Доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области по итогам 2022 года

 

УТВЕРЖДАЮ 

Председатель Правительства

Ульяновской области 

__________________ В.Н.Разумков 

_____  __________________ 2023 г.

 

 

Доклад
о состоянии энергосбережения и повышении энергетической

эффективности в Ульяновской области по итогам 2022 года


1. Введение

 

1.1. Общие сведения о докладе

В соответствии Порядком подготовки и распространения ежегодного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области, утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 22.05.2015 № 227-П «Об утверждении Порядка подготовки и распространения ежегодного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области», Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее – Министерство) на ежегодной основе подготавливает государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области (далее – доклад). 

Доклад является инструментом мониторинга и оценки эффективности реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на всех уровнях государственного управления Ульяновской области.

 

1.2. Индекс промышленного производства в Ульяновской области

Ульяновская область является индустриально-аграрной территорией с многоотраслевой промышленностью. Ядром промышленности является машиностроение, представленное приборостроением, станкостроением, автомобилестроением, авиастроением, развиты также текстильная и пищевая отрасли промышленности. Работают предприятия строительной, деревообрабатывающей и лесной индустрии. Области принадлежит одно из ведущих мест в производстве автомобилей и самолётов, металлорежущих станков, сложных приборов и средств автоматизации производства, моторов, трикотажа и других видов продукции.

Ульяновская область – это исконно промышленный регион, на момент его образования в 1943 году на территории осуществляли свою деятельность крупные промышленные предприятия, как например известный нам всем Патронный завод. В годы Великой Отечественной войны к нам в регион были эвакуированы несколько предприятий, на базе которых впоследствии образовались такие градообразующие в определённый период предприятия, как Ульяновский автомобильный завод, Моторный завод, Автозапчасть, Контактор и Фабрика Русь.

Данный факт, а также отсутствие на территории региона значительных запасов «дорогих» полезных ископаемых (нефть, газ) исторически предопределило формирование экономики региона на основе перерабатывающих производств.

По итогам 2022 года индекс промышленного производства в Ульяновской области составил 93,7% относительно предыдущего года.

Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» по полному кругу организаций производителей за январь-декабрь 2022 года к соответствующему периоду 2021 года составил 101,6%, что выше на 0,6% аналогичному индексу по ПФО, который составляет 101,0% (5 место по ПФО) и выше на 1,5% по Российской Федерации, который так же составляет 100,1%.

Положительную динамику индекса промышленного производства по виду экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» достигли включающие индексы:

- производство, передача и распределение электроэнергии – 104,7% к соответствующему периоду 2021 года, при котором показатель объёма производства электроэнергии составил – 2680,1 млн. кВт*ч или 104,4%, а показатель объёма оказанных услуг по передаче и распределения электроэнергии – 18887,8 млн. руб. или 102,8% к соответствующему периоду 2021 года;

- производство и распределение газообразного топлива – 104,2%, при котором показатель объёма услуг по производству и распределению газообразного топлива составил – 1426,9 млн. руб. или 104,6%.

Анализ объёма отгруженной продукции, оказанных услуг (выполненных работ) системообразующих предприятий энергетического комплекса за январь-декабрь 2022 года характеризует ее увеличение к соответствующему периоду прошлого года.

На достижение более высокого уровня динамики индекса промышленного производства по виду экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» повлияло снижение следующих показателей:

- производство по виду деятельности «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха» в январе-декабре 2022 года, включающее в себя производство пара и горячей воды – 7492,5 тыс. Гкал или 93,8% к соответствующему периоду 2021 года;

- объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций производителей в январе-декабре 2022 года, а именно, объём производства, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха – 10201 млн. руб. или 98,3% к соответствующему периоду 2021 года.

Анализ объёма отгруженной продукции, оказанных услуг (выполненных работ) системообразующих предприятий теплоэнергетического комплекса за январь-декабрь 2022 года характеризует ее снижение к соответствующему периоду прошлого года.

Ситуация по объёму отгруженной продукции, оказанных услуг (выполненных работ) системообразующих предприятий характерна в целом для всей отрасли тепло-электроэнергетики, оказавшая непосредственное влияние на показатель «Индекс промышленного производства».

Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» по полному кругу организаций производителей за январь-декабрь 2022 года к соответствующему периоду 2021 года составил 105,7%, что выше аналогичного индекса по ПФО на 19,6%, который составляет 86,1% (наибольший показатель по ПФО – 1 место) и выше аналогичного индекса по Российской Федерации на 11,8%, который составляет 93,9%.

Положительная динамика индекса промышленного производства по виду экономической деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» сложилась за счёт увеличения объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций, осуществляющих забор, очистку и распределение воды, сбор, обработку сточных вод.

Объём отгрузки по виду экономической деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» за январь-декабрь 2022 года составил всего 10413,3 млн. руб., в том числе:

- забор, очистка и распределение воды – 1887,4 млн. руб. или 104,2%;

- сбор и обработка сточных вод – 1245,2 млн. руб. или 114,3%.

Положительный результат связан с увеличением потребления воды в водопроводных сетях.

Анализ объёма отгруженной продукции, оказанных услуг (выполненных работ) системообразующих предприятий водохозяйственного комплекса за январь-декабрь 2022 года характеризует её увеличение к соответствующему периоду прошлого года.

Следует отметить, что на параметры роста экономики топливно-энергетического комплекса значительную роль влияют такие факторы, как колебание конъюнктуры и метеоусловий; динамика народонаселения; изменения в относительном энергопотреблении отдельных групп потребителей, энергосбережение, «жесткости» и продолжительности карантинных мероприятий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Определяющую роль занимает рост (снижение) промышленности, основой которой является машиностроение, представленное такими отраслями, как приборостроение, станкостроение, автомобилестроение, авиастроение; развитие текстильной, легкой и пищевой отрасли промышленности; работы предприятий строительной, деревообрабатывающей, и лесной индустрии.

 

1.3.          Информация об энергоёмкости валового регионального продукта Ульяновской области


Энергоёмкость валового регионального продукта (далее – ВРП) – это показатель, который отражает, сколько энергии необходимо для производства единицы ВРП и показывает, как эффективно используется энергия в экономике региона.

Высокий уровень энергоёмкости ВРП означает, что регион потребляет много энергии для производства своей продукции, что может привести к увеличению затрат на энергию и снижению конкурентоспособности. Низкий уровень энергоёмкости, напротив, свидетельствует о более эффективном использовании энергии и снижении затрат на производство.

Для снижения энергоёмкости экономики необходимо внедрять энергоэффективные технологии, улучшать эффективность использования энергии, а также стимулировать переход на возобновляемые источники энергии.

Показатели энергоемкости ВРП Ульяновской области по данным официальной статистической информации за период 2012-2021 годов приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Год

В текущих ценах

В постоянных ценах 2016 года

кг условного топлива/

на 10 тыс.рублей

кг условного топлива/

на 10 тыс.рублей

2012

209,58

-

2013

190,82

-

2014

175,65

-

2015

159,48

-

2016

139,84

139,84

2017

132,47

133,50

2018

134,82

139,67

2019

118,73

132,34

2020

110,49

129,14

2021

97,74

125,34

 

2. Мониторинг состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области 

2.1. Реализация государственной программы Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» в 2022 году

Подпрограмма «Чистая вода».

Региональный проект «Оздоровление Волги»

В 2022 году в рамках регионального проекта реализовывались 3 проекта:

- продолжилась реконструкция сооружений биологической очистки очистных сооружений канализации правобережья города Ульяновска. Срок завершения работ – 2023 год. Выполнено 99,88% от общего объёма работ. 

- начаты работы по реконструкции сооружений биологической очистки очистных сооружений канализации левобережья города Ульяновска. Контракт подписан 10.03.2022. Срок проведения работ – 2022-2024 годы. Выполнено 22,33% от общего объёма работ.

- с 13.09.2022 приступили к реконструкции очистных сооружений канализации города Барыш. Контракт заключён 24.05.2022. Завершение работ планируется в 2023 году.  Выполнено 27,94% от общего объёма работ.

Установленный целевой индикатор реализации мероприятия на 2022 год «Количество построенных и реконструированных объектов очистных сооружений организаций водопроводно-канализационного хозяйства в Ульяновской области – 1 объект» выполнен не в полном объёме в связи с задержкой поставки оборудования. Подписано соответствующее соглашение с Минстроем России, ввод объекта в эксплуатацию перенесён на 2023 год.

Региональный проект «Чистая вода»

В 2022 году реализовывались 2 проекта:

- строительство водовода до пос. Октябрьский Чердаклинского района. Работы завершены.

- реконструкция системы водоснабжения р.п. Новая Майна Мелекесского района. Контракт заключён 01.04.2022, работы будут выполнены до 01.12.2023. Выполнено 66,17% от общего объёма работ.

В соответствии с дополнительным соглашением о реализации на территории Ульяновской области регионального проекта «Чистая вода» для Ульяновской области целевой индикатор реализации мероприятия «Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных источников водоснабжения» установлен на уровне 94,6%. Фактически, по итогам года, по данным управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, данный показатель составил 95,8%.

На реализацию мероприятия «Строительство, реконструкция, ремонт объектов водоснабжения и водоотведения, подготовка проектной документации, включая погашение кредиторской задолженности» запланировано 185386,10090 тыс. рублей, фактическое исполнение по итогам 2022 года составило 100%.

В рамках мероприятия достигнуты на 100% все запланированные целевые индикаторы:

количество отремонтированных объектов водоснабжения и водоотведения – 37 ед.;

количество построенных и реконструированных объектов водоснабжения и водоотведения – 3 ед.

На реализацию мероприятия «Предоставление областным государственным казённым предприятиям субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в сфере водоснабжения (включая лизинговые платежи)», по заявке ОГКП «Ульяновский областной водоканал», была перечислена субсидия областного бюджета Ульяновской области в сумме 467259,19164 тыс. рублей.

Подпрограмма «Газификация населённых пунктов Ульяновской области».

На реализацию основного мероприятия «Организация газоснабжения в населённых пунктах Ульяновской области» подпрограммой предусмотрено финансирование в размере 230540,83 тыс. рублей. По итогам 2022 года ОГКП «Агентство стратегического консалтинга» направлено на завершение строительства объектов 2021 года и на завершение проектирования объектов 2021 года, в том числе:

на завершение строительства 7 объектов 2021 года:

внутрипоселковый газопровод в с. Каргино Вешкаймского района (выполнено на 100%);

внутрипоселковый газопровод в с. Коченяевка Вешкаймского района (выполнено на 100%);

внутрипоселковый газопровод в с. Никулино Николаевского района (выполнено на 100%);

внутрипоселковый газопровод в с. Вязовка Радищевского района (выполнено на 100%);

внутрипоселковый газопровод в с. Смородино Сенгилеевского района (выполнено на 100%);

внутрипоселковый газопровод в с. Средняя Терешка Старокулаткинского района (выполнено на 100%);

внутрипоселковый газопровод в с. Верхняя Терешка Старокулаткинского района (выполнено на 100%);

на завершение проектирования 14 объектов 2021 года:

внутрипоселковый газопровод в с. Новый Дол Барышского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Коржевка Инзенского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Чамзинка Инзенского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Вальдиватское Карсунского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Сосновка Карсунского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Беловодье Карсунского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Старые Маклауши Майнского района – завершены работы;

внутрипоселковый газопровод в с. Телятниково Николаевского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Татарский Сайман Николаевского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Ореховка Радищевского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Русский Юрткуль Старомайнского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Волостниковка Старомайнского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Гладчиха Тереньгульского района;

внутрипоселковый газопровод в с. Сосновка Тереньгульского района.

Запланированный целевой индикатор мероприятия выполнен на 100%.

На реализацию мероприятия «Предоставление газораспределительным организациям, индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, по подлежащим государственному регулированию ценам» выделено и освоено 152600,0 тыс. рублей. Субсидии предоставлены уполномоченной газораспределительной организации ООО «РусГаз» в полном объёме. Данные средства позволили возместить часть недополученных доходов ООО «РусГаз» за 2021 год и 2022 год. Количество сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализованного населению Ульяновской области по подлежащим государственному регулированию ценам Ульяновской области составило 1925,88 тонны.

Подпрограмма «Содействие муниципальным образованиям Ульяновской области в подготовке и прохождении отопительных периодов»

На реализацию мероприятия «Предоставление областным государственным казённым предприятиям субсидий в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в сфере теплоснабжения (в том числе затрат, связанных с погашением кредиторской задолженности), запланировано 391878,65365 тыс. рублей. Данные средства направлены ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» на осуществление текущей деятельности и модернизацию теплоисточников для объектов социальной сферы и жилищного фонда муниципальных образовании в Ульяновской области.

Запланированный целевой индикатор мероприятия «Количество построенных и модернизированных теплоисточников для объектов социальной сферы и жилищного фонда – 6 котельных» выполнен на 100%.  По итогам 2022 года субсидии областного бюджета освоены на следующие котельные:

построены 2 котельных в Карсунском районе (котельная СОШ в с. Таволжанка и котельная СОШ в с. Краснополка);

построены 2 котельных в Сурском районе (котельная СОШ с. Большой Кувай и котельная СОШ с. Архангельское);

квартальная котельная в р.п. Ишеевка.

котельная в с. Озерки Чердаклинского района.

Установленное значение показателя ожидаемого эффекта «Сокращение количества неэффективных котельных -12 единиц» достигнуто. Силами ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» модернизированы и (или) реконструированы:

котельная в с. Ивановка Зеленорощинского сельского поселения Ульяновского района;

котельная СОШ с. Дмитриевка Радищевского района;

котельная в с. Озерки Чердаклинского района

2 котельных в р.п.  посёлке Ишеевка Ульяновского района.

5 котельных в Карсунском районе (котельная СОШ в с. Таволжанка и котельная СОШ в с. Краснополка, в с. Языково по ул. Цветкова д.6А и ул. Цветкова д.82, котельная СОШ с. Языково);

2 котельных в Сурском районе (котельная СОШ с. Большой Кувай и котельная СОШ с. Архангельское).

На реализацию мероприятия «Предоставление субсидий в целях погашения реструктуризированной задолженности за потреблённый природный газ теплоснабжающими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории муниципальных образований Ульяновской области» запланировано и освоено 20000 тыс. рублей. Запланированный целевой индикатор мероприятия выполнен на 100%.

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области»

На реализацию Закона Ульяновской области от 29.09.2015 № 131-ЗО «О некоторых мерах по привлечению в организации жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Ульяновской области, квалифицированных работников» запланировано 14443,5 тыс. рублей, освоено 14257,431 тыс. рублей (98,7%). Субсидия предоставлена ФГБОУ «Ульяновский государственный технический университет» для подготовки специалистов высшего образования по направлению «Строительство» и профилю «Управление и эксплуатация систем жилищно-коммунального хозяйства». Плановое значение целевого индикатора мероприятия на 2022 год – 23 квалифицированных работников, привлечённых в организации ЖКХ, находящиеся на территории Ульяновской области выполнено на 100%.  Трудоустроены 21 квалифицированный специалист, 3 специалиста призваны на военную службу в осенний призыв 2022 года.

На реализацию мероприятия «Предоставление субсидий областным государственным казённым предприятиям Ульяновской области в целях финансового обеспечения затрат, связанных со строительством и модернизацией теплоисточников и тепловых сетей, в том числе затрат, связанных с внесением платы по договорам финансовой аренды (лизинга) и (или) договорам финансирования под уступку денежного требования (договорам факторинга)» запланировано и освоено 57700,0 тыс. рублей. Средства направлены ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» для оплаты текущих платежей по договорам лизинга.

 На реализацию мероприятия «Предоставление субсидий областным государственным казённым предприятиям Ульяновской области в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением техники для жилищно-коммунального хозяйства по договорам финансовой аренды (лизинга)» запланировано и освоено 40000 тыс. рублей. Средства направлены ОГКП «Ульяновский областной водоканал» для оплаты текущих платежей по договорам лизинга.

На реализацию мероприятия «Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с подготовкой проектной документации, строительством и модернизацией сетей наружного освещения» запланировано 5000,0 тыс. рублей. В 1 квартале 2022 года заключены 22 соглашения с муниципальными образованиями Ульяновской области. По итогам 4-го квартала за выполненные работы в бюджеты муниципальных образований перечислено 4999,28232 тыс. рублей. Целевой индикатор выполнен на 118,3%.

 

2.2. Цели и задачи реализации государственной программы Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» в 2023 году

Подпрограмма «Чистая вода».

Региональный проект «Оздоровление Волги»

В 2023 году в рамках проекта «Оздоровление Волги» планируется реализация 3 проектов:

-  завершение реконструкции сооружений биологической очистки очистных сооружений канализации правобережья города Ульяновска.

- продолжение работ по реконструкции сооружений биологической очистки очистных сооружений канализации левобережья города Ульяновска.  Сроки проведения работ – 2022-2024 годы. 

- продолжение работ по реконструкции очистных сооружений канализации города Барыша.

Региональный проект «Чистая вода»

В 2023 году в рамках проекта «Чистая вода» планируется реализация 2 проектов:

- строительство водовода от пос. Октябрьский Чердаклинского района до пос. Мирный и р.п. Чердаклы.

- продолжение реконструкции системы водоснабжения р.п. Новая Майна Мелекесского района.

На реализацию основного мероприятия «Содействие в организации водоснабжения и водоотведения населения Ульяновской области» в 2023 году планируется направить 369 055,4 тыс. руб., в том числе:

строительство, реконструкция, ремонт объектов водоснабжения и водоотведения, подготовка проектной документации, включая погашение кредиторской задолженности – 270 055,4 тыс. руб.;

предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в сфере водоснабжения (включая лизинговые платежи) – 99 000,0 тыс. руб.

В 2023 году планируется достичь следующие целевые индикаторы:

количество отремонтированных объектов водоснабжения и водоотведения – 7 ед.;

количество построенных и реконструированных объектов водоснабжения и водоотведения – 3 ед.

Подпрограмма «Газификация населённых пунктов Ульяновской области».

На реализацию основного мероприятия «Организация газоснабжения в населённых пунктах Ульяновской области» в 2023 году подпрограммой предусмотрено финансирование в размере 29067,2 тыс. рублей на обеспечение работ, связанных с техническим обслуживанием построенных газопроводов, постановкой их на кадастровый учёт, оформление охранных зон (всего 36 объектов общей протяжённостью 435,6 км).

Подпрограмма «Содействие муниципальным образованиям Ульяновской области в подготовке и прохождении отопительных периодов»

На реализацию мероприятия «Предоставление областным государственным казённым предприятиям субсидий в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в сфере теплоснабжения (в том числе затрат, связанных с погашением кредиторской задолженности), а также затрат, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости» запланировано 317600,0 тыс. рублей. Данные средства будут направлены на осуществление текущей деятельности и модернизацию теплоисточников для объектов социальной сферы и жилищного фонда муниципальных образовании в Ульяновской области. Запланированный целевой индикатор мероприятия 2 теплоисточника:

Котельная №1 р.п. Ишеевка: 04.10.2022 заключён контракт на закупку нового теплоисточника. Ввод модернизированной котельной в эксплуатацию запланирован в сентябре 2023 года.

Котельная №2 р.п. Ишеевка: закупка и монтаж оборудования для модернизации теплоисточника выполнен в декабре 2022 года. Замена данного оборудования будет выполнена в ходе отопительного периода 2022-2023 годов.  Ввод модернизированной котельной в эксплуатацию запланирован в сентябре 2023 года.

На реализацию мероприятия «Предоставление субсидий в целях погашения реструктуризированной задолженности за потреблённый природный газ теплоснабжающими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории муниципальных образований Ульяновской области» запланировано 158248,0 тыс. рублей.  Данные средства будут направлены для погашения задолженности за потреблённый природный газ организациями, осуществляющими свою деятельность на территории муниципальных образований Ульяновской области.

На реализацию мероприятия «Предоставление субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с ремонтом (в том числе капитальным ремонтом) тепловых сетей» запланировано 10249,9 тыс. рублей. Данные средства будут направлены в бюджет муниципального образования «Инзенский район» на ремонт тепловой сети в городе Инза.

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической  эффективности в Ульяновской области»

На реализацию Закона Ульяновской области от 29.09.2015 № 131-ЗО «О некоторых мерах по привлечению в организации жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Ульяновской области, квалифицированных работников» запланировано 3300,0 тыс. рублей. Субсидия предоставляется ФГБОУ «Ульяновский государственный технический университет» на подготовку специалистов высшего образования по направлению «Строительство» и профилю «Управление и эксплуатация систем жилищно-коммунального хозяйства». Плановое значение целевого индикатора мероприятия на 2023 год – 20 квалифицированных работников, привлечённых в организации ЖКХ, находящиеся на территории Ульяновской области. Значение целевого индикатора оценивается по результатам очередного учебного года и факта трудоустройства квалифицированных специалистов в организации жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Ульяновской области. 

На реализацию мероприятия «Предоставление субсидий областным государственным казённым предприятиям Ульяновской области в целях финансового обеспечения затрат, связанных со строительством и модернизацией теплоисточников и тепловых сетей, в том числе затрат, связанных с внесением платы по договорам финансовой аренды (лизинга) и (или) договорам финансирования под уступку денежного требования (договорам факторинга)» запланировано 30000,0 тыс. рублей. Данные средства будут направлены ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» для оплаты текущих платежей по договорам лизинга.

На реализацию мероприятия «Предоставление субсидий областным государственным казённым предприятиям Ульяновской области в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением техники для жилищно-коммунального хозяйства по договорам финансовой аренды (лизинга)» запланировано 100000,0 тыс. рублей.

На реализацию мероприятия «Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятия, направленного на закупку светильников с высоким классом энергетической эффективности, строительством, реконструкцией и ремонтом объектов наружного освещения» 23 муниципальным образованиям Ульяновской области из областного бюджета выделено 1000,0 тыс. руб. Между Министерством и 23 муниципальными образованиями Ульяновской области заключены соглашения о предоставлении субсидий, связанных с реализацией указанного мероприятия.

 

2.3. Энергосбережение в организациях, занимающихся регулируемыми видами деятельности

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.

В целях реализации данного закона за 2022 год собрано и проанализировано 126 отчётов «О фактическом исполнении установленных требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

На основании информации полученной от организаций из годовых отчётов «О фактическом исполнении установленных требований к программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности» можно сделать выводы как по отраслям деятельности, так и в целом о состоянии энергосбережения в Ульяновской области в организациях, занимающихся регулируемыми видами деятельности.

 

Передача электрической энергии.

Затраты на мероприятия по энергосбережению и экономия 10 крупнейших организаций, занимающихся передачей электрической энергии, за 2020-2022 годы отражены в таблице 2.

Таблица 2

 

Наименование организации

Затраты на мероприятия по энергосбережению тыс. руб.

Динамика затрат на мероприятия в % по отношению к предыдущему году

Годовая экономия от реализации мероприятий тыс. руб

Динамика затрат на мероприятия в % по отношению к предыдущему году

Вид регулируемой деятельности

2020 год

2021 год

2022 год

2020/

2019

2022/

2021

2020

2021

2022

2020/

2019

2022/

2021

АО «Ульяновская сетевая компания»

52961,47

107310

112000

103%

4%

1063,09

9670

577

810%

-94%

Передача ЭЭ

Филиал ПАО «Россети Волга» -  «Ульяновские РС"

21273,6

156 450,00

95 340,00

635%

-39%

102 921,34

13 930,00

11 234,00

-86%

-19%

Передача ЭЭ

ООО «Энергомодуль»

12 361,25

7 214,00

3 673,00

-42%

-49%

19365,29

18489

11960

-5%

-35%

Передача ЭЭ

ООО «Ульяновскэлектросеть»

9866,53

4300

3600

-56%

-16%

366,06

411

594

12%

45%

Передача ЭЭ

МУП «Ульяновская городская электросеть»

9 866,53

2 400,00

2 400,00

-76%

0%

366,06

244

378

-33%

55%

Передача ЭЭ

АО «УКБП»

2415

1650

1256

-32%

-24%

598,6

245

221

-59%

-10%

Передача ЭЭ

ООО «Инзенские электрические сети»

1238,06

23386

5115

1789%

-78%

607,31

4215

1323

594%

-69%

Передача ЭЭ

ООО «ЭнергоХолдинг»

1142,424

156

128

-86%

-18%

623,59

50

73

-92%

46%

Передача ЭЭ

ООО «Ульяновская воздушная кабельная сеть»

1104

3080

1100

179%

-64%

11,04

197

157

1684%

-20%

Передача ЭЭ

ООО «МАГИСТРАЛЬ»

1000

123

134

0%

-69%

28,71

33

28

15%

-15%

Передача ЭЭ

 

На основании полученных данных от организаций, занимающихся передачей электрической энергии, можно сделать вывод о том, что электроэнергетика является лидирующей отраслью по капиталовложениям в мероприятия по энергосбережению.  В целом по отрасли электроснабжение за 2022 год финансовые затраты на мероприятия по энергосбережению составили
231 462 тыс. руб. Экономия от реализации мероприятий составила
29 996 тыс. руб. 

Ниже приведены сравнительные значения затрат и экономии за 2020-2022 годы.

 

 

 

 

ЖКК (холодное водоснабжение, водоотведение).

В настоящее время сфера ЖКК является самой большой по количеству регулируемых организаций. Но, несмотря на большое количество организаций, сфера ЖКК находится на последнем месте по капиталовложениям в мероприятия по энергосбережению. Это связано с тем, что основная часть предприятий работает с изношенными сетями. Материально-техническая база устарела и требует больших капитальных затрат. Многие организации убыточные или находятся на грани банкротства. Затраты на мероприятия по энергосбережению и экономия за 2020-2022 годы 10 крупнейших организаций отрасли по затратам отражены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Наименование организации

Затраты на мероприятия по энергосбережению тыс. руб.

Динамика затрат на мероприятия в % по отношению к предыдущему году

Годовая экономия от реализации мероприятий тыс. руб

Динамика затрат на мероприятия в % по отношению к предыдущему году

Вид регулируемой деятельности

2020 год

2021 год

2022 год

2020/

2019

2022/

2021

2020

2021

2022

2020/

2019

2022/

2021

ОГКП «Ульяновский областной водоканал»

745

8030

379

978%

-95%

784,6

2490

10210

217%

310%

ХВС,ВО

МУП ЖКХ «Красноярское»

334,98

997

822

198%

-18%

8

86,00

78,00

975%

-9%

ХВС,ВО

ООО «Ульяновскоблводоканал»

62

845

6820

1263%

707%

0

0

341

0%

0%

ХВС, ВО

ООО «Новоульяновскводоканал»

3062,2

560

152

-82%

-73%

229,38

68

38

-70%

-44%

ХВС, ВО

МУП «Ермоловский коммунальщик»

2878

356

385

-88%

8%

289,35

164

55

-43%

-66%

ХВС

ООО «Водстрой»

459,7

265

1134

-42%

328%

20,34

25

278

23%

1012%

ХВС

МУП «Коромысловское ЖКХ»

321,1

185

66

-42%

-64%

165,35

65,00

15,00

-61%

-77%

ХВС

ООО «ЖКХ Сервис»

58,6

183

75

212%

-59%

0,04

23

32

57400%

39%

ВО

МУП «Еделевское ЖКХ»

90

90

362

-43%

-100%

229,18

68

 

-70%

-100%

ХВС

ООО «Ростоки»

584,6

120

120

-79%

0%

3

88

124

2833%

41%

ХВС

 

В 2022 году в целом по отрасли ЖКК затраты на энергосбережение составили 14 584 тыс. руб. Экономия от реализации мероприятий по энергосбережению составила 16 395 тыс. руб. 

 

Организации, занимающиеся несколькими видами регулируемой деятельности.

Затраты на мероприятия по энергосбережению и экономия за 2020-2022 годы 10 крупнейших организаций отражены в таблице 4.

Таблица 4

 

Наименование организации

Затраты на мероприятия по энергосбережению тыс. руб.

Динамика затрат на мероприятия в % по отношению к предыдущему году

Годовая экономия от реализации мероприятий тыс. руб

Динамика затрат на мероприятия в % по отношению к предыдущему году

Вид регулируемой деятельности

2020 год

2021 год

2022 год

2020/

2019

2022/

2021

2020

2021

2022

2020/

2019

2022/

2021

ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ»

0

9870

5450

0%

-45%

572,79

790

2980

38%

277%

Производство и передача ТЭ, ХВС, ВО

АО «ГНЦ НИИАР»

28

8920

3244

31757%

-64%

49,3

1090

896

2111%

-18%

ХВС, производство ТЭ, передача ЭЭ

АО «УКБП»

2415

856

2122

-65%

148%

598,6

365

0,53

-39%

-100%

Производство и передача ТЭ,ВО,ХВС

ПАО «Ил» - Авиастар

7157,25

5529

1440,04

-23%

-74%

129,81

138

96,77

6%

-30%

"Передача ТЭ,Передача ЭЭ,ВО,ХВС

ОАО «Ульяновсккурорт»

38,7

38,7

755

0%

1851%

101,79

101,79

754

0%

641%

Производство и передача ТЭ,ВО

МП «Сантеплотехсервис»

583

583

385

0%

-34%

146

146

128

0%

-12%

Производство и передача ТЭ, ХВС

ОАО «Комета»

488

353

210

-28%

-41%

2030,23

69

38

-97%

-45%

Производство и передача ТЭ,ХВС,ВО

МУП «Чердаклыэнерго»

96,2

2520

186

2520%

-93%

48,2

256

58

431%

-77%

Производство и передача ТЭ,ХВС,

Куйбышевская дирекция Центральной дирекции  ОАО «РЖД»

132,13

57,7

138

-56%

139%

4,9

22,43

30

358%

34%

Производство и передача ТЭ, ВО,ХВС

ООО «Комстройсервис» Новоспасский район

87,6

65

88

-26%

35%

121,43

28

25

-77%

-11%

Производство и передача ТЭ, ХВС, ВО

 

 

Итог состояния области энергосбережения в организациях, занимающихся регулируемыми видами деятельности

по итогам 2022 года.

 

В 2022 году организациями, занимающимися регулируемыми видами деятельности, на мероприятия по энергосбережению были израсходованы средства в размере 274 843   тыс. руб. Структура и объемы финансирования показаны ниже на диаграмме:

 

Затраты на мероприятия по энергосбережению за 2022 год (274 843 тыс. руб.) уменьшились по сравнению с 2021 годом на 27% (349 696 тыс. руб.). Годовая экономия от внедрения мероприятий по итогам 2022 года составила 61 121 тыс. руб., что на 14% меньше показателей прошлого 2021 года 66 485 тыс. руб.

Ниже приведены суммарные значения динамики затрат и экономии по всем видам регулируемой деятельности за три предыдущих года.

 

 

На основании приведённых данных можно сделать вывод о снижении расходов на реализацию мероприятий по энергосбережению в 2022 году по отношению к 2021 году.

 

2.4. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, представление деклараций

 

16 января 2019 года вступили в силу изменения в Закон № 261‑ФЗ в том числе введена обязанность исполнительных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Согласно части 2 статьи 16 Закона № 261-ФЗ порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и форма такой декларации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2019 № 683 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации» Минэкономразвития России наделено полномочиями по разработке и утверждению порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы такой декларации.

27 февраля 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 года № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов».

Декларации за отчётный 2022 год предоставлены всеми учреждениями исполнительных органов Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

2.5. Техническое регулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере Ульяновской области

 

В целях технического регулирования вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области за 2022 год подготовлены и утверждены следующие правовые акты:

  1. Постановление Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/36-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  2. Постановление Правительства Ульяновской области от 07.04.2022 № 5/157-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области.
  3. Постановление Правительства Ульяновской области от 18.05.2022 № 9/253-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  4. Постановление Правительства Ульяновской области от 07.07.2022 № 12/372-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  5. Постановление Правительства Ульяновской области от 22.09.2022 № 17/531-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  6. Постановление Правительства Ульяновской области от 26.10.2022 № 19/631-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  7. Постановление Правительства Ульяновской области от 26.10.2022 № 19/614-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  8. Постановление Правительства Ульяновской области от 01.12.2022 № 23/716-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  9. Постановление Правительства Ульяновской области от 14.12.2022 № 25/749-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области».

 

2.6. Популяризация энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области.

 

Важным вопросом энергосбережения является популяризация энергосберегающего образа жизни населения Ульяновской области. В целях стимулирования на региональном и муниципальном уровнях реализации проектов по повышению энергоэффективности и пропаганды энергосберегающего образа жизни среди населения, под эгидой Минэнерго России проведён фестиваль энергосбережения «#ВместеЯрче».

В рамках фестиваля Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области проводится ежегодный региональный этап Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВместеЯрче», в соответствии с распоряжением Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области  от 09.06.2022 № 1218-р «О проведении регионального этапа Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВместеЯрче» организованы конкурсы рисунков в образовательных организациях общего и дополнительного образования:

Конкурс рисунков и плакатов по теме: «Энергия-основа всего» для обучающихся дошкольных учреждений 1-4 классов;

Конкурс сочинений на тему: «Сила атома» для обучающихся 5-11 классов;

Конкурс творческих и исследовательских проектов по тематическому направлению: «Чистая энергетика» для обучающихся 10-11 классов и 1-2 курса учреждений СПО;

Мероприятия Фестиваля проведены в 17 муниципальных образованиях Ульяновской области. В мероприятия фестиваля вовлечены 170 общеобразовательных организаций, 16 организаций дополнительного образования, 1 организация среднего профессионального образования.

 

2.7. Энергоменеджмент в организациях бюджетной сферы Ульяновской области

 

В условиях постоянно растущих цен на топливно-энергетические ресурсы, дефицита средств областного и местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области особую актуальность для бюджетных учреждений приобретает энергоменеджмент – управление и оптимизация энергопотребления и затрат на энергоносители.

Для внедрения принципов энергетического менеджмента в бюджетных организациях Ульяновской области используется следующая методология:

- разработка программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в каждом бюджетном учреждении Ульяновской области;

- организация финансового учёта экономического эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и организация рефинансирования части экономии в проведение новых энергосберегающих мероприятий в профильных министерствах и ведомствах;

- назначение лиц ответственных за состояние энергосбережения и повышение энергетической эффективности в каждом бюджетном учреждении;

- постоянное обучение персонала и лиц ответственных за энергосбережение и повышения энергетической эффективности;

- популяризация энергосберегающего образа жизни.

 

2.8. Энергосервисная деятельность на территории Ульяновской области

 

Источником информации о закупках являлись данные муниципальных образований и исполнительных органов Ульяновской области в 2014-2023 годах.

Среди заказчиков энергосервисных услуг по объёму инвестиций преобладают объекты социальной сферы (общеобразовательные, дошкольные образовательные учреждения, учреждения здравоохранения.). На рынке Ульяновской области работают 8 энергосервисных компаний. Информация об объёме заключённых энергосервисных контрактов (далее – ЭСК) на территории Ульяновской области:

- ООО «Специализированный проект и монтаж - 0,52%;

- ООО «Иннотэк» - 0,52%;

- ООО «Союз Энергетиков Поволжья» - 3,61%;

- ООО «ТРЕЙДЭНЕРГОСЕРВИС» - 3,61%;

- ООО «Энергосервис Волги» - 2,58%;

- ООО «Энергопрофит» - 25,26%;

- ПАО «Ростелеком» - 28,35%;

- ООО «ЕЭС-Гарант» - 35,57%.

Всего на территории Ульяновской области заключен 191 ЭСК, из них по установке системы погодного регулирования заключено 155 ЭСК, по модернизации системы уличного освещения заключено 14 ЭСК, по переводу котельных на другой вид топлива (в т. ч. местные возобновляемые виды топлива) заключено 22 ЭСК.  

В разрезе муниципальных образований и исполнительных органов ситуация выглядит следующим образом:

- г. Ульяновск – 106 ЭСК на общую сумму экономии 107,9 млн руб.;

- г. Димитровград – 39 ЭСК на общую сумму экономии 114,6 млн руб.;

- Радищевский район – 4 ЭСК на общую сумму экономии 7,1 млн руб.;

- Сурский район – 4 ЭСК на общую сумму экономии 12,3 млн руб.;

- Чердаклинский район – 6 ЭСК на общую сумму экономии 18,0 млн руб.;

- Сенгилеевский район – 1 ЭСК на общую сумму экономии 0,6 млн руб.;

- Старокулаткинский район – 1 ЭСК на общую сумму экономии 3,0 млн руб.;

- Старомайнский район – 3 ЭСК на общую сумму экономии 42,2 млн руб.;

- Инзенский район – 1 ЭСК на общую сумму экономии 15,7 млн руб.;

- Майнский район – 1 ЭСК на общую сумму экономии 8,7 млн руб.;

- Ульяновский район – 3 ЭСК на общую сумму экономии 20,1 млн руб.;

- Новоспасский район – 1 ЭСК на общую сумму экономии 7,9 млн руб.;

- Николаевский район – 1 ЭСК на общую сумму экономии 9,5 млн руб.;

- Барышский район – 1 ЭСК на общую сумму экономии 10,8 млн руб;

- Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области – 10 ЭСК на общую сумму экономии 18,0 млн руб;

- Министерство здравоохранения Ульяновской области – 7 ЭСК на общую сумму экономии 6,7 млн руб;

- Министерство экономического развития Ульяновской области – 1 ЭСК на общую сумму экономии 0,6 млн руб;

- Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области – 1 ЭСК на общую сумму 4,1 млн руб;

Фактическая экономия энергетических ресурсов за 2022 год составила порядка 40 млн руб.

 

2.9. Показатели, характеризующие уровень внедрения технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность в системах наружного освещения Ульяновской области

 

Одним из основных направлений повышения энергетической эффективности светотехники является замена светильников с натриевыми и ртутными газоразрядными лампами на светодиодные светильники. Светодиодные светильники отличаются более долгим сроком службы и в несколько раз меньше потребляют электроэнергии по сравнению с натриевыми и ртутными газоразрядными лампами.

Освещение региональных дорог Ульяновской области.

Доля светодиодных светильников, установленных на региональных дорогах в Ульяновской области, выросла с 25,8% в 2018 году до 95,0% в 2022 году. Общие сведения об установленных осветительных приборах региональных автомобильных дорог на декабрь 2022 года приведены в таблице 5.

Таблица 5

 

№ п/п

Наименование показателя

Региональные дороги

1

Количество и общая установленная мощность светильников наружного освещения региональных автомобильных дорог

8 769

ед.

740,075

кВт

2

Количество и общая установленная мощность светильников наружного освещения по технологиям, в том числе:

Х

Х

Х

Х

2.1

светодиодных

8 334

ед.

666,725

кВт

2.2

металлогалогенных

 0

ед.

0,00 

кВт

2.3

натриевых, в том числе:

435

ед.

73,35

кВт

 

Наружное освещение на территории муниципальных образований Ульяновской области

Наилучшие показатели по внедрению энергоэффективного наружного освещения показывают Базарносызганский район, Инзенский район, Старомайнский район, город Ульяновск, город Димитровград, Новоспасский район, Новомалыклинский район, Ульяновский район (более 90%). Доля светодиодных светильников наружного освещения, установленных на территории муниципальных образований Ульяновской области приведена в таблице 6.

 

 

Таблица 6

 

№ п/п

Наименование муниципального образования 

Доля светодиодных светильников наружного освещения

2021

2022

 

1

2

3

4

1

Базарносызганский район

97,08

100

2

Барышский район

82,47

82,47

3

Вешкаймский район

50,07

83,85

4

Инзенский район

100

100

5

Карсунский район

42,55

39,30

6

Кузоватовский район

86,79

86,94

7

Майнский район

84,37

86,60

8

Мелекесский район

84,99

87,57

9

Николаевский район

70,92

71,20

10

Новомалыклинский район

90,17

94,15

11

Новоспасский район

96,07

96,22

12

Павловский район

42,04

42,04

13

Радищевский район

75,73

77,57

14

Сенгилеевский район

31,55

31,55

15

Старокулаткинский район

87,55

87,83

16

Старомайнский район

86,33

100

17

Сурский район

84,36

84,62

18

Тереньгульский район

74,25

80,89

19

Ульяновский район

63,82

93,36

20

Цильнинский район

70,42

70,42

21

Чердаклинский район

81,68

82,00

22

город Ульяновск

15,87

100

23

город Димитровград

100

100

24

город Новоульяновск

20,14

20,41

 

Доля светодиодных светильников наружного освещения, установленных на территории муниципальных образований Ульяновской области, выросла с 27,6% в 2018 году до 90,1% в 2022 году. Общие сведения об установленных осветительных приборах систем наружного освещения, агрегированные по всем муниципальным образованиям Ульяновской области на декабрь 2022 года, приведены в таблице 7.

Таблица 7

 

№ п/п

Наименование показателя

Муниципальные образования

1

Количество и общая установленная мощность светильников наружного освещения муниципальных образований

75 076

ед.

10 190,65

кВт

2

Количество и общая установленная мощность светильников наружного освещения по технологиям, в том числе:

Х

Х

Х

Х

2.1

светодиодных

38 131

ед.

2743,98

кВт

2.2

металлогалогенных

299

ед.

87,20

кВт

2.3

натриевых, в том числе:

18 335

ед.

3 674,71

кВт

2.4

ртутных, в том числе:

18 175

ед.

3 671,16

кВт

2.5

прочих светоточек

136

ед.

13,60

кВт

 

 

 

Министр жилищно-коммунального

хозяйства и строительства

Ульяновской области                                                                     А.Я.Черепан

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заместитель Председателя

Правительства Ульяновской области                                             Е.А.Лазарев

 

Доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области по итогам 2022 года

 

Доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области по итогам 2022 года