Доклад Министра финансов Ульяновской области «О проекте закона Ульяновской области «Об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 2015 год»

27.05.2016

 

Исполнение областного бюджета Ульяновской области в отчётном году осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.03.2015 № 108-П «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 06.03.2015 № 108-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста экономики и обеспечение социальной стабильности в Ульяновской области, увеличение доходов и оптимизацию расходов областного бюджета Ульяновской области, на 2015-2017 годы».

Следует отметить, что реализация в 2015 году названного Плана способствовала росту налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

         Основные параметры исполнения областного бюджета Ульяновской области за 2015 год характеризуются следующими показателями:

доходы – 38 372,9 млн. рублей,

расходы – 45 332,4 млн. рублей,

дефицит – 6 959,5 млн. рублей.

В целом исполнение областного бюджета Ульяновской области по налоговым и неналоговым доходам за 2015 год составило 28 309,6 млн. рублей или 94,9% к уточнённому плану. Напомню, что в 2015 году в целях обеспечения расходных обязательств региона план по налогам увеличивался 4 раза на общую сумму 3 090,9 млн. рублей. К первоначально утверждённому плану на 2015 год исполнение составило 107%. При этом по сравнению с 2014 годом поступления увеличились на 3 526,1 млн. рублей или на 14,2%.

Лидирующее положение, как по удельному весу (31,5%), так и по абсолютной сумме поступлений занимает налог на доходы физических лиц, поступивший в сумме 8 924,0 млн. рублей, или на 93,4% от годового плана, т.е. в областной бюджет не поступило 626,0 млн. рублей. Негативное влияние на выполнение годового плана оказало увеличение в 2015 году по сравнению с 2014 годом сумм предоставленных имущественных и социальных налоговых вычетов на 159,6 млн. рублей, или на 18,1%, что связано с ростом количества налогоплательщиков, обратившихся за налоговыми вычетами. В целом возмещение налога на доходы физических лиц из областного бюджета Ульяновской области за 2015 год составило 1 039,9 млн. рублей.

По сравнению с 2014 годом поступления налога увеличились всего на 169,4 млн. рублей или на 1,9%.

Следующим по значимости доходным источником в структуре доходов является налог на прибыль организаций на долю которого приходится 26,6% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов. За 2015 год поступления по данному налогу составили 7 541,3 млн. рублей, что на 1 122,9 млн. рублей, или на 17,5% больше поступлений за 2014 год. План выполнен на 86,5%, т.е. в областной бюджет Ульяновской области не поступило 1 181,4 млн. рублей, что обусловлено возвратом средств, числящихся в переплате, налогоплательщикам (сумма возврата в 2015 году выросла на 614,3 млн. рублей, или в 1,7 раза, и составила 1 520,8 млн. рублей, что отрицательно отразилось на динамике поступлений налога на прибыль организаций).

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, занимают 20,9% от общего объёма налоговых и неналоговых доходов. В целом акцизы поступили в общей сумме 5 906,7 млн. рублей, при этом плановые назначения выполнены на 103,9%.

Акцизы на алкогольную продукцию поступили на1 165,3 млн. рублей, или на 42,7%, больше чем за 2014 год и составили 3 892,2 млн. рублей, в том числе акцизы на пиво – 2 926,2 млн. рублей, акцизы на алкогольную продукцию с объёмной долей спирта этилового свыше 9% - 966,0 млн. рублей. По сравнению с 2014 годом объём акцизов на пиво увеличился на 999,7 млн. рублей, или на 51,9%, объём акцизов на алкогольную продукцию с объёмной долей спирта этилового свыше 9% - на 165,6 млн. рублей, или на 20,7%.

Акцизы на нефтепродукты поступили в сумме 2 016,1 млн. рублей, что на 117,1 млн. рублей или на 6,2% больше поступлений за 2014 год. Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, мобилизованные от налогоплательщиков регионов Российской Федерации, зачисляются на счёт главного администратора доходов – Межрегионального операционного управления Федерального Казначейства Российской Федерации и в дальнейшем распределяются между субъектами Российской Федерации на основании нормативов, установленных законом о федеральном бюджете.

Налог на имущество организаций поступил в сумме 2 639,0 млн. рублей или на 634,6 млн. рублей больше, чем за 2014 год. Годовой план выполнен на 100,0%.

Налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения поступил в сумме 1 319,9 млн. рублей. Годовой план выполнен на 100,0%. По сравнению с 2014 годом поступления увеличились на 78,7 млн. рублей или на 6,3%.

Общая сумма налоговых и неналоговых доходов, мобилизованных на территории Ульяновской области за 2015 год, составила 56 218,5 млн. рублей, из них 20 580,9 млн. рублей или 36,6% от общей суммы было перечислено в федеральный бюджет. При этом из федерального бюджета в областной бюджет Ульяновской области в 2015 году поступила финансовая помощь на общую сумму 9 862,1 млн. рублей, что составляет 47,9% от суммы доходов, перечисленных в федеральный бюджет. Кроме того, в 2015 году из федерального бюджета получен бюджетный кредит на замещение коммерческих кредитов в общей сумме 2 298,6 млн. рублей.

Говоря о соотношении собственных доходов и финансовой помощи из федерального бюджета, следует отметить рост самообеспеченности региона. Если в 2014 году доля собственных доходов областного бюджета составляла 69,2%, то по итогам 2015 года – уже 73,8%.

Общая сумма безвозмездных поступлений в областной бюджет Ульяновской области составила 10 063,4 млн. рублей или 92,5% от годового плана. К уровню 2014 года этот показатель составил 84,4%.

Дотации из федерального бюджета поступили в общей сумме 3 378,3 млн. рублей или на 100,0% от годового плана, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 2 845,4 млн. рублей, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 532,9 млн. рублей. К уровню 2014 года поступления снизились на 436,5 млн. рублей или на 11,4% за счёт того, что дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на 2015 год Ульяновской области были предусмотрены в меньшем объёме, чем на 2014 год.

Субсидии из федерального бюджета поступили в сумме 2 526,8 млн. рублей или на 95,1% от годового плана. К уровню соответствующего периода 2014 года этот показатель выше на 192,6 млн. рублей или на 8,3%.

Субвенции бюджету Ульяновской области были перечислены в сумме 2 752,4 млн. рублей или на 98,4% от годового плана и на 379,2 млн. рублей или на 16,0% больше поступлений за 2014 год.

Иные межбюджетные трансферты поступили в сумме 1 204,4 млн. рублей или на 99,2% от годового плана. По сравнению с соответствующим периодом 2014 года поступления снизились на 1395,7 млн. рублей или на 53,7% в связи с тем, что в 2014 году по этой классификации отражались поступления на строительство перинатального центра в сумме 2 017,6 млн. рублей. В 2015 году поступившие на эти цели средства в сумме 2 017,6 млн. рублей отражаются по другой классификации.

Таким образом, общий объём доходов областного бюджета Ульяновской области за 2015 год вырос на 2,6 млрд. рублей или 7,2%. При этом в расчёте на каждого жителя Ульяновской области этот показатель вырос с 28,3 тыс. рублей до 30,5 тыс. рублей, или на 7,8%.

Принятые в 2015 году меры по мобилизации собственных доходов, своевременно оказанная финансовая помощь из федерального бюджета обеспечили своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы с учётом её повышения в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, выполнение обязательств региона в части оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Ульяновской области, а также финансирование программных и других мероприятий областного бюджета Ульяновской области.

По состоянию на 01 января 2016 года общий объём просроченной кредиторской задолженности областного бюджета Ульяновской области снизился с начала года на 27,4 млн. рублей и составил 20,9 млн. рублей.

Задолженности областного бюджета Ульяновской области по выплате заработной платы работникам учреждений социальной сферы и социальным выплатам населению не имеется.

В процессе исполнения областного бюджета Ульяновской области в 2015 году бюджетные ассигнования были увеличены на 10045,2 млн. рублей или на 27,1% от первоначально утверждённого бюджета.

За счёт всех доходных источников и привлечённых заёмных средств расходы областного бюджета Ульяновской области за 2015 год исполнены на 96,1% от годового плана или в сумме 45 332,4 млн. рублей. При этом средства областного бюджета освоены на 99,7 %, средства федерального бюджета – на 81,2%. К уровню 2014 года расходы увеличились на 5 628,7 млн. рублей или на 14,2%. По сравнению с 2014 годом исполнение за 2015 год увеличилось как в абсолютной сумме, так и в процентном соотношении к годовому плану. Для сравнения: за 2014 год процент исполнения расходов составил 93,9% или 39 703,7 млн. рублей.

В 2015 году завершён переход к программному бюджету. Доля расходов на реализацию государственных программ Ульяновской области в общем объёме расходов выросла с 25,1% до 92,8%.

На социально ориентированные отрасли – здравоохранение, образование, социальная политика, спорт и культура в 2015 году было направлено 69,7% от общего объёма расходов или 31 594,2 млн. рублей, что на 3 777,1 млн. рублей выше показателя 2014 года.

Рост расходов на социальную сферу обусловлен увеличением объёма средств, выделенных на финансирование образования, социальной политики, физической культуры и спорта, культуры.

Наибольший рост расходов в абсолютной сумме отмечается по отрасли «Здравоохранение» – на 1 755,3 млн. рублей или на 23,5% по сравнению с 2014 годом. Рост расходов связан, в первую очередь, с увеличением суммы страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 1,3 раза или на 1 188,4 млн. рублей. Кроме того на строительство перинатального центра было направлено 767,4 млн. рублей. По сравнению с прошлым годом названные расходы увеличились на 700,4 млн. рублей. В целом по отрасли «Здравоохранение» расходы исполнены на 86,6% от годового плана или в сумме 9 225,1 млн. рублей (не в полном объёме освоены федеральные средства на строительство перинатального центра, неосвоение – 1 398,8 млн. рублей).

Кроме расходов на оказание государственных услуг населению через подведомственную сеть, осуществлялись следующие расходы:

• расходы на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в 2015 году составили 717,3 млн. рублей, что на 166,2 млн. рублей превышает аналогичные расходы 2014 года;

• в рамках реализации проекта «Земский доктор» произведены единовременные выплаты в размере 1 млн. рублей 65-ти врачам, прибывшим на работу в сельские населённые пункты области. На данные цели выделены средства областного и федерального бюджета в сумме по 32,5 млн. рублей;

• на осуществление лизинговых платежей за приобретённый санитарный автотранспорт в 2015 году направлено 43,5 млн. рублей;

• на проведение ремонтных работ в зданиях государственных учреждений здравоохранения в 2015 году направлено 72,7 млн. рублей, из них на ремонт госпиталя ветеранов войн – 23,6 млн. рублей, на ремонт дневного стационара для беременных по ул. Карсунской, д.4 в рамках двухлетнего контракта – 10,0 млн. рублей, на ремонт здания поликлиники по ул. Ж.Дивизии – 18,8 млн. рублей, на ремонт ФАПов - 5,9 млн. рублей, на ремонт здания Базарносызганской районной больницы – 13,6 млн. рублей, Радищевской районной больницы – 0,8 млн. рублей.

Расходы по отрасли «Образование» за 2015 год исполнены на 99,9% от годового плана или в сумме 10 227,2 млн. рублей, что составляет 22,6% от общей суммы расходов областного бюджета и на 1005,0 млн. рублей или на 10,9% больше расходов 2014 года.

В составе общих расходов на финансирование мероприятий по оздоровлению детей в 2015 году было направлено 182,5 млн. рублей, что позволило оздоровить 41 248 детей. 6,6 млн. рублей направлено на оздоровление работников бюджетной сферы. На модернизацию региональных систем дошкольного образования направлено 303,8 млн. рублей, из которых 266,3 млн. рублей - за счёт субсидий из федерального бюджета, 37,5 млн. рублей – за счёт средств областного бюджета. На развитие материально-технической базы системы образования, оснащение образовательных организаций оборудованием, ремонт областных и муниципальных школ направлено 30,0 млн. рублей. На ремонт спортивных залов в зданиях муниципальных школ, расположенных в сельской местности освоено 27,8 млн. рублей.

По разделу «Социальная политика» расходы сложились в сумме 10 254,3 млн. рублей или на 98,9% от годового плана. К уровню 2014 года расходы выросли на 614,2 млн. рублей или на 6,4%. При этом значительную долю расходов по отрасли (74,6% или 7 645,7 млн. рублей) занимают расходы на социальное обеспечение населения. В 2015 году меры социальной поддержки граждан, установленные федеральным законодательством и законодательством Ульяновской области, были оказаны в полном объёме. Кроме того, меры социальной поддержки гражданам регионального регистра проиндексированы на 6,5%. В 2015 году выделялись средства, связанные с обеспечением жильём молодых семей в общей сумме 9,5 млн. рублей. На выделенные средства в 2015 году 33 молодых семьи получили свидетельства на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений.

За счёт средств областного бюджета в сумме 137,3 млн. рублей и федерального бюджета в сумме 30,8 млн. рублей обеспечены жильём 214 детей-сирот. В 2015 году детям-сиротам стали выплачивать компенсацию за наём (поднаём) жилого помещения в сумме 3,0 тыс.рублей ежемесячно до момента обеспечения их жилыми помещениями. За счёт средств областного бюджета ежемесячную компенсацию получали 80 детей-сирот. Расходы на эти цели составили 2,9 млн. рублей.

Расходы по отрасли «Культура, кинематография» сложились в общей сумме 729,1 млн. рублей и исполнены в полном объёме. По этой отрасли израсходовано на 105,4 млн. рублей или на 16,9% больше, чем за 2014 год. Выделенные средства, наряду с оказанием государственных услуг, позволили провести культурные мероприятия регионального и международного значения.

На проведение социально-значимых мероприятий было направлено 38,4 млн. рублей, из них наиболее яркими и значимыми мероприятиями были:

• подготовка и проведение торжественных мероприятий, посвящённых 70-летию победы в Великой Отечественной войне – 11,5 млн. рублей;

• V Международная ассамблея художников «Пластовская осень» - 1,2 млн. рублей;

• VI Международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени В.М. Леонтьевой «От всей души» - 5,9 млн. рублей.

На ремонт областных и муниципальных учреждений культуры направлено 39,1 млн. рублей, из них:

12,2 млн. рублей - на завершение ремонтно-реставрационных работ в Музее современного изобразительного искусства имени А.А. Пластова;

11,0 млн. рублей - на завершение капитального ремонта Дома культуры  в с. Красная Река Сенгилеевского района;

5,9 млн. рублей направлено на приобретение музыкальных инструментов, свето- и звукотехнического оборудования, фондового и экспозиционного оборудования, сценических костюмов, а также приобретение для государственных учреждений культуры автотранспортных средств, позволяющих осуществлять обслуживание населения Ульяновской области в нестационарной форме.

По разделу «Физическая культура и спорт» расходы исполнены практически в полном объёме от годового плана в сумме 1 158,4 млн. рублей. По сравнению с 2014 годом расходы выросли на 297,2 млн. рублей или на 34,5%. В рамках расходов по этой отрасли:

• на подготовку проведения в 2016 году 26-го Чемпионата мира по хоккею с мячом было направлено 118,5 млн. рублей, в том числе на реконструкцию и оснащение стадиона «Труд» 58,0 млн. рублей;

• на проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий было направлено 42,1 млн. рублей. Это позволило ульяновским спортсменам принять участие во всероссийских и международных соревнованиях, а также провести на территории нашего региона ряд важных спортивных мероприятий (Всероссийский фестиваль национальных и неолимпийских видов спорта, третий Международный Фестиваль школьного спорта стран СНГ, областную универсиаду по 15 видам спорта, «КЭС-Баскет»);

•на выкуп здания под размещение Центра единоборств было направлено 15,0 млн. рублей.

На строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных образованиях Ульяновской области израсходовано 244,3 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета составляют 134,1 млн. рублей, которые были направлены на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса «ОРИОН» в г.Ульяновске.

Средства областного бюджета в сумме 110,2 млн. рублей были направлены на строительство 6 ФОКов в муниципальных образованиях «Карсунский район», «Сенгилеевский район», «г.Димитровград», «г.Новоульяновск», «Базарносызганский»,  Новомалыклинский», из которых в 2015 году было сдано в эксплуатацию 4 ФОКа (МО «Базарносызганский район», «Карсунский район», «г.Димитровград», «г.Новоульяновск»).

Несмотря на социальную направленность областного бюджета, в 2015 году значительные средства направлялись также на развитие реального сектора экономики. Фактические расходы по этому направлению составили 6 406,9 млн. рублей или 97,1% от годового плана. Удельный вес названных расходов в общем объёме расходов областного бюджета составляет 14,1%. По сравнению с 2014 годом расходы выросли в 1,2 раза или на 1 163,8 млн. рублей в связи с тем, что отдельные виды финансовой помощи из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства и дорожного хозяйства поступили в большем объёме, чем за 2014 год.

Всего на государственную поддержку сельского хозяйства за счёт средств федерального бюджета в 2015 году было направлено 930,9 млн. рублей, что на 111,3 млн. рублей превышает показатели 2014 года.

За счёт средств областного бюджета на поддержку сельхозтоваропроизводителей в рамках реализации государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2020 годы было направлено 407,6 млн. рублей, что на 118,2 млн. рублей больше, чем за 2014 год.

Расходы на дорожное хозяйство сложились в сумме 3 325,1 млн. рублей или на 97,6% от годового плана. По сравнению с 2014 годом расходы выросли в 1,2 раза в связи с поступлением из федерального бюджета 167 млн. рублей на финансовое обеспечение дорожной деятельности, 368,5 млн. рублей на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства и 77,2 млн. рублей на строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах по ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. В 2014 году названные виды финансовой помощи не поступали, соответственно расходы не производились.

Из общего объёма средств на строительство, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения направлено 1904,6 млн. рублей, на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения – 586,6 млн. рублей, на приобретение дорожно-транспортной техники – 164,5 млн. рублей.

В 2015 году из областного бюджета Ульяновской области на реализацию мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства было направлено 881,5 млн. рублей или на 96,6% от годового плана.

По сравнению с 2014 годом расходы выросли в 1,6 раза или на 342,7 млн. рублей в связи с тем, что на переселение граждан из аварийного жилищного фонда из областного бюджета Ульяновской области были выделены средства в сумме 169,9 млн.рублей, кроме того поступила финансовая поддержка государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ в сумме 217,3 млн.рублей, что позволило переселить 551 человек из 223 квартир расселяемой площадью более 12000,0 кв.м.

Кроме того, за 2015 год были перечислены средства федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в части строительства объектов водоснабжения и газификации населённых пунктов в сумме 67,6 млн. рублей и соответствующее софинансирование областного бюджета – 69,7 млн. рублей. Это позволило выполнить работы по газификации в сельской местности в 5 муниципальных образованиях («Барышский район», «Кузоватовский район», «Николаевский район», «Сурский район», «Новоспасский район») и работы по водоснабжению в сельской местности в 6 муниципальных образованиях («Инзенский район», «Карсунский район», «Кузоватовский район», «Николаевский район», «Старомайнский район», «Ульяновский район»).

Расходы на обслуживание государственного долга к уровню 2014 года выросли в 1,4 раза или на 372,4 млн. рублей, что обусловлено увеличением объёма привлечённых в 2012-2015 годах бюджетных кредитов и кредитов, полученных от кредитных организаций. В целом на обслуживание государственного долга за 2015 год было направлено 1 403,7 млн. рублей.

В результате работы проводимой Министерство финансов Ульяновской области по сокращению расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области, в том числе с Министерством финансов Российской Федерации по замещению коммерческих кредитов бюджетными и по реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, за 2015 год экономия расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области составила 267 млн. рублей.

Межбюджетные трансферты общего характера перечислены муниципальным образованиям Ульяновской области в общей сумме 2 486,0 млн. рублей или на 99,7% от годового плана. По сравнению с прошлым годом расходы уменьшились на 195,9 млн. рублей или на 7,3%, в связи с передачей с 1 января 2015 года на региональный уровень полномочий по обеспечению административно-управленческой, учебно-вспомогательной и обслуживающей деятельностью школ и детских садов.

Основным направлением предоставленной финансовой помощи местным бюджетам является выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области. На эти цели в виде дотаций бюджетам муниципальных районов и городских округов перечислены средства в сумме 1 611,1 млн. рублей, что на 184,2 млн. рублей превышает расходы, сложившиеся за 2014 год.

По итогам исполнения областного бюджета Ульяновской области за 2015 год сложился дефицит в сумме 6 959,5 млн. рублей, на покрытие которого были направлены кредиты от кредитных организаций и краткосрочные бюджетные кредиты. Одновременно, были погашены ранее привлечённые кредиты банков в сумме 4 679,4 млн. рублей, а также бюджетные кредиты в сумме 5 107,3 млн. рублей.

Таким образом, несмотря на то, что в условиях сложившейся экономической ситуации исполнение областного бюджета Ульяновской области складывалось крайне напряжённо, принимаемые меры по обеспечению сбалансированности бюджета позволили в 2015 году в полном объёме профинансировать первоочередные расходы областного бюджета Ульяновской области, связанные с реализацией мер социальной поддержки, с оказанием государственных услуг населению, финансированием программных и других мероприятий областного бюджета Ульяновской области.