорным органом могут быть разработаны иные показатели.