Доклад Министра финансов Ульяновской области Максимушкиной О.С. на Расширенном заседании коллегии "ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 9 месяцев 2011 ГОДА И ЗАДАЧАХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ НА 2012 ГОД"

Сегодня мы рассматриваем итоги исполнения консолидированного бюджета Ульяновской области за девять месяцев 2011 года.

      Давая оценку исполнению бюджета, можно сказать, что основные задачи, которые стояли перед нами на этот период, были выполнены.

 

      Общие параметры исполнения консолидированного бюджета Ульяновской области за девять месяцев 2011 года характеризуются следующими данными:

      доходы – 28767,9 млн. рублей,

      расходы – 27982,8 млн. рублей,

      профицит – 785,1 млн. рублей.

      Профицит бюджета сложился в основном за счёт того, что отдельные виды субсидий, субвенций поступили в объёме годовых назначений. Расходование этих средств будет осуществляться до конца 2011 года. Кроме того, 28 сентября в опережающем порядке из федерального бюджета поступила дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности за октябрь текущего года в сумме 242,8 млн. рублей, которая направлена в октябре на первоочередные расходы бюджета, включая выплату заработной работникам бюджетных учреждений области.

 

      С целью своевременного исполнения расходных обязательств областного бюджета в течение 9 месяцев 2011 года на покрытие дефицита бюджета было произведено привлечение кредитов банков в сумме 200,0 млн. рублей, а также был привлечён бюджетный кредит из федерального бюджета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог в сумме 640,0 млн. рублей. В результате, государственный долг увеличился по сравнению с началом года на 25,2 процента и по состоянию на 01 октября 2011 года составил 3 428,8 млн. рублей. Несмотря на это объём государственного долга находится на предельно допустимом уровне и составляет 20,0 процентов от общего объёма доходов бюджета области (без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений). В то же время за 9 месяцев 2011 года погашена задолженность по кредитам банков на сумму 150,0 млн. рублей.

      Кроме привлечения заимствований в областной бюджет, в течение отчётного периода муниципальными образованиями были взяты кредиты банков на сумму 375,0 млн. рублей, а погашены - в сумме 149,3 млн. рублей. Задолженность по кредитам банков имеется у МО «г.Ульяновск», МО «г.Димитровград» и МО «Базарносызганский район». При этом задолженность Базарносызганского района в сумме 2,3 млн. рублей является просроченной (срок погашения обязательств по договору – 30.09.2011). Министерством финансов области неоднократно направлялись письма в адрес муниципального образования и я ещё раз повторяю о необходимости принять меры по урегулированию сложившейся задолженности.

      Перед областным бюджетом муниципальные образования задолженности не имеют. Объём муниципального долга по состоянию на 1 октября текущего года составил 670,3 млн. рублей.

      Таким образом, объём консолидированного долга Ульяновской области на отчётную дату составил 4099,1 млн. рублей.

 

 

      В консолидированный бюджет Ульяновской области за девять месяцев 2011 года поступило доходов в виде налоговых и неналоговых платежей в сумме 19692,3 млн. рублей, что на 2183,8 млн. рублей или на 12,5 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

      Анализ поступлений в разрезе видов экономической деятельности показывает, что наибольшую долю доходов консолидированного бюджета области формируют следующие отрасли:

      - обрабатывающие производства (без производства пищевых продуктов) – 3001,6 млн. рублей или 15,0%;

      - производство пищевых продуктов, включая напитки – 2320,9 млн. рублей или 12,0%:

      - бюджетная сфера – 2149,1 млн. рублей или 11,0%;

      - транспорт и связь – 2099,4 млн. рублей или 11,0%;

      -оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий – 1979,8 млн. рублей или 10,0%;

      - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 1560,1 млн.рублей или 8,0 %.

 

      Увеличение поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вызвано в основном ростом поступлений в областной бюджет, доля которого составляет более 60 процентов от общих поступлений в консолидированный бюджет области и 78,3 процента прироста поступлений.

      Поступления в областной бюджет составили 13523,4 млн. рублей, что на 1710,4 млн. рублей или на 14,5 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счёт роста поступлений по акцизам на алкогольную продукцию на 48,3%. При этом годовой план за отчётный период выполнен на 76,7 процента, а план на январь-сентябрь - на 102,6 процента.

      Поступления сверх плана на девять месяцев текущего года составили 341,5 млн. рублей. Эта сумма сложилась в основном из сверхплановых поступлений по налогу на прибыль организаций (56,3 млн. рублей), акцизам на алкогольную продукцию (80,2 млн. рублей), налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (49,2 млн. рублей) и налогу на доходы физических лиц (17,8 млн. рублей).

      Налог на прибыль организаций поступил в сумме 4519,6 млн. рублей или 82,2 процента годового плана. На долю налога на прибыль организаций приходится 33,4 процента всех налоговых и неналоговых поступлений. Рост поступлений налога по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 294,1 млн. рублей или 7,0 процента.

      При этом рост поступлений обеспечен, главным образом, предприятиями следующих видов экономической деятельности:

      - транспортирование по трубопроводам - на 208,6 млн.рублей или в 2,1 раза;

      - производство напитков – на 111,6 млн. рублей или в 3,3 раза;

      - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – на 107,0 млн. рублей или на 35,4 %;

      - финансовое посредничество – на 95,8 млн. рублей или на 17,1%.

      Не смотря на общее увеличение поступлений по данному налогу, по отдельным видам деятельности отмечается снижение поступлений. Наибольшее снижение к аналогичному периоду прошлого года допустили предприятия воздушного транспорта – на 62,5 процента или на 506,1 млн. рублей и железнодорожного транспорта – на 24,8 процента или на 50,5 млн.рублей. Это связано соответственно с сокращением количества заключённых авиакомпанией «Волга-Днепр» контрактов на осуществление перевозок и с реорганизацией ОАО «Российские железные дороги».

      В отчётном периоде был осуществлён возврат налога на прибыль организаций в сумме 159,5 млн. рублей, что на 77,9 млн. рублей или 32,8 процента меньше уровня аналогичного периода прошлого года.

 

      Сумма поступлений в областной бюджет по налогу на доходы физических лиц составила 3263,5 млн. рублей или 70,1 процента годового плана. Темп роста по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 112,1 процента при темпе роста фонда оплаты труда за январь – август 116,1 процента и темпе роста среднемесячной заработной платы 112,4 процента.

      В разрезе видов экономической деятельности наиболее значительные суммы поступлений приходятся на предприятия обрабатывающих производств – 28,9 процента, на бюджетную сферу – 27,8 процента, операции с недвижимым имуществом – 10,6 процента, оптовую и розничную торговлю – 10,4 процента и др.

      Вопросы повышения заработной платы и погашения задолженности по зарплате и НДФЛ остаются основными при рассмотрении на заседаниях городских, районных комиссий и комиссий при налоговых органах.

 

      Поступления акцизов за отчётный период 2011 года составили – 2869,3 млн. рублей, в том числе на алкогольную продукцию-1719,4 млн. рублей и на нефтепродукты – 1149,9 млн. рублей.

      Из общей суммы поступлений акцизов на алкогольную продукцию – 1173,8 млн. рублей или 68,3 процентов приходится на пиво и 231,9 млн. рублей на акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25 процентов. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года акцизы на пиво увеличились на 53,7 процента, акцизы на алкогольную продукцию с объёмной долей спирта этилового свыше 25 процентов на 99,1 процента.

      Основными налогоплательщиками являются: ООО «САБМиллер РУС», ОАО «Юпитер – Продакшн» и ООО «Завод «Трёхсосенский». Кроме того превышение показателей прошлого года связано с увеличением объемов производства этилового спирта ООО «Арбат».

      Плановые назначения января-сентября текущего года выполнены по всем доходным источникам областного бюджета, за исключением единого сельскохозяйственного налога (89,7 процента). Основной причиной является наличие переплаты по итогам исполнения за 2010 год у крупнейшего налогоплательщика по данному налогу – ОГУСП «Тепличное» в сумме 10,0 млн. рублей.

 

      В консолидированные бюджеты муниципальных образований Ульяновской области за январь-сентябрь 2011 года поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 6172,9 млн. рублей, что на 8,4 процента или на 477,3 млн. рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года.

      При этом значительный рост доходов (свыше 20 процентов по отношению к девяти месяцам 2010 года) отмечается в муниципальных образованиях:

      «Барышский район» (125,9 процента),

      «Кузоватовский район» (124,3 процентов)

      и «г. Новоульяновск» (126,8 процента);

      а снижение поступлений - в шести муниципальных образованиях области:

      «Базарносызганский район» (97,8 процента),

      «Новомалыклинский район» (94,6 процента),

      «Майнский район» (98,1 процента),

      «Старокулаткинский район» (82,2 процента),

      «Радищевский район» (99,8 процента),

      «Цильнинский район» (83,1 процента).

      Снижение поступлений в муниципальных образованиях «Старокулаткинский район» и «Новомалыклинский район» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года связано главным образом с уменьшением доходов от продажи материальных и нематериальных активов.

      Основной причиной снижения поступлений в консолидированный бюджет муниципальных образований «Базарносызганский район», «Радищевский район», «Майнский район» и «Цильнинский район» является сокращение поступлений по земельному налогу в связи с переносом сроков его уплаты, а также снижение доходов от продажи материальных и нематериальных активов.

      Кроме того в МО «Цильнинский район» снижение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 53,7% связано с неуплатой ОАО «Ульяновский сахарный завод» задолженности в размере 3,2 млн. рублей.

      Анализируя исполнение в разрезе доходных источников, следует отметить, что выполнение плана на девять месяцев текущего года по основному налогу – налогу на доходы физических лиц, на долю которого приходится 52,8 процента общих поступлений или 3256,4 млн. рублей, составило 101,0 процент.

      Однако четыре муниципальных образования не выполнили план по данному налогу. Это муниципальные образования:

      «Инзенский район» (98,0 процента) – в основном, за счет снижения поступлений от Войсковой части 55448, в связи с реорганизацией. Невыполнение плана допущено в четырех поселениях из восьми;

      «Радищевский район» (94,6 процента) – за счет наличия задолженности по ряду предприятий на сумму 1,4 млн. рублей. Плановые назначения не выполнены в четырех поселениях района из пяти;

      «Ульяновский район» (97,5 процента) – за счет наличия задолженности по ряду предприятий на сумму 1,4 млн. рублей. Невыполнение плана сложилось по трем поселениям района из шести;

      «Старокулаткинский район» (95,0 процентов) - план не выполнен в трех поселениях из пяти. При этом финансовый отдел МО «Старокулаткинский район» объясняет, что основной причиной невыполнения плана является несвоевременный расчёт по оплате труда с бюджетной сферой, т.е. обязательства не выполнило само муниципальное образование, что недопустимо.

      Указанными муниципальными образованиями, кроме Радищевского района, не выполнены установленные Министерством экономики параметры по росту среднемесячной заработной платы работников. Кроме того, индикаторы роста среднемесячной заработной платы не выполнены в Базарносызганском, Вешкаймском, Майнском, Павловском, Старомайнском, Сурском, Тереньгульском и Цильнинском районах, а также в г. Ульяновске.

      Несмотря на то, что «Карсунский район» в целом выполнил план по налогу на доходы физических лиц на 100,1%, в шести из восьми поселений района отмечается невыполнение плановых назначений.

      В Мелекесском районе план не выполнили четыре поселения из восьми, в Николаевском районе – семь из девяти.

 

      Местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц) в общей сумме фактических поступлений занимают небольшую долю - 8,0 процентов и 0,4 процента соответственно.

      За девять месяцев 2011 года в консолидированные бюджеты муниципальных образований земельного налога поступило 467,0 млн. рублей, что на 8,7 млн. рублей или на 2,0 процента больше поступлений аналогичного периода. Выполнение плана по земельному налогу в целом составило 105,7%.

 

      По налогу на имущество физических лиц в консолидированные бюджеты муниципальных образований за девять месяцев 2011 года поступило 23,6 млн. рублей, что в 1,4 раза больше плановых назначений. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления снизились в 2,7 раза или на 39,3 млн. рублей.

      По данному налогу низкое исполнение сложилось в трех муниципальных образованиях: «Майнский район» (89,0 процента), «Николаевский район» (92,7 процента) и «Павловский район» (27,0 процента).

      Основной причиной невыполнения плановых назначений муниципальными образованиями «Павловский район» и «Николаевский район» является возврат переплаты за 2010 год по заключениям налоговых инспекций.

      В целях обеспечения увеличения налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ульяновской области Распоряжением Правительства Ульяновской области от 23.12.2010 № 970-пр был утвержден План межведомственных мероприятий по увеличению доходной части консолидированного бюджета Ульяновской области. В ходе анализа представленных муниципальными образованиями отчётов об исполнении Плана выявлен ряд общих недостатков – не по всем пунктам плана отражены результаты проведенных мероприятий, не по всем мероприятиям представлена информация. Замечания имеются практически по всем муниципальным образованиям. В целях повышения качества представления отчётов о выполнении Плана Министерством финансов Ульяновской области в марте текущего года во все муниципальные образования были направлены рекомендации по составлению отчёта (письмо от 11.03.2011 № 10/994). Однако не все исполнители соблюдают указанные рекомендации. Надеюсь, что по итогам 2011 года отчёты о выполнении мероприятий по увеличению доходной части консолидированного бюджета области будут более качественными.

      В результате совместной работы, проводимой органами исполнительной власти и территориальными федеральными органами по реализации запланированных мероприятий, в январе - сентябре 2011 года обеспечены дополнительные поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ульяновской области в сумме 2103,9 млн. рублей, что составляет 106,8 процентов к годовому плану принятых обязательств (1970,0 млн. рублей), в том числе в консолидированные бюджеты муниципальных образований за январь–сентябрь текущего года дополнительно к первоначальному плану поступило 707,9 млн. рублей или 101,6% к годовому плану принятых обязательств.

      Однако установленные параметры по принятым обязательствам выполнены не всеми муниципальными образованиями. По Базарносызганскому району выполнение составило 106% при 115% запланированных, по Инзенскому району – 104,2% при 110% запланированных, по Радищевскому району – 106,8% при 110% запланированных, по Тереньгульскому району – 112% при запланированных 115%. Наихудший показатель в Сенгилеевском районе – снижение до 94,9% при запланированном росте в 110%.

      Руководству указанных муниципальных образований необходимо принять безотлагательные меры по выполнению установленных параметров. До конца текущего года всеми муниципальными образованиями должно быть обеспечено выполнение плановых показателей по всем видам доходов, а также принятых обязательств.

      Со стороны Министерства финансов области осуществляется постоянный контроль за организацией работы по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ульяновской области, в рамках которого сотрудниками Министерства организованы выездные совещания в девятнадцати муниципальных образованиях области, в ходе которых проведены заседания комиссий по укреплению дисциплины оплаты труда и сокращению недоимки. Проведено восемь заседаний областной межведомственной комиссии по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ульяновской области с участием представителей федеральных структур и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, на которых кроме отчёта о деятельности всех восьми рабочих групп по просьбе муниципальных образований заслушаны руководители одиннадцати проблемных предприятий (в том числе трёх – повторно), имеющих задолженность в консолидированный бюджет области. В результате проведённой работы по состоянию на 1 октября предприятиями погашена задолженность перед консолидированным бюджетом Ульяновской области по НДФЛ в сумме 24,0 млн. рублей, в том числе такими предприятиями как, ООО «Симбирские стройматериалы», ОАО «Ульяновский сахарный завод» и ОАО «ГНЦ – НИИАР».

      Также, в целях сокращения кредиторской задолженности по НДФЛ Министерством финансов области в адрес глав администраций муниципальных образований области были направлены списки налоговых агентов допустивших неуплату налога за 2010 год, а также предположительно допустивших неуплату НДФЛ в 1 квартале и 1 полугодии текущего года на общую сумму более 190,0 млн. рублей для проведения соответствующей работы с ними.

      В целом же в результате проведённой работы в консолидированный бюджет области поступило в счёт уплаты задолженности 72,0 млн. рублей., из которых наибольшие суммы – по г. Ульяновску – 65,7млн. рублей, г. Димитровграду – 17,6 млн. рублей, свыше 2,0 млн.рублей по Карсунскому, Цильнинскому, Сенгилеевскому, и Вешкаймскому районам.

      На размеры налоговых поступлений в консолидированный бюджет области значительное влияние оказывает наличие недоимки по налогам, которая по состоянию на 01.10.2011 составила 642,8 млн.руб. без учёта предприятий-банкротов, что на 25% меньше суммы на начало года.

      При этом снижение недоимки произошло в основном в следующих муниципальных образованиях:

      - город Новоульяновск – на 64,2%;

      - Инзенский район – на 62,9%;

      - Сенгилеевский район – на 52,1%;

      - Ульяновский район – на 51,7%;

      - Базарносызганский район – на 51,2%;

      - Барышский район – на 51,1%;

      - Майнский район – на 42,2%.

      в то же время по городу Димитровграду был допущен рост недоимки на 2,1%.

 

      Общий объём безвозмездных поступлений за 9 месяцев 2011 года сложился в сумме 9075,6 млн. рублей или на 81,0 процент годового плана.

      От других бюджетов бюджетной системы поступило 9067,8 млн. рублей или 85,9 процента годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился на 715,7 млн. рублей или на 8,6 процента.

      Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поступили соответственно в сумме 2428,4 млн. рублей или на 83,3 процента годового плана и 67,0 млн. рублей или на 91,1 процента годового плана.

      Субсидии из федерального бюджета за 9 месяцев текущего года поступили в сумме 2450,5 млн. рублей или 95,8 процента годового плана, субвенции – 2795,1 млн. рублей или 85,7 процента годового плана, иные межбюджетные трансферты – 1059,3 млн. рублей или 76,5 процента годового плана.

 

      Проводимая в январе-сентябре 2011 года работа по мобилизации собственных доходов, своевременно оказанная финансовая помощь из федерального бюджета обеспечили выполнение всех обязательств перед населением, включая выплату в установленные сроки заработной платы работникам бюджетных учреждений области, бесперебойное материальное обеспечение этих учреждений, а также финансирование программных и других мероприятий областного бюджета Ульяновской области.

 

      Расходы консолидированного бюджета Ульяновской области за девять месяцев 2011 года составили 27982,8 млн. рублей или 68,2 процента от годового плана. Для сравнения: за аналогичный период 2010 года расходы были исполнены на 67,6 процента от годового плана.

      Несмотря на то, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года исполнение за 9 месяцев текущего года в абсолютной сумме увеличилось, процент исполнения остаётся достаточно низким.

      При этом только по областному бюджету объём невыбранного финансирования на 01 октября 2011 года сложился в общей сумме 1127,3 млн. рублей, что на 324,6 млн. рублей больше невыбранного финансирования за аналогичный период прошлого года.

      Так Министерством экономики области не были освоены средства в сумме 97,5 млн. рублей или на 48,2 процента от запрошенного финансирования, Департаментом занятости населения Ульяновской области – в сумме 15,5 млн. рублей или на 49,7 процента соответственно, Комитетом по надзору и контролю в сфере образования области – в сумме 3,4 млн. рублей или на 47,5 процента.

 

      Расходы на проведение мероприятий и обеспечение деятельности учреждений социального блока составили 18812,4 млн. рублей или 67,2 процента общих расходов консолидированного бюджета. По сравнению с прошлым годом расходы социального блока увеличились на 3395,3 млн. рублей или на 22,0 процента.

 

      С 2011 года в Ульяновской области началась реализация региональной программы модернизации здравоохранения, основной целью которой, в первую очередь, является повышение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Ульяновской области.

      В рамках Программы предусматривается реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, а именно оснащение оборудованием, проведение капитального и текущего ремонтов учреждений здравоохранения, внедрение современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи в сфере здравоохранения.

      Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.

      За девять месяцев 2011 года из федерального бюджета на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений поступили субсидии в сумме 802,4 млн.рублей, на внедрение современных информационных систем в здравоохранении в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца - 54,7 млн.рублей.

      С целью софинансирования федеральных субсидий в 2011 году на объекты программы модернизации в районах области направлены средства областного бюджета в сумме 17,4 млн. рублей.

 

      В рамках финансирования проекта «Ульяновск – Культурная столица СНГ 2011» за счёт средств областного бюджета в 2011 году выделено 32,0 млн. рублей на проведение Международного конгресса «Культура как ресурс модернизации», 30,0 млн. рублей было направлено на предоставление грантов победителям областного конкурса творческих проектов муниципальных образований «Территория муниципального образования Ульяновской области как партнёр города Ульяновска – культурной столицы» и Всероссийского конкурса культурных проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области» в рамках реализации областной целевой программы «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области». Также в рамках проекта «Ульяновск – Культурная столица СНГ 2011» было проведено такое мероприятие, как «Пластовская осень», на которое было выделено 8,0 млн. рублей.

 

      Для реализации государственной политики в области дошкольного образования с целью создания механизма устойчивого развития системы дошкольного образования на территории Ульяновской области начиная с 2007 года обеспечивается финансирование областной целевой программы «Развитие дошкольного образования Ульяновской области». Мероприятия данной программы направлены на расширение сети дошкольных образовательных учреждений, развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.

      В областном бюджете на 2011 год на строительство, капитальный и текущий ремонт и материально-техническое оснащение детских садов в рамках данной областной целевой программы предусмотрены средства в сумме 100,0 млн. рублей. Перечисление средств осуществляется по факту поставки оборудования и выполнения ремонтных работ. Также в рамках данной программы с целью оснащения дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста предусмотрены средства федерального бюджета на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации в сумме 18,8 млн. рублей, данные средства исполнены на 31,4 процента, или в сумме 5,9 млн. рублей. Низкое исполнение связано с поздним поступлением средств из федерального бюджета – 22 сентября. В настоящее время проводятся конкурсные процедуры на выполнение соответствующих работ.

      С целью достижения качественной работы учителей и качественных условий обучения Ульяновская область из федерального бюджета в 2011 году получила субсидии на модернизацию региональных систем общего образования в сумме 199,9 млн. рублей, направленные на софинансирование комплекса мер по модернизации общего образования. Перечисление средств осуществляется по факту поставки оборудования и выполнения ремонтных работ.

      Для создания условий получения качественного и доступного образования детьми с ограниченными возможностям здоровья в 2011 году в рамках областной целевой программы «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» из областного бюджета выделено 9 млн.рублей, которые обеспечили софинансирование субсидий из федерального бюджета в сумме 54,1 млн. рублей на дистанционное образование детей-инвалидов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Освоение этих средств запланировано на IV квартал.

      С целью создания социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодых граждан, их наиболее полной самореализации, духовно-нравственного воспитания молодёжи обеспечивается финансирование областной целевой программы «Молодёжь». В областном бюджете на 2011 год на реализацию мероприятий данной программы предусмотрено 47,8 млн. рублей, исполнение за 9 месяцев составило 59,9 процента или 28,6 млн.рублей.

      В целях сохранения гарантий на обеспечение отдыха детей в загородных лагерях и детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием в 2011 году из областного бюджета были выделены средства в сумме 101,3 млн.рублей в форме предоставления субвенций местным бюджетам. За 9 месяцев из областного бюджета в соответствии с заявками муниципальных образований на данные цели были перечислены субвенции в сумме 96,4 млн.рублей, что составляет 95,2 процента от плана.

 

      В 2011 году проведено повышение заработной платы работникам областных государственных бюджетных и автономных учреждений с 01.06.2011 года на 6,5 процентов и с 1 октября на 6,5 процентов.

      В соответствии с распоряжением председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина довести среднюю зарплату учителей до уровня средней заработной платы по экономике в регионе с 1 сентября текущего года повышены в 1,065 раза должностные оклады и на 17 процентов увеличен фонд материального стимулирования педагогических работников и административно-управленческого персонала муниципальных и областных общеобразовательных школ. Кроме того, на федеральном уровне пересмотрена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы для учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, с 20 до 18 часов.

      Также введены стимулирующие выплаты медицинскому персоналу в размере 3000 рублей врачам, 2500 рублей среднему медперсоналу, 1000 рублей младшему медперсоналу, а также в целях закрепления молодых специалистов в учреждениях социального обслуживания введены ежемесячные стимулирующие выплаты молодым специалистам в размере 1000 рублей, и единовременные выплаты молодым специалистам в размере 20000 рублей за первый год, 40000 рублей за второй год, 60000 рублей за третий год соответственно, за непрерывный стаж работы в учреждениях социального обслуживания.

      Всё это легло дополнительной нагрузкой на областной бюджет, потребовало изыскания средств на реализацию принятых обязательств, в том числе и для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям.

      Исполнение расходов на социальное обеспечение населения составило 4838,7 млн. рублей, что на 17,1 % выше исполнения соответствующих расходов за аналогичный период 2010 года.

      Взятые Ульяновской областью расходные обязательства, по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан выполнены в полном объёме.

      Кроме того, впервые с 1 января 2011 года предоставляются:

      - меры социальной поддержки участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы. Расходы на эти цели составили за 9 месяцев текущего года 15,6 млн. рублей;

      - меры государственной поддержки отдельным категориям граждан в виде компенсационной выплаты на оплату коммунальных услуг в связи с введением на территории Ульяновской области экономически обоснованных тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг. За 9 месяцев расходы составили 27,7 млн. рублей;

      - меры социальной поддержки творческим работникам. За 9 месяцев расходы составили 0,2 млн. рублей.

      Расходы по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в виде именного капитала «Семья» за 9 месяцев текущего года составили 13,2 млн. рублей.

      В 2011 году продолжена работа по решению проблем обманутых соинвесторов долевого строительства. Расходы на эти цели за 9 месяцев составили 57,5 млн. рублей. За аналогичный период 2010 года расходы не производились.

      В целях улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны в 2011 году выделены средства из федерального бюджета с учётом остатков прошлых лет в сумме 973,0 млн. рублей. За 9 месяцев предоставлено жильё 1087 ветеранам на сумму 926,3 млн. рублей.

      В целях защиты жителей области и объектов экономики от пожаров в 2011 году продолжена работа по созданию пожарных частей на территории Ульяновской области. В результате реализации подпрограммы «Развитие системы пожарной безопасности в Ульяновской области на 2007-2011 годы» областной целевой программы «Пожарная безопасность Ульяновской области» на 2006-2011 годы» на территории Ульяновской области функционируют 57 пожарных частей (с учётом принятых в областную собственность в 2011 году) из 94 планируемых к созданию.

 

      На территории Ульяновской области реализуется Программа поддержки занятости населения Ульяновской области, направленная на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Ульяновской области. Объём финансирования мероприятий Программы составил 278,9 млн. рублей. Исполнение расходов за 9 месяцев 2011 года составило 200,4 млн. рублей или 71,9 процентов. Средства были направлены на организацию общественных работ, стажировку выпускников, опережающее профессиональное переобучение граждан находящихся под риском увольнения, организацию самозанятости безработных граждан и трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей инвалидов, многодетных родителей. Кроме того в 2011 году проводится финансирование мероприятий Программы по переобучению женщин работающих во вредных и тяжёлых условиях труда, женщин находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет, а также по переподготовке врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения Ульяновской области.

 

      Наряду с социальными расходами оказывалась поддержка реальному сектору экономики, в том числе связанная с социально-экономическим развитием муниципальных образований.

      Так, на мероприятия по поддержке сельского хозяйства в рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2012 годы за девять месяцев текущего года выделено 408,3 млн. рублей при плане на год 472,4 млн. рублей (или 86,4 процента годовых ассигнований). Это позволило привлечь из федерального бюджета средства в сумме 875,6 млн. рублей на развитие сельского хозяйства в рамках соответствующей государственной программы, в том числе на развитие животноводства, семеноводства, компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, средства на химизацию, возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным и краткосрочным кредитам.

      На дорожное хозяйство области за отчётный период было направлено 918,7 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года расходы на дорожное хозяйство увеличились в 3,4 раза.

      В текущем году в областном бюджете Ульяновской области были предусмотрены субсидии на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по областной целевой программе «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» в сумме 100,0 млн. рублей. В соответствии с соглашениями, заключёнными Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области с муниципальными образованиями, за счёт средств местных бюджетов в целях софинансирования на указанные цели должны быть направлены средства в сумме 94,3 млн.рублей.

      Однако, только в 10 муниципальных образованиях из 22 средства на ремонт дорог в местных бюджетах были предусмотрены в полном объёме. В остальных муниципальных образованиях расходы на ремонт дорог предусмотрены частично: Базарносызганский район, Барышский район, Инзенский район, Кузоватовский район, Мелекесский район, Новомалыклинский район, Новоспасский район, Радищевский район, Старомайнский район, Ульяновский район. По Карсунскому району средства на софинансирование расходов на ремонт дорог в местном бюджете вообще не предусмотрены.

      В результате этого по состоянию на 01.10.2011 оплачены работы по ремонту дорог местного значения на сумму 51,4 млн.рублей, в том числе за счёт средств областного бюджета – 23,5 млн.рублей (или 23,5 процента от годовых ассигнований), за счёт средств местного бюджета – 27,9 млн.рублей, что привело к образованию задолженности перед ОАО «Ульяновскавтодор» в сумме более 55,0 млн.рублей.

 

      Кроме того, за счёт средств областного бюджета в 2011 году финансировалась областная целевая программа «Развитие инженерной инфраструктуры Западного района города Димитровграда на 2010-2012 годы» в сумме 180,5 млн.рублей. Реализация данной программы позволит обеспечить инженерной и транспортной инфраструктурой строящийся за счёт средств федерального бюджета высокотехнологичный центр медицинской радиологии и жилой микрорайон г. Димитровграда.

 

      В целях улучшения жилищных условий работников бюджетной сферы с 2011 года в рамках реализации постановления Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 № 12/131-П за счёт средств областного бюджета производится предоставление единовременных социальных выплат на приобретение жилья с привлечением средств ипотечных кредитов (займов) отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области. Это позволит сократить сумму первоначального взноса при получении ипотечного кредита 21 работнику областных государственных учреждений и 90 работникам муниципальных учреждений муниципальных образований области.

 

 

      В выполнении полномочий местных бюджетов и развитии их территорий значительную роль играет финансовая помощь из областного бюджета.

      По состоянию на 1 октября 2011 года объём межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, предусмотрен в сумме 9300,8 млн. рублей, что на 7,3 процента выше уровня прошлого года. За 9 месяцев текущего года фактическое исполнение этих расходов составило 6093,3 млн. рублей, или 65,5 процента годового плана.

      Из всех видов межбюджетных трансфертов низкое исполнение отмечается по субсидиям – 46 процентов. Это связано с низким освоением средств по реализации:

      - ОЦП «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» - 22% от плановых годовых назначений;

      - ОЦП «Развитие инженерной инфраструктуры Западного района города Димитровграда на 2010-2012 годы» - 43%;

      - по капитальному ремонту многоквартийных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда соответственно 15,6% при годовом плане 357,1 млн. рублей;

      - и по модернизации региональных систем общего образования -13,6% при плане 196,5 млн. рублей.

      При этом следует отметить, что если две последние позиции, а именно ремонт домов и модернизация образования, были запланированы в расходах областного бюджета только в августе текущего года и времени для их исполнения было меньше, то ответственность за невыполнение других субсидий лежит на муниципальных образованиях.

      По отдельным муниципальным образованиям субсидии освоены ниже, чем на 40 процентов. К ним относятся Новомалыклинский, Сенгилеевский, Радищевский, Тереньгульский, Старомайнский, Ульяновский, Базарносызганский районы, а также города Димитровград и Новоульяновск.

      За 9 месяцев текущего года из областного бюджета дополнительно выделены субсидии на выплату заработной платы с начислениями и оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений местных бюджетов в сумме 250,3 млн. рублей. Эти средства позволили своевременно и в полном объёме выплачивать заработную плату с учётом её повышения и своевременно рассчитываться с поставщиками коммунальных услуг.

      Хочу обратить внимание на то, что при выделении средств из областного бюджета муниципальными образованиями не всегда выполняются условия софинансирования. Так, не исполнены обязательства муниципальным образованием «Сенгилеевский район» в сумме 4,0 млн.рублей по софинансированию средств федеральной адресной инвестиционной программы на строительство гидротехнических сооружений для защиты жилой зоны от ул. Полевой до нефтепричала в г. Сенгилей Ульяновской области, поступивших в бюджет Ульяновской области в сумме 50,0 млн. рублей, а также средств областного бюджета на эти цели в сумме 26,0 млн.рублей. За 9 месяцев 2011 года средства областного бюджета перечислены Министерством строительства Ульяновской области в размере 9,8 млн. рублей на основании представленных документов о выполнении работ, или 37,8 процентов годового плана.

 

      На 1 октября 2011 года расходы консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов Ульяновской области составили 12531,1 млн. рублей, что выше аналогичного периода прошлого года на 9,5%. Из общего объёма расходов 49% занимают средства на выплату заработной платы с начислениями и оплату коммунальных услуг. По сравнению с 2010 годом рост первоочередных расходов в текущем году составил 7%. Высокие темпы роста расходов по заработной плате с начислениями, за исключением средств областного бюджета (свыше 120%) сложились в Николаевском, Кузоватовском, Мелекесском, Ульяновском районах и городе Новоульяновск.

      По оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями следует отметить такие муниципальные образования, как: Мелекесский, Сенгилеевский, Чердаклинский районы, в которых темпы роста данных расходов составили от 125 до 150%.

      Министерство финансов области ежемесячно проводит мониторинг исполнения местных бюджетов по вопросам внесения изменений в бюджеты муниципальных образований, направления дополнительно полученных в процессе исполнения местных бюджетов доходов, передвижки лимитов, соблюдения установленных нормативов на формирование расходов на содержание органов местного самоуправления. По итогам исполнения местных бюджетов за 9 месяцев текущего года всеми администрациями муниципальных районов и городских округов данный норматив соблюдён. В тоже время, администрациям Старомаклаушинского сельского поселения Майнского района, Елаурского и Слободского сельских поселений Сенгилеевского района и Зеленорощинского сельского поселения Ульяновского района, превысившим установленный норматив необходимо принять меры по приведению расходов в соответствие с постановлением Правительства Ульяновской области.

      В настоящее время, в муниципальных образованиях ведётся работа по утверждению бюджетов на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. По 73 местным бюджетам, в которых доля межбюджетных трансфертов превышает 70%, Министерство финансов области проводит правовую экспертизу проектов бюджетов на соответствие требованиям бюджетного законодательства. Кроме того, Министерством финансов области осуществляется контроль за соблюдением сроков принятия местных бюджетов. В связи с этим, убедительная просьба к финансовым органам районов и городских округов данную информацию своевременно сообщать в отдел межбюджетных отношений Министерства финансов области.

 

 

      Подводя итог, можно констатировать, что за 9 месяцев 2011 года обеспечено устойчивое функционирование социальной сферы и реального сектора экономики, зависящего от бюджетного финансирования, проведены мероприятия, способствующие дальнейшему развитию региона и повышению качества жизни людей.

      Основная задача, которую мы должны выполнить до конца текущего года – обеспечить выполнение всех действующих расходных обязательств и не допустить образования кредиторской задолженности. По областным учреждениям финансирование выделяется в полном объёме, поэтому кредиторской задолженности не должно быть ни по каким статьям. Особое внимание следует уделить также максимальному освоению целевых средств федерального бюджета как областными учреждениями, так и муниципальными образованиями, чтобы не пришлось возвращать остатки в федеральный бюджет, а потом доказывать их необходимость Ульяновской области в 2012 году.

 

      Финансовым органам муниципальных районов и городских округов следует также ограничить принятие новых расходных обязательств и увеличение объёма финансирования действующих расходных обязательств. Необходимо все дополнительные доходы, которые муниципальные образования получат в текущем году, не тратить на текущие расходы и новые обязательства, а сохранить в качестве резерва на следующий год.

      25 ноября такие же рекомендации субъектам Федерации дал исполняющий обязанности Министра финансов Российской Федерации Антон Силуанов, выступая перед информационными агентствами в Совете Федерации. По его словам, остаётся неясным, какие экономические процессы, связанные с долговым кризисом в еврозоне, дойдут до России в следующем году и как будет складываться ситуация с поступлением доходов в регионах России. Поэтому для того, чтобы 2012 год прошёл более стабильно, дополнительные доходы необходимо аккумулировать и направлять на сокращение заимствований следующего года.

 

      В декабре 2011 года завершается переходный период реализации Федерального закона № 83-ФЗ по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, и уже с 1 января 2012 года вступят в силу все ключевые нормы закона, касающиеся изменения правового статуса и порядка финансового обеспечения учреждений различных типов. Поэтому необходимо активизировать работу по завершению мероприятий, осуществляемых в переходный период в рамках реализации положений 83-ФЗ.

      Это необходимо, чтобы в первую очередь обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений, стипендий и других выплат социального характера и не допустить срыв финансового обеспечения учреждений.

      Для этого всем исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления до конца года необходимо завершить следующие мероприятия:

      - регистрация учреждения в налоговом органе;

      - открытие или переоформление лицевых счетов;

      - заключение договоров (государственных контрактов) с доведением новых реквизитов учреждений до контрагентов.

      Хочу напомнить, что в течение месяца после утверждения областного бюджета (т.е. до 30 декабря 2011 года) органам исполнительной власти, являющимся учредителями, необходимо утвердить и довести до своих подведомственных учреждений государственные задания, выполнение которых будет служить критерием эффективности бюджетных ассигнований.

 

      В ближайшие дни Министерством финансов Ульяновской области будет утверждена сводная бюджетная роспись областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, затем совместно с ГРБС нам необходимо будет подготовить кассовый план исполнения областного бюджета на 2012 год. Муниципальным образованиям, в свою очередь, необходимо завершить работу по принятию бюджетов, а также составить бюджетные росписи и кассовые планы, чтобы уже в этом году быть готовыми к началу следующего финансового года.