Выступление Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Семенкина М.И. перед депутатами ЗСО "Отчет о результатах деятельности Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области за 2020 год"

Уважаемые депутаты!

 

В прошедшем году огромное влияние на деятельность всех отраслей, в том числе и агропромышленного комплекса, оказала пандемия коронавирусной инфекции и введённые в связи с этим ограничительные меры.

Минсельхозом проведена системная работа по недопущению распространения COVID-19 на предприятиях отрасли.

В организации курируемых отраслей были направлены инструкции по профилактике распространения коронавирусной инфекции. Ведётся контроль за их соблюдением.

Также в Министерстве был создан и продолжает постоянную работу Штаб по мониторингу продовольственной безопасности и контролю за состоянием продовольственного рынка.

Следует отметить, что ограничительные меры по приостановке производства к АПК не относились. Все предприятия отрасли работали и работают в штатном режиме.

Все эти меры позволили не допустить остановки деятельности предприятий отрасли и обеспечили непрерывность всех производственных процессов.

Тем не менее, безусловно, пандемия оказала своё влияние и на агропромышленный комплекс.

В частности, на торговлю. Она находилась на передовой пандемических ограничений. Это резко возросший спрос на товары первой необходимости в начале года, снижение покупательской активности в дальнейшем, жёсткие требования по соблюдению санитарных норм.

Проведённая работа в рамках Штаба по мониторингу продовольственной безопасности способствовала тому, что перебоев с обеспечением продовольствием не было.

Торговлей были сохранены все бонусные и социальные программы для жителей, а также введены новые, с учётом коронавирусных ограничений.

Пандемия оказала влияние и на товарооборот. По итогам года оборот розничной торговли составил почти 203 млрд. рублей. Да, это ниже предыдущего года. Но снижение товарооборота по нашей области ниже, чем по России: 95,9% по стране и у нас - более 98% к 2019 году.

Снижение индекса произошло за счёт непродовольственной розницы. Эти объекты торговли были закрыты в период активного распространения COVID-19. А также населением была отложена покупка товаров «не первой необходимости» в связи с высокими рисками и повышенной тревожностью ожидания развития пандемии.

Тем не менее, можно сказать, что отрасль торговли в 2020 году функционировала не только вопреки коронавирусным ограничениям, но и благодаря им.

Так, высокими темпами росла «электронная торговля»: если последние 5 лет её доля стабильно была на уровне 0,3% от всего розничного оборота, то по итогам года мы видим прорывной рост в
4 раза - до 1,4%.

Также бурно развивались службы доставки продуктов
(не только Сбермаркет, но и собственная доставка сетей – Гулливер, Метро Кэш энд Кэрри).

Не остановил коронавирус и открытие новых торговых объектов. В прошлом году было открыто 130 новых объектов торговли.

Выросла обеспеченность населения площадью торговых объектов до 754,5 квадратных метров в расчёте на 1000 человек (в 2019 году - 739,1). Это превышает норматив более чем на 59%.

Однако мы понимаем, что этот и большинство показателей достигнуты благодаря развитию крупного ритейла и преимущественно в городах.

Именно поэтому основным вектором развития торговой деятельности в Ульяновской области на 2021 год выбрано развитие малоформатной торговли в сельской местности.

Наряду с мерами по расширению мест торговли, в этом году у нас вводится ряд мер государственной поддержки объектов торговли в сельских населённых пунктах:

1. Субсидии муниципальным образованиям на поддержку торговых объектов, реализующих социально - значимые продукты и товары первой необходимости, расположенных в населенных пунктах с населением до 500 человек.

2. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим выездную торговлю социально - значимыми продуктами и товарами первой необходимости в населенных пунктах численностью до 300 человек, будет предоставлена возможность приобретения автолавок (производства УАЗ) по программе льготного лизинга с компенсацией первоначального взноса в размере 20% (порядка 300 тыс. рублей).

Названные субсидии будут предоставляться через Министерство экономического развития и промышленности.

 

Ситуация на мировых рынках повлияла и на агропродовольственный рынок в России, в том числе и в Ульяновской области. В 2020 году произошел сильный рост цен на отдельные продукты питания. 

Так, по нашей области увеличение розничных цен на сахар-песок за год составило 80%. 

Главной причиной роста цен является снижение производства сахарной свёклы в стране в связи с сокращением посевной площади. В свою очередь, площади снизились из-за убыточности по причине крайне низких цен на сахар в предыдущие годы.

Производство сахарной свёклы по стране составило 60% к уровню 2019 года. По Ульяновской области падение меньше – урожай составил 347 тыс. тонн или 72% к уровню 2019 года.

Стоит отметить, что без мер стимулирования аграриев, поддержанных депутатами ЗСО и принятых Правительством области, площадь и урожай у нас были бы ещё меньше – в 2 раза.

Полученный урожай свёклы позволил загрузить наш «Ульяновский сахарный завод» и произвести более 50 тысяч тонн сахара и это обеспечивает необходимый объём потребления сахара на территории области.

Увеличение розничных цен на подсолнечное масло за год составило 31%. Причиной его подорожания является повышение стоимости на мировом рынке. Это обусловлено снижением урожая в России, а также на Украине и в Канаде.

Так, в целом по России урожай снизился к прошлому году на 14%, а в таких крупных аграрных южных регионах, как Ростовская область и Ставропольский край – от 22 до 33%.

В нашей области урожай подсолнечника составил в прошлом году 280 тыс. тонн. Несмотря на некоторое снижение к предыдущему году, это второй результат за всю историю региона, после рекорда 2019 года.

Из полученного урожая может быть произведено порядка 95 тыс. тонн растительного масла. А вся потребность региона в этом продукте порядка 12 тыс. тонн. То есть наша область в 8 раз  обеспечена в этом продукте.

В прошлом году получен рекордный за всю историю современной Ульяновской области урожай зерна – более 2-х млн. тонн. Рост к предыдущему году на 70%.

Также получена наивысшая за всю историю региона урожайность зерновых культур —31,1 ц/га.

Но, несмотря на рекордный урожай, мы наблюдаем высокий рост цен на зерно в России и в нашей области.

Причиной этого также является ситуация на мировом рынке - удорожание зерна из-за неурожая у конкурентов России на зерновом рынке. Рост мировых цен потянул повышение цен и на внутреннем рынке - в 1,5 раза.

Говоря о продукции растениеводства, завершу овощами и картофелем.

Внутреннее потребление картофеля в нашем регионе на продовольственные цели составляет 140 тысяч тонн.

В прошлом году на территории России для картофеля сложились неблагоприятные погодные условия. Объём производства сократился более чем на 11%. По этой причине выросли цены на этот продукт – за год на 70%.

По Ульяновской области аналогичная тенденция. Вследствие высоких температур воздуха и отсутствия осадков летом урожай этой культуры составил 166 тыс. тонн, 79% к 2019 году. Тем не менее, показатель самообеспеченности выполнен.

Во всех категориях хозяйств произведено овощей открытого грунта 132 тыс. тонн, 100,6% к предыдущему году. С учётом закрытого грунта производство составило 146 тыс. тонн. Благодаря адресным мерам поддержки, за последние 5 лет производство овощей в регионе возросло более чем на 20%.

Ещё один продукт, цены на который заметно выросли – куриное яйцо. За год удорожание на 38%.

Наблюдающийся рост цен на продукцию птицеводства обусловлен тремя основными факторами: увеличением стоимости кормов, снижением объемов производства в связи с распространением гриппа птиц, а также сокращением поставок импортных инкубационных яиц из-за осложнения эпизоотической ситуации в странах Европы.

Мы на протяжении последних лет занимаемся восстановлением птицеводства в нашей области. Кстати, это был один из вопросов к моему отчёту от фракции КПРФ.

В прошлом году Минсельхозом совместно с Агентством по развитию сельских территорий были привлечены инвесторы на птицефабрики, ранее входящие в группу компаний МАПО, и на которых было остановлено производство.

В частности, птицефабрика в Новой Майне Мелекесского района будет заниматься производством инкубационных яиц.

В январе уже этого года на птицефабрику завезено 30 тыс. голов суточных цыплят маточного стада бройлеров. В течение 2021 года будет завезено 158 тыс. голов. А начиная с июля, до конца этого года будет произведено 6,7 млн. штук инкубационных яиц.

Также в прошлом году местный инвестор (ООО «КФХ Возрождение», руководитель – депутат ЗСО Мартынов Вадим Станиславович) стал инвестором Ульяновской птицефабрики в Чердаклинском районе. После реконструкции будет производить мяса птицы до 5000 тонн ежегодно.

Также у нас продолжается наращивание производства на птицефабриках «Персонал», «Экоферма-Рус», у фермеров.

В целом за 2020 год нам удалось стабилизировать ситуацию в птицеводстве и достичь максимальную за последние 3 года численность птицы. По итогам 2020 года она составила 1 млн. 186 тыс. голов. Производство яиц за год составило 193 млн. штук. По темпам роста в ПФО занимаем 4 место по поголовью и 7-е место – по производству яйца.

Тем не менее, мы понимаем, что все имеющиеся негативные факторы продолжают влиять на отрасль.

Поэтому регионом оказывается бюджетная поддержка птицеводам. За счёт средств областного бюджета предусмотрены следующие субсидии:

1. На возмещение до 50% затрат на приобретение молодняка, оборудования, строительных материалов для птицеводческих помещений;

2. На возмещение части затрат на производство птицы на убой (в живом весе) в расчёте за 1 тонну.

3. На возмещение части затрат при производстве яиц в расчёте за 1 десяток.

4. Гранты в рамках семейных ферм и по программе «Агростартап».

5. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение инкубационных куриных яиц (7 рублей из расчёта за 1 штуку).

С проблемами птицеводства аналогична ситуация в свиноводстве. В Российской Федерации в последние годы эта отрасль успешно развивается.

В Ульяновской области тоже. За счёт строительства современных свинокомплексов поголовье свиней достигло наивысшего показателя за последние 22 года и составляет более 212 тыс. голов.

Увеличение производства свинины в Российской Федерации, закономерно приводит к росту предложения на рынке и стагнации цен. Фактически отпускные цены на свинину неизменны с 2014 года.

При росте затрат это приводит к снижению рентабельности.

Поэтому Министерство прорабатывает вопрос о субсидиях и для свиноводов – в расчёте на 1 килограмм производства в живом весе.

Кроме того, для увеличения производства мяса в регионе необходимо интенсивное развитие мясного скотоводства. Тем более что у перерабатывающих предприятий области есть потребность в качественном сырье, особенно реализуемом на убой поголовье крупного рогатого скота.

С учётом этого в 2021 году будет реализовываться программа «Умная ферма», направленная на развитие молочного и мясного животноводства.

Также отмечу, что наша область одним из первых регионов в России разработала меры господдержки мясного животноводства. Они направлены на приобретение поголовья бычков для откорма и реализацию их на убой (живой массой не ниже 400 килограммов).

Высокие показатели среди отраслей животноводства показывает молочное скотоводство. Производство молока растёт уже пять лет.

За 2020 год валовой надой молока увеличился по сравнению с 2019 годом на 3,5% и составил 227,2 тыс. тонн.

В 2021 году в области продолжится реализация проектов как по реконструкции существующих ферм, так и по строительству новых комплексов, что и является фактором движения вперёд.

Из наиболее крупных проектов назову строительство нового животноводческого комплекса на 4500 голов в ООО «Агро-Нептун» Новоспасского района и продолжение начатой в 2020 году модернизации животноводческого комплекса в СПК им. Крупской Мелекесского района.

После выхода всех проектов на проектную мощность поголовье коров увеличится более чем на 8,5 тысяч, а прирост производства молока составит порядка 70 тысяч тонн в год.

Ещё одним фактором увеличения производства молока является рост молочной продуктивности коров. На протяжении последних 10 лет в регионе этот показатель стабильно увеличивается. Каждый год обновляется максимальный уровень.

За 2020 год надой молока в расчёте на одну корову составил
6 180 кг. Напомню: в советский период максимальный надой составлял 2 796 кг. По итогам 2021 года он прогнозируется не менее 6500 кг.

Увеличению молочной продуктивности способствует проводимая работа по обновлению генофонда и приобретению высокопродуктивных животных. Так, только за последние 5 лет хозяйствами области закуплено почти 5,5 тысяч голов племенного крупного рогатого скота высокой продуктивности.

Для молочного животноводства будет продолжена вся действующая поддержка (на литр молока, на племенное поголовье, на модернизацию).

Вместе с тем, в этом году на молочную отрасль ложатся дополнительные расходы в виде обязательной маркировки средствами идентификации..

В настоящее время все ульяновские молокоперерабатывающие предприятия (их 22) определились со способом нанесения маркировки и проводят работу по заключению договоров на поставку и дальнейшее техническое обслуживание оборудования.

Кроме того, 10 предприятий уже зарегистрировано в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров - в системе «Честный Знак».

Это ответ на вопрос о готовности к введению маркировки от депутата Медведева Алексея Борисовича.

Нужно понимать, что маркировка – это дополнительные расходы молокозаводов. И они будут либо включены в цену для покупателей, либо приведут к снижению закупочных цен у сельхозпроизводителей.

Поэтому вводятся меры поддержки на компенсацию части стоимости маркировки:

1) Федеральные субсидии за счёт средств «Российского фонда технологического развития» (НПА в проекте).

2) Льготные кредиты (до 5%) на приобретение и нанесение кодов маркировки, а также на сопровождение аппаратно-программного обеспечения для целей маркировки.

3) Региональная мера - субсидии из областного бюджета для сельскохозяйственных потребительских кооперативов на закупку ими оборудования для маркировки молочной продукции (до 50% стоимости).

Кроме того, на федеральном уровне вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минсельхозу и Минфину проработать вопрос о дополнительной поддержке производителей готовой молочной продукции в связи с введением обязательной маркировки. Свои предложения ведомства должны дать до конца месяца.

Одним из приоритетных направлений в отрасли животноводства для нашего региона является развитие рыбоводства.

Эта отрасль становится привлекательной для инвесторов. Также у нас предусмотрен широкий спектр мер государственной поддержки.

За последние пять лет производство товарной рыбы в области увеличилось почти в три раза - с 26 тонн в 2015 году до 197 тонн в 2020 году.

В 2021 году планируется увеличить объём производства на 15% и получить 230 тонн товарной рыбы.

У нас принята «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Ульяновской области на период до 2030 года» и к 2030 году планируется увеличить объём производства товарной рыбы до 1700 тонн.

 

Уважаемые депутаты!

В прошлом году агропромышленный комплекс показал себя как наиболее устойчивая отрасль экономики. Об этом свидетельствуют все статистические показатели.

Объём производства продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении составил почти 53 млрд. рублей (52,7). Это почти на 10 млрд. рублей больше уровня 2019 года.

Индекс физического объёма производства продукции сельского хозяйства по итогам года составил 115,4% к уровню 2019 года. Это наивысший темп роста за последние 4 года.

За последние 5 лет производство сельскохозяйственной продукции в нашей области возросло на 40%, а за 10 лет – более чем в 2 раза.

Мы выполнили критерии Доктрины продовольственной безопасности по самообеспечению продукцией растениеводства (зерно, сахар, растительное масло, овощи, картофель). По продукции животноводства по сравнению с прошлым годом эти критерии улучшены.

Как я уже говорил, в прошедшем году на рынке сельскохозяйственной продукции установились небывало высокие цены на зерновые и масличные культуры. В совокупности с ростом объёмов производства это позволило аграриям значительно улучшить своё финансовое положение.

Выручка в сельхозорганизациях по сравнению с предыдущим годом выросла на 28% и составила почти 22 млрд. рублей.

Сумма прибыли аграриев возросла в 1,8 раза и составила почти 3,5 млрд. рублей.

Полученная прибыль инвестируется в приобретение новой сельхозтехники, строительство и модернизацию производственных объектов. Так, в прошлом году приобретено 667 единиц сельскохозяйственной техники, это на 67% выше уровня 2019 года.

По итогам года мы видим повышение эффективности сельскохозяйственных предприятий. Считаю это очень важным и принципиальным достижением.

Так, получена наивысшая за всю историю области урожайность зерна и молочная продуктивность коров. Возросли показатели рентабельности, дохода в расчёте на 1 гектар.

Также мы видим рост производительности труда. Если в 2014 году выработка на одного работника в сельхозпредприятиях составляла 1,1 млн. рублей, то сейчас – 3,3 млн., рост в 3 раза.

За счёт чего мы смогли добиться таких результатов?

Первое. Конечно же, поставленные задачи не могли решиться без государственной поддержки.

По областной Госпрограмме «Развитие агропромышленного комплекса» выплачено субсидий за счёт федерального и областного бюджета в сумме 4 млрд. 144 млн. рублей.

Господдержкой воспользовались порядка 16 300 получателей, из них более 15 тысяч – это хозяйства населения. Кстати, это тоже был один из вопросов от фракции КПРФ.

Большое внимание Министерством уделяется эффективности использования бюджетных средств.

С каждым получателем субсидий заключены соглашения о достижении целевых показателей. В случае их невыполнения получателям направляются уведомления о возврате бюджетных средств. В случае невозвращения средств добровольно, Министерством подаются заявления в суд.

Одной из важнейших задач является повышение заработной платы работников сельского хозяйства.

В порядках выплаты субсидий у нас предусмотрены условия по увеличению заработной платы до определённого уровня. И мы видим, что включение данного целевого показателя способствовало росту заработной платы.

За 2020 год заработная плата работников сельского хозяйства области возросла на 15%, а за последние три года - на 47%. Это значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации и ПФО, где рост составил 21-22%. И это наивысший темп роста среди регионов Приволжского федерального округа.

За январь-декабрь 2020 года средняя заработная плата работников сельхозорганизаций области составила 25 438 рублей. По этому показателю наша область опережает такие достаточно развитые регионы, как Республику Башкортостан, Пермский край, Нижегородскую и Оренбургскую область.

Одним из важных показателей эффективности бюджетной поддержки является налоговая отдача.

За 2020 год агропромышленный комплекс области заплатил налогов в областной бюджет в сумме почти 23 млрд. рублей. Это на
1 млрд. 662 млн. рублей или на 8% больше предыдущего года.

Конечно, основную долю в налогах от отрасли играют акцизы на алкогольную продукцию. Но рост поступлений обеспечили и другие виды налогов.

Так, налога на доходы физических лиц предприятиями отрасли уплачено 866 млн. рублей, это на 134 млн. рублей или на 18% больше 2019 года. То есть мы видим, что наши меры по повышению заработной платы положительно повлияли и на рост доходов бюджета.

Также рост поступлений идёт по земельному, транспортному, единому сельскохозяйственному налогу.

Как я уже отметил, наш агропромышленный комплекс уплатил в областной бюджет налогов в сумме почти 23 млрд. рублей. А областная поддержка отрасли при этом составляет 3 млрд. 362 млн. рублей.

Таким образом, на 1 бюджетный рубль АПК возвращает налогов почти в 7 раз больше (6,8).

И даже без акцизов на алкоголь отрасль платит налогов в бюджет в 2,5 раза больше, чем получает субсидий.

 

Второй ресурс, за счёт которого мы в прошлом году достигли положительной динамики - привлечение инвесторов

В 2020 году реализованы и начата реализация более 50 инвестиционных проектов на сумму более 27 млрд. рублей. По сравнению с 2019 годом количество проектов, находящихся на разной стадии реализации, увеличилось в 2 раза.

На 2021 год и на ближайшую перспективу у нас сохраняются следующие приоритетные направления для инвестирования в отрасли сельского хозяйства:

1. Развитие молочного животноводства.

2. Развитие отрасли птицеводства

3. Развитие рыбохозяйственного комплекса

4. Создание производств по глубокой переработке продукции сельского хозяйства, в том числе глубокая переработка зерна.

Такие предприятия – это не только высокая добавленная стоимость и налоги, которые останутся в регионе, но и высокий экспортный потенциал.

Нужно сказать, что рекордный за весь современный период урожай зерновых во многом способствовал увеличению экспорта продукции АПК.

На 2020 год для региона был установлен целевой показатель экспорта продукции АПК в размере 24 млн долларов США.

По итогам года он выполнен на 104% и составил 25 млн, и это в 2,4 раза больше предыдущего года.

На 2021 год целевой показатель составляет 22,3 млн долларов США.

Наша приоритетная задача – обеспечить выход на зарубежные рынки не с сырьём, а с готовой продукцией переработки.

Так, на сегодняшний день компания «Симбирскмука» уже является самым крупным и перспективным мукомольным предприятием в регионе. В этом году компания планирует отправлять на экспорт 1,5 тыс. тонн муки в месяц, а уже в 2022 году увеличить экспортный потенциал до 80 тыс тонн.

Также хотелось бы отметить совместную работу с «Репьёвским крупозаводом». В 2020 году компания осуществляла отгрузки крупы в республику Беларусь. Сейчас в проработке рынки Израиля и Турции. Планируемый экспортный потенциал предприятия в 2021 году - 1,5 тыс тонн.

 

И пятое направление для инвестирования - развитие малого и среднего предпринимательства на селе.

Все показатели по развитию малых форм, доведённые до региона федеральным центром, за 2019-2020 годы выполнены в полном объёме. Вы их видите на слайде.

Также отмечается положительная динамика экономической деятельности: как в системе кооперации, так и в деятельности фермерских хозяйств.

Такое развитие малых форм обусловлено серьезной финансовой поддержкой. В 2020 году она составила более 232 млн. рублей. На 2021 год финансирование фермеров и кооперативов увеличено и составит 309 млн. рублей.

Именно в малом агробизнесе мы видим важный инструмент борьбы с бедностью - задача, которую нам поставил Президент. Это новые рабочие места, это повышение доходов сельского населения.

Через гранты начинающим фермерам мы пытаемся влиять и на улучшение демографической ситуации на селе. Так, принято условие, что конкурсной комиссией начисляются дополнительные баллы заявителям, состоящим в зарегистрированном браке, а также многодетным семьям.

А в этом году мы инициировали ещё одну меру - проект «Стань многодетным фермером - получи трактор». Многодетные семьи Ульяновской области, которые занимаются фермерством, могут получить трактор.

 

Уважаемые депутаты!

На 2021 год финансирование агропромышленного комплекса и развития сельских территорий увеличено. Благодарю за это депутатов Законодательного Собрания.

Поддержка из областного бюджета составит 3 млрд. 959,2 млн. рублей, с учётом федеральных средств - 4 млрд. 580 млн. рублей.

Такая финансовая поддержка позволит отрасли, безусловно, двигаться в развитии только вперед, выполнять поставленные задачи.

Вместе с тем, как я уже говорил, на наши отрасли продолжает оказывать негативное влияние ряд факторов, из-за чего нам приходится перераспределять средства и вводить новые меры поддержки.

Вы их видите на слайде.

 

Несмотря на это, основной целью Минсельхоза области на этот год является выполнение всех целевых показателей, установленных Соглашениями с Минсельхозом России.

В свою очередь, на её достижение направлены следующие задачи:

1. Взаимодействие с научно-образовательным кластером.

2. Внедрение передовых сортов в семеноводстве.

3. Обновление машинно-тракторного парка.

4. Система мелиорации.

5. Введение в оборот земель сельскохозяйственного назначения.

6. Строительство новых животноводческих комплексов и модернизация действующих с целью повышения объёмов и качества производства продукции.

7. Наращивание племенной базы, улучшение генофонда животных за счёт приобретения племенного молодняка;

8. Развитие рыбохозяйственного комплекса и увеличение производства товарной рыбы;

9. Обеспечить возможность дальнейшего развития пищевых предприятий через расширение видов и объёмов государственной поддержки на реализацию мероприятий по модернизации производства и реализации инвестиционных проектов.

10. Обеспечить готовность предприятий Ульяновской области к введению обязательной маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции.

11. Сохранить объёмы производства сахарной свёклы для обеспечения максимальной загрузки производственных мощностей нашего производителя сахарного песка – «Ульяновского сахарного завода».

12. Обеспечить расширение ассортимента и рост объёмов экспортируемой несырьевой продовольственной продукции.

 

Уважаемые депутаты! 

Достигнутые высокие результаты отрасли, безусловно, являются важными показателями. Но сельские жители хотят чувствовать успех на себе, на улучшении своей жизни.

Одним из ключевых инструментов по повышению уровня качества жизни сельского населения стала запущенная с 2020 года федеральная государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий».

В 2020 году в её рамках на территории области реализовано пять подпрограммных мероприятий на сумму 352,9 млн. рублей.

В 2021 году сумма средств в рамках федеральной программы составит 513,6 млн. рублей, что почти на 30% больше уровня 2020 года.

Тем не менее, мы знаем, что государственная программа по комплексному развитию сельских территорий недофинансируется. Об этом буквально бьёт в набат федеральный Министр Патрушев Дмитрий Николаевич. Его поддерживает спикер Госдумы Володин Вячеслав Викторович и Совета Федерации Матвиенко Валентина Ивановна, председатель аграрного комитета Госдумы Кашин Владимир Иванович.

Из-за недофинансирования программы на 2021 год Минсельхозом России поддержаны не все проекты, заявленные от Ульяновской области.

Итак, в прошлом году в рамках Госпрограммы на территории области:

  • Завершено строительство и реконструкция более 20 км внутрипоселковых водопроводов на сумму 26,1 млн. рублей в селе Малая Борла Кузоватовского района и квартале новой застройки южной части в р.п. Новоспасское.
  • Завершено строительство 26,7 км внутрипоселковых газораспределительных сетей на сумму 30,2 млн. рублей в с. Загарино Барышского района и с. Новая Терешка Старокулаткинского района.

Мы в настоящее время ожидаем дополнительные средства на реализацию комплексного проекта Кузоватовского района (средства федерального бюджета - 78 млн. рублей, всего консолидированный бюджет - 110,8 млн. рублей).

Средства планируется направить на строительство внутрипоселкового газопровода в селах Стоговка, Спешневка, посёлке Первомайский, а также на реконструкцию водопровода в селе Баевка.

  • Ø В 2020 году 31 семья (125 человек) получили социальную выплату на улучшение жилищных условий. Общая сумма поддержки составила 23,8 млн. рублей.

На 2021 год и плановый период 2022-2023 годов планируется поддержать в рамках программы 194 семьи и ввести в эксплуатацию 5,3 тыс.кв. метров жилья.

  • Ø Сюда же стоит отнести и одно из новых ключевых мероприятий госпрограммы - «Льготную сельскую ипотеку». По ставке от 1,9 до 3% годовых, кредит до 3 млн. рублей.

Мероприятие пользуется большой популярностью. В прошлом году в нашей области льготной сельской ипотекой воспользовались 356 заявителей, на сумму 554 млн. рублей.

На сегодняшний день уже подано 468 заявок на 801 млн. рублей. Выдан 181 кредит на 306 млн. рублей.

  • Ø В 2020 году в 408 населённых пунктах реализовано 450 проектов по благоустройству общественных пространств на общую сумму 250,0 млн. рублей.

В 2021 году планируется реализация еще 141 проекта в 166 населённых пунктах на общую сумму 57,8 млн. рублей.

  • Ø В части строительства дорог на селе в 2020 году реализован проект по строительству автомобильной дороги - подъезд к производственному предприятию в Старокулаткинском районе. Общая сумма бюджетных средств составила 35,2 млн. рублей.

По итогам отбора в 2021 году до Ульяновской области доведены средства федерального бюджета по 201,7 млн. рублей на 2021 и на 2022 годы, на Реконструкцию автомобильной дороги на территории СПК имени Крупской в Мелекесском районе.

Напомню, что это только одна федеральная программа, в которой мы участвуем, где ГРБСом является Минсельхоз области.

У каждого органа власти Ульяновской области есть свои национальные проекты и госпрограммы по развитию сельских территорий.

По нашим расчетам, объём бюджетных средств, выделяемых на развитие села по всем программам, составит в 2021 году порядка
7,8 млрд рублей. Увеличение к 2020 году на 2,2 млрд рублей или на 40%.

Важной задачей в настоящее время является привлечение молодёжи на село.

Безусловно, будут продолжены уже действующие меры стимулирования молодых специалистов к работе в селе: единовременные выплаты в течение трёх лет и ежемесячные доплаты к заработной плате.

Но мы понимаем, что этого недостаточно.

Поэтому в прошлом году утверждена специальная областная аграрная стипендия студентам, поступившим по целевому обучению в Ульяновский аграрный университет, по основным востребованным направлениям: Агрономия, Агроинженерия, Зоотехния.

Размер стипендии до первой сессии составит 5 тыс. рублей, а по итогам сессии сумма будет зависеть от успеваемости и составит 5, 6 или 7 тыс. рублей.

В 2020 году 22 студента уже получили данную стипендию.

И ещё - с 2021 года Ульяновская область примет участие в мероприятиях ведомственного проекта «Содействие занятости сельского населения». Это поддержка сельхозтоваропроизводителям по возмещению 90% понесённых затрат на привлечение студентов аграрного ВУЗа для прохождения производственной практики.

В настоящее время совместно с муниципальными образованиями этот вопрос проработан и 26 предприятий уже выразили необходимость в привлечении 49 студентов, которые примут участие в весенне-полевых работах.

Считаю, что это очень действенный механизм для привлечения молодёжи на село. Прошу обратить на это внимание депутатов и учесть в ходе своей работы на местах.

 

Уважаемые депутаты, мой доклад окончен!

Подробная информация по итогам работы за 2020 год была Вам представлена в письменном отчёте.

Также мы подготовили и заранее представили ответы на все вопросы, направленные депутатами.

Благодарю за внимание. Готов ответить на Ваши вопросы.