Решение по иску Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Бабушкиной О.Н., Бабушкиной М.Г. о возложении обязанности оформить охранное обязательство на объект культурного наследия, встречному иску Бабушкиной М.Г. к Комитету Ульяновской области по культурному наследию, Правительству Ульяновской области о признании недействительными в части распоряжения Главы администрации Ульяновской области, Решения исполкома Ульяновского областного совета народных депутатов

 Дело № 2-169/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2014 года                     г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Тураевой Т.Е.,

при секретаре Шабинской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Бабушкиной О.Н., Бабушкиной М.Г. о возложении обязанности оформить охранное обязательство на объект культурного наследия, встречному иску Бабушкиной М.Г. к Комитету Ульяновской области по культурному наследию, Правительству Ульяновской области о признании недействительными в части распоряжения Главы администрации Ульяновской области, Решения исполкома Ульяновского областного совета народных депутатов,

УСТАНОВИЛ:

Комитет Ульяновской области по культурному наследию (далее - Комитет) обратился с иском к Бабушкиной О.Н., Бабушкиной М.Г. о возложении обязанности на ответчиков заключить охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указано, что ответчикам на праве собственности принадлежит объект культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения «Дом, в котором жил соратник И.Н. Ульянова <данные изъяты> ФИО1 и где бывала семья <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ расположенный по адресу: <адрес>. Объект культурного наследия поставлен на государственную охрану решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжением главы администрации Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О придании статуса вновь выявленных памятников истории и культуры». Согласно п. 4 ст. 48 Закона № 73-Ф3 охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, которым в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области «О Комитете Ульяновской области по культурному наследию» от ДД.ММ.ГГГГ № №П является Комитет.

Комитетом подготовлены проекты охранного обязательства в целях сохранения рассматриваемого объекта культурного наследия. Однако собственники объекта от подписания охранного обязательства до настоящего времени уклоняются.

Бабушкина М.Г. обратилась со встречным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Комитету Ульяновской области по культурному наследию, Правительству Ульяновской области о признании незаконным распоряжения Главы Администрации Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ в части внесения в списки вновь выявленных объектов в качестве объекта культурного наследия дома, расположенного по адресу: <адрес>, и исключении указанного дома из списка недвижимых памятников (вновь выявленных памятников, объектов истории и культуры), а также признании незаконным Решения исполкома Ульяновского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № в части постановки на государственную охрану <адрес> в <адрес>.

В обоснование заявленных требований указывает следующее. Ее семья владеет домом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, за это время права на дом неоднократно перерегистрировались, при этом в свидетельствах о регистрации права не было указано обременения в связи с обладанием объектом культурного наследия.    Дом, который мог бы быть памятником истории в связи с владением им ФИО8, физически не существует, так как он был уничтожен пожаром дважды: впервые - после продажи его Фармаковским в ДД.ММ.ГГГГ г., тогда же, в результате сильного пожара в <адрес> сгорело № домов, что является историческим фактом, второй раз - в ДД.ММ.ГГГГ <адрес> более невозможно сохранить интерьер дома, поскольку после продажи дома Фармаковским он неоднократно перепродавался, а до пожара ДД.ММ.ГГГГ г. в доме жило шесть семей, которые обустраивали и ремонтировали его по своему усмотрению.

Таким образом, объект культурного наследия как дом ФИО8 перестал существовать задолго до его приобретения семьей Бабушкиных и необоснованно был поставлен на государственную охрану решением исполкома Ульяновского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и необоснованно распоряжением Главы Администрации Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № № ему придан статус вновь выявленных памятников истории и культуры.

Разделом II Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203, действующей на момент постановки объекта на учет, предусмотрен порядок государственного учета памятников истории и культуры. При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (пункт 12 Инструкции). На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ (пункт 16 Инструкции).

Таким образом, ранее действовавшим законодательством было предусмотрено, что при постановке объекта охраны на учет, производится обоснованная экспертная оценка его состояния, исторического облика, культурного и исторического значения, которая впоследствии фиксируется в паспорте объекта.

Ответчиком доказательства проведения подобной экспертизы, а также составления паспорта объекта в соответствии с законодательством, действовавшим на момент внесения объекта в реестр памятников истории республиканского значения, не представлены. Довод о том, что заключение вневедомственной комиссии может рассматриваться в качестве экспертного заключения, поскольку утвержденного порядка проведения экспертизы на тот момент не имелось, несостоятелен, поскольку согласно ст. 17, 20 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ и пункту 10 Приказа Минкультуры РФ от 03.10.2011 N 954 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории I и культуры) народов Российской Федерации" описание предмета охраны является самостоятельным документом, обосновывающим включение объекта в Единый государственном реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации и (или) представляемым для регистрации объекта Реестре. Согласно ст. 30 сам объект и документы, обосновывающие его включение в Реестр, подлежат обязательной государственной историко-культурной экспертизе. В соответствии с п. 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе особенности объекта, определяемые как предмет его охраны, излагаются именно в заключении государственной историко-культурной экспертизы. Требования к паспорту объекта культурного наследия содержатся в Приказе Минкультуры РФ от 11.11.2011 N 1055 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия".

Таким образом, как на дату внесения объекта в реестр памятников истории регионального значения, так и на дату рассмотрения данного дела существовало требование об экспертном обосновании описания объекта охраны, его исторического облика, культурного и исторического значения, изменена лишь процедура проведения такой экспертизы, ее наименование, требования к экспертам и т.д. Доказательств того, что перечисленные в оспариваемых Решении исполкома и Распоряжении главы администрации сведения экспертно установлены при принятии объекта на государственную охрану по правилам, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, ответчиком не представлено.

Оспариваемыми актами нарушаются права заявителя, поскольку заявитель лишается возможности использования объекта в порядке, предусмотренном законом, а именно, с учетом предмета охраны объекта, определенного в соответствии с законом. В силу ст. 21 и п.3, 4 ст.52 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объекты, включенные в Реестр, могут использоваться в соответствии с установленным экспертным путем предметом охраны, определенным в паспорте объекта, а выявленные объекты - согласно заключению государственной историко-культурной экспертизы.

Паспорт объекта до настоящего времени не оформлен, предмет охраны, описанный в Решении исполкома и Распоряжении главы Администрации, не подтвержден соответствующими исследованиями в порядке, установленном законом.

Ответчица-истица Бабушкина М.Г. в судебном заседании исковые требования Комитета не признала, поддержала встречное уточненное исковое заявление по изложенным в нем доводам. Дополнительно пояснила, что к представленному Комитетом паспорту объекта следует отнестись критически.

Представитель Комитета Ульяновской области по культурному наследию Володина Д.В. в судебном заседании поддержала первоначально заявленные исковые требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Встречные исковые требования не признала, пояснила следующее.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

До принятия названного закона и в период принятия оспариваемого распоряжения от 29.07.1999 № 959-р вопросы, связанные с охраной, использованием, выявлением, учетом, реставрацией памятников истории и культуры и распространением знаний о них регулировались Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Оспариваемые Распоряжение от 29.07.1999 № 959-р и Решение исполкома от 16.01.1990 г. № 18 приняты в пределах предоставленных полномочий.

<адрес> включен в список на основании результатов произведенной в соответствии с п. 18 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» в 1992-1995 гг. инвентаризации памятников истории и культуры на территории Ульяновской области, содержащих все необходимые сведения для установления исторической, художественной и иной культурной ценности здания.

Работы по выявлению памятников истории и культуры проводились вневедомственной комиссией, состоящей из представителей уполномоченных государственных органов охраны памятников Главархитектуры области, заповедника «Родина В.И.Ленина», института «<данные изъяты>». Фактически экспертиза спорного объекта была проведена. Поскольку утвержденного порядка проведения такой экспертизы на тот момент не имелось, заключение вневедомственной комиссии следует рассматривать в качестве экспертного заключения. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году на объект был составлен паспорт памятника истории и культуры, что также подтверждает обоснованность включения объекта недвижимости в государственный список недвижимых памятников истории и культуры.

Истцом не представлено суду доказательств, что его права как собственника были нарушены. Кроме того, собственником объекта культурного наследия никаких мер по заключению охранного обязательства и никаких затрат на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не принималось.

В соответствии со ст. 23 Закона № 73-ФЗ исключение объекта культурного наследия регионального значения из реестра осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Просила удовлетворить заявленные Комитетом требования и отказать в удовлетворении встречного искового заявления Бабушкиной М.Г.

Представитель Правительства Ульяновской области Земскова И.В. в судебном заседании поддержала исковое заявление Комитета по культурному наследию, встречное исковое заявление Бабушкиной М.Г. считала не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в отзывах.

В письменном отзыве и в дополнении к отзыву указано следующее.

Как действовавшим ранее Законом РСФСР от 15.12.1978, так и действующим в настоящее время Законом № 73-ФЗ, отнесение объектов к объектам культурного наследия связано не с фактом включения их в соответствующие списки, постановки на учет и оформления необходимой документации, а с такими их признаками как возникновение в результате исторических событий, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющихся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 было утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры. Согласно п. 18 Положения № 865, вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (пункт 27 Положения № 865).

Согласно пункту 13 Положения № 865, государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся.

Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.

В соответствии с Инструкцией «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, в целях наиболее полного учета находящихся на территории СССР памятников истории и культуры государственные органы охраны памятников проводят работу по выявлению таких объектов. При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в Списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Список вновь выявленных объектов составляется по видам памятников по мере выявления объектов отдельно для каждого района (города), входящего в состав области, края, автономной республики, союзной республики, не имеющей областного деления.

Пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.

Согласно п. 30 Инструкции, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.

Пунктом 27 Положения № и пунктом 14 Инструкции установлено, что до решения вопроса о принятии вновь выявляемых объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированных в списках вновь выявленных объектов, на государственный учет как памятников истории и культуры эти объекты подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры. И на эти объекты распространяется режим, установленный нормами законодательства об охране памятников истории и культуры.

Распоряжением главы администрации Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N 959-р утвержден представленный вневедомственной комиссией перечень вновь выявленных в результате произведенной в 1992 - 1995 гг. инвентаризации памятников истории и культуры на территории Ульяновской области. Согласно приложению к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ N 959-р в перечень (Список) памятников истории и культуры <адрес> включен, как подлежащий учету вновь выявленный объект, представляющий историческую и культурную ценность, дом, в котором жил соратник ФИО7 инспектор народных училищ ФИО1 и где бывала семья Ульяновых ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Комитете Ульяновской области по культурному наследию, в соответствии с которым Комитет является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, созданный для проведения единой государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Ульяновской области. В соответствии с п.п. 2.2., 3.2.4, ДД.ММ.ГГГГ Положения, основными задачами и функциями Комитета являются в том числе, обеспечение сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; организация в случаях предусмотренных законодательством, проведение государственной историко-культурной экспертизы; организует подготовку документов и представляет их для принятия решения о включении объектов, представляющих историко-культурную ценность, в Реестр.

Отсутствие у приобретателей недвижимости сведений об отнесении объекта к объектам культурного наследия не является основанием для освобождения от исполнения обязанности, установленной законом.

Оспариваемое распоряжение Главы Администрации Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № № не содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, следовательно, не обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункт 9).

Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Таким образом, распоряжение № № является ненормативным правовым актом.

Распоряжением № № утверждён представленный вневедомственной комиссией перечень вновь выявленных в результате произведённой в ДД.ММ.ГГГГ г.г. инвентаризации памятников истории и культуры на территории Ульяновской области. Инвентаризация проводилась в соответствии с циркулярным письмом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении инвентаризации состояния историко-культурного наследия народов РСФСР».

Порядок включения спорного объекта в перечень вновь выявленных памятников (объектов) истории и культуры соблюдён в соответствии с законодательством, действующим на тот период.

Достоверных сведений о правопреемстве между исполкомом Ульяновского областного Совета народных депутатов и Администрацией Ульяновской области не имеется. Однако, в соответствии со ст. 145 Конституции СССР и ст. 137 Конституции РСФСР местными органами государственной власти являются краевые, областные, областные в автономных областях, окружные в автономных округах, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские Советы народных депутатов. Местные Советы руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством. В пределах своих полномочий местные Советы обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории, контролируют соблюдение законодательства всеми расположенными на их территории предприятиями, учреждениями и организациями, координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. Возложенные на местные Советы функции руководства экономикой осуществляются ими различными способами, в том числе путем принятия нормативных актов в пределах предоставленных им полномочий применительно к различным сферам производственно-хозяйственной деятельности.

Орган управления местного Совета - его исполнительный комитет. Исполнительные комитеты местных Советов в процессе руководства государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на своей территории вправе решать вопросы, которые отнесены к ведению Советов, за исключением тех, которые составляют исключительную компетенцию сессий Советов.

Ответчик Бабушкина О.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещалась.

Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

В соответствии с п. "д" ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которому правовое регулирование отношений в области сохранения использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) основывается на положениях федеральных законов и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

До принятия названного закона и в период принятия оспариваемых Решения исполкома Ульяновского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №р вопросы, связанные с охраной, использованием, выявлением, учетом, реставрацией памятников истории и культуры и распространением знаний о них регулировались Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

В соответствии со статьями 1, 10, 39 названного Закона все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РСФСР, охраняются государством.

Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры осуществлялся Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами и специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежали охране в соответствии с требованиями Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и настоящего Закона.

Согласно пункту 18 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (пункт 27).

В соответствии с Инструкцией "О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры", утвержденной Приказом Минкультуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 203, в целях наиболее полного учета находящихся на территории СССР памятников истории и культуры государственные органы охраны памятников проводят работу по выявлению таких объектов. При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в Списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.

В соответствии с пунктом 15 Инструкции на каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстрированный материал.

Кроме учетной карточки на каждый недвижимый объект составляется паспорт, являющийся учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающее среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ (пункт 16 Инструкции).

Как следует из материалов дела, Решением исполкома Ульяновского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с решением Горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении учета и охраны исторических мест <адрес>» и Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ и Госстроя РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список объектов, представляющих историческую, научную и архитектурную ценность, подлежащих постановке на государственную охрану, как памятники местного значения. Приложением № к указанному Решению исполкома является Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную и архитектурную ценность, подлежащих постановке на государственную охрану, в который включен <адрес> в <адрес>.

В соответствии с п. 16 Инструкции «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной Приказом Минкультуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ № № ДД.ММ.ГГГГ на указанный дом составлен паспорт памятника – Дома Фармаковских, который посещала семья Ульяновых. В паспорте указано, что памятник принят под охрану на основании Решения Ульяновского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № №

ДД.ММ.ГГГГ Управление по охране недвижимых памятников истории и культуры Министерства культуры Российской Федерации письмом N 421-34-14 сообщило Управлению охраны памятников истории и культуры Главного управления архитектуры и градостроительства Ульяновской области, что в соответствии с циркулярным письмом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 01-171/16-14 "О проведении инвентаризации и учета состояния историко-культурного наследия народов РСФСР" Управлением охраны памятников истории и культуры Главного управления архитектуры и градостроительства Ульяновской области проведена инвентаризация недвижимого историко-культурного наследия Ульяновской области. Распоряжением главы администрации Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N 959-р утвержден представленный вневедомственной комиссией перечень вновь выявленных в результате произведенной в ДД.ММ.ГГГГ гг. инвентаризации памятников истории и культуры на территории Ульяновской области. Согласно приложению к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ N 959-р в перечень (Список) памятников истории и культуры <адрес> включен под N 0000342000, как подлежащий учету, памятник "Дом, в котором жил соратник ФИО7 <данные изъяты> ФИО1, и где бывала семья Ульяновых, 1877-1881 гг.»

Поскольку законодательством на тот период не был установлен порядок проведения экспертизы, по мнению суда, имеются основания считать указанные доказательства – паспорт объекта, учетную карточку, а также результаты инвентаризации документами, приравненными к экспертному заключению.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что включение объекта культурного наследия - <адрес> по <адрес>, в список недвижимых памятников истории и культуры было правомерно и имело своей целью упорядочение обязательств по его охране со стороны государства наряду с другими памятниками местного значения.

Данные решения приняты уполномоченными органами в рамках своей компетенции, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.

Доказательств того, что включение указанного дома в список недвижимых памятников истории и культуры каким-либо образом нарушило права ответчика-истца Бабушкиной М.Г. как собственника жилого помещения, не представлено.

Что касается довода ответчика-истца об отсутствии культурной ценности дома <адрес> <адрес>, то он опровергается исторической справкой, подготовленной Средневолжским филиалом ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроетреставрация», которая, по мнению суда, свидетельствует, что дом таковой ценностью обладает. При этом доводы ФИО5 о том, что дом Фармаковского дважды подвергался пожарам и фактически выстроен заново, в связи с чем утратил первоначальный облик и историческую ценность, являются несостоятельными.

Пожар в Симбирской губернии 1988 года не явился препятствием для постановки дома на учет в качестве памятника в 1990 году.

Факт пожара ДД.ММ.ГГГГ подтверждается материалами инвентарного дела, вместе с тем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был составлен технический паспорт жилого дома, которым установлен процент износа конструктивных элементов от 55% до 80%. Оснований утверждать, что дом полностью уничтожен пожаром, не имеется.

На основании изложенного, исковые требования Бабушкиной М.Г. удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 1204 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять государственный контроль, осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия и в случае нарушения указанного Федерального закона имеет право предъявлять иски в суд.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области «О Комитете Ульяновской области по культурному наследию» от ДД.ММ.ГГГГ № 11/236-П Комитет Ульяновской области по культурному наследию является уполномоченным органом Правительства Ульяновской области, осуществляющим полномочия по государственной охране, сохранении, использованию и популяризации объектов культурного наследия.

Согласно п. 1, 2 ст. 18 указанного Закона N 73-ФЗ Федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.

Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона.

Статья 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" устанавливает, что объекты культурного наследования независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объектов культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению, требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения.

В силу п. 3 ст. 64 названного Федерального закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом общей площадью 204,72 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит Бабушкиной О.Н. (доля в праве 1/16); Бабушкиной М.Г. (доля в праве 14/16); Бабушкиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (доля в праве 1/16).

ДД.ММ.ГГГГ ответчикам направлялось уведомление о том, что здание, собственниками которого они являются, поставлено на государственную охрану распоряжением Главы администрации Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № 959-р, о необходимости в месячный срок с момента получения уведомления обратиться в Комитет Ульяновской области по культурному наследию для заключения охранного обязательства собственника объекта культурного наследия.

Охранное обязательство представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого является режим пользования памятником истории и культуры.

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством (абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК РФ).

Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявленные к ответчикам Бабушкиной О.Н и Бабушкиной М.Г. исковые требования Комитета Ульяновской области по культурному наследию являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 200 руб. в долевом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Бабушкиной о.Н., Бабушкиной М.Г. удовлетворить.

Обязать Бабушкину О.Н., Бабушкину М.Г. заключить с Комитетом Ульяновской области по культурному наследию охранное обязательство по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Бабушкиной О.Н., Бабушкиной М.Г. государственную пошлину в доход местного бюджета в равнодолевом порядке в сумме 200 руб.

Исковые требования Бабушкиной М.Г. к Комитету Ульяновской области по культурному наследию, Правительству Ульяновской области о признании недействительным в части распоряжения Главы администрации Ульяновской области № № от ДД.ММ.ГГГГ, исключении из списка недвижимых памятников (вновь выявленных памятников, объектов истории и культуры) <адрес> в <адрес>, признании недействительным в части Решения исполкома <адрес> ФИО2 народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья              Т.Е.Тураева