Доклад Министра финансов Ульяновской области Е.В.Буцкой «О проекте закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2016 год»

18.11.2015

 

На заседании Правительства Ульяновской области 2 ноября текущего года рассмотрен проект закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2016 год» и принято решение о внесении его на рассмотрение в Законодательное Собрание Ульяновской области.

В этом году проект областного бюджета формировался в качественно новых экономических условиях. Введение экономических санкций и замедление потенциальных темпов роста российской экономики привели к сокращению ранее прогнозируемых доходов и увеличению долговой нагрузки на областной бюджет.

Как отметил Министр финансов Российской Федерации Силуанов Антон Германович на Правительственном часе в Госдуме (23.09.2015) «Произошли экстраординарные события и нельзя делать вид, что всё идёт по-старому. Нельзя закрывать глаза и говорить себе, что всё скоро вернётся на свои круги, и всё станет как 1,5-2 года назад. Такого не произойдёт». Конечно у нас сейчас не кризисная ситуация, а скорее новая экономическая реальность.

Бюджет 2016 года будет принципиально отличаться от аналогичного документа, который принимался в 2014 году. В связи с внесёнными изменениями в федеральное законодательство, проект областного бюджета Ульяновской области сформирован на один год. Такие изменения были необходимы в связи с высокой волатильностью на рынках и сложностью прогнозирования показателей, на которых строится бюджет.

Исходя из этого областной бюджет Ульяновской области на 2016 год составлен в условиях консервативного варианта прогноза социально-экономического развития Ульяновской области, которые определяют возможности областного бюджета.

При разработке проекта были использованы:

         Основные направления налоговой политики Ульяновской области на 2016 – 2018 годы;

         Основные направления бюджетной политики Ульяновской области на 2016 – 2018 годы;

представленные Министерством экономического развития Ульяновской области основные параметры прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Проект областного бюджета Ульяновской области на 2016 год в полном объёме сформирован в «программном» формате в увязке с целями государственной политики Ульяновской области. В 2016 году планируется реализация 19 государственных программ Ульяновской области.

Процессу формирования бюджета предшествует определение  основных подходов, целей и задач на очередной период. Это находит отражение в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Основные направления налоговой политики в Российской Федерации, являются базисом для формирования регионального законодательства о налогах и сборах, которые решают задачи бюджетного планирования при формировании проекта областного бюджета Ульяновской области на  очередной финансовый год, определяют условия ведения экономической деятельности на территории Ульяновской области  на 2016 – 2018 годы.

Особое внимание для достижения среднесрочных целей налоговой политики планируется уделить решению следующих задач:

Во-первых, обеспечить эффективную налоговую политику Ульяновской области, которая будет направлена на поддержание сбалансированности бюджета, обеспечение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки, привлечения инвестиций и открытия новых современных производств, стимулирования предпринимательской активности в целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения налогового потенциала.

- будет продолжена реализация Плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста экономики и обеспечения социальной стабильности в Ульяновской области, увеличения доходов и оптимизацию расходов областного бюджета на 2015-2017 год, утверждённого распоряжением Губернатора Ульяновской области от 06.03.2015 № 108-р;

- выполнение регионального соглашения от 10.06.2015 № 75-ДП между Ульяновским областным объединением организаций профсоюзов «Федерация организаций профсоюзов Ульяновской области», объединениями работодателей Ульяновской области, Правительством Ульяновской области о минимальной заработной плате в Ульяновской области»;

Во-вторых, будет продолжена работа по совершенствованию налогового законодательства области, обеспечению прозрачности и предсказуемости налоговой политики, повышению эффективности администрирования доходов и привлечению дополнительных ресурсов в бюджеты области.

- актуализация базы данных для начисления имущественных налогов, включение в неё неучтённых объектов налогообложения;

- повышение качества взаимодействия финансовых органов и администраторов доходов бюджета Ульяновской области в целях увеличения собираемости доходов;

В-третьих, важным направлением региональной налоговой политики остается сохранение льготных условий налогообложения для инвесторов в целях сохранения привлекательного и благоприятного инвестиционного климата на территории  нашего региона.

В рамках действия инвестиционных соглашений для организаций, реализующих на территории области инвестиционные проекты, будет сохранен режим налогового благоприятствования в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций и применения максимально возможной пониженной ставки налога на прибыль организаций (в размере 13,5%).

В-четвертых, основным направлением налоговой политики в области повышения потенциала доходов будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот.

В–пятых, осуществление содействия среднему и малому бизнесу через специальные налоговые режимы, а именно:

1)      расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения за счет таких видов, как "услуги по разработке программного обеспечения", "выпечка хлеба и производство кондитерских изделий", "производство молочных продуктов" и ряда других.

2)      одновременно действующие двухлетние «налоговые каникулы» будут распространены на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг.

3)      субъектам РФ предоставлено право снижать налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 6% до 1% от доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Введение специального патента для самозанятых лиц (не имеющих работодателей и наемных работников).

Для них будет введена упрощенная процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и отдельный порядок уплаты страховых взносов. Предполагается, что это позволит упростить процедуру уплаты налогов данной категорией граждан и предотвратить случаи игнорирования ими обязанности по регистрации в качестве ИП и уплаты налогов в бюджет;

В–шестых, продолжится работа по ликвидации имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения, уплаты налогов.

В целях расширения доходной базы бюджетов будут приняты меры по совершенствованию системы взаимодействия исполнительных органов власти Ульяновской области, территориальных федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по улучшению собираемости доходов, поиску дополнительных финансовых ресурсов в бюджет региона.

Если говорить о бюджетной политике, то в основном сохраняются и продолжают реализовываться те приоритеты, которые ранее были определены на 2016 в той трёхлетке, которую мы сегодня реализуем.

Конечная цель бюджетной политики Ульяновской области вытекает из миссии Ульяновской области при обеспечении социально-экономического развития Ульяновской области, обозначенной в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года и состоит в росте благосостояния жителей региона и качества жизни. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, в том числе продовольственной, обеспечение социальных гарантий.

Это будет достигаться через реализацию основных задач бюджетной политики Ульяновской области, которые были положены в основу при формировании проекта областного бюджета Ульяновской области на 2016 год.

1 задача: Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.

Данная общая задача включает в себя несколько составляющих:

- сохранение и развитие налогового потенциала Ульяновской области;

- сохранение относительно постоянного уровня государственных расходов;

- поддержание безопасного уровня дефицита и государственного долга.

2 задача: Дальнейшая реализация принципа формирования областного бюджета Ульяновской области на основе государственных программ

3 задача: Повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг

4 задача: Реализация нового этапа развития межбюджетных отношений

5 задача: Прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества

6 задача: Усиление государственного внешнего и внутреннего финансового контроля за деятельностью органов исполнительной власти Ульяновской области и других главных администраторов бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.

В результате работы, проведённой совместно с субъектами бюджетного планирования, параметры областного бюджета Ульяновской области на 2016 год сложились в следующих объёмах:

Доходы всего: 2016 год – 37 015,8 млн. рублей, что больше первоначально утверждённой суммы на 2015 год на 11 процентов или на 3,7 млрд. рублей (в проекте федерального бюджета прогнозируется снижение доходов на 8,9 %).

Расходы областного бюджета, исходя из допустимого размера дефицита, запланированы на 2016 год в объёме 38 664,7 млн. рублей, что больше первоначально утверждённой суммы на 2015 год на 4,2 процента или на 1,6 млрд. рублей (в проекте федерального бюджета прогнозируется рост расходов на 3,8 %)..

При этом дефицит областного бюджета на 2016 год сложился в сумме 1 648,9 млн. рублей, что составляет 5,4 процента от объёма налоговых и неналоговых доходов.

В основе расчётов налоговых и неналоговых доходов региона лежат основные параметры прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2016 год.

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета Ульяновской области на 2016 год сложились в объёме 30 738,9 млн. рублей, что выше первоначально утвержденного плана на текущий год на 4 285,5 млн. рублей или на 16,2 процента. Большую часть этой суммы формируют - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество организаций, занимающие в общей сумме собственных доходов 89 процентов.

Структура доходной части областного бюджета на 2016 год, претерпела изменения. По сравнению с первоначальным бюджетом на 2015 год в 2016 году прогнозируется перераспределение поступлений в сторону увеличения доли акцизов в целом – на 7,6 % (за счёт акцизов на алкогольную продукцию). Доля налога на прибыль организаций сократится на 0,7 %, налога на доходы физических лиц – на 5,1 % и налога на имущество организаций на 0,6%.

Поступление налога на доходы физических лиц в областной бюджет, занимающего в структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета 30,6 процентов, на  2016 год прогнозируется в сумме 9 397,4 млн. рублей. Расчёты по налогу производились исходя из прогнозируемого Министерством экономического развития области темпа роста - 108,3 процента. Отмечу, что впервые за последние годы при прогнозе налога на доходы физических лиц закладывается столь низкий индекс роста (в 2013 году он составлял 111,7 %, в 2014 году – 112,8%, на 2015 год - 108,6%).

Кроме того, наблюдается ежегодное значительное увеличение сумм налоговых вычетов по данному налогу (в целом по области за 2013 год по Ульяновской области имущественные налоговые вычеты составили 954,2 млн. рублей, в 2014 году – 1 257,6 млн. рублей. За 9 месяцев текущего года имущественные налоговые вычеты возросли на 238,2 млн. рублей или на 21,2% с 1 121,2 млн. рублей до 1 359,4 млн. рублей. Оценка 2015 года - 1509 млн. рублей и прогноз на 2016 год -1750 млн.рублей.

Таким образом, с учётом всех перечисленных факторов, впервые, налог на доходы физических лиц прогнозируется со снижением к уточненному плану текущего года на 1,6 % или на 152,6 млн.рублей.

Налог на прибыль организаций занимает почти 24 % и больше других налогов зависит от текущей экономической ситуации в целом в стране.

В текущем году наблюдается значительный рост поступлений этого налога по сравнению с прошлым годом. За 9 месяцев рост составил 27,3 % или 1260,6 млн. рублей.

Прогноз на 2016 год рассчитан с учётом темпа роста прибыли прибыльных организаций – 102,0 процента, представленного Министерством экономического развития Ульяновской области.  Данный показатель ниже показателей, используемых при расчёте областного бюджета на 2013-2014 годы (105%), но выше показателя на 2015 год на 5 процентных пункта.

Немаловажным фактором является переплата налога на прибыль организаций, которая по сравнению с началом года выросла в 1,8 раза или на 883,1 млн.рублей и по состоянию на 01.07.2015 года составила 1 930,4 млн.рублей.

В результате прогноз на очередной финансовый год совместно с налоговой службой определён в сумме 7 287 млн.рублей с ростом на 13,1 %

Акцизы в целом, занимающие в структуре 26,1 %, спрогнозированы в сумме 8 027,1 млн. рублей.

Наибольшая доля (75,7 %) приходится на акцизы на алкогольную продукцию, в т.ч. пиво. В текущем году наблюдается рост поступлений акцизов на пиво, согласно статистических данных объём производства пива вырос на 47,1%. Учитывая положительную динамику прогноз на 2016 год определён в сумме 5 264,1 млн.рублей; акцизы на алкогольную продукцию свыше 9% - 810 млн.рублей.

Таким образом, прогноз по акцизам на алкогольную продукцию составляет 6 074,1 млн.рублей.

Акцизы на нефтепродукты, являющие источником формирования территориального дорожного фонда сформированы в сумме 1 953 млн.рублей. Налоговым кодексом РФ предусмотрено увеличение ставок на 2016 год от 3,2% до 36,2%, но при этом норматив распределения указанного доходного источника для Ульяновской области снижается в 2016 году с 0,7651% до 0,7258%

В связи с этим, значительного роста поступлений в очередном финансовом году не ожидается, тем более в современных непростых условиях в нефтяной отрасли.

Налог на имущество организаций, удельный вес которого составляет почти 9 %, запланирован в сумме 2 687,1 млн.рублей.

Правительством Ульяновской области уделяется большое внимание развитию малого и среднего бизнеса на территории региона, принят закон для впервые зарегистрированных предпринимателей «о налоговых каникулах», с 1 января 2016 года 10% норматива отчислений налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения передано на уровень муниципальных районов, при этом, прогноз данного налога запланирован с ростом на 6,5% и составляет 1380,0 млн. рублей.

Остальные доходные источники рассчитаны с небольшим ростом, за исключением транспортного налога, который спрогнозирован с ростом на 113,3% или на 98,2 млн. рублей больше плановых назначений текущего года в связи с увеличением налоговых ставок, предусмотренных Законом Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области» от 06.09.2007 года №130-ЗО.

В проекте областного бюджета на 2016 год учтены также дополнительные поступления по результатам контрольной работы налоговых органов, по графикам реструктуризации и погашения недоимки в сумме 220 млн. рублей.

В рамках антикризисных мер с целью поддержки организаций в непростых экономических условиях:

1.  предоставлены налоговые льготы:

- организациям, осуществляющим производство цемента;

- деятельность по управлению аэропортами;

- организациям, реализующим проекты жилищного строительства, которым присвоен статус приоритетного проекта жилищного строительства;

- организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий и т.д.

2. в целях сохранения привлекательного и благоприятного инвестиционного климата на территории  нашего региона сохранены льготные условия налогообложения для инвесторов.

3. кроме того, в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится законопроект (принят в первом чтении), предусматривающий предоставление региональной налоговой льготы, вновь создаваемым предприятиям промышленности («гринфилдам»), осуществляющим капитальные вложения, путем снижения до 10 % ставки налога на прибыль организаций, в части поступающей в областной бюджет. Для указанных налогоплательщиков предусматривается установление нулевой ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Сэкономленный объем средств направляется на покрытие осуществленных предприятием капитальных затрат.

Финансовая помощь из федерального бюджета на 2016 год прогнозируется в общем объёме 6 276,8 млн. рублей.

Дотации на 2016 год запланированы в общей сумме 3 354,5 млн. рублей, что на 44,6 млн. рублей больше соответствующей суммы на 2015 год (из них дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы 277,3 млн. рублей).

Субсидии из федерального бюджета на 2016 год предусмотрены в сумме 256,6 млн. рублей. Причём в основном это субсидии по отдельным видам поддержки сельхозтоваропроизводителей на общую сумму 234,4 млн. рублей.

Но эти суммы не окончательные. Субсидии будут выделяться ещё в процессе исполнения федерального бюджета 2016 года в рамках реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе и на поддержку сельского хозяйства.

Так первоначально утверждённая сумма субсидий Ульяновской области на 2015 год составляла 291,7 млн. рублей, на 1 октября текущего года - уже 2 476,4 млн. рублей, то есть в порядке исполнения федерального бюджета Ульяновской области за 9 месяцев 2015 года было выделено ещё 2 184,7 млн. рублей.

Субвенции на реализацию переданных федеральных полномочий на 2016 год запланированы в сумме 2 207,4 млн. рублей.

Иные межбюджетные трансферты на 2016 год предусмотрены в сумме 458,3 млн. рублей, в том числе на лекарственное обеспечение по отдельным видам заболеваний – 447,6 млн. рублей.

Сформированный объём расходов областного бюджета Ульяновской области на 2016 год в сумме 38 664,7 млн. рублей к уровню первоначально утверждённого бюджета на 2015 год составляет 104,2 процента.

Конечно рост расходов не такой значительный, как нам хотелось бы. К сожалению, приходится констатировать, что в проекте бюджета заявки главных распорядителей бюджетных средств удовлетворены не в полном объёме, но это зависит от возможностей доходной части бюджета.

Областной бюджет Ульяновской области, также как и в прошлом году, сформирован по программному принципу. Доля расходов, финансируемых через государственные программы Ульяновской области, в 2016 году составит 95,4 %.

При формировании расходов были применены следующие основные подходы:

I. В социальной сфере:

•        социальные выплаты и стипендии проиндексированы на 2016 год с 1 февраля на 5,5 %;

•        расходы на оплату труда работников областных государственных учреждений проиндексированы с 1 октября 2016 года на 7,0 %;

•        с 1 января 2016 года в Ульяновской области планируется увеличения МРОТ до 6500 рублей (на федеральном уровне с 1 января 2016 года до 6204 рубля);

•        предусмотрены средства на реализацию майских (2012 года) указов Президента Российской Федерации.

II. По аппарату управления:

•        отказались от индексации оплаты труда государственных служащих, также как и в 2015 году;

•        по поручению Губернатора расходы на содержание органов государственной власти Ульяновской области сокращены на 104,7 млн. рублей.

III. В строительстве:

•        средства направляются в основном на завершение строительства ранее начатых объектов.

IV.    В полном объёме заложены:

•        страховые взносы на ОМС неработающего населения;

•        расходы дорожного фонда на уровне прогноза доходов, формирующих фонд.

С учётом приоритетов бюджетной политики, в структуре расходов областного бюджета Ульяновской области на 2016 год по-прежнему наибольший удельный вес занимают расходы на обеспечение публичных услуг в сфере социальной политики, образования, здравоохранения, включая финансовую помощь бюджетам муниципальных образований Ульяновской области. Удельный вес этих расходов в общей сумме расходов областного бюджета Ульяновской области на 2016 год составляет 75,6 % с общим объёмом финансирования 29 238,3 млн. рублей.

При этом практически в каждой отрасли заложены средства на развитие через финансирование программных мероприятий, запланированных, в целом по всем отраслям, к уровню текущего года с ростом на 4,5 %. В целом на «развитие» предусматривается более 3,3 млрд. рублей.

В структуре расходов областного бюджета на 2016 год наибольший удельный вес занимают расходы по отрасли «Образование» - 24,1%. Бюджетные ассигнования на 2016 год запланированы в сумме 9 313,3 млн. рублей или на 116,2 % к показателям первоначально утверждённого бюджета на 2015 год. Рост расходов составляет 1 299,8 млн. рублей.

78,8 % или 7 338,1 млн. рублей в общем объёме расходов отрасли занимают межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований области (по 10 субвенциям), которые запланированы на 2016 год с ростом к уровню 2015 года на 23,3 процента или на 1 385,8 млн. рублей.

В составе общих расходов предусмотрены средства на:

- на ремонт зданий школ, детских садов, учреждений дополнительного образования детей  – 37,3 млн. рублей;

- на техническое оснащение проведения единого государственного экзамена и дистанционное обучение в общем образовании в сумме 35,8 млн. рублей;

21,5 % всех расходов в сформированном бюджете на 2016 год направляются на «Социальную политику». При планировании бюджетных ассигнований областного бюджета в сфере социального обеспечения на 2016 год в числе приоритетных направлений учитывались законодательно установленные публично-нормативные и иные социально-значимые обязательства, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.

Объём бюджетных ассигнований по этой отрасли составит 8 299,4 млн. рублей, в общей сумме расходы на социальное обеспечение населения на 2016 год запланированы в сумме 6 156,9 млн. рублей, исходя из их оказания по принципу нуждаемости и адресности.

В составе расходов на развитие отрасли предусмотрены средства на:

- на строительство пансионата для граждан пожилого возраста в р.п. Языково и оснащение его технологическим оборудованием - 43,6 млн. рублей;

- внедрение современных технологий в деятельность учреждений системы социальной защиты и социального обслуживания населения Ульяновской области в сумме 11,0 млн. рублей;

- софинансирование федеральных средств на компенсацию инициаторам инвестиционных проектов, связанных с переездом в Ульяновскую область и обустройством работников, привлечённых из других регионов Российской Федерации в сумме 12,9 млн. рублей;

Расходы на «Здравоохранение» на 2016 год составят 20,3 % всех расходов бюджета, в общей сумме 7 837,4 млн. рублей.

При этом в полном объёме предусмотрены средства на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (4 889,4 млн. рублей) на 100,3% к уровню 2015 года или с ростом на 15,7 млн. рублей.

В составе расходов на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2014 – 2020 годы» на 2016 год запланированы средства:

- на завершение строительства перинатального центра в г. Ульяновске - 174,9 млн. рублей;

- на создание Центра охраны здоровья женщин  в Засвияжском районе г. Ульяновска - 139,5 млн. рублей;

- на проведение ремонтных работ в государственных учреждениях здравоохранения - 75,1 млн. рублей, что в 3 раза больше уровня расходов 2015 года, из которых большая часть будет направлена на завершение ремонтных работ в зданиях ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» (71,1 млн. рублей), а 4,0 млн. рублей на ремонт помещений ФАПов;

- на софинансирование создания 10-ти ФАПов и 2-х офисов врача общей практики в сельских населённых пунктах – 27,0 млн. рублей;

  - на укрепление материально-технической базы госпиталя ветеранов войн – 50,0 млн. рублей;

Объём бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области в сфере культуры и кинематографии на 2016 год составит 521,5 млн. рублей.

Расходы на реализацию программных мероприятий предусмотрены в сумме 142,3 млн. рублей, в их составе:

- проведение ремонтно-реставрационных работ зданий областных государственных учреждений культуры – 85,7 млн. рублей, в том числе: 35,7 млн. рублей – областной филармонии, 50,0 млн. рублей – здания Государственного архива Ульяновской области;

- на реконструкцию и проведение ремонтно-реставрационных работ 6 зданий муниципальных учреждений культуры в рамках софинансирования государственной программы Российской Федерации «Устойчивое развитие сельских территорий» – 12,9 млн. рублей;

- на развитие книгоиздательской деятельности – 5,6 млн. рублей;

- на подготовку и проведение мероприятий, посвящённых
Н.М. Карамзину – 12,0 млн. рублей.

- на подготовку и проведение Всероссийского сельского Сабантуя – 7,4 млн. рублей

На развитие физической культуры и спорта в проекте бюджета на 2016 год запланированы средства в сумме 694,3 млн. рублей, в том числе расходы на обеспечение деятельности ОГАУ «Волга-спорт-арена» в сумме 300,0 млн. рублей.

Из общего объёма средств планируется направить на:

- субсидии спортивным клубам – 50,0 млн. рублей;

- содержание экспериментальных групп Центра спортивной подготовки – 25,0 млн. рублей;

- разработку ПСД и строительство центра художественной гимнастики – 31,4 млн. рублей;

- реконструкцию стадиона «Труд» - 50,0 млн. рублей;

- подготовку и проведение Чемпионата мира по хоккею с мячом 25,5 млн. рублей;

 - оплату задолженности за приобретение здания под размещение Центра единоборств -36,7 млн. рублей;

- софинансирование строительства физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных образованиях – 15,5 млн. рублей.

Расходы на проведение областных и всероссийских физкультурных и спортивных мероприятий по календарному плану предусматриваются в сумме 53,3 млн. рублей.

Несмотря на общую социальную направленность бюджета, важным направлением бюджетной политики остаётся государственная поддержка значимых для Ульяновской области отраслей экономики с объёмом финансирования на 2016 год в сумме 4 758,5 млн. рублей, что составляет 12,3 % всех расходов бюджета.

Расходы на «Дорожное хозяйство» запланированы в общей сумме 2 836,6 млн. рублей. Из них ассигнования дорожного фонда определены в объёме 2 791,5 млн. рублей. Средства будут направлены на:

- реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2014-2016 годах» - 1 987,1 млн. рублей;

- содержание ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» - 543,4 млн. рублей (в том числе

457,8 млн. рублей – налог на имущество);

- предоставление субсидий областным казённым предприятиям (дорожно-строительным организациям) на возмещение части затрат, связанных с приобретением дорожно-транспортной техники – 79,5 млн. рублей.

186,3 млн. рублей будет направлено на исполнение расходных обязательств региона в сфере организации транспортного обслуживания населения. Против текущего года расходы на эти цели увеличиваются на 22,0 %.

Бюджетные ассигнования на компенсацию недополученных доходов, связанных с перевозкой пассажиров пригородным железнодорожным транспортом предусмотрены в сумме 40,0 млн. рублей. На компенсацию убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2011-2014 годах в соответствии с соглашением о реструктуризации задолженности - 26,3 млн. рублей.

На компенсацию недополученных доходов от перевозки пассажиров юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим данную деятельность автомобильным транспортом предусмотрено 100,0 млн. рублей;

На приобретение автобусов и ввод их в эксплуатацию запланировано 20,0 млн. рублей.

Особое внимание уделено отрасли «Сельское хозяйство», расходы по которой на 2016 год запланированы в объёме 855,4 млн. рублей.

Из общей суммы на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, с учётом средств федерального бюджета, планируется выделить 582,7 млн. рублей, в том числе за счёт средств областного бюджета в рамках подпрограммы «Развитие сельского хозяйства» - 348,3 млн. рублей. В качестве антикризисной меры на эти цели дополнительно предусмотрено 100,0 млн. рублей.

В составе расходов на национальную экономику предусмотрены также средства на развитие промышленной зоны «Заволжье» - 42,4 млн. рублей и особой портовой экономической зоны в г. Ульяновск – 119,0 млн. рублей.

На жилищно-коммунальное хозяйство на 2016 год предусматриваются ассигнования в объёме 422,7 млн. рублей, что на 15,3 % больше первоначально утверждённой суммы на 2015 год

В составе этих расходов средства на:

- переселение граждан из аварийного жилищного фонда - 110,2 млн. рублей, что в 5,5 раза больше соответствующей суммы на 2015 год;

- мероприятия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 118,2 млн. рублей;

- финансирование проекта «Губернаторская ипотека» в рамках реализации государственной программы «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» - в сумме 50,0 млн. рублей. Проект поможет обзавестись своими квартирами в первую очередь учителям, врачам, сотрудникам учреждений культуры и других областных государственных учреждений и муниципальных учреждений Ульяновской области, а также организаций в сфере информационных технологий. Участники программы получат единовременную социальную выплату на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита.

- мероприятия по водоснабжению, газификации и подготовке и проведению отопительного сезона в рамках государственной программы Ульяновской области – 124,8 млн. рублей;

- погашение задолженности теплоснабжающих организаций муниципальных образований Ульяновской области за потреблённый природный газ, связанной с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сумме 21,1 млн. рублей.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» на 2016 год предусмотрены ассигнования Правительству Ульяновской области в сумме 206,4 млн. рублей для предоставления субсидии автономному учреждению  «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг Ульяновской области» на обеспечение доли граждан, имеющих доступ  к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания не менее 90 процентов, что больше первоначальных ассигнований 2015 года на 158,7 млн. рублей. 

Значительную долю расходов проекта областного бюджета составляет финансовая помощь муниципальным образованиям Ульяновской области, включая ассигнования на реализацию региональных полномочий. На 2016 год расходы на указанные цели запланированы в общей сумме 10 978,4 млн. рублей (с ростом на 26,5 % или на 2 300,6 млн. рублей), что составляет 28,4 % всех расходов областного бюджета.

Система межбюджетных отношений в области остаётся стабильной. Все виды финансовой помощи на 2016 год сохранены.

Основным видом финансовой помощи являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области с объёмом финансирования на 2016 год в сумме 1 844,3 млн. рублей, что составляет 6 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. При этом рост к уровню первоначально утверждённого бюджета на 2015 год по названным дотациям составляет 14,4 процента или 232,4 млн. рублей.

Общий объём субсидий в 2016 году составит 979,8 млн. рублей, что почти вдвое или на 486,1 млн. рублей больше первоначально утверждённого бюджета на 2015 год. В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов Ульяновской области планируется предоставление субсидий на выплату заработной платы с начислениями, оплату коммунальных услуг и твёрдого топлива в объёме 300,0 млн. рублей. В первоначально утверждённом бюджете на 2015 год эти субсидии не планировались.

Субвенции на выполнение государственных полномочий также увеличиваются на 1 599,4 млн. рублей и предусматриваются в объёме 8 093,9 млн. рублей. Этот рост обусловлен в основном ростом субвенций по образованию.

В качестве меры стимулирования муниципальных образований из областного бюджета Ульяновской области на 2016 год предусматривается выделение средств в форме иных дотаций на стимулирование увеличения налогового потенциала местных бюджетов и повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в объёме 20,0 млн. рублей, что в 2,5 раза больше уровня текущего года.

Кроме того, также как и в текущем году, на 2016 год предусматриваются средства на поддержку местных инициатив в размере 62,0 млн. рублей, что в 5,2 раза превышает уровень текущего года. Данные средства позволят муниципальным образованиям повысить гражданскую активность населения и решить конкретные вопросы местного значения.

В области государственных заимствований долговая политика в 2016 году будет направлена на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности Ульяновской области, устранение риска неисполнения финансовых обязательств, поддержание сбалансированности областного бюджета.

Дефицит областного бюджета Ульяновской области на 2016 год планируется в объёме 1 648,9 млн. рублей, это более чем на 2 млрд. рублей (2 112,4 млн. рублей) меньше первоначально утверждённой суммы на 2015 год. В соотношении к объёму налоговых и неналоговых доходов этот показатель также снизился с 14,2 % до 5,4 %. Это результат последовательно реализуемой задачи по снижению уровня дефицита, что в свою очередь обеспечивает большую сбалансированность бюджета и снижение долговой нагрузки.

Таким образом, проект областного бюджета Ульяновской области на 2016 год, представленный на ваше рассмотрение, нацелен на развитие отраслей, максимальную поддержку муниципальных образований Ульяновской области и проведение качественной долговой политики.

Независимо от экономической ситуации задачи остаются прежние – выполнить все социальные обязательства и обеспечить качество жизни населения области и экономическую стабильность.

В любом случае очень многое будет зависеть от нашей консолидированной работы, от работы муниципальных образований, от чёткой расстановки приоритетов и от оптимизации расходов, от того, насколько мы сможем использовать лучше дополнительные механизмы экономического роста, что позволит пополнить доходную часть бюджета.