О развитии системы дополнительного образования детей в рамках реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. в Ульяновской области

Событиями для переосмысления развития дополнительного образования в Российской Федерации и в Ульяновской области, в частности, стало принятие Концепции развития дополнительного образования детей и Концепции общенациональной системы развития и поддержки молодых талантов, а также Указы Президента РФ Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2012 года и Государственный Совет, который прошел 23 декабря 2015 года. Эти и целый ряд других событий 2015 года дали сильные стимулы к развитию системы дополнительного образования детей. 

Правительством Ульяновской области были определены основные позиции модернизации и стратегического развития системы дополнительного образования детей: 

·        сохранение сети организаций дополнительного образования; 

·        переформатирование областного Дворца пионеров в областной Дворец творчества детей и молодёжи; 

·        развитие предпрофильного дополнительного образования; 

·        развитие технической, естественнонаучной направленности и детского туризма как приоритетных направлений, определённых Социально-экономической стратегией развития Ульяновской области до 2030 года. 

В результате реорганизации и модернизации Дворец стал единым образовательным холдингом развития дополнительного образования в Ульяновской области, в который входят 64 организации дополнительного образования. На капитальный ремонт и оснащение Дворца с 2011 по 2014 год затрачено около 200 миллионов рублей. Во Дворце занимаются более 11,5 тысяч детей по всем направленностям дополнительного образования. В 2014 году во Дворце организовано принципиально новое структурное подразделение - Региональный ресурсный центр развития дополнительного образования, основными задачами которого являются анализ рынка, систематизация данных по востребованности услуг дополнительного образования, организация и реализация сетевого, межведомственного взаимодействия (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, молодёжной политики, культуры, физической культуры и спорта, общественных детско-взрослых сообществ), инновационное развитие системы дополнительного образования. Это позволило нам создать региональную модель дополнительного образования, которая консолидирует усилия областного Дворца творчества детей и молодёжи как единого образовательного «холдинга» дополнительного образования, регионального ресурсного центра развития дополнительного образования, 64 организации в сфере образования, 53 - в сфере культуры и 27 - в сфере спорта. 

В 2015 году в регионе в организациях дополнительного образования разных ведомств занималось более 112 тысяч человек, что составляет уже сейчас более 75% детей и молодёжи в возрасте от 5 до 17 лет. Это, безусловно, серьезное достижение области. 

Разработаны и утверждены документы по переходу на нормативно-подушевое финансирование дополнительных образовательных программ: 

·        порядок расчёта нормативных затрат на оказание государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Ульяновской области, государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Ульяновской области»; 

·        нормативных затрат на оказание государственными организациями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Ульяновской области, государственных услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ на 2016 год. 

В 2015 году были внедрены новые механизмы и подходы в системе дополнительного образования детей. 

Особое внимание в развитии дополнительного образования детей уделено использованию потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнёрства. Предусмотрены средства на предоставление субсидий на возмещение процентов по кредитам, взятым негосударственными организациями для реализации программ дополнительного образования. 

Ведётся работа по привлечению частного бизнеса в сектор дополнительного образования. Успешные примеры этого уже есть. Это школы по изучению иностранных языков, делового общения, информационных технологий, творческих лабораторий ФабЛабы, центры молодёжного инновационного творчества, в которых обучается более 8000 детей. 

Это открытие в 2015 году центра детского технического творчества «Инженерка», который в 2016 году откроет свои филиалы во всех районах города. На условиях государственно-частного партнёрства совместно с Бинбанком создана Молодёжная финансово-экономическая академия, совместно с ООО «Проект «Развитие» - Лига школьного предпринимательства, совместно с ООО ЦМИТ «Воплощение» и ООО ЦМИТ «Прогресс» в системе дополнительного образования реализуются программы по развитию инженерного творчества и изобретательства. 

Важным аспектом современного образования является его доступность. Президент РФ Владимир Путин подчеркивает крайнюю значимость дистанционного образования для такой страны, как наша. Дистанционные образовательные технологии активно используются для проведения всероссийских и региональных уроков по правовой и финансовой грамотности, предпринимательству, информационным технологиям, подготовке к участию в олимпиадах и конкурсных мероприятиях. В 2017 году в системе дополнительного образования будет открыта дистанционная школа для одарённых детей «Прометей». 

Мы также серьёзно повысили доступность программ дополнительного образования за счёт их реализации на базе детских садов, школ, колледжей, вузов. 

С использованием ресурсов вузов для школьников организована система дополнительного образования, расширяющая возможности системы образования в реализации образовательных стандартов. 

С 2014 года в ведущих университетах области открылись 9 детских и молодёжных академий, что сегодня жизненно важно для развития региона и выполнения задач, по подготовке специалистов: архитектурная, ядерно-медицинская, инженерная, авиационная, суперкомпьютерная,  правовая, финансово-экономическая, академия естественнонаучного образования и академия современного аграрного бизнеса. 

Детские и молодёжные академии – это инновационная форма дополнительного образования детей, которая реализуется путём привлечения профессионального сообщества к проведению занятий по комплексным программам, которые включают в себя несколько дисциплин. Образовательная деятельность включает в себя метапредметные занятия, циклы открытых лекций, контактные сессии, просветительские мероприятия (ток-шоу, мастер-классы, акции, семинары, практические занятия, стажировки, экскурсии), направленные на вовлечение обучающихся в профессии по профилю подготовки, на участие в научно-исследовательской деятельности, на подготовку к профильным конкурсным мероприятиям. 

В 2016 году будут открыты «Детская академия туризма и краеведения» и «Молодёжная академия электроники» - это наши реальные ожидания! 

Для развития у школьников предпринимательских навыков совместно с Фондом развития малого предпринимательства, Ульяновским бизнес-инкубатором открыта Лига школьного предпринимательства. Школьникам предоставляется возможность самореализации и самопознания через позиционирование предпринимательства не как профессии, а как высшей ступени развития любой профессиональной личностной деятельности. Проведение занятий в игровой, состязательной форме, в формате мастер-классов, тренингов и деловых игр, изучение основ бизнеса и бизнес-проектирования позволит изменить сознание молодых людей, что приведёт к изменению их поведенческих навыков. 

По поручению Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова «организовать еще более цельную и качественную подготовку IТ-кадров» в 2016 году в сетевом взаимодействии Ульяновского государственного технического университета, школ области и Дворца будут открыты объединения по IT-технологиям. 

Широким вовлечением детей в программы технического и инженерного творчества - сейчас занятиями в кружках технической и естественнонаучной направленности охвачено 14% детей - планируется увеличить этот показатель к 2020 году в 2–2,5 раза за счёт реализации совместно с Агентством стратегических инициатив проекта Детский технопарк «Кванториум», а также региональных проектов «Создание Детского полигона инженерных профессий», направленного на расширение движения JuniorSkills, и, совместно с инновационными технологичными предприятиями Ульяновской области, «Школы будущих учёных и изобретателей». 

Для развития детского туризма в регионе в сетевом межведомственном взаимодействии создаётся региональная модель развития детского туризма. В организациях дополнительного образования Ульяновской области появляются турорганизаторы, а на базе школ – инструкторы по туризму. Наша задача на начало нового учебного года обеспечить открытие туристических объединений во всех школах области. 

Для реализации эффективной государственной политики в сфере дополнительного образования и распространения инновационных проектов на территории субъектов Приволжского федерального округа в  апреле 2016 года на территории Ульяновской области прошёл I Съезд руководителей дополнительного образования «Форсайт Дворец 2030», по итогам которого в 2016 году будет создана Ассоциация руководителей дополнительного образования субъектов ПФО и проведены мероприятия, направленные на межрегиональное сотрудничество по распространению инновационных проектов. Проект получил поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации. 

Традиционно в соответствии с постановлением Губернатора региона с 01 июня по 01 октября на территории области проводится межведомственная операция «Подросток–2015», а в её рамках акций: «Лето», «Семья – забота», «Дети улиц», «Группа», «Условник», «Занятость», «Внимание дети», «Помоги собраться в школу» и другие мероприятия, направленные на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия, организацию полезной занятости детей, их оздоровления и отдыха, оказание социальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 

В 2016 году охват несовершеннолетних детей специально организованными формами занятости в муниципальных образованиях региона (занятия в творческих объединениях, на спортивных площадках, организованная работа клубов, разновозрастных групп и экологических отрядов, проектных мастерских и т.п.) составил 25%. 

Не заняты организованными формами отдыха 24% несовершеннолетних из социально неблагополучных семей. Из общего количества незанятых несовершеннолетних - 21% составляют дети в возрасте до 6 лет. 

В летний период 2016 года всеми формами летней занятости, будет охвачено 99% несовершеннолетних из числа состоящих на внутришкольном профилактическом учете. Анализ занятости несовершеннолетних, из числа состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел, показал, что в 2016 году за летний период в лагерях различной формы отдохнут 23% детей, пройдут лечение в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания 12% подростков, различными формами временного трудоустройства будет охвачено 8% несовершеннолетних, 27% посещают занятия в объединениях дополнительного образования, 20% заняты в трудовых неоплачиваемых объединениях, 9% выезжают на отдых вместе с родителями. 

С уверенностью можно сказать, что именно в результате межведомственного взаимодействия и принимаемых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мер в 2015 году снизился уровень преступности несовершеннолетних на 10,8% от числа участников указанных преступлений. 

Тенденция к снижению подростковой преступности сохранилась и в текущем году. По итогам пяти месяцев количество преступлений, совершенных несовершеннолетними сократилось на 12,2% (с 188 до 165 преступлений), а число участников преступлений на 5,4% (с 148 до 140). 

Мы хорошо понимаем, что качество образования в регионе зависит не столько от доходов региона, сколько от продуманной политики в сфере образования, науки, культуры! Мы надеемся на поддержку федеральным центром инициатив от региона.

 

Спасибо за внимание!

 

Презентация к докладу.pptx