Доклад Министра образования Ульяновской области на региональном образовательном Форуме – 2010 «Региональное образование на пути к новой школе» 16.08.2010 г.

Сегодня, когда усилия и государства, и его граждан нацелены на обеспечение поступательного развития экономики и социальной сферы, главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Для решения этой задачи уже активно идёт модернизация российского школьного образования, началась реализация национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», решается задача разработки образовательных стандартов нового поколения, подводятся итоги национального проекта «Образования». И главным  результатом этих далеко не простых действий должно стать соответствие школьного образования целям опережающего экономического развития, так как только ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты еще в школе - поможет в дальнейшем выпускнику стать настоящим профессионалом в выбранной им профессии и плодотворно работать на процветание региона и всей России. Воспитать профессионала - не простая задача, но мы заявляем приоритеты на ближайшее будущее, как и куда мы пойдём.

Первой задачей является – реализация кластерного подхода в образовании. На мировом рынке в настоящее время конкурируют уже не отдельные предприятия, образовательные учреждения разного уровня, а кластерные образования. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Предприятия и образовательные учреждения объединяются в кластеры, прежде всего потому, что им это выгодно. И выгодно в первую очередь с точки зрения повышения конкурентоспособности продукции, снижения издержек производства и главное -  подготовки по-настоящему квалифицированных специалистов для специфики кластера. Уникальность кластерного подхода заключается в том, что человек погружается в профессиональное поле с самого раннего возраста, постепенно приобретая общие и практико - ориентированные профессиональные знания и  к моменту окончания профильного ВУЗа специалист достаточно хорошо знает производство, что существенно укорачивает его период вхождения в профессию.

Суть концепции образовательных кластеров заключается в объединении во главе с ведущим отраслевым вузом учреждений начального и среднего профессионального образования, профильных школ, базовых предприятий, основных заказчиков и потребителей специалистов. Кластерный подход позволяет организовать коллективное творчество так, что реально возрастает развитие потенциальных возможностей каждого участника и даёт им возможность пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими специалистам из других сфер жизни. К примеру, у учителя появляеся возможность выйти за рамки своей привычной педагогической деятельности и адаптироваться к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности. Организованное таким образом взаимодействие позволяет по-другому увидеть возможности уже сложившихся и потенциальных связей школ с различными структурами: ВУЗами, НИИ, государственными органами, общественными и коммерческими организациями и осуществить личностно значимые проекты.  Несколько кластеров у нас уже запускается:

1. Авиационный образовательный кластер. Цель данного проекта – удовлетворение кадровых потребностей авиастроительного комплекса региона на основе развития сквозной системы профориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов.

Участники проекта:

- дошкольные образовательные учреждения: МДОУ ЦРР № 178 «Облачко», МДОУ № 157 «Алёнушка», МДОУ ЦРР № 246 . Их задача формирование у дошкольников интереса к авиации целой палитрой организационно-тематических мероприятий с детьми младшего школьного возраста: проведение сюжетно-ролевых игр: «Авиастроители», «Воздушные путешествия», «Экипаж» и т.д. Авиационная тематика включена в образовательные программы дошкольных учреждений.  Для их осуществления в дошкольных учреждениях создана соответствующая предметно-развивающая среда. Так, например, в детском саду № 178 города Ульяновска работает детская лаборатория начальной проектной деятельности,  открыт мини-музей авиации.

- Средние образовательные школы: МОУ авторский лицей № 90 г. Ульяновска, МОУ «Лицей физики, математики, информатики № 40 г. Ульяновска», МОУ «Многопрофильный лицей № 20» . Задача : осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения.

- Образовательные учреждения дополнительного образования детей: Детско-юношеский аэрокосмический центр «Буран»,  Областной центр технического творчества. Они решают задачи содействия личностному развитию, профессиональному самоопределению детей от 6 до 18 лет через систему работы кружков и секций, связанных с моделированием самолётов.

- Образовательные учреждения среднего профессионального образования: ОГОУ СПО Ульяновский технический колледж, ФГОУ СПО Ульяновский авиационный колледж, Колледж экономики и информатики ИДО УлГТУ. Данные ОУ решают задачу краткосрочной профессиональной подготовки  по профессиям, востребованным авиационной промышленностью.

- Образовательные учреждения высшего профессионального образования: Институт авиационных технологий и управления Ульяновского государственного технического университета, Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Задача высшей школы подготовка квалифицированных специалистов в области конструирования, обслуживания, пилотирования авиационной техники.

- Потребитель или, по-другому, заказчик  – ЗАО «Авиастар-СП» обеспечивает гарантированное трудоустройство участников проекта на предприятии и реализует меры по закреплению молодого специалиста на рабочем месте. Это единственное учреждение, которое уже построило дом для молодых специалистов.

Правительство Ульяновской области  ведёт переговоры с компанией «Люфганза-техникс», Оксфордским лётным колледжем – лидером в создании учебных лётных центров во всём мире с целью создания учебного центра для подготовки специалистов в области авиации.

Создание ядерно-инновационного кластера в Ульяновской области также потребует  подготовки профильных специалистов. Прежде всего, необходимо в полном объёме обеспечить кластер профессиональными кадрами, причём их подготовка должна опережать реализацию программ разработки и развития технологий. Решить эту проблему позволит создание в Димитровграде филиала Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт». В перспективе здесь планируется создать образовательную систему, которая должна объединить три ступени образования: школа – техникум – вуз.

Реализация кластерного подхода в образовании позволит нам:

1. Преодолеть кадровый дефицит в профильных отраслях кластера

2. Повысить  качество подготовки специалистов различного уровня для  авиационного, ядерного и других  создающихся кластеров.

3.Формирование образовательного кластера позволяет получить следующие преимущества: создание единого образовательного пространства; интеграция профессионального образования с предприятиями отрасли; сокращение сроков подготовки специалистов;

Ведущим индикативом успешной реализации кластерного подхода в образовании является: в среднесрочной перспективе – подготовка высококвалифицированных специалистов по профилю кластера, в ближайшей увеличение количества участников олимпиад физико-математического профиля, увеличение количества призёров и победителей физико-математических олимпиад всероссийкого и международного уровня., создание совместных научных проектов с участием представителей высших учебных заведений как руководителей, преподавателей учреждений общего и начального профессионального образования и учащихся школ и коллеждей.

Цели кластерной политики в регионе - это ликвидация барьеров для инноваций и инвестиций, централизованной подготовки научно ориентированных кадров. Но всем известно, чтобы научные достижения были поистине значимыми, исследовательской и проектной деятельностью (основой научных знаний) нужно заниматься еще в школе.

 2 задачей  регионального  образования является совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

Это, прежде всего      создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования, формирование системы  социально-психологической поддержки одаренных и способных детей через:

 -совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи  одарённым детям;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

В этой связи в Ульяновской области в рамках реализации национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа» особое внимание уделено работе с талантливыми детьми и многое уже сделано. В последнее время в мире утвердилось мнение - страна, которая будет лидировать в математическом и естественно-научном образовании сегодня, завтра станет мировым научным и инженерным  лидером. Для этого к работе в школах привлекаются   ученые физики, химики, математики. Именно так поступили в СССР в 60-е годы, создавая физико-математические школы. Мы в регионе возвращаемся к этой идее и она сейчас особенно интересна  в режиме кластерного подхода в образовании. В частности,  при Ульяновском государственном университете создан «Лицей физики, математики и информатики № 40», при Ульяновском государственном техническом университете – Городской лицей, Ульяновском государственном педагогическом университете – информационный научно-методический центр по развитию детской одарённости «Перспектива».Серьёзную работу по развитию физико-математических наклонностей ведут следующие образовательные учреждения города Ульяновска: многопрофильный лицей № 20, гимназия № 79, физико-математический лицей № 38, гимназия № 1, СОШ № 17, СОШ № 21, городская гимназия г. Димитровграда. Учащиеся перечисленных образовательных учреждений неоднократно становились призёрами региональных и Всероссийских олимпиад. Этим не ограничивается список образовательных учреждений развивающих талантливых ребят. Развитие талантливых детей идёт и по другим предметным направленностям и творческим ориентациям. Особенно важно, что существующая работа с одарённым детьми с 2010 года стала приобретать централизованный и системный характер благодаря созданию на базе Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования научно-методического центра, главной целью которого является обеспечение системности, комплексности и социальной эффективности деятельности образовательных учреждений по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей. Создан банк данных одарённых детей, позволяющий отслеживать достижения и уровень индивидуального развития каждого юного дарования, выстраивать траекторию его индивидуального развития, формировать рекомендации для последующего обучения и трудоустройства.

В области функционируют художественные, музыкальные, спортивные школы, общеобразовательные школы с углублённым изучением отдельных предметов (23), гимназии (11), лицеи (14). Второй год подряд учащиеся гимназии № 79 и многопрофильного лицея № 20 г. Ульяновска включены в состав сборной РФ для участия в международной олимпиаде по математике, а учащийся Городской гимназии г. Димитровграда Козлов Максимв в 2010 году занял 3 место в международной олимпиаде по химии. Круглогодично действующий ГОУ ДОД оздоровительно-образовательный центр «Юность» еще в 2008 году получил статус Центра работы с одарёнными детьми. На базе этого Центра проводятся профильные смены с привлечением ведущих учёных, творческих работников Ульяновской области, Санкт-Петербурга, Москвы, а также региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по 21 предмету. В целях системного выявления одарённых детей  предполагается дальнейшее развитие школьных олимпиад, других соревнований, способствующих их выявлению.

В школьном этапе Олимпиады 2009-2010 учебного года участвовало 113096 учащихся (2008-2009 уч. г. - 91061, 2007-2008 уч. г. – 87205), муниципальном – 11672 учащ. (2008-2009 уч. г. – 10516, 2007-2008 уч. г. – 9422), региональном – 891 учащ. (2008-2009 уч. г. – 869, 2007-2008 уч. г. – 939)  из всех муниципальных образований области. Цифры показывают, что за последние 3 года число участников на школьном, муниципальном и региональном этапах Олимпиады увеличилось: на школьном - на 25891 чел., на муниципальном – на 2250, на региональном этапе – на 22 чел., что свидетельствует о повышении популярности олимпиадного движения. Школьный уровень олимпиады выявляет не только претендентов на региональный уровень, он даёт возможность и учащимся основной и начальной школы попробовать свои силы в решении интересных задач повышенной сложности, способствует раннему выявлению талантливых детей. В региональном этапе Олимпиады по всем предметам участвовала команда г. Димитровграда, по 20-ти – команда г.Ульяновска, по 15-ти - Майнского и Мелекесского районов, по 14-ти – Барышского и Вешкаймского, по 13-ти – Карсунского, Кузоватовского, Радищевского, Сенгилеевского, Цильнинского.

Наивысшие командные показатели, складывающиеся из общего числа победителей и призёров, в 2010 году, как и в прошлые годы, стабильно показывали 5 муниципальных образований.

К ним относятся: г.Ульяновск, г.Димитровград, Николаевский, Чердаклинский, Барышский районы.

Часть детей участвовала в Олимпиаде и стала победителями и призёрами по нескольким предметам.

Так, Иванов Даниил, ученик 10 класса многопрофильного лицея №20 г.Ульяновска и Седов Александр, ученик 9 класса лицея ФМИ №40 г.Ульяновска, заняли 1 место по 3-м предметам: математике, физике, информатике.

Победители регионального этапа принимали участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по 16 общеобразовательным предметам.

Итоги участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады в 2010 году следующие: всего 16 победителей и призёров, из них: 2 победителя и 14 призеров.

Для сравнения:

* 2008 г. - 9 победителей и призёров, из них: 2 победителя и 7 призеров;

* 2009 г. - 15 победителей и призёров, из них: 5 победителей и 10 призеров.

         Косинов Никита и Иванов Даниил удостоились Дипломов призёра по 2 предметам: Никита - по математике и физике, Даниил – по математике и информатике.

Победителями и призёрами заключительного этапа Олимпиады стали учащиеся школ:

г.Ульяновска – 12 чел.,

г.Димитровграда - 1 чел. ,

Вешкаймского района - 1 чел.,

Николаевского района - 1 чел.,

Тереньгульского района – 1 чел.

Все победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников награждаются Грантом Президента в 60 тыс. руб. и 30 тыс. руб. соответственно. Кроме этого, выпускники 11 классов получают право поступать в любые 5 вузов РФ  по данному профилю на льготных условиях. 

Таким правом за последние 2 года воспользовались более 10 победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады, многие из которых поступили в МГИМО на факультет международных экономических отношений и МГУ на международную журналистику.

Победители регионального этапа олимпиады  года принимали участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады и 16 из них стали победителями и призёрами. По итогам областных социально-значимых мероприятий одарённым детям Ульяновской области ежегодно присуждаются премии Президента РФ. В 2009 году премии по 60 тыс. руб. были присуждены 5 победителям Всероссийской олимпиады школьников и по 30 тыс. руб. – 9 призерам Всероссийской олимпиады школьников. В 2010 году направлено ходатайство в Министерство образования и науки Российской Федерации на присуждение премии Президента РФ 15 победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. Кроме этого, ежегодно одарённые дети, их учителя и научные руководители получают Губернаторскую премию, а родители награждаются Дипломом Губернатора области за достойное воспитание своих детей.

Регионы Приволжского федерального округа

Число победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады

2008

2009

2010

Ульяновская область

7

15

16

Республика Татарстан

75

52

54

Нижегородская область

36

24

34

Республика Башкортостан

24

24

27

Самарская  область

20

23

19

Республика Чувашия

35

19

13

Оренбургская область

11

6

13

Саратовская область

16

15

11

Республика Мордовия

9

4

6

Из представленных в таблице данных видно, что за последние три года в Ульяновской области идёт увеличение числа победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Среди регионов Приволжского федерального округа мы находимся по рейтингу в «золотой середине».

           Новым проектом в выявлении детской одарённости на уровне младшей и основной школы станет Областной интеллектуальный марафон. Материалы проекта и технологии запуска которого прорабатываются.

Нами планируется организация работы по сопровождению и поддержке таких ребят в течение всего периода обучения. Здесь мы движемся в двух направлениях. Первое – организация тесного взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования (домов и дворцов детского творчества, станций юных техников, клубов).Сеть образовательный учреждений, в которой будет происходить развитие детей, должна включить и школы-пансионы для одаренных детей (в настоящее время разработана концепция создания в Ульяновской области школы-интерната для одарённых детей «Симбирский пансион», примерный объем финансирования составляет 968 млн. руб.), и школы-ресурсные центры, «магнитные школы» (учебные центры для углубленного изучения конкретной области знания), специализированные классы, группы смешанных способностей, учреждения дополнительного образования такие, как школы искусств, спортивные и языковые школы.  В интернете должна заработать электронная многопрофильная гимназия, в которой каждый сможет развить свои способности. Ребенок будет продолжать учиться в обычной общеобразовательной школе, и одновременно дистанционным путем получать образование повышенного уровня. И с этим всё понятно.  Второе – открытие при региональных  университетах и исследовательских лабораториях очных и заочных (дистанционных) постоянно действующих школ для одаренных детей. Академическая наука должна стать ближе к ребёнку, который сам тянется к ней!  И здесь, прежде всего, в этом должна быть личная заинтересованность ВУЗов как очередное подтверждение  реализации кластерного подхода в региональной системе образования.

Эффективное формирование новой модели школы невозможно без адекватной системы оценки качества образования, которая ориентирована не столько на регулирование процесса, сколько на результаты. Такой формой, безусловно, является ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН.

Число участников ЕГЭ в 2010 году составило 8239 человек (из числа выпускников дневных общеобразовательных учреждений, вечерних (сменных) школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, выпускников прошлых лет, лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы). Тенденция сокращения участников ЕГЭ была обусловлена общим сокращением выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений по сравнению с 2009 годом на 1720 чел.       Вместе с тем, следует подчеркнуть, что число участников ЕГЭ на территории области почти в 2 раза превышает количество участников ЕГЭ в Республиках Мордовия и Чувашия (4423 и 4859 участников ЕГЭ соответственно).По сравнению с 2009 годом  сеть ППЭ сократилась на 8,3 %. Вместе с тем сокращение численности ППЭ не повлияло на уровень доступности участия выпускников и абитуриентов в ЕГЭ как на этапе государственной (итоговой) аттестации, так и на этапе вступительных испытаний в учреждения профессионального образования.2010 год стал годом повышения открытости процедуры проведения ЕГЭ, чему способствовало развитие системы мониторинга образовательной деятельности по конечным результатам - результатам ЕГЭ.

         Показателем результативности общеобразовательной подготовки выпускников школ являются результаты участия в обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике.

         Данные результаты показали, что созданная региональная  система подготовки, организации и проведения государственной (итоговой) аттестации оптимально выстроена и продуктивна.

         Так, русский язык – минимальный порог (36 баллов) не преодолели 4,43 % (357 чел.), что на  0,77 % меньше общероссийского показателя. При этом число выпускников данной категории сократилось по сравнению с 2009 годом на 2,57 %.         

         Таким образом, показатель успешности сдачи ЕГЭ выпускниками школ области в 2010 году по сравнению с предыдущим годом повысился на 2,6 %.

         По сравнению с 2009 годом число 100-балльников возросло на 1 чел., что может считаться показателем стабильности знаний выпускников области и объективности их оценивания.

Рейтинг общеобразовательных предметов в соответствии с образовательными потребностями участников ЕГЭ представлен следующим образом:

№ п/п

Наименование общеобразовательного предмета

Кол-во участников

Доля участников ЕГЭ

(%)

Рейтинг

1.

Русский язык

9092

100

1

2.

Математика

9305

100

2

3.

Обществознание

4795

51,53

3

4.

История

3968

42,64

4

5.

Физика

2626

28,22

5

6.

Биология

2211

23,76

6

7.

Информатика

1032

11,42

7

8.

Химия

839

9,02

8

9.

Литература

615

6,81

9

10.

Английский язык

584

6,28

10

11.

География

173

1,86

11

12.

Немецкий язык

54

0,58

12

13.

Французский язык

16

0,17

13

 

ВСЕГО (человеко-экзаменов):

35310

100

 

         Приведённые данные свидетельствуют, что самыми востребованными общеобразовательными предметами из числа экзаменов по выбору явились обществознание, история, физика, биология. Нам отрадно отметить,  что процент учащихся, выбирающих  физику в качестве государственного экзамена как основы будущих инженерных знаний возрос по сравнению с 2009 годом на 0, 4 %.

Целевым индикатором эффективности инновационной работы педагогов с одарённой молодёжью должен быть количественный и качественный рост участников и победителей всероссийских и международных олимпиад, творческих конкурсов и проектов.

Для этого в каждом образовательном учреждении в течении всего года должна организовываться полномасштабная работа по традиционным и инновационным формам работы с одарённым детьми, а также по раннему их выявлению.

 

Третьей важнейшей задачей региональной системы образования является в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  - сохранение и укрепление здоровья школьников. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического и психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Юные спортсмены Ульяновской области успешно принимают участие во  Всероссийских соревнованиях проводимых Министерством образования и науки России и Федеральным агентством по физической культуре и спорту.

За 2009 год  юными спортсменами Ульяновской области завоевано: 74 золотых медалей, 70 серебряных, 101 бронзовых. Необходимо отметить, что по итогам рейтинга  участия регионов в спортивных мероприятиях, в организационно-методической работе и физкультурно-оздоровительных мероприятиях федерального уровня, проводимого ФСДЮСШОР, в 2009 году Ульяновская область занимает 31 место из 85 регионов России.

В образовательных учреждениях Ульяновской области  складывается система работы по сохранению здоровья школьников, одним из направлений данной работы является формирование здорового образа жизни среди несовершеннолетних. Формирование здорового образа жизни проводится через развитие детского спорта в учреждениях дополнительного образования детей и развитие массового спорта в специализированных спортивных клубах и школах, развитие движения спортивных клубов в общеобразовательных учреждениях области, введение ежедневной утренней зарядки в школах области. Так, по данным Федеральной Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва  при сравнении показателей работы учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по итогам 2009 года:

1. Ульяновская область находится на 8 месте по количеству учреждений дополнительного образования  детей физкультурно-спортивной направленности  (их 37) по Приволжскому федеральному округу. Для сравнения в Саратовской области – 29, в Пензенской – 23

2.  По количеству детей (19972) занимающихся в учреждениях дополнительного образования   физкультурно-спортивной направленности Ульяновская область также на 8 месте. Соответственно в Саратовской – 15851 (12 место), Пензенской – 13858 человек (13 место).

В других учреждениях дополнительного образования детей в детских объединениях спортивной направленности и спортивно-технической направленности занимается 35 416 человек, что составляет 32,2 % от общего количества школьников области. Это, конечно, еще недостаточный  охват. В образовательной системе региона многое делается по данному направлению, но по- прежнему  необходимо:

1. Организовывать  и развивать оздоровительные центры школьников, ведущих пропаганду спорта и здорового образа жизни (в настоящее время  в Ульяновской области действует 9 оздоровительных центров при образовательных учреждениях: 5 школ в городе Ульяновске (Гимназия №1, Гимназия №44, физико- математический лицей №38, МОУ  СОШ №74 и №78), 2 школы города  Димитровграда (Городская Гимназия и МОУ СОШ №19), МОУ СОШ р.п. Ишеевка и МОУ СОШ города Барыш. В каждом  учреждении области активно внедряются здоровьесберегающие технологии,  разрабатывается индивидуальные программы для учащихся и  педагогов по проведению лечебной физической культуры, широко применяются спортивные тренажеры, элементы игровых видов спорта (настольного тенниса, волейбола, баскетбола и т.п.).

2. В рамках, разрабатываемой Правительством Ульяновской области  Областной целевой межведомственной программы «Оздоровление школьников на основе автоматизированного мониторинга на территории Ульяновской области» на 2011-1013 годы. проводить мониторинг здоровья в каждом образовательном учреждении совместно с учреждениями здравоохранения.

3. Традиционные спортивные мероприятия вводить в статус массовых.

4. Производить регулярное пополнение современного технологического, медицинского и спортивного оборудования и инвентаря для организации учебно-воспитательного процесса;

5. Принимать все необходимые меры по исключению нарушений в организации полноценного питания обучающихся;

6. Проводить своевременную массовую диспансеризацию учащихся

7. Повышать профессиональный  уровень подготовки педагогических работников по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В области принято решение по созданию Областной целевой межведомственной программы «Оздоровление школьников на основе автоматизированного мониторинга на территории Ульяновской области» на 2011-1013 годы, реализация которой позволит открыть центры здоровья школьников во всех муниципальных образованиях области.

Осуществление всех  скоординированных  действий по данному направлению позволит нам:

1. Продолжить формирование у учащейся молодёжи Ульяновской области идеологии здорового образа жизни, укрепления физического и духовного здоровья детей.

2. Активно внедрять здоровьесберегающие  и здоровье формирующие технологии в образовательном процессе.

3. Приблизиться к состоянию уменьшения вероятности и рисков первичной заболеваемости и болезненности детей.

Таким образом, амбициозные задачи государства и региона по внедрению инновационной модели развития российской и региональной экономики, соответствующей требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций может решить только здоровое поколение, поэтому основополагающей задачей всей системы образования Ульяновской области является создание здоровьеформирующей среды, способствующей и развитию всех детей региона, реализации кластерного подхода в образовании и конечно полноценной современной информатизации образовательного пространства, которая тоже является одним из наших основных приоритетов.

В условиях модернизации образования необходима огромная методическая работа, реорганизация всей инфраструктуры образования, т.к. информатизация образования не ограничивается заменой существующих в школе практик на аналогичные, выполняемые с помощью информационных коммуникационных технологий (например, использование компьютерных презентаций вместо слайдов и видеофильмов). Ее главная отличительная черта – создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличения разнообразия, широты и интенсивности их применения.

Несмотря на подготовку и переподготовку педагогических кадров по использованию информационных коммуникационных технологий, применение информационных технологий в образовании до сих пор не стало внутренней потребностью каждого педагога и администратора образовательного учреждения. Такое состояние обусловлено слабой организацией руководителями учреждений образования использования новых информационных технологий в преподавании учебных дисциплин и невысокой компьютерной грамотностью основной части педагогов. В регионе уже запускаются ряд современных информационно-коммуникационных программ существенно облегчающих доступ к информационным ресурсам системы образования. Среди них:

1 проект. В образовательные учреждения г. Ульяновска внедряется система «Электронные дневники учащихся». К 01.09.2010 г. в 84 образовательных учреждения устанавливается необходимое программное обеспечение для работы с системой «Электронные дневники учащихся». Единый сервер для хранения и обработки всей информации в целях обеспечения надежности и безопасности размещается в Министерстве образования Ульяновской области. Процесс внедрения и эксплуатации контролируется специалистами Министерства образования. Программное обеспечение устанавливается бесплатно. Результат – абсолютная информационная прозрачность, доступность в любой момент времени с любого электронного выхода.

Второй проект в рамках информатизации – «Мобильная электронная учительская», когда на общешкольном сервере формируются списки учащихся классов и групп, списки пре­подавателей, расписание учебных занятий, данные тематического (поурочного) планирования, данные о родителях учащихся или лицах, их заменяющих, с контактной информацией и электронными адресами, т.е. создается единая школьная база данных. На ее основе автоматически создаются журнальные страницы всех учебных единиц (классов и групп) по каждому предмету у всех преподавателей. Находящиеся на сервере данные доступны классным руководителям, традиционно отвечающим за веде­ние классных журналов, заведующим учебной частью, директору школы. Комплекс поддерживает возможность разграничения прав доступа к информации в соответствии с рабочим профилем пользователя (директор школы, заведующий учебной частью, преподаватель-предметник, учащийся и т.д.). Особенно важно, что информатизация школьного пространства работает на открытость школы, о важности которой говорится в «Нашей новой школе». Родители учащихся могут получать в оперативном режиме информацию о текущих и итоговых оценках, посещаемости занятий, содержании домашних заданий, регулярности опроса учащегося, а также результаты мониторинга успеваемости конкретного ученика относительно его одноклассников. Данные представлены в электронном аналоге ученического дневника, конфиденциальный доступ родителей к которому осуществляется через сеть Интернет с помощью уникального для каждого ученика логина и пароля.

Проект третий – «Мобильный класс» представляет собой решение для создания мобильного учебного класса с использованием новейших беспроводных технологий. Тележка-сейф наполнена мощными средствами, которые позволяют в течение нескольких минут развернуть в любом помещении беспроводную локальную сеть компьютеров и начать занятия. Такое решение дает возможность применения информационных технологий на любых уроках, а не только на занятиях информатикой. В рабочем состоянии тележка трансформируется в удобное рабочее место учителя, ноутбуки учащихся расставляются по столам и объединяются в единую беспроводную сеть с помощью точки доступа. Также имеется возможность выхода в Интернет. На полное развертывание мобильного класса даже у неподготовленного преподавателя уйдет всего несколько минут. Работу мобильного класса поддерживает специальное программное обеспечение, позволяющее учителю со своего ноутбука руководить действиями учеников и контролировать процесс выполнения заданий, внося коррективы при необходимости.

Таким образом, представленные проекты информатизации станут мощным сопровождением всех приоритетных направлений работы региональной системы образования,  позволяющие  осуществлять образовательную деятельность на современной уровне информатизации. Для этого необходимо овладение компьютерной грамотностью всех без исключения педагогов и, конечно, решение организационных и финансовых вопросов. Это можно осуществить только совместными усилиями педагогической общественности и управленцев.

Задачи системной модернизации отечественного образования решаются в рамках масштабных отечественных проектов: «Модернизация системы образования» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Одной из ключевых фигур в реализации данных проектов является учитель. В связи с этим переформулируются требования   к уровню квалификации педагога, которые  обусловлены не традициями, а происходящими проектируемыми и прогнозируемыми изменениями в системе образования. Такой  переориентацией образовательного процесса (учителя) на работу в логике «Новой школы» является компетентностный подход. Приобретение учителями новых компетентностей позволят школе обеспечить новое качество образования, а ее выпускникам – достигнуть новых образовательных результатов. Очевидно, что именно эти задачи определяют и новую модель повышения квалификации работников образования, и направления деятельности.

Задача системы повышения квалификации – научить учителя работать на конкретный результат. Особенно востребована и ожидаема педагогами региона модульно-ваучерная система. Она предполагает : кафедры  ИПК ПРО и ВУЗов разрабатывают и предлагают модули, которые продиктованы приоритетными направлениями развития образования, проектами и инновациями в сфере образования, результатами аттестации, конкурсов и т.д.  Учитель выбирает те модули, которые способствуют развитию его профессиональной культуры и профессиональной компетентности, учитель сам выбирает место повышения квалификации и совместно с сотрудниками или кураторами выстраивает индивидуальную траекторию профессионального развития. Этому способствует  накопительная система повышения квалификации. Кроме того, создаваемые ресурсные центры также должны стать и центрами повышения квалификации, куда на договорной основе с ИПК ПРО могут выезжать опытные педагоги из «Золотой тысячи Президента», участники клуба «Учитель года», что существенно облегчит задачу повышения квалификации сельскому учителю. Аналогичную задачу решает и так называемый  «методический десант», группа учёных, опытных педагогов, выезжающих непосредственно в отдалённую сельскую школу. Имеет смысл здесь активно использовать и информационные ресурсы в рамках видео-конференций и семинаров (Виртуальный университет), дистанционного обучения, обязательное вхождение в единый портал на базах ресурса интернет – обмен наработками в интерактивном режиме.

Введение инновационных форм повышения квалификации позволит нам обеспечить приобретение учителями новых компетентностей, школе обеспечить новое качество образования, а ее выпускникам – достигнуть новых образовательных результатов. Очевидно, что именно эти задачи определяют и новую модель повышения квалификации работников образования.

Коллеги! Нам многое предстоит сделать! Акцентные направления, обоснованные докладе являются не завтрашним днём, а сегодняшней назревшей необходимостью! Я искренне верю в ваш ум, талант, профессионализм, любовь к России и родной Ульяновской области! Вместе мы многое можем! Этот форум он уникален наш Образовательный форум проходит в Год учителя! Форум и Фестиваль – это точка отсчёта нового витка развития регионального образования!