Выступление заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области О.М.Касимовой "Отчёт о работе Министерства за 2019 год, планы на 2020"
11.03.2020
Добрый день, уважаемый
Сергей Александрович, уважаемые депутаты!
Сфера, которую я сегодня представляю, особенная. Сложно назвать те стороны жизни человека, начиная с рождения и, заканчивая возрастом старшего поколения, к которым она не имеет отношения. К нам приходят и в горе, и в радости. От совместных усилий более 6000 специалистов зависит в конечном итоге результативность демографической и социальнойполитики региона. Поэтому и задачи особенно значимые и ответственность особая.
Главная наша цель-повышение качества жизни населения Ульяновской области.
Когда говорят, что министерство семейной демографической политики распоряжается более, чем 12 миллиардами рублей (из них 9,7 миллиарда – областной), т.е.почти 20 – ю процентами регионального бюджета, надо понимать, что это бюджет, направленный на семьи с детьми, на инвалидов, детей-сирот, ветеранов, малообеспеченных граждан и жителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и на содержание 41 учреждения, которые оказывают услуги этим категориям людей.
Качество услуг – это отдельная тема. В наши учреждения попадают особо нуждающиеся в заботе люди. И, думаю, не надо объяснять, как важно создать для них приемлемую обстановку. В прошедшем году в 31 учреждении социального обслуживания проведены капитальные и текущие ремонты более чем на 95 млн. рублей, принято решение о строительстве нового жилого корпуса с пищеблоком в с. ВодорацкБарышского района на базе специального дома-интерната для престарелых и инвалидов в с. Акшуат.
В заявке, которая нами направлена и предварительно одобрена Минтрудом РФ, стоимость объекта с хозяйственными постройками оценивается более 730 млн. рублей. Для получения софинансироования из федерального бюджета в объеме не менее 600 млн. руб. разрабатывается проектно-сметная документация, которая в данный момент уже проходит государственную экспертизу.Для вхождения в инвестиционную программунам необходимо до 15 мая 2020 г. подготовить и предоставить в Минтруд пакет документов.
Кроме того, мы запланировали завершить к 2021 году капитальный ремонт здания бывшего санатория-профилактория УАЗ на 100 мест и закончить капитальный ремонт в специализированном здании для размещения 25 койко-мест для лиц без определенного места жительства.
Максимально ускорить процесс предоставления услуг призвана цифровизация. Министерством сделан анализ возможности использования цифровых ресурсов для формирования пакета заявителя. Есть проблемы в отношении 19 услуг, которые лежат в поле взаимодействия с федеральными структурами. Тем не менее мы ставим перед собой задачу по переводу услуг в электронную форму. В настоящее время мы принимаем непосредственное участие в реализации программы по созданию цифрового профиля жителя региона, которыйпозволит принимать решение о формировании программы поддержки гражданина.
В стадии отладки находится единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), которая создается для того, чтобы гражданин самостоятельно, зарегистрировавшись в личном кабинете, мог определить, на какую поддержку он может рассчитывать.
С 1 апреля 2020 Министерством запускается система СМС-оповещения получателей мер социальной поддержки, которая позволит своевременно предоставлять информацию гражданам, обратившимся за помощью в органы социальной защиты, о статусе обработки заявления, принятом положительном решении с указанием размера оказываемой поддержки или обоснованном отрицательном решении по заявлению.
В пилотный проект по СМС-информированию войдут 2 услуги,
Между МФЦ и Министерством в 2020 будет продолжена организация электронного документооборота. Реализация данного проекта в среднем на 5 дней сокращает сроки определения права на меры социальной поддержки.
Возвращаясь к теме финансовых затрат хочу сказать, что все выделенные средства расходовались в соответствии с утвержденной государственной программой в рамках следующих подпрограмм: «Семья и дети» - 3,4 миллиарда, «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»-6,3 миллиарда, «Доступная среда» - 40,9 миллионов, «Обеспечение деятельности государственной программы» - 2,5 миллиарда.
В Ульяновской области 150 тысяч семей с детьми. На «Финансовую поддержку семей при рождении детей» в 2019 году были предусмотрены 1 160 799, 4 тыс. рублей консолидированного бюджета. Благодаря этим средствам ежемесячные выплаты при рождении первого ребенка получили 4308 семей, при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком трехлетнего возраста -7397 семей. В 2020 году субвенции из федерального бюджета на первого ребенка увеличены на 68%, а субсидия на третьих детей составит почти 629 миллионов рублей.Трудно переоценить необходимость этих выплат для семьи, где рождается ребенок, и мамы временно прерывают свою профессиональную деятельность. Именно с появлением ребенка возникает опасность попадания семьи за черту бедности.
В 2019 году мы разработали межведомственный план по снижению бедности наближайшую перспективу. Он утвержден Губернатором Ульяновской области. С января 2020 года мы приступили к разработке долговременной стратегии. Борьба с бедностью не должна сводиться только к раздаче денег бедным через меры социальной поддержки. Нужны усилия в сфере развития экономики, предпринимательства, снижения роста цен, тарифов и налоговой нагрузки на малоимущих, а также повышения доступности услуг в социальной сфере (здравоохранение, образование, культура и спорт), в том числе, сокращения доли платных услуг в этой сфере). Роль министерства семейной политики в этом направлении, тем не менее, состоит в совершенствовании законодательства о мерах поддержки с учетом адресности и эффективности, реализации проекта «социальный контракт», развитии благотворительности.
В рамках утвержденного плана в 2019 году мы внесли изменения в 12 законов. Изменение законао капитале «Семья» позволило реализовать сертификаты почти семи тысячам семей на улучшение жилищных условий. Это в 10 раз больше, чем в 2018 году. В этом году запланировали ещё 5000 сертификатов. Мы сделали очень важный шаг. До введения изменений в закон граждане обвиняли власть в том, что сертификат практически невозможно реализовать. Сотрудники министерства в диалоге с гражданским обществом нашли правильное решение и тем самым не только изменили отношение людей к законотворчеству в регионе, но и реально помогли семьям.
Грамотно совместно с общественностью был разработан и реализуется проект «Подарок новорожденному». 12 тысяч семей при рождении ребенка получат комплект необходимых товаров для малыша. И это тоже вклад в снижение бедности.
Введение новых мер поддержки семей, инициированных В.В.Путиным в послании Федеральному Собранию потребует от нас такого же ответственного подхода и слаженной работы. В июне текущего года будут приняты все необходимые документы для выплат на детей от 3 до 7 лет включительно в малоимущих семьях. Мы готовы к проведению своевременного информирования населения в короткие сроки, с тем, чтобы уже с 1 июля начать предоставлять выплату. Для нас важно, чтобы все граждане, имеющие с 1 января 2020 право на эту выплату, успели обратиться за ней до 31 декабря текущего года.
Постоянный диалог с жителями региона, терпеливая разъяснительная работа привели к успеху в попытке изменить понимание идеи «социального контракта» и перенаправить усилия с раздачи средств на продуктовые карты на поддержку самостоятельности семьи. За 2019 год увеличилось в два раза число контрактов на развитие личного подсобного хозяйства, создание мастерских, развитие частного предпринимательства. Я могла бы рассказать много красивых историй о том, как семьи, находящиеся ниже черты прожиточного минимума, развивали свое дело. О многих семьях Вы слышали или читали. Это, например, семья Прокудиных, к ним мы вернёмся чуть позже. Главное, что удалось сделать – создать межведомственный диалог с министерством сельского хозяйства, агентством по развитию человеческого потенциала. Мы не просто выдавали средства в рамках социального контракта, мы сопровождали семьи, передавали данные нашим партнерам для дальнейшего обучения сбыту продукции, участию в грантовых программах и конкурсах. Как итог – 745 заключенных контрактов. Результативность в течение первого года реализации 36%. В этом направлении 2020 год-год подготовки к внедрению проекта с участием федеральных средств. А это очень непростая задача. Если региональные средства в 2019 году составляли 30 миллионов рублей, то федеральная составляющая в 2021 году будет в десять раз больше.
В целях содействия развитию благотворительности и оказания помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуация мы активно сотрудничаем с благотворительными фондами, организациями и отдельными спонсорами. Все знают об акциях «Помоги собраться в школу», «Добрая почта», «Щедрый вторник», «Подарок к школьному балу» и т.д. Скажу лишь, что за год привлечено более 33 млн. рублей благотворительных средств. Это существенный вклад в копилку добрых дел. Всего адресную материальную помощь, в том числеи за счет бюджета, получили 7744 человека на сумму 173,5 млн. рублей.Сегодня мы ведем переговоры с банками по вопросу оказания благотворительной помощи социально-ориентированным учреждениям.
К слову сказать, мы привлекаем средства не только через благотворителей, но и через участие в грантах. В 2019 году – привлекли почти 13 миллионов рублей, на 20-21 годы выиграли грант на 25 миллионов, готовится к защите еще один комплекс мер в части работы над проблемой бедности на сумму 20 миллионов рублей. Эти средства позволяют нам решать спектр задач, не подкрепленных финансированием из бюджета. И это тоже вклад в реализацию семейной, демографической политики.
К сожалению, демографические показатели в регионе такие же, как и в стране в целом.Население Ульяновской области сокращается. Радует лишь то, что в регионе темп убыли населения снизился в 2,9 раза. Тем более важны меры, принимаемые для создания условий повышения рождаемости. В регионе в течение ряда лет формировался пул законов в поддержку многодетных семей. Сегодня это 15 различных мер. И, как результат этого, в 2019 году родилось 2 437 третьих или последующих детей. Тенденция к росту числа многодетных семей сохраняется. За 2019 год рост составил 6,1%. А вот доли первых и вторых рожденных детей ежегодно снижаются.
Разработаны новые меры поддержки семей с детьми. С 2020 года предусмотрены:
- единовременная выплата в размере до 700 тыс. рублей на строительство жилья многодетным семьям, получившим в собственность бесплатно земельный участок;
- единовременная выплата в размере 100 тыс. рублей при рождении первого ребенка у женщин в раннем фертильном возрасте;
- предоставление дополнительных оплачиваемых дней отдыха беременным женщинам, работающим в бюджетной сфере.
Уважаемые депутаты, наряду с вопросами демографии министерство работает с такими категориями граждан, как дети-сироты и инвалиды.
По итогам 2019 года в регионе наблюдается положительная динамика снижения количественных показателей социального сиротства:
-на 3,4% сократилось общее количество детей-сирот, с 4223 до 4088 детей;
-на 9% снизилась численность воспитанников детских домов, с 316 до 287 детей.
В семьях граждан Ульяновской области воспитывается 3639 детей-сирот, что составляет 89% от общего количества детей данной категории.
Положительная тенденция семейного устройства детей-сирот открывает новые возможности по расширению предоставляемых услуг семьям с детьми. Так, в Ульяновской области 1180 детей имеют психофизические особенности здоровья и нуждаются в особом внимании. Для повышения качества жизни семей, воспитывающих таких детей, переформатировали Новодольский детский дом «Остров детства» в учреждение социального обслуживания детский психоневрологический интернат, рассчитанный на 60 мест. За получением новой социальной услуги по реабилитации детей могут обратиться не только кровные семьи с детьми, но и приёмные семьи.
Важным направлением, над которым будет работать Министерство в 2020 году – это защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся собственниками жилых помещений.
В связи с этим подготовлен проект Закона Ульяновской области «О внесении изменения в Закон Ульяновской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,на территории Ульяновской области», которым предлагается предусмотреть норму об освобождении детей-сирот, являющихся собственниками жилых помещений, от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на время их пребывания в детских домах или под опекой. Уважаемые депутаты!Просим поддержать данный законопроект на заседании Законодательного Собрания в июне 2020 года.
На территории Ульяновской области проживает более 8 тысяч детей, которым установлена инвалидность, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Ровно 50% из них были ограничены в праве на социализацию из-за удаленности от областного центра.Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов принял решение об организации на территории каждого муниципального образования микрореабилитационных центров для детей-инвалидов.МРЦ нами созданы во всех муниципальных образованиях в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» и позволяют организовать непрерывный процесс реабилитации не только для детей, но и для молодых инвалидов по индивидуальным программам с учетом нозологии.Каждому муниципальному образованию, на территории которого размещён МРЦ, из областного бюджета будут выделены средства в течение 2019-2021 годов на приобретение автомобиля для организации перевозки инвалидов и детей-инвалидов. В 2019 году закупка автомобилей Лада-Ларгуспроизведена для трех районов – Новоспасского, Ульяновского и Чердаклинского. В 2020 году средства областного бюджета будут предоставлены 9 муниципальным образованиям: Новомалыклинскому, Старомайнскому, Сенгилеевскому, Мелекесскому, Майнскому, Сурскому, Инзенскому, Цильнинскому, Барышскому районам. Оставшимся муниципалитетам, за исключением города Ульяновска и города Димитровграда, в которых уже действует служба социального такси, средства областного бюджета могут быть предоставлены в 2021 году (Базарносызганский, Вешкаймский, Карсунский, Кузоватовский, Николаевский, Павловский, Радищевский, Старокулаткинский, Тереньгульский районы Ульяновской области и г. Новоульяновск).
В2020 году открыт многопрофильный комплексный реабилитационный центр «Доверие» в г. Димитровграде. В2021 году в рамках программыв созданном центре планируется обустроить социальную гостиницу для организации сопровождаемого проживания инвалидов и обеспечить их дневную занятость в трудовых мастерских, а также внедрить современные методы медицинской реабилитации.
Также, мы увеличиваем мощность Реабилитационного центра «Подсолнух» в г. Ульяновске путём присоединения дополнительных площадей. Имеющаяся в настоящее время материально-техническаябаза не даёт возможности удовлетворить растущую потребность семей с детьми-инвалидами и молодых инвалидоввреабилитационныхуслугахи использовать в полном объёме накопленный опыт и потенциал Центра. Благодаря реорганизации количество получателей услуг Реабилитационного центра «Подсолнух» возрастёт в 2 раза – с 45 до 90 человек в день или с 1 тыс. до 2 тыс. человек в год. Будет возможно создание отделения по оказанию ранней помощи детям с инвалидностью и профилактике инвалидизациинедоношенных детей, начиная с рождения. Будет значительно расширен блок медицинской реабилитации детей и молодых инвалидов. Дополнительные площади и территория позволят создать трудовые мастерские (40 рабочих мест), где инвалиды с умственной отсталостью в возрасте от 18 до 45 лет смогут продолжить процесс реабилитации посредством организации для них трудовой занятости, что особо поддерживается родителями, имеющими детей с инвалидностью молодого возраста. Оснащение РЦ «Подсолнух» современным реабилитационным оборудованием планируется в 2021-2022 годах на средства федерального бюджета в рамках программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
Увеличение продолжительности жизни и создание комфортных условий для граждан старшего поколения - не просто цель, дело чести всех нас. Особенно в «Год Славы и Памяти», в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Многие из представителей старшего поколения если не участвовали в войне, то пережили этот ужас еще детьми. Наша наиважнейшая задача - выполнить обязанности, которые возложены на нас Президентом и Губернатором.
Все выплаты к 75-летию Победы будут произведены в апреле месяце. Мы дойдём до каждого ветерана и решим его проблемы. В приоритетном порядке обеспечим нуждающихся надомным обслуживанием, окажем адресную материальную помощь на ремонт жилья, лечение и другие нужды.
На этом, говоря о старшем поколении, я посчитала важным акцентировать внимание.
В Ульяновской области проживает более 331 тысячи граждан старшего поколения, это 30% от общей численности населения региона. Для достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, необходимо повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет). По предварительным данным в регионе по итогам 2019 года продолжительность жизни выросла почти на 11 месяцев и составила 73,4 года (мужчины – 68,3 г., женщины – 78,3 г.), план составлял 73,44 года.
Одним из показателей для достижения данной цели является увеличение доли граждан старшего поколения, вовлечённых в мероприятия, способствующие продолжительности периода активного долголетия и здоровой жизни. Сегодня это - 55% граждан старшего поколения. К 2024 году планируется увеличить охват до 80 %.
В Ульяновской области эта задача решается через Центры активного долголетия. Первый Центр появилсяв декабре 2015 года в г. Ульяновске. На начало этого года в регионе уже работают212 Центров, из них 84 (40%)открытыв 2019 году.
Более 17 тыс. чел. (6,3 % от числа граждан старшего поколения от 50 до 80 лет) систематически их посещают. Основная задача 2020 года - оснащение Центров активного долголетия с одновременным расширением перечня оказываемых услуг, в том числе через проведение консультативных медицинских занятий.
В 2019 году у нас появилась новая уникальная профильная площадка для старшего поколения - проект «Серебряный университет» на базе пансионата в Языково, где обучилось 460 человек. А в областных мероприятиях, которые прошли на его базе, приняло участие более трёх тысяч человек. Это место, где дают новые знания, обучают руководителей и специалистов Центров активного долголетия. Проект нашёл широкий отклик, появилась очередь из желающих принять в нём участие. Для этого в самое ближайшее время мы планируем увеличить количество участников мероприятийза счёт расширения коечного фонда.
Результатом работы является увеличение продолжительности жизни в регионе. Три года назад численность граждан в возрасте 90 лет и старше составляла около 4 тысяч человек, а сейчас их более 6 тысяч, из них 58 человек от 100 лет и старше.
Не все граждане могут быть активными участниками мероприятий. Есть те, кто нуждаются в постоянном социальном обслуживании. Число их с каждым годом растет. В этом году услугами организаций социального обслуживания воспользовались 16271 человек, из них 5231 с начала 2019 года.
Учитывая рост количества потенциальных потребителей услуг, министерство работает над увеличением реестра поставщиков услуг.
В 2019 году социальные услуги для 2916 получателей оказывали 13 негосударственных организаций, что составляет 18% от общего количества получателей социальных услуг, обслуживаемых во всех формах социального обслуживания (16271 человек), что значительно больше процента прошлого года (8,4 %). В 2020 году данный показатель должен составлять 25%.Также в 2019 году достигнут показатель развития конкуренции на рынке социальных услуг инвалидам и престарелым гражданам, который составляет 3%. В 2020 году данный показатель должен составлять 5%.
В 2019 году мы организовали новый формат работы с гражданами пожилого возраста на территории всей Ульяновской области с использованием мобильных бригад. Для этого закуплено 17 автомобилей. Предметом проекта является выявление лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, нуждающихся в социальном обслуживании, медицинской помощи и их перевозка в государственные учреждения здравоохранения для проведения скрининга.
По итогам 2019 года в 21 муниципальном образовании мобильные бригады проехали 466 сельских населенных пунктов, что составляет 51% от общего количества населенных пунктов Ульяновской области (909 населённых пунктов). Обследованы 13 588 граждан старше 65 лет (из 58 000 человек старше 65 лет), что составляет 17% от общего количества граждан старше 65 лет, из них 2584 человек доставлены в медицинские учреждения, остальные граждане, согласившиеся на обследование, включены в график доставки на последующие периоды.
Создание системы долговременного ухода – еще одно направление, которое будет развиваться в Ульяновской области. Главная цель - обеспечить людям, нуждающимся в уходе, достойный уровень жизни и максимальную реабилитацию. В 2020 году мы запустим систему долговременного ухода в тестовом режиме на базе Геронтологического центра,Психоневрологического интерната в с. Акшуат и Комплексного центра социального обслуживания «Исток».
Для этого нам необходимо проделать следующую работу: пересмотреть нормативную правовую базу; организовать межведомственное взаимодействие;выявить граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в системе долговременного ухода; обучить специалистов; внедрить новые технологии работы, в том числе - «Социальная передышка»; открыть«Центр дневного пребывания граждан с когнитивными нарушениями и ограничениями мобильности» и другие.
В завершении отчета мне бы хотелось еще раз акцентировать ваше внимание на главных задачах ведомства на 2020 год, а именно:
Первое: в рамках развития отрасли:
Развитиеотделений по работе с детьми-инвалидами в каждом муниципальном образовании и ихоснащениесовременным реабилитационным оборудованием.
Обеспечение увеличения доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан, до 90%.
Увеличение охвата граждан старшего поколения, вовлечённых в мероприятия проекта «Активное долголетие» до 60% от общего количества граждан старшего поколения
Проведение инвентаризации мер социальной поддержки в контексте преодоления порога бедности.
Формирование и реализация обновленной системы мер социальной поддержки населения Ульяновской области.
Второе: в рамках межведомственного взаимодействия
Перевод 15 услуг с июля 2020 года в цифровой формат и передача их в МФЦ, на основании соглашения.
Обеспечение достижения показателя «Количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума» на уровне, не выше 13,1%
Активизация работы по реализации социального контракта, как одной из наиболее эффективной меры вывода малоимущих семей и граждан из черты бедности.
И третье: в части реализации инвестиционной политики и модернизации подведомственной сети:
-привлечение в бюджет Ульяновской области:
-не менее 30млн. рублей за счет грантовых программ;
-не менее 360 млн. рублей за счет внебюджетных источников;
-организовать работу по привлечению частных инвестиций для развития и укрепления инфраструктуры учреждений социального обслуживания.