Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Управление государственными финансами Ульяновской области»

Правительство Ульяновской областип о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ульяновской области «Управление государственными финансами Ульяновской области».

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.

 

 

Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства области                                                     А.С.Тюрин

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства
Ульяновской области

 

 

 

 

Государственная программа Ульяновской области 
«Управление государственными финансами Ульяновской области»

 

ПАСПОРТ
государственной программы

 

Наименование
государственной
программы

государственная программа Ульяновской
области «Управление государственными
финансами Ульяновской области» (далее –го-сударственная программа).

Государственный
заказчик
государственной
программы
(государственный
заказчик – координатор государственной
программы)

Министерство финансов Ульяновской области.

Соисполнители
государственной
программы

отсутствуют.

Подпрограммы
государственной
программы

отсутствуют.

Проекты, реализуемые
в составе
государственной
программы

региональный приоритетный проект «Поддержка местных инициатив на территории Ульяновской области»;

ведомственный проект «Налоговая помощь                  и финансовая грамотность в Ульяновской
области» (далее также – ведомственный проект).

Цели и задачи
государственной
программы

целями государственной программы являются: повышение эффективности реализации государственной политики в сфере управления общественными финансами;

обеспечение долгосрочной сбалансированности, устойчивости областного бюджета Ульяновской области (далее – областной бюджет) и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области (далее также – местные бюджеты).

Для достижения целей государственной программы необходимо решение следующих задач:

оптимизация структуры и снижение объёма расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области;

организация межбюджетных отношений, способствующая обеспечению равных условий
для исполнения расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области;

создание условий для участия населения
в решении вопросов местного значения;

создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления бюджетными средствами в процессе осуществления Министерством финансов Ульяновской области функций и полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе функций и полномочий, связанных с реализацией государственной программы;

создание условий для увеличения объёма налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ульяновской области.

Целевые индикаторы
государственной
программы

доля объёма расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области в утверждённом годовом объёме расходов областного бюджета (за исключением объёма расходов, которые осуществляются за счёт субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

сокращение дифференциации уровня расчётной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Ульяновской
области;

доля просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений, за исключением органов местного самоуправления, в расходах бюджетов городских округов и консолидированных бюджетов муниципальных районов Ульяновской области;

доля населения Ульяновской области, которое получит пользу в результате реализации проектов развития, подготовленных на основе местных инициатив граждан, в общей численности населения Ульяновской области;

увеличение объёма налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ульяновской области в результате межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области по вопросам, связанным с оказанием налоговой помощи и повышением финансовой грамотности населения Ульяновской области;

число граждан, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение финансовой грамотности;

количество проведённых в рамках межведомственного взаимодействия исполнительных
органов государственной власти Ульяновской области уроков, целью которых является обучение населения Ульяновской области основам финансовой, в том числе налоговой, грамотности.

Сроки и этапы
реализации
государственной
программы

2020-2024 годы, этапы не выделяются.

Ресурсное обеспечение государственной
программы с разбивкой по годам реализации

общий объём бюджетных ассигнований областного бюджета на финансовое обеспечение реализации государственной программы составляет 24545450,9 тыс. рублей, в том числе:

в 2020 году–4598569,3 тыс. рублей;

в 2021 году–4956859,8 тыс. рублей;

в 2022 году–5063340,6 тыс. рублей;

в 2023 году–4963340,6 тыс. рублей;

в 2024 году–4963340,6 тыс. рублей.

Ресурсное обеспечение проектов, реализуемых в составе государственной программы

общий объём бюджетных ассигнований областного бюджета на финансовое обеспечение проектов, реализуемых в составе государственной программы, составляет 780300,0тыс. рублей, 
в том числе:

в 2020 году–180300,0 тыс. рублей;

в 2021 году–200000,0 тыс. рублей;

в 2022 году–200000,0 тыс. рублей;

в 2023 году–100000,0 тыс. рублей;

в 2024 году–100000,0 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации
государственной
программы

в результате реализации государственной программы планируется:

сокращение доли объёма расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области в утверждённом годовом объёме расходов областного бюджета (за исключением объёма расходов, которые осуществляются за счёт субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

повышение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области;

сокращение до нуля объёма просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений, за исключением органов местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области;

обеспечение соответствия объёма дефицита областного бюджета требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;

достижение Ульяновской областью уровня качества управления региональными финансами
не ниже второй степени;

повышение среднего уровня качества управления муниципальными финансами по сравнению с годом, предшествующим отчётному;

доля муниципальных образований Ульяновской области, органы местного самоуправления которых приняли участие в конкурсном отборе проектов развития муниципальных образований Ульяновской области, подготовленных на основе местных инициатив граждан, в общем количестве муниципальных образований Ульяновской области;

увеличение числа граждан, прошедших обучение основам финансовой, в том числе налоговой, грамотности;

увеличение объёма доходов консолидированного бюджета Ульяновской области.

 

1. Введение

 

В настоящее время в Ульяновской области сложился ряд проблем  в сфере управления общественными финансами, снижающих эффективность бюджетного процесса и деятельности органов государственной власти Ульяновской области по реализации своих полномочий.

1.  Значительный объём расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области.

Причиной возникновения государственного долга Ульяновской области является недостаточный объём бюджетных средств, направляемых на покрытие дефицита областного бюджета, порождающий потребность в привлечении заёмных источников финансирования дефицита областного бюджета.

Увеличение долговой нагрузки на областной бюджет обусловливается отсутствием возможности погашения долговых обязательств Ульяновской области за счёт собственных доходов областного бюджета, а не за счёт вновь привлечённых кредитов. Увеличение долговой нагрузки ведёт также к увеличению объёма расходов на обслуживание государственного долга.

Основной целью государственной долговой политики Ульяновской области является обеспечение постоянного контроля над уровнем государственных заимствований, который способствует привлечению новых необходимых для Ульяновской области кредитов, их своевременному погашению и поддержанию ликвидности областного бюджета.

Для достижения этой цели предполагается решить ряд следующих задач:

1) оптимизировать структуру и снизить объём расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области;

2) обеспечить соблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений объёма расходов на обслуживание государственного долга.

В результате решения указанных задач экономически обоснованный объём расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Ульяновской области не будет превышать 10 процентов утверждённого годового объёма расходов областного бюджета, за исключением объёма расходов, которые осуществляются за счёт субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.  Значительный уровень дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области.

Причиной сложившейся ситуации является неравенство налоговых потенциалов муниципальных образований Ульяновской области и их потребностей в средствах, необходимых для финансового обеспечения предоставляемых муниципальных услуг, что обусловливает существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области.

Для укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований Ульяновской области на уровне Ульяновской области за местными бюджетами закреплены единые нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет, и от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.

В условиях ограниченности объёма бюджетных средств и незначительности темпов экономического роста повышение качества предоставляемых муниципальных услуг может быть достигнуто посредством повышения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области в результате предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В предстоящем периоде задачей Министерства финансов Ульяновской области в сфере межбюджетных отношений остаётся обеспечение сбалансированности местных бюджетов путём выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области и повышения их финансовой устойчивости. Данная задача будет решаться посредством совершенствования методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области. Внедрение новых правил распределения указанных дотаций позволит обеспечить увеличение темпов роста бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области.

  1. Существенная дефицитность местных бюджетов, которая сложилась ввиду низкого темпа роста объёма собственных доходов местных бюджетов, который не обеспечивает в полной мере возрастающий объём расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области. Решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума влечёт за собой дополнительные расходы местных бюджетов.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов Ульяновской области им предоставляются субсидии из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с выплатой заработной платы работникам муниципальных учреждений (за исключением органов местного самоуправления) муниципальных районов и городских округов Ульяновской области и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, оплатой указанными учреждениями коммунальных услуг и твёрдого топлива (уголь, дрова) (включая погашение кредиторской задолженности), а также дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов Ульяновской области.

4.  Недостаточный уровень развития на территории Ульяновской области практик инициативного бюджетирования.

В целях решения данной проблемы на территории Ульяновской области реализуется региональный приоритетный проект «Поддержка местных инициатив на территории Ульяновской области», соответствующий стратегическим целям и приоритетам развития Ульяновской области.

Указанным проектом предусмотрено предоставление на конкурсной основе субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с решением вопросов местного значения при непосредственном участии населения.

Непосредственным результатом реализации регионального приоритетного проекта «Поддержка местных инициатив на территории Ульяновской области» станет увеличение численности населения Ульяновской области, получающего пользу в результате его реализации.

5. Низкий уровень финансовой грамотности населения Ульяновской области.

Причинами низкого уровня финансовой грамотности населения Ульяновской области являются:

1) отсутствие механизма взаимодействия органов государственной власти  и населения, обеспечивающего повышение финансовой грамотности граждан;

2) низкий уровень информированности граждан о своих правах и обязанностях в финансовой сфере, в том числе в сфере налогообложения;

3) возложение гражданами ответственности за свои личные налоговые и иные финансовые решения и риски на государство;

4) отсутствие на финансовом рынке постоянной практики финансового консультирования населения.

С целью решения указанной проблемы Министерством финансов Ульяновской области реализуется ведомственный проект «Налоговая помощь и финансовая грамотность в Ульяновской области».

Ведомственный проект способствует созданию условий для формирования финансово-грамотного поведения населения как необходимого фактора повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе в результате использования финансовых продуктов услуг надлежащего качества.

 

2. Организация управления реализациейгосударственной программы

 

Министерство финансов Ульяновской области организует управление реализацией государственной программы в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 13.09.2019 № 460-П «Об утверждении Правил разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области, а также осуществления контроля за ходом   их реализации».

Система мероприятий государственной программы и объём бюджетных ассигнований областного бюджета на финансовое обеспечение их реализации  в 2020-2024 годах установлены приложениями № 2-6 к государственной программе.

Государственной программой предусмотрено предоставление:

1) субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов  и городских округов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с выплатой заработной платы работникам муниципальных учреждений (за исключением органов местного самоуправления) муниципальных районов и городских округов Ульяновской области и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, оплатой указанными учреждениями коммунальных услуг и твёрдого топлива (уголь, дрова) (включая погашение кредиторской задолженности);

2) субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией проектов развития муниципальных образований Ульяновской области, подготовленных на основе местных инициатив граждан.

Правила предоставления и распределения указанных субсидий установлены приложениями № 8 и 9 к государственной программе.

 

 

______________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 

к государственной программе

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ
государственной программы Ульяновской области «Управление государственными финансами Ульяновской области»

 

п/п

Наименование целевого индикатора

Единица измерения

Базовое
значение
целевого
индикатора

Значение целевого индикатора

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Доля расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области в утверждённом годовом объёме расходов областного бюджета Ульяновской области (далее – областной бюджет) (за исключением объёма расходов, которые осуществляются за счёт субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)

%

4,5

4,4

4,3

4,2

4,1

4,0

2.

Сокращение дифференциации уровня расчётной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области

Раз

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

3.

Доля просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений в расходах бюджетов городских округов и консолидированных бюджетов муниципальных районов Ульяновской области

%

0

0

0

0

0

0

4.

Доля населения Ульяновской области, которое получит пользу в результате реализации проектов развития, в общей  численности населения Ульяновской области

%

9,0

11,0

12,0

12,0

9,0

9,0

5.

Увеличение объёма налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ульяновской области, в том числе в результате межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области по вопросам, связанным с оказанием налоговой помощи и повышением финансовой грамотности населения Ульяновской области

Млн руб.

52350,4

54113,0

-

-

-

-

6.

Число граждан, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение финансовой грамотности

Чел.

311100

349638

-

-

-

-

7.

Количество проведённых в рамках межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области уроков, целью которых является обучение населения Ульяновской области основам финансовой, в том числе налоговой, грамотности

Ед.

1915

2010

-

-

-

-

 

 

_________________

 

Далее см. файл ниже

 

Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Управление государственными финансами Ульяновской области»  (в формате .docx, 201 Кб)