Доклад Министра финансов Ульяновской области Максимушкиной О.С. об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 9 месяцев 2012 года

Исполнение областного бюджета Ульяновской области за 9 месяцев 2012 года осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства Ульяновской области «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и «Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ульяновской области на период до 2012 года».

Проводимая организационная работа и подробный анализ исполнения областного бюджета приведены в пояснительной записке к проекту распоряжения.

Остановлюсь на основных итогах.

 

(Слайд 1, см. Презентацию)

Параметры исполнения областного бюджета за отчётный период характеризуются следующими данными:

  • поступило доходов всего24 318,1 млн. рублей или на 74,9 процента годового плана;
  • расходы сложились в сумме 26 514,6 млн. рублей или на 70,3 процента годового плана;
  • бюджет исполнен с дефицитом в размере 2 196,5 млн. рублей.

 

(Слайд 2, см. Презентацию)

В результате проводимой работы по мобилизации собственных доходов налоговые и неналоговые доходы за 9 месяцев текущего года поступили на 2 500,3 млн. рублей или на 18,5 процента больше чем за аналогичный период прошлого года и составили 16 023,7 млн. рублей.

 

(Слайд 3, см. Презентацию)

В структуре поступлений наибольший удельный вес приходится на:

- налог на прибыль организаций – 30,7 процента;

- налог на доходы физических лиц – 27,4 процента;

- акцизы – 20,4 процента.

 

(Слайд 4, см. Презентацию)

Лидирующее положение, как по удельному весу, так и по абсолютной сумме поступлений занимает налог на прибыль организаций4 918,4 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступление налога увеличилось на 398,8 млн. рублей или на 8,8 процента.

При этом рост поступлений обеспечен, главным образом, предприятиями следующих видов экономической деятельности:

- производство пищевых продуктов, включая напитки – на 259,1 млн. рублей или в 2,3 раза;

- производство автомобилей – на 125,4 млн. рублей или на 50,0 процентов;

- финансовое посредничество – на 123,6 млн. рублей или на 18,8 процента;

- деятельность железнодорожного транспорта – на 115,4 млн. рублей или на 75,2 процента;

- оптовая торговля – на 96,1 млн. рублей или на 25,4 процента.

Выполнение годового плана составило 77,8 процента.

Следующим по значимости доходным источником в структуре налоговых доходов является налог на доходы физических лиц, поступления которого за 9 месяцев 2012 года сложились в сумме 4 398,3 млн. рублей или на 68,9 процента годового плана. К аналогичному периоду прошлого года поступления увеличились на 34,8 процента или на 1 134,8 млн. рублей.

 

(Слайд 5, см. Презентацию)

В разрезе видов экономической деятельности наиболее значительные суммы поступлений приходятся на учреждения бюджетной сферы – 30,4 процента и предприятия обрабатывающих производств (без производства пищевых продуктов) – 24,9 процента.

 

(Слайд 6, см. Презентацию)

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в целом составили 3 268,7 млн. рублей. Годовой план выполнен на 68,8 процента. Рост к уровню прошлого года – 13,9 процента.

Акцизы на алкогольную продукцию поступили в сумме 1 621,8 млн. рублей, что на 97,5 млн. рублей меньше поступлений за аналогичный период 2011 года за счёт изменения федерального законодательства и, как следствие, зачисления 60,0 процентов акцизов на алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше 9 процентов в федеральный бюджет. Основная доля поступлений приходится на акцизы на пиво1 344,4 млн. рублей и акцизы на алкогольную продукцию с объёмной долей спирта этилового свыше 9 процентов – 271,7 млн. рублей. При этом по сравнению с соответствующим периодом прошлого года акцизы на пиво увеличились на 14,5 процента, а акцизы на алкогольную продукцию с объёмной долей спирта этилового свыше 9 процентов – на 17,2 процента. В то же время в связи с приостановкой действия лицензии на производство спирта у ООО «Арбат» снизились поступления по акцизам на спирт этиловый на 65,1 процента.

Акцизы на нефтепродукты составили 1 646,9 млн. рублей, что на 497,0 млн. рублей или на 43,2 процента больше акцизов, поступивших за 9 месяцев прошлого года.

Налог на имущество организаций поступил в сумме 1 705,9 млн. рублей или на 68,6 процента годового плана, что на 47,8 процента больше поступлений за аналогичный период 2011 года за счёт отмены с 01.01.2012 льгот органам государственной власти и созданным ими учреждениям.

Несмотря на прирост собственных доходов, без финансовой поддержки нам не обойтись. Поэтому отдельное направление работы регионального Правительства – это привлечение в область максимального количества федеральных программ и финансовых ресурсов.

В результате работы проведённой с федеральным центром общий объём безвозмездных поступлений в областной бюджет Ульяновской области за 9 месяцев текущего года сложился в сумме 8 294,4 млн. рублей или на 80,0 процентов годового плана. К уровню прошлого года этот показатель составил 92,2 процента.

 

(Слайд 7, см. Презентацию)

От других бюджетов бюджетной системы поступило      7 944,8 млн. рублей или 79,8 процента годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель ниже на 1 123,0 млн. рублей.

Дотации из федерального бюджета поступили в общей сумме 2 217,2 млн. рублей или на 77,1 процента годового плана, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности2 072,0 млн. рублей или 77,3 процента годового плана, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов145,2 млн. рублей или 75,0 процентов годового плана. Снижение поступлений к уровню 9 месяцев 2011 года – 278,2 млн. рублей в связи с тем, что сумма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, предусмотренная в федеральном бюджете бюджету Ульяновской области на 2012 год ниже уровня 2011 года.

Субсидии из федерального бюджета поступили в сумме 2 377,7 млн. рублей или на 82,5 процента годового плана, субвенции2 374,2 млн. рублей или на 84,4 процента годового плана, иные межбюджетные трансферты689,5 млн. рублей или на 70,4 процента годового плана.

В сумме 461,0 млн. рублей или в объёме 78,9 процента от годовых назначений поступили средства от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Проводимая в январе-сентябре 2012 года работа по мобилизации собственных доходов, своевременно оказанная финансовая помощь из федерального бюджета и привлечение заёмных средств обеспечили выполнение всех обязательств перед населением, включая выплату в установленные сроки заработной платы работникам государственных учреждений области, оказывающих услуги населению, материальное обеспечение этих учреждений, а также финансирование программных и других мероприятий областного бюджета Ульяновской области.

Перечисление средств в январе-сентябре 2012 года осуществлялось в соответствии с кассовым планом исполнения областного бюджета Ульяновской области, который был составлен на основании заявок главных распорядителей средств областного бюджета.

С начала года общий объём просроченной кредиторской задолженности областного бюджета снизился на 0,2 млн. рублей и составил 19,7 млн. рублей. При этом задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений и социальным выплатам не имеется. Необходимо отметить, что при общем снижении просроченной кредиторской задолженности по областному бюджету, по Министерству образования Ульяновской области наблюдается рост кредиторской задолженности на       14,8 млн. рублей, из них 10,6 млн. рублей – по федеральным средствам на модернизацию региональных систем общего образования. Министерству образования Ульяновской области необходимо довести до конца работу с Министерством образования и науки Российской Федерации по возврату в 2012 году остатков средств федерального бюджета, не освоенных в 2011 году.

 

(Слайд 8, см. Презентацию)

С учётом безвозмездных поступлений расходы областного бюджета за прошедшие 9 месяцев текущего года сложились в сумме 26 514,6 млн. рублей или на 70,3 процента годового плана. К уровню соответствующего периода 2011 года этот показатель увеличился на 4 955,5 млн. рублей или на 23,0 процента.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года исполнение за 9 месяцев текущего года увеличилось как в абсолютной сумме, так и в процентном соотношении к годовому плану. Для сравнения за 9 месяцев 2011 года средний процент исполнения расходов составил 68,4 процента или 21 559,1 млн. рублей.

 

(Слайд 9, см. Презентацию)

Социально ориентированные отрасли – образование, здравоохранение, социальная политика, спорт и культура – в отчётном периоде были обеспечены финансовыми ресурсами в объёме 18 444,7 млн. рублей с приростом к предыдущему году на 36,0 процентов.

 

Расходы на социальную политику сложились в сумме 6 698,0 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2011 года рост расходов составил 337,8 млн. рублей или  5,3 процента.

При этом значительную долю расходов по отрасли занимают ассигнования на социальное обеспечение населения области     (80,9 процента) и составляют 5 419,9 млн. рублей.

Принятые Ульяновской областью расходные обязательства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан были выполнены в полном объёме.

В полном объёме предоставлены меры социальной поддержки гражданам регионального регистра (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий). Расходы на предоставление мер социальной поддержки вышеназванным категориям граждан составили 1 081,7 млн. рублей или 80,8 процента годового плана.

Ассигнования на реализацию Закона Ульяновской области «О звании «Ветеран труда Ульяновской области» освоены в сумме 1 059,3 млн. рублей или на 85,1 процента, что в 1,3 раза выше расходов за аналогичный период 2011 года. Рост расходов объясняется индексацией ежемесячных денежных выплат и ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг в связи с повышением тарифов, а также увеличением числа получателей.

Средства федерального бюджета, выделенные на обеспечение жильём отдельных категорий граждан освоены в сумме 818,3 млн. рублей или на 94,1 процента годового плана.

Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан федерального регистра за 9 месяцев 2012 года оказаны на общую сумму 462,8 млн. рублей.

Расходы по отрасли «Образование» к уровню 9 месяцев 2011 года увеличились на 1 516,3 млн. рублей или на 42,4 процента и составили 5 092,7 млн. рублей. Увеличение расходов произошло в основном за счёт проведённых в 2011-2012 годах мероприятий по поэтапному повышению заработной платы работникам образования.

Наибольший удельный вес (68,4 процента или 3 481,3 млн. рублей) в общем объёме расходов составили межбюджетные трансферты, в том числе на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 2 736,7 млн. рублей или 80,9 процента годового плана.

Также в бюджеты муниципальных образований Ульяновской области были перечислены средства на модернизацию региональных систем общего образования в сумме 502,7 млн. рублей или на 82,7 процента годового плана, в том числе за счёт субвенций, поступивших из федерального бюджета, – 401,2 млн. рублей.

Расходы на здравоохранение сложились в сумме 5 793,3 млн. рублей или на 64,4 процента годового плана. По сравнению с соответствующим периодом 2011 года этот показатель выше на 2 885,0 млн. рублей или в 2 раза. Рост расходов объясняется в первую очередь тем, что с 01 января 2012 года 57 муниципальных учреждений здравоохранения переданы на уровень субъекта.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения составили 1 218,0 млн. рублей или 75,2 процента годового плана, что в 2 раза превышает исполнение за     9 месяцев 2011 года в связи с тем, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения рассчитаны исходя из размера тарифа страхового взноса в соответствии с федеральным законодательством, вступившим в силу с 01.01.2012.

Расходы на оказание медицинских услуг по замещающей почечной терапии (гемодиализу) исполнены в сумме 243,6 млн. рублей или на 75,0 процентов годового плана. Средства перечислялись в соответствии с фактической численностью пациентов, обратившихся за оказанием названной медицинской услуги.

На финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, за 9 месяцев текущего года перечислено 302,2 млн. рублей или 75,0 процентов годового плана.

В целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, в текущем году была продолжена реализация Программы модернизации здравоохранения Ульяновской области, в рамках реализации которой, за счёт средств федерального бюджета, было освоено 861,6 млн. рублей или 51,1 процента годового плана.

Расходы по отрасли «Культура, кинематография» сложились в сумме 440,9 млн. рублей, что составляет 71,2 процента годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы увеличились на 21,3 млн. рублей или на 5,1 процента.

Выделенные средства были перечислены, в том числе, на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг областным государственным бюджетным учреждениям культуры в сумме 119,2 млн. рублей, областным государственным автономным учреждениям культуры – 162,5 млн. рублей.

На реализацию областной целевой программы «Культура в Ульяновской области» на 2012-2016 годы было выделено 99,5 млн. рублей или 72,0 процента годового плана.

Кроме того, за 9 месяцев 2012 года за счёт средств областного бюджета проводились мероприятия международного, межрегионального, областного и межмуниципального значения.

За прошедшие 9 месяцев 2012 года расходы на развитие физической культуры и спорта сложились в сумме 419,8 млн. рублей или на 73,3 процента годового плана, что на 42,0 процента больше фактических расходов за аналогичный период 2011 года.

Расходы на реализацию мероприятий областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2008-2012 годы» исполнены в полном объёме в сумме 109,0 млн. рублей, что на 0,5 млн. рублей больше расходов за 9 месяцев 2011 года. Средства были направлены в виде субсидий хоккейному и футбольному клубам «Волга».

На строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных образованиях Ульяновской области в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» в отчётном периоде было направлено 120,3 млн. рублей или 61,5 процента годового плана, в том числе за счёт средств, поступивших из федерального бюджета, - 50,0 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года названные расходы выросли почти в 2 раза.

Средства, выделенные на физкультурно-оздоровительную работу и спортивные мероприятия в общей сумме 107,4 млн. рублей, что в 2,8 раза больше соответствующих расходов прошлого года, позволили провести ряд серьёзных мероприятий международного, федерального и межрегионального уровня.

На финансовое обеспечение средств массовой информации за январь-сентябрь 2012 года из областного бюджета Ульяновской области было выделено 96,8 млн. рублей или 69,5 процента годового плана.

Расходы на предоставление субсидий телерадиокомпаниям и телерадиоорганизациям, информационное обеспечение деятельности органов государственной власти на радио и телевидении, а также на предоставление субсидий организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, и на создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное и образовательное значение, сложились в общей сумме 26,8 млн. рублей или на 66,9 процента годового плана.

Средства на государственную поддержку в сфере средств массовой информации и информационное обеспечение деятельности органов государственной власти в печатных средствах массовой информации перечислены в сумме 44,2 млн. рублей или на 73,8 процента годового плана.

 

(Слайд 10, см. Презентацию)

В связи с созданием дорожного фонда за 9 месяцев 2012 года возросли расходы областного бюджета на дорожное хозяйство и реальный сектор экономики Ульяновской области в целом. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года расходы на национальную экономику увеличились на 13,0 процентов и составили 3 479,8 млн. рублей.

Расходы на дорожное хозяйство за 9 месяцев 2012 года составили 1 576,0 млн. рублей или 63,3 процента годового плана. К уровню соответствующего периода прошлого года расходы увеличились на 71,5 процента. При этом на 55,6 процента увеличились расходы на реализацию мероприятий областной целевой программы «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» и составили 1 122,2 млн. рублей, выделены субсидии дорожно-строительным организациям на возмещение части затрат, связанных с приобретением дорожно-транспортной техники, в сумме 75,4 млн. рублей.

Значительно возросли расходы на компенсацию недополученных доходов, связанных с перевозкой пассажиров пригородным железнодорожным транспортом и автомобильным транспортом. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года указанные расходы возросли в 1,6 раза и составили 129,1 млн. рублей.

Расходы, на реализацию областных целевых программ по Министерству сельского хозяйства Ульяновской области сложились в сумме 409,7 млн. рублей или на 95,5 процента годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы увеличились на 20,7 процента. Рост расходов обусловлен тем, что Министерством сельского хозяйства Ульяновской области за 9 месяцев текущего года погашены долги за приобретённую в 2011 году сельскохозяйственную технику, за содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота и приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных, за приобретённые семена, минеральные удобрения, средства химической защиты растений, а также по выплате субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока.

Расходы, предусмотренные за счёт средств федерального бюджета, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия исполнены в общей сумме 765,3 млн. рублей или на 94,0 процента от годовых назначений. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года расходы составили 104,6 процента.

Расходы по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» за 9 месяцев 2012 года сложились в сумме 939,6 млн. рублей или на 75,4 процента годового плана и в 1,3 раза больше расходов соответствующего периода прошлого года.

Увеличение расходов объясняется в основном активной реализацией с начала 2012 года на территории Ульяновской области Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства». Соответствующие расходы за 9 месяцев текущего года сложились в общей сумме 573,3 млн. рублей, в том числе за счёт средств Фонда461,0 млн. рублей, за счёт средств областного бюджета112,3 млн. рублей.

        

(Слайд 11, см. Презентацию)

За 9 месяцев 2012 года в рамках повышения эффективности бюджетных расходов продолжалась реализация программно-целевых методов управления расходами.

За прошедшие 9 месяцев 2012 года расходы по 37 областным целевым программам, принятым к финансированию, сложились в сумме 2 824,4 млн. рублей или на 68,1 процента годового плана. К аналогичному периоду 2011 года расходы увеличились на 401,1 млн. рублей. Для сравнения: за 9 месяцев 2011 года финансировались 39 программ на общую сумму 2 423,3 млн. рублей.

Наряду с программами, утверждёнными федеральными нормативными актами или нормативно-правовыми актами Ульяновской области, значительная часть средств реализовывалась также через ведомственные целевые программы, утверждённые непосредственно главными распорядителями средств областного бюджета и позволяющие также достигнуть конкретных результатов деятельности.

 

(Слайд 12, см. Презентацию)

Межбюджетные трансферты общего характера перечислены муниципальным образованиям области в сумме 2 024,8 млн. рублей или на 78,2 процента годового плана. Абсолютная сумма сложилась практически на уровне прошлого года, но следует учитывать, что в 2012 году на уровень субъекта была принята вся сеть учреждений здравоохранения. В то же время за 9 месяцев текущего года изменилась структура финансовой помощи в пользу субсидий на выплату заработной платы и оплату коммунальных услуг.

По итогам исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2012 года сложился дефицит в сумме 2 196,5 млн. рублей, на покрытие которого были направлены остатки бюджетных средств – 921,0 млн. рублей, кредиты, полученные от кредитных организаций, – 1 800,0 млн. рублей, бюджетный кредит – 104,6 млн. рублей. Одновременно в отчётном периоде был осуществлён возврат по ранее привлечённым бюджетным кредитам в сумме 629,1 млн. рублей.

Таким образом, выполнение плановых показателей 9 месяцев по доходам и источникам финансирования дефицита позволили в полном объёме реализовать расходные обязательства, предусмотренные областным бюджетом Ульяновской области на отчётный период текущего года.

Предлагаю на сегодняшнем заседании Правительства области утвердить отчёт об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 9 месяцев 2012 года, который в дальнейшем будет направлен в Законодательное Собрание Ульяновской области и Счётную палату Ульяновской области для сведения.

 

Презентация открывается по клику на картинке

 

(в формате .pptx, 1 479 Кб)