Опыт инициативного бюджетирования в Ульяновской области

24.04.2017

Практика местной инициативы показала свое колоссальное неоценимое значение в решении социальных актуальных проблем сообщества, когда в порядок приходит село, город, район, когда каждый житель начинает осознавать себя гражданином с правами и обязанностями. 

И мы понимаем, что именно активная гражданская позиция граждан, их инициативы в решении своих насущных вопросов может стать спасательным кругом как для самих жителей, так и для органов местного самоуправления. Поэтому так важно развивать и всячески поддерживать практики инициативного бюджетирования.

На территории Ульяновской области реализация проектов  инициативного бюджетирования осуществляется по двум направлениям:

  • проект поддержки местных инициатив;
  • партиципаторный бюджет («Народный бюджет»).

 

Буквально несколько слов хочу сказать о том, как это начиналось и затем остановлюсь на тех проблемах, с которыми мы столкнулись на практике и, конечно,  расскажу о том, как мы их решали.

Проект по поддержке местных инициатив запущен на территории Ульяновской области по инициативе Губернатора - Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова с 2015 года. 

Начиная эту работу в 2014 году, мы в первую очередь подготовили и утвердили необходимую нормативно-правовую базу для реализации Проекта:

  • Ø порядок реализации проекта;
  • Ø положение о конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора проектов и ее состав;
  • Ø порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований;
  • Ø типовую форму Соглашения о  предоставлении в  субсидии из областного бюджета Ульяновской области бюджету муниципального образования Ульяновской области на реализацию проектов.

Затем мы провели ряд выездных обучающих семинаров с представителями городских и сельских поселений, сельскими старостами и руководителями финансовых органов, на которых мы подробно разъясняли основные этапы реализации данного проекта, а также критерии конкурсного отбора.

 

Стартовав в 2015 году, проект быстро стал популярным и уже в 2016 году участниками проекта стали 97 муниципальных образований (из 147, что составляет 66% от общего количества городских и сельских поселений области). То есть, количество желающих участвовать в конкурсном отборе  увеличилось более, чем в 2  раза.

При этом хочется отметить, что население муниципальных образований области также стало активнее участвовать в Проекте на всех этапах его реализации: жители участвовали в подготовке конкурсной документации, осуществляли сбор денежных средств для реализации проекта, контролировали ход строительных или ремонтных работ, участвовали в приёме-сдаче объектов.

Приведу для примера несколько цифр, характеризующих нашу работу в 2016 году:

  • Ø проведено более 100 собраний граждан (в 2 раза выше уровня 2015г);
  • Ø свыше 22 тысяч жителей муниципальных образований приняли участие в собраниях по выбору проектов (5% от общего количества жителей городских и сельских поселений области),
  • Ø создано более 100 инициативных групп  (в 2 раза выше уровня 2015г.),
  • Ø количество заявленных проектов увеличилось в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2015 года и составило 110 заявок.

           В результате, за два года реализации Проекта успешно реализовано 68 проектов развития муниципальных образований Ульяновской области, подготовленных на основе местных инициатив граждан.

Общая стоимость проектов муниципальных образований Ульяновской области, подготовленных на основе местных инициатив граждан, за два года реализации составила 86,5 млн. рублей, в том числе:

  • средства областного бюджета – 62,6 млн. рублей (72%);
  • местный бюджет – 11,4 млн. рублей (13%);
  • население – 8,2 млн. рублей (10%);
  • организации и индивидуальные предприниматели – 4,3 млн. рублей (5%). 

Общее количество благополучателей  от реализации проектов  составило 16% от общей численности населения Ульяновской области (200 тысяч сельских жителей).

Типология реализованных проектов представлена на слайде. Это проекты по самым различным направлениям – объекты культуры, благоустройства, водоснабжения, спорта, и даже объекты пожарной безопасности.

 

Любому новому начинанию может сопутствовать не только успех, но и определенные трудности, с которыми мы также столкнулись:

  • Во-первых, практика реализации проекта в 2015 году выявила  необходимость увеличить объем субсидии из областного бюджета Ульяновской области в до 2,0 млн. рублей, поскольку субсидия в размере 1,0 млн. рублей не позволяла реализовывать многие необходимые и важные для населения проекты (например, капитальный ремонт крыши требует достаточно больших средств).
  • Во-вторых, на начальном этапе  реализации Проекта особенно много проблем возникало в связи с некачественной подготовкой технической документации. Например, в проекте по установлению водонапорной башни сметой предусматривалось замена старой водонапорной башни емк. 15м2 на 25м2 ,  а  устройство фундамента с другими параметрами. Данные виды работ влияют на безопасность объекта, поэтому требовалось изменение проектной документации, что увеличивало сроки реализации проекта.

 Поэтому, в целях качественного  выполнения строительно-монтажных работ на данных объектах мы подключили областное казенное учреждение «Ульяновскоблстройзаказчик» – учреждения, осуществляющего технический и строительный контроль на объектах государственной и муниципальной собственности.

Кроме того, за каждым объектом от «Ульяновскоблстройзаказчика» был закреплен куратор, который осуществляет строительный контроль за  объектами.

Далее, в целях более ответственного  подхода к подготовке технической документации и не допущения подобных ошибок в будущем мы внесли  изменения в Типовую форму Соглашения о предоставлении субсидии на реализацию проекта развития муниципального образования, подготовленного на основе местных инициатив граждан, а именно:

- обязанности получателя субсидии уточнены требованием «не допускать  изменения сметной документации в части изменения видов работ, за исключением изменений, инициированных и согласованных ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик», оформленных протоколом технического совещания по каждому случаю изменений, без увеличения сметной стоимости проекта».

Это конечно, увеличило срок подготовки конкурсной документации (поскольку Ульяновскоблстройзаказчик выезжает на объекты и проверяет дефектные ведомости), но и позволило муниципалитетам избежать многих проблем.

  • В-третьих, много вопросов возникало по использованию экономии денежных средств в результате проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

         Первоначально, сумма экономии полностью возвращалась в областной бюджет Ульяновской области. На второй год реализации проекта муниципальные образования предложили использовать сумму экономии на дополнительные виды работ по реализации проекта или на благоустройство.  В связи с этим, мы приняли решение «сумму экономии распределять пропорционально  уровню софинансирования по каждому источнику софинансирования. Бюджетные средства, образовавшиеся в результате экономии, направляются муниципальными образованиями на тот же объект проекта по согласованию с инициативной группой проекта».

Например, в результате проведения конкурсных процедур в соответствии с 44-ФЗ общая сумма экономии за 2016 год составила 7,7 млн. рублей, которая перераспределена:

  • Ø в областной бюджет – 5,9 млн. рублей (77,1%);
  • Ø  в местный бюджет – 1,8 млн. рублей (22,9%) .

 

  • В-четвертых, не все муниципальные образования  проводили конкурсные процедуры в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ в установленные сроки, что в связи с ограниченными временными рамками, ставило под угрозу реализацию проектов.

         Почему такое происходило? 

  1. отсутствовали заявки подрядных организаций на участие в электронном аукционе;
  2. не качественная подготовка проектно-сметной документации.

 

         В целях решения данной проблемы мы от каждого отраслевого Министерства (Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области) были назначены ответственные специалисты, контакты которых были доведены до Глав администраций муниципальных образований Ульяновской области.

Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области совместно с Главами администраций униципальных образований были разработаны и утверждены «Дорожные карты» реализации каждого проекта по отрасли «Культура».

В «дорожных картах» были установлены сроки определения подрядной организации на выполнение работ по результатам конкурсных процедур, начала работ и завершения реализации проекта с указанием ответственных структурных подразделений муниципальных образований. Помимо всего, в «Дорожных картах» предусматривались работы по благоустройству территорий вокруг реализуемых проектов.

Таким образом, благодаря четко выстроенной системе взаимодействия органов власти многие проблемы были решены.

 

Успешная реализация Проекта поддержки местных инициатив показала востребованность и актуальность  данного проекта  как инструмента решения вопросов местного значения.

Поэтому  поддержка местных инициатив в нашем регионе  продолжается и мы ставим себе задачу развития инициативного бюджетирования в регионе на среднесрочную перспективу.

Начиная  2017 года, по поручению Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова принято решение продолжить дальнейшую реализацию Проекта посредством метода проектного управления в рамках приоритетного проекта «Реализация Проекта поддержки местных инициатив на территории Ульяновской области» на период 2017-2019 годы. Данный проект вошел в перечень 11 региональных приоритетных проекта, реализуемых в Ульяновской области.

Ключевым отличием  проектного управления будет чётко выстроенная структура управления региональным приоритетным Проектом, которая позволяет оперативно принимать управленческие решения и осуществлять проектный контроллинг.

Главным итогом Проекта за три года должно стать увеличение доли благополучателей до 30% от общей численности населения городских и сельских поселений области и дополнительное привлечение внебюджетных средств

Бюджет Проекта в 2017 году увеличен более чем в 12 раз по сравнению с уровнем 2015 года и составил 100 млн. рублей.

13 апреля т.г. состоялось  заседание комиссии по проведению конкурсного отбора проектов развития  муниципальных образований Ульяновской области, подготовленных на основе местных инициатив граждан, на котором были определены 82 проекта-победителя (77% от общего количества проектов, допущенных до участия в конкурсном отборе). И это очень хороший показатель! Так, например, в прошлом году, победителями конкурсного отбора Проекта стали лишь 55% от заявленных проектов.

Типология 82-х проектов-победителей:

  • Культура (проведение ремонта домов культуры) – 47 проектов (57%);
  • Организация водоснабжения населения – 9 проектов (11%);
  • Благоустройство – 20 проектов (24%);
  • Пожарная безопасность – 3 проекта (4%);
  • Ремонт мест захоронений – 3 проекта (4%).

Общая стоимость данных проектов составила 128,4 млн. рублей, в т.ч.:

  • Ø за счёт областного бюджета – 100,0 млн. рублей (78%);
  • местного бюджета – 15,0 млн. рублей (12 %);
  • средств населения – 10,2 млн. рублей (8%);
  • средств организаций и индивидуальных предпринимателей  – 3,2 млн. рублей (2 %).

 

В нашем регионе в настоящее время ППМИ реализуется на территории городских и сельских поселений, так как на сегодняшний день данные территориальные подразделения больше всего нуждаются в данной поддержке.

Решение вопросов местного значения по наиболее острым проблемам «районного и городского уровня»  (ремонт детских дошкольных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования и т.д.) муниципальные образования решают в рамках второго направления инициативного бюджетирования, реализуемоего в регионе – проект «Народный бюджет».

В отличие от Проекта поддержки местных инициатив участниками проекта «Народный бюджет» могут являться все муниципальные образования Ульяновской области, включая муниципальные районы и городские округа. В основе данного проекта лежит распределение части бюджетных расходов посредством создания бюджетной комиссии из числа граждан. Каждый член комиссии имеет право на выдвижение своей инициативы. В случае признания инициативы соответствующей требованиям бюджетного законодательства, член комиссии имеет возможность контролировать все этапы её реализации: от включения в проект решения о бюджете до использования бюджетных средств на её осуществление.

В 2016 году на территории Ульяновской области в рамках «Народного бюджета» был реализован 51 проект в 27 муниципальных образованиях (17% от общего числа муниципальных образований) на общую сумму 25,8 млн. рублей.

Основными направлениями реализации проектов также стали благоустройство, ремонт  социально значимых объектов, ремонт дорого и мостов, организация культурно-массовых мероприятий для населения  (проведение детского театрального фестиваля с участием зарубежных экспертов, творческой профильной лагерной смены, образовательных сессий для детей в сфере науки и инженерии).

На 2017 год планируются к реализации 54 проекта в 34 муниципальных образованиях на общую сумму 29,5 млн. рублей.

Данные средства планируется направить на благоустройство прогулочных участков в дошкольных учреждениях, на установку камер видео наблюдения в жилых домах, на организацию мест отдыха населения; ремонт муниципальных учреждений; обустройство мест отдыха населения.

Очень интересный проект «Народного бюджета» реализуется на территории города Ульяновска,  о котором нам сегодня расскажет заместитель Главы администрации города – начальник финансового Управления администрации МО «г. Ульяновск» Александр Александрович Бармин.

 Хочется отметить, что проект «Народного бюджета» в городе Ульяновске явился симбиозом проекта поддержки местных инициатив и «Народного бюджета», который предусматривает софинансирование проектов «Народного бюджета» гражданами, что в принципе не свойственно данному направлению инициативного бюджетирования.

Подводя итог, я подчеркну, что все озвученные мной направления работы по вовлечению населения Ульяновской области в бюджетный процесс зарекомендовали себя как эффективные и устойчивые механизмы. Они призваны стать центром поиска решений по структурным преобразованиям в экономике и социальной сфере.