Мониторинг изменений в законодательстве

 

2014 год и 1 квартал 2015 года ознаменован обширными изменениями федерального законодательства в отношении местного самоуправления, в первую очередь Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу с 27.05.2014), Федеральный закон от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 05.07.2014).

С 01.01.2015 к вопросам местного значения сельских поселений отнесены: бюджет, местные налоги и сборы, муниципальное имущество, первичные меры пожарной безопасности, обеспечение услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, организация досуга и культуры, физической культуры и массового спорта, архивные фонды, организация благоустройства территории (за исключением городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий), присвоение адресов объектам адресации, содействие сельскохозяйственному производству, малому и среднему предпринимательству, работа с детьми и молодежью, оказание поддержки в охране общественного порядка. При этом исключены Вопросы местного значения сельского поселения, установленные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов сельских поселений), 20, 22-24, 26-27, 31-32, 33.1-34, 37-38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».(далее ­ Федеральный закон)

Кроме того, часть 1 ст. 17.1 (муниципальный контроль) Федерального закона № 131-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом 136-ФЗ исключен п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ относительно досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования при изменении порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Внесены (Федеральным законом136-ФЗ) изменения по порядку формирования конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации (изменены положения ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ):

В муниципальном районе, городском округе - половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

В поселении - половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, а другая половина - главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

В муниципальных районах, на администрации которых возложено исполнение функций администраций поселений - административных центров: одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Федеральным законом от 04.10.2014 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу с 17.10.2014) закреплены положения относительно обеспечения реального восстановления прав глав муниципальных образований, отправленных в отставку, в случае, если решение представительного органа об отставке будет признано незаконным в суде. Данный закон был принят в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 N 15-П, в котором указано на такую необходимость.

Таким образом, установлено, что в случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу.

При этом, в случае, если избранный из состава представительного органа муниципального образования глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, представительный орган муниципального образования не вправе принимать решение об избрании из своего состава главы муниципального образования до вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, установлено, что глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения. Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления.

Федеральным законом 136-ФЗ внесены изменения в ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 131-ФЗ в цели создания контрольного органа:

«В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.»

Необходимо обратить внимание, что проектом Федерального закона № 754396-6 «О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предлагается дополнить в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица органа местного самоуправления, которое направляло обращение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.

 

Изменения в Земельный кодекс Российской Федерации

С 1 января 2015 г. вступил в действие Федеральный закон от 21.07.2014 N 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 234-ФЗ), в котором приняты и поправки к ЗК РФ.

Одной из важнейших инноваций Закона N 234-ФЗ является введение административного исследования земельного участка, каковым будет считаться определение фактического использования участка или какой-то его части. Данная процедура будет осуществляться на основе информации из архивных фондов и информационных ресурсов. Также информация для осуществления административного исследования может изыматься на основе государственного мониторинга участка, дистанционного зондирования участка, а также непосредственного осмотра земель.

С 1 марта 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), основными целями которого являются установление нового порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и изменение правового регулирования возникновения, прекращения и реализации прав на земельные участки.

Новым Законом исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта строительства (без проведения торгов), когда процедура предоставления земельного участка начинается с его выбора и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Следовательно, с марта 2015 г. будет отсутствовать необходимость в подготовке и согласовании акта выбора земельного участка, порядок же предоставления земельных участков будет опираться на генеральный план территории, правила землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории. Согласно ст. 39.6 Закона земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, будут передаваться в аренду, в том числе для целей строительства, на торгах, проводимых в форме аукциона. Закон предусмотрел и переходные положения - согласно п. 1 ст. 34 земельный участок, находящийся в публичной собственности, предоставляется в аренду без проведения торгов, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 1 марта 2015 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; такой земельный участок в течение трех лет со дня принятия указанного решения не может стать предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, не обозначенному в решении.

Обращаю Ваше внимание, на необходимость принятия соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, для функционирования вышеуказанного порядка предоставления земельных участков.

Законом в Земельный кодекс РФ вводится новая глава V.I, устанавливающая закрытый перечень случаев предоставления земельных участков без проведения торгов для юридических лиц: предоставление земельного участка для комплексного освоения территории; участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории; лицам, являющимся собственниками зданий и сооружений; для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и ряд других случаев. При этом срок процедуры предоставления участка будет составлять 3 месяца.

Новеллой является появившаяся возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности (глава V.II Земельного кодекса РФ). Это позволит уменьшить довольно трудоемкую процедуру изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Обмен допустим в случаях, если земельный участок у частного собственника изымается для государственных или муниципальных нужд либо если в соответствии с документацией по планировке территории предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры или на нем уже расположены указанные объекты.

Закон предусмотрел возможность предоставления земельных участков без проведения аукциона и некоторым льготным категориям физических лиц для осуществления индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Перечень конкретных территорий и категорий льготников должен быть установлен в законодательстве субъектов Российской Федерации. Земельные участки будут предоставляться в безвозмездное пользование, по истечении 6 лет граждане вправе приобрести их в собственность по кадастровой стоимости. Отметим, что ранее существовавший титул "право безвозмездного срочного пользования" с марта 2015 года именуется как "право безвозмездного пользования", следовательно, признак срочности утрачивает свое значение.

В Гражданский кодекс РФ включена статья 239.1, расширяющая основания прекращения права собственности, согласно которой объект незавершенного строительства подлежит отчуждению при прекращении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если он был предоставлен застройщику по результатам аукциона или без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства и строительство этого объекта так и не было завершено, что направлено на стимулирование застройщиков к выполнению сроков строительства на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Отчуждение будет производиться исключительно по решению суда путем продажи объекта с публичных торгов. Вырученные в результате торгов деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта. Отметим, что законодатель отдельно выделил в качестве основания для отказа суда в удовлетворении требования о продаже объекта незавершенного строительства нарушение срока строительства в связи с действиями (бездействием) органов или лиц, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен объект. Если публичные торги будут признаны несостоявшимися, объект незавершенного строительства может быть приобретен в государственную и муниципальную собственность по начальной цене в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися. Средства, вырученные от продажи объекта с публичных торгов или от его приобретения в публичную собственность, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов. Действие нормы не распространяется, если договор аренды был заключен до 1 марта 2015 г., к тому же если право собственности на объект или право аренды земельного участка было зарегистрировано до указанной даты, то собственник объекта незавершенного строительства вправе приобрести земельный участок в аренду сроком на три года однократно без проведения торгов для завершения строительства.

Изменения коснутся и порядка установления сервитута, теперь его можно будет устанавливать по соглашению с законным владельцем земли, а не только с ее собственником. В ст. 39.23 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения соглашения об установлении сервитута при размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельных участков. При этом собственник земельного участка, обремененного не только частным, но и публичным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Примечательным новшеством является появление в Земельном кодексе РФ статьи 39.33, устанавливающей случаи использования земельных участков, находящихся в публичных формах собственности, без прохождения процедуры их предоставления и установления сервитута, а только на основании разрешений уполномоченного органа - это проведение инженерных изысканий, капитальный или текущий ремонт линейного объекта, строительство временных или вспомогательных сооружений, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, перечень которых будет установлен Правительством РФ. Да, действительно, указанная норма существенно облегчит жизнь владельцам торговых павильонов и киосков.

Изменения затронули и вопрос перераспределения полномочий между уполномоченными органами в части распоряжения земельными участками, так, в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" внесено изменение, что в случае, если утверждены правила землепользования и застройки населенного пункта, то земельными участками, отнесенными к неразграниченной государственной собственности, распоряжаются органы местного самоуправления, а не муниципальные районы.

Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации

В 2014 году в абзац четвертый пункта 2 статьи 179 Бюджетного Кодекса РФ, внесены изменения, согласно которыми:

1) закреплено право  законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительных органов муниципальных  образований осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов  Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

2) увеличен срок с 2 месяцев до 3 месяцев для приведения в соответствие муниципальных программ со дня вступления  в силу   решения  о бюджете.

Необходимо отметить, что действие абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 приостановлено до 1 января 2016 года Федеральным законом от 08.03.2015 N 25-ФЗ.

Кроме того, статья 41 Бюджетного Кодекса РФ дополнена пунктом 6, который предусматривает, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

Также Бюджетный Кодекс РФ дополнен статьей 170.1 «Долгосрочное бюджетное планирование» следующего содержания:

1. Долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, а также бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период в случае, если представительный орган муниципального образования принял решение о его формировании в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

2. Под бюджетным прогнозом на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы Российской Федерации, показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджеты (консолидированные бюджеты) бюджетной системы Российской Федерации, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период.

3. Бюджетный прогноз Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет на основе прогноза социально-экономического развития соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на соответствующий период.

Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период разрабатывается каждые три года на шесть и более лет на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования на соответствующий период.

Бюджетный прогноз Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период может быть изменен с учетом изменения прогноза социально-экономического развития соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на соответствующий период и принятого закона (решения) о соответствующем бюджете без продления периода его действия.

4. Порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с соблюдением требований настоящего Кодекса.

5. Проект бюджетного прогноза (проект изменений бюджетного прогноза) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период (за исключением показателей финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ) представляется в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом закона (решения) о соответствующем бюджете.

6. Бюджетный прогноз (изменения бюджетного прогноза) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период утверждается (утверждаются) соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в срок, не превышающий двух месяцев со дня официального опубликования закона (решения) о соответствующем бюджете».

Изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации

С 1 января 2015 г. вступили в силу следующие изменения налогового законодательства:

1) изменён  срок уплаты физлицами земельного налога и налога на имущество, физлица должны уплачивать земельный налог и налог на имущество не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ, п. 1 ст. 409 НК РФ). Данное положение необходимо применять уже при уплате налога за 2014 г.

Однако, в некоторых муниципальных образованиях соответствующие муниципальные нормативные правовые акты не приведены в соответствие с изменениями НК РФ, что повлекло вынесению актов прокурорского реагирования.

Представительные органы муниципальных образований устанавливают налоговые ставки для расчета налога исходя из кадастровой стоимости объекта. Их размер по общему правилу не должен превышать определенных в Налоговом кодексе РФ величин (п. п. 1 и 2 ст. 406 НК РФ).

2) с 1 января 2015 г. Налоговый кодекс РФ дополнен гл. 33, в которой предусмотрен новый вид сбора - торговый сбор, отнесенный в силу ст. 15 НК РФ к местным налогам и сборам.

Согласно п. 1 ст. 410 НК РФ торговый сбор начинает и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения - законами соответствующих субъектов РФ). При этом на территории данных муниципальных образований (городов федерального значения) торговый сбор обязателен к уплате.

Торговый сбор устанавливается в отношении следующих видов торговой деятельности (п. п. 2 и 3 ст. 413 НК РФ):

- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций);

- торговля через объекты нестационарной торговой сети;

- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;

- деятельность по организации розничных рынков.

Определения понятий "объект осуществления торговли", "торговля", "деятельность по организации розничных рынков" приведены в п. 4 ст. 413 НК РФ. Следует отметить, что торговый сбор применяется в отношении розничной, мелкооптовой и оптовой купли-продажи товаров, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Объектом обложения сбором признается использование хотя бы один раз в течение квартала движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор (п. 1 ст. 412 НК РФ).

При установлении торгового сбора представительные (законодательные) органы муниципальных образований определяют его ставку в границах, предусмотренных в ст. 415 НК РФ (п. 2 ст. 410 НК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 415 НК РФ ставки могут быть снижены до нуля, а также дифференцированы в зависимости от следующих критериев:

- территория осуществления конкретного вида торговли;

- категория плательщика сбора;

- особенности осуществления отдельного вида торговли;

- объекты осуществления торговли.

В силу п. 1 ст. 415 НК РФ ставка сбора предусматривается в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или его площадь. По общему правилу она не может превышать расчетную сумму налога, которая подлежит уплате в муниципальном образовании  в связи с применением ПСН на основании выданного на три месяца патента по соответствующему виду деятельности (абз. 2 п. 1 ст. 415 НК РФ). Однако в отношении, в частности, деятельности по организации розничных рынков предельный размер ставки сбора составляет 550 руб. за 1 кв. м с ежегодной индексацией на коэффициент-дефлятор (п. 4 ст. 415 НК РФ).