Инвестиционное послание Губернатора Ульяновской области на 2015 год

19 января 2015 года

Уважаемые дамы и господа, партнеры и будущие партнеры! Коллеги!

В соответствии с Законом Ульяновской области «О развитии инвестиционной деятельности на территории области» обращаюсь к вам с Инвестиционным Посланием. Это мое третье по счету обращение.

Без преувеличения можно сказать, что никогда до этого мы не оказывались в такой сложной экономической и геополитической реальности. Достаточно посмотреть, как в последние несколько месяцев в худшую сторону меняются прогнозы.

В этих условиях особая ответственность ложится на органы власти. От наших с вами, коллеги, действий (а я имею в виду и представителей и муниципальной власти, и федеральных структур, работающих на территории области) будет зависеть благополучие и стабильность нашего региона, сохранение условий для дальнейшего роста экономики и благосостояние граждан.

Бизнес ждет от нас с вами ясного и четкого сигнала о том, что мы намерены сделать в самой ближайшее время для того, чтобы сохранить и подтвердить статус области как одной из самых инвестиционно привлекательных территорий.

В связи с этим, хочу сразу же заявить, что у нас есть Формула Успеха, которой мы будем неукоснительно придерживаться и в 2015 году. Мы продолжим работать над повышением качества инвестиционного климата, диверсификацией региональной экономики и реформами.

Для этого особое внимание в ближайшие годы уделим развитию инфраструктуры, как инженерной, так и транспортной, развитию человеческого потенциала, неукоснительному соблюдению законодательства страны и региона, расширению мер борьбы с коррупцией, некомпетентностью и волокитой, внедрению риск-ориентированной модели контроля за бизнесом и принципа личной ответственности чиновников. Мы займемся поддержкой и взращиванием семейных предприятий.

В центре нашего внимания будут также вопросы улучшения среды проживания (напомню о принятом решении по пятилетке благоустройства), формирования обстановки доброжелательности к иностранным гражданам и содействию знания законов РФ.

Все это мы начнем не с пустого места. Базис для качественного инвестиционного и предпринимательского климата в регионе заложен прочный!

Уважаемые партнеры!

Завершена работа по выполнению задач, поставленных в «Стратегии инвестиционной привлекательности Ульяновской области». Мы рассчитываем, что с учетом итогов 2014 года объём инвестиций в основной капитал за 2008-2014 гг. превысит 430 млрд. руб. А это значит, что задача, поставленная в инвестиционной стратегии, будет перевыполнена в 2,5 раза.

Решены задачи по совершенствованию системы управления инвестиционным процессом (успешно работает Корпорация развития области, Корпорация по предпринимательству, отраслевые институты развития). Сформирована и развивается современная инвестиционная инфраструктура.

В 2015 году мы должны разработать новый документ (Стратегию до 2030 года), которым будем руководствоваться следующие 15 лет. Для его разработки мы планируем привлечь ведущих мировых консультантов, поскольку для того чтобы продолжать двигаться вперед нам уже недостаточно использовать российский передовой опыт. Надо равняться на лучшие мировые практики.

Несмотря на все внешние сложности, в прошедшем году мы сохранили поступательное движение по ключевым направлениям, определяющим инвестиционную привлекательность региона.

Область была в числе 4-х российских территорий, руководители которых участвовали в качестве экспертов на площадках Всемирного экономического форума в Давосе.

По итогам пилотной апробации Национального рейтинга АСИ в 2014 году мы заняли высокое второе место.

Опыт Ульяновской области по формированию и развитию промышленных зон вошел в сборник лучших практик регионального управления, составленных Министерством экономического развития РФ.

Первое место мы заняли по итогам мониторинга Минэкономразвития РФ в рейтинге субъектов РФ по качеству проведения оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность бизнеса. Здесь область является лучшей в стране! Со следующего года начнется внедрение процедуры ОРВ на муниципальном уровне.

Вместе с предпринимательским сообществом мы были инициаторами новаций, касающихся формирования благоприятного бизнес-климата. Важнейшие из них: стабильность фискальной системы, налоговые каникулы, совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов (переход к риск-ориентированной модели) нашли отражение в Послании Президента РФ и в ряде других решениях, принятых федеральными органами власти.

Развитие институциональной среды впервые за долгое время коснулось муниципального уровня. В 2014 году совместно с бизнесом мы сформулировали новые принципы взаимоотношений бизнеса и власти – «Стандарт делового климата». Это своего рода конституционный документ, охраняющий права бизнеса, свод единых обязательств, которые берут на себя все органы власти в регионе. Это гарантии, которые мы даем бизнесу в реализации его прав на предпринимательскую деятельность.

Самое важное для нас в 2015 году – добиться реального исполнения всех пунктов принятого Стандарта.

Мы так же обязали себя действовать согласно принципу неухудшения условий ведения бизнеса. Документ, закрепляющий этот принцип в отношении налогового законодательства, должен принять в отдельности каждый муниципалитет области.

Во многом достижение тех стратегических целей, которые мы для себя обозначили, зависит от того, какую инфраструктуру мы создадим. Поэтому особое внимание в прошлом году (и сохраним этот подход в 2015) мы уделили развитию наших точек роста: ПОЭЗ, кластеров, индустриальных парков и промышленных зон.

В 2015 году продолжится развитие инфраструктуры ПОЭЗ. В прошлом году на эти цели направлено более одного миллиарда рублей. Аналогичную сумму федеральных средств мы получим в ближайшие месяц-полтора. Это даст возможность завершить создание инфраструктуры 1-го пускового комплекса, приступить к проектным работам в отношении 2-го пускового комплекса и начать строительство объектов по трем направлениям:

- таможенной инфраструктуры,

- ангарного комплекса для сдачи его площадей в аренду,

- индустриального парка (готовых производственных площадей) для размещения предприятий промышленной сборки.

В соответствии с изменившимся федеральным законодательством в начале марта будет завершена процедура передачи управления ПОЭЗ от Минэкономразвития России к региональной управляющей компании.

Напомню так же, что новая редакция закона дает нам возможность не ограничиваться авиацией и логистикой, а развивать на территории портовой зоны различные виды деятельности. В первую очередь мы планируем размещать здесь широкий спектр промышленных предприятий, специализирующихся на машиностроении.

В течение ближайших 3-х лет начнется строительство не менее 8 предприятий, занимающихся авиастроением и эксплуатацией воздушных судов, машиностроением, дистрибуцией и логистикой. 

Подтвердили свой высокий уровень организации в прошлом году и наши ведущие региональные кластеры (авиационный и ядерно-инновационный). По результатам конкурса Минэкономразвития они получили дополнительные средства на развитие (16 млн.руб. авиакластер и 78 млн.руб. ядерно-инновационный). Средства пойдут на повышение эффективности деятельности центров кластерного развития, обучающие программы и поддержку предпринимательства.

Серьёзный прорыв сделан в развитии региональных и муниципальных промышленных зон. В апреле 2014 года в присутствии Премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева было подписано соглашение о сотрудничестве с компанией «Дега АГ» (Швейцария) о создании индустриального парка на территории промышленной зоны «Карлинская». Это первый частный индустриальный парк за пределами столичной зоны. Уже есть первый резидент, с которым подписано соглашение - компания «Даркат», которая начнет строительство логистического терминала с объёмом инвестиций в 600 млн. рублей.

Помимо «Дега» над проектами частных парков работают еще две компании:

- Компания – «Инпром эстейт». Парк расположится на территории Радиолампового завода. В настоящее время проходит его сертификация в «Ассоциации индустриальных парков».

- Холдинг «Капитал» из Татарстана, который реализует проект по созданию индустриального парка с готовыми производственными площадями.

Продолжается развитие и расширение уже существующих площадок. Принято решение о создании IV очереди промышленной зоны «Заволжье» и привлечении кредитных средств на строительство объектов инфраструктуры.

Идет тиражирование опыта промышленной зоны «Заволжье» на территориях муниципалитетов, в первую очередь – Димитровграда, Инзенского и Новоспасского районов.

Новую жизнь получила промышленная зона УАПК.

Хочу особо отметить: все эти площадки рассчитаны не только на иностранных и крупных российских инвесторов. Мы ждем и готовы разместить здесь и проекты ульяновского бизнеса.

Что касается обобщающих цифровых показателей нашей работы по привлечению инвестиций, то в 2014 году мы выходим на рубежи, которые планировали в прошлом году:

- не менее 80 млрд. рублей инвестиций по итогам года, создание компаниями-инвесторами более 3900 рабочих мест;

- успешно завершена реализация 14 инвестиционных проектов на сумму порядка 12 млрд. рублей;

- ещё 14 компаний вышли на строительные площадки (в их числе мировые бренды Бриджстоун, Немак и Хемпель);

- заключены новые соглашения с 15 российскими и зарубежными компаниями на сумму свыше 5 млрд.руб.

Важно, что большинство из подписанных соглашений касаются привлечения инвестиций в отрасли, обеспечивающие перспективное развитие региональной экономики: логистика и транспортная сеть, инженерная инфраструктура, индустрия гостеприимства.

Задача 2015 года - привлечь не менее 10 новых крупных компаний.

Причём география поиска потенциальных партнёров будет расширена. Больше внимания следует обратить на азиатских инвесторов. Фундамент для более тесного взаимодействия с ними мы заложили в 2014 году.

И здесь я опять хочу обратиться к ульяновскому бизнесу. Переговоры, которые мы провели в Китае и Южной Корее, продемонстрировали большой интерес к региону и готовность инвестировать в проекты на территории области. Однако значительная часть китайских и корейских компаний хотели бы вести эту работу совместно с представителями ульяновского бизнеса.

В Корпорации Развития Ульяновской области и управляющей компании ПОЭЗ есть конкретные предложения по сотрудничеству. Призываю вас, уважаемые коллеги, воспользоваться имеющимися возможностями. Это не только фактор для роста позиций на рынке российском, но и шанс для выхода на рынок международный.

Более интенсивно работа будет идти и с российскими крупными инвесторами, и особенно с бизнесом, расположенным в нашем регионе.

Уважаемые ульяновские бизнесмены!

Очень важно для нас было запустить в 2014 году мотор внутренних инвестиций, поменять вектор развития малого бизнеса. В итоге после массового сокращения в 2013 году, количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса почти на 1300 человек превысило количество снявшихся с учета. А общее число субъектов малого и среднего бизнеса, зарегистрированных в области вновь приближается к 60 тысячам (58 859).

Сегодня именно малый и средний бизнес вносит наибольший вклад в общий годовой объем прямых частных инвестиций. По нашим расчетам по итогам 2014 года он превысит 40 млрд.рублей.

В целом все эти успехи дадут нам возможность выйти на показатели, которые я уже озвучивал, и на которые мы намерены ориентироваться, несмотря на сложные условия. Планку объема инвестиций на 2015 год мы сохраняем на уровне прошлого, 2014 года (80 млрд.руб.). А к 2017 году поднимаем ее до уровня 100 млрд. руб. Действующий областной реестр инвестиционных проектов дает нам все основания считать, что мы сможем выйти на такой результат.

Общее количество инвестиционных проектов областного уровня по итогам 2014 года выросло до 290 (из которых 65 мы уже реализовали в прошлые годы). Всего в активной стадии реализации более 60 инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций 63 млрд. рублей и 36 тыс. новых рабочих мест.

Важен и такой момент - более 40% всех проектов реестра - 122 включено в группу проектов, реализуемых в социальной сфере.

Что также важно, положительная динамика имеется и в муниципалитетах. В 2014 году реализовано 237 муниципальных проектов на сумму 4,5 млрд.руб., создано более 3,2 тысяч новых рабочих мест.

В настоящий момент на территории муниципальных образований реализуется более 120 проектов областного уровня и более 170 - муниципального. Только по муниципальным проектам общий объем инвестиций составляет 7,3 млрд.руб., что позволит создать почти 5 тыс. новых рабочих мест.  

Еще 190 проектов с объёмом инвестиций 27,4 млрд.руб. и 8 тыс. рабочих мест находятся в муниципалитетах в стадии подготовки. Часть из них в 2015 году будет начата, для других муниципальные центры развития предпринимательства продолжат поиск соинвесторов и подходящих условий. 

Стимулом для привлечения дополнительных инвестиций должны быть спортивные события, которые ожидают нас. В 2015 году – фестиваль школьного спорта СНГ и II Всероссийский фестиваль национальных видов спорта. В 2016 г. – ЧМ по хоккею с мячом и в 2018 ЧМ по футболу. Также пройдет Кубок мира среди студентов по хоккею с мячом.

Сюда же надо отнести и международные мероприятия в различных отраслях. От промышленности (я веду речь о МАТФе и других событиях) до культуры (в частности юбилей Октябрьской революции 1917 года и 100-летие создания СССР).

Огромные возможности открывают перед нами совместные российско-китайские проекты: «красный туризм» и российско-китайские молодежные игры, которые мы планируем провести.

Все эти события мы должны использовать для повышения качества дорожных сетей, пропускной способности дорог и вокзалов, благоустройства и развития сферы услуг.

Приглашаю региональный бизнес активно работать по всем этим направлениям.

Очень важно продвинуться и в вопросе развития гостиничной инфраструктуры. Несмотря на позитивную динамику (за последние 5 лет номерной фонд гостиниц в Ульяновской области вырос на 10%, темп роста - в два раза выше, чем по ПФО в среднем), мы по-прежнему отстаем от лидеров по количеству и качеству номерного фонда.

В наших гостиницах насчитывается порядка 4,1 тыс. номеров. Для сравнения - в меньшей по численности Калужской области 4,8 тыс. гостиничных номеров. Нас категорически не устраивает качество номерного фонда. Гостиницы высокого класса в Ульяновске можно пересчитать по пальцам.

Без ликвидации этих «узких мест» мы рискуем оставить проект «красного туризма» только на бумаге.

Ряд гостиничных комплексов уже строятся и будут введены в 2015 – начале 2016 года. В Ульяновске: Хилтон, Ибис, гостиница на ул. Кирова. Они дадут региону порядка 450 новых мест. Есть и еще проекты, по которым уже идет работа.

Строительство новой гостиницы на 150 мест в 2015 году начнется и в Димитровграде. Все подготовительные работы на сегодня завершены.

Уважаемые коллеги!

Хочу вернуться к тезису, с которого я начал свое выступление. За последние несколько месяцев ситуация в экономике изменилась кардинально. Именно поэтому сегодня как никогда важно улучшить качество управления всеми процессами и на всех уровнях ответственности. И это касается, в том числе и бизнеса.

Нужен рывок в повышении качества институциональной среды. По экспертным оценкам транзакционные издержки российских предприятий сегодня приближаются к 35%, такова их плата за государственное регулирование, которое имеет место в стране.

Не менее важен сейчас и вопрос повышения доверия между властью и бизнесом. Эта мысль была одной из самых главных на завершившемся в пятницу Гайдаровском Форуме в Москве. И именно об этом говорил в своем выступлении Дмитрий Анатольевич Медведев: «Доверие – ключевой институт, одна из опор современной экономики. Его ничто не может заменить, как и государство никогда не способно заменить собой бизнес».

Эти задачи я объявляю главными для нашей работы в 2015 году. Сейчас у нас есть реальный шанс наконец-то самым решительным образом исправить ситуацию. Главный показатель успеха – укрепление духа предпринимательства, число граждан, занимающихся и планирующих лично заниматься бизнесом.

Для понимание динамики ситуации мы утвердим Порядок, в соответствии с которым ежегодно будем готовить и публиковать Доклад «О повышении инвестиционной привлекательности региона и муниципальных образований и создании благоприятных условий для развития бизнеса».

Теперь о конкретных направлениях работы в 2015 году. Логика наших действий будет сконцентрирована вокруг вопросов борьбы с волокитой и коррупцией, развития человеческого потенциала, инфраструктуры и улучшения среды проживания.

Начну с проблемы ограничения сроков и количества процедур, с которыми сталкивается бизнес.

Первое. Мы намерены сократить среднее время регистрации новых предприятий до 11 дней. Хотя это тоже не предел. У лидера международного рейтинга Дуинг бизнес, Новой Зеландии, регистрация происходит меньше, чем за день – и требуется всего одна процедура. В идеале мы должны стремиться именно к такой максимальной простоте.

Конечно, здесь многое зависит от федерального законодательства. Однако уже сегодня мы видим целый ряд шагов, которые может сделать Правительство области совместно с налоговой службой. В частности, установить гостевые компьютеры в органах ФНС, специальные программы для подготовки документов и платежные терминалы для оплаты госпошлин. Отладить каналы межведомственного взаимодействия и так далее.

Эти простые шаги позволят нам существенно упростить процесс запуска бизнеса и в перспективе создать возможности для регистрации предприятий с использованием домашнего компьютера в режиме не более двух посещений.

Ответственными в Правительстве области за взаимодействие ФНС и подготовку соглашения будут Министерство экономического развитии, областная Корпорация по развитию предпринимательства и Управление информационных технологий.

Второе. Задача минимум на текущий год - сократить до 15 дней среднее время регистрации прав собственности. Это значение соответствует лучшим региональным российским практикам. И не останавливаться на этом, ориентируясь на лучшие мировые практики. Для сравнения, в Португалии этот срок составляет всего 1 день, а в соседней Белоруссии – 4 дня. Это – наш идеал, и здесь мы также во многом зависим от федерального законодательства.

 Основной путь – полная интеграция услуг в данной сфере в систему МФЦ. Это позволит сократить не только общее время, но и количество процедур. Поручаю данную задачу Управлению информационных технологий и Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Обращаюсь к руководителю Управления Росреестра по Ульяновской области Сергею Вячеславовичу Вознесенскому с просьбой поддержать наши шаги.

Отдельная работа требуется по линии упрощения регистрации прав собственности на земельные участки. В этом году мы разработаем единый унифицированный для всех муниципалитетов регламент по предоставления земельных участков на основании новых практик. Эта задача Департамента государственного имущества и земельных отношений области и вновь созданного Департамента архитектуры и градостроительства области.

Цель – сократить время регистрации прав собственности на земельный участок до 24 дней, а количество процедур для этого – с 6 до 4. Опять же, это далеко не предел, в той же Беларуси для этого требуется всего 2 процедуры.

Третье. Количество процедур при подключении к электросетям должно быть не более 5. А доля фактических подключений от числа заключенных договоров вырасти на 25%. Если мы посмотрим мировой опыт – это тоже не самые лучшие значения. В Германии, например, всего три процедуры.

Мы должны максимально запараллелить процедуры и реализовать возможность отслеживания через интернет исполнителей и стадии согласования подключения.

Аналогично мы должны действовать и по вопросу упрощения подключения к газораспределительным сетям.

От Правительства области ответственность за решение этого вопроса возлагается на Министерство строительства, ЖКХ и транспорта области, Министерство экономического развития и Управление информационных технологий.

Четвертое. Все что касается коррупции. Мы прекрасно понимаем, что сегодня в борьбе за инвестиции, а, следовательно, качество экономического роста победит тот, кто не просто говорит о необходимости искоренения этого зла, а сможет добиваться реальных результатов по этому вопросу.

Мы являемся сегодня одним из немногих регионов страны, где в дополнение к федеральной, сформирована и региональная антикоррупционная законодательная база. Принят закон «О противодействии коррупции в Ульяновской области», постановлением регионального Правительства утверждена областная программа противодействие коррупции на 2013-2015 годы. Учреждена должность Уполномоченного по противодействию коррупции, аналогов которой нет в России.

Также впервые в стране мы включили в критерии оценки антикоррупционной деятельности органов власти количество жалоб и заявлений граждан и организаций, поступающих в адрес общественных организаций и Уполномоченного по противодействию коррупции.

Тем не менее, необходимы дополнительные решения. Опросы показывают, что 17% опрошенных компаний в регионе столкнулись с фактами давления со стороны органов власти.

Мы должны уйти от подобных порочных практик.

Замечу также, что почти 2/3 населения области не знают, какие меры предпринимаются в регионе для борьбы с коррупцией, куда надо обращаться. Это свидетельствует о низкой информированности – и эту ситуацию необходимо исправить.

Мы рассчитываем на дополнительные меры и положения «Стандарта делового климата». В частности:

- На новую систему мониторинга качества представляемых государственных и муниципальных услуг, которая даст нам возможность взглянуть на проблему предоставления услуг глазами предпринимателей. В рамках выполнения этого требования муниципалитеты будут проверены на предмет выделения земельных участков, а органы государственной власти и контроля и надзора – их комфортного взаимодействия с предпринимателем.

- На внедрение порядка компенсации субъекту малого и среднего предпринимательства понесённых затрат или упущенной выгоды, связанных с реализаций инвестиционного проекта, в случае отмены органом власти ранее принятых решений в отношении данного проекта.

- На норму о прямой ответственности конкретных должностных лиц за принятые неправомерные решения.

Отрадно, что у нас уже есть первые положительные примеры использования подобных практик.

Что мы будем делать ещё для того, чтобы минимизировать возможное коррупционное влияние на бизнес?

Во-первых, нам необходимо ввести рейтинг восприятия коррупции в муниципальных образованиях и органах государственной власти Ульяновской области, основанный на той же методике, что и международные рейтинги, в частности «Индекс восприятия коррупции» Трэнспэренси Интернешнл, который составляется на основе опросов экспертов и предпринимателей.

Во-вторых, нам необходимо изучить опыт зарубежных стран и международных организаций в части антикоррупционной деятельности и антикоррупционного законодательства и разработать собственные новые нормативные акты в этой сфере или внести изменения в действующие.

В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать план антикоррупционных действий «Группы двадцати» (Большой двадцатки), рекомендации Трэнспэренси Интернешнл для России по итогам 2014 года, закон Великобритании о борьбе с взяточничеством.

Кроме того нужно использовать и уже имеющиеся отечественные идеи и проекты: Московский проект закона о противодействии коррупции, проект федерального закона о совершенствовании порядка проведения общественной экспертизы проектов нормативных актов, проект закона о защите и поощрении лиц, сообщающих о фактах коррупции.

В-третьих, необходимо усиливать роль гражданского общества в антикоррупционной работе. Использовать гражданскую активность и поощрять независимые антикоррупционные материалы и расследования в СМИ.

Палатой справедливости и общественного контроля разработан проект Общественного антикоррупционного договора, который не имеет аналогов в Российской Федерации. Главное его отличие от имеющихся хартий и деклараций состоит в том, что он предусматривает конкретные обязательства сторон и мероприятия по реализации поставленных задач.

Подписав этот Договор, мы все – власть всех уровней, бизнес-сообщество региона, региональные общественные объединения и организации – подтвердим свою нетерпимость к фактам коррупции и определим механизмы по противодействию ей в бизнес-среде и при взаимодействии власти и бизнеса.

Нам также нужно наладить сотрудничество с национальными и международными общественными организациями, которые имеют вес, авторитет и занимаются анализом состояния коррупции. В частности, с Национальной ассоциацией комплаенса, которая проводит соответствующий аудит организаций и органов власти на соответствие российским и зарубежным антикоррупционным актам.

В-четвёртых, антикоррупционная деятельность должна стать по-настоящему системной и охватить государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные учреждения и бизнес.

В 2015 году все муниципалитеты будут проверены на предмет выделения земельных участков.

Органы государственной власти контроля и надзора будут проверены на предмет их комфортного взаимодействия с предпринимателем.

Будет выстроена чёткая систематическая публичная отчётность органов власти и местного самоуправления по реализации антикоррупционных планов под жёстким контролем уполномоченных.

Важно включить в систему публичной отчетности территориальные отделения федеральных органов власти, представленных в регионе.

Также предлагаю бизнес-сообществу области обсудить и разработать антикоррупционный кодекс корпоративной этики, который бы формировал соответствующую культуру поведения и взаимодействия бизнеса и власти.

Что касается бытовой коррупции, то нам необходимо на основе подробного социологического и экспертного опроса, выявить «зоны риска» и предложить для них программы специальных мер по борьбе со злоупотреблениями.

Ульяновская область должна соответствовать самым современным мировым антикоррупционным требованиям.

Пятое. В 2015 году мы намерены стать пилотной площадкой для внедрения риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности. Такие предложения мы уже направили в федеральный центр.

У существующей сейчас системы контроля и надзора явный фискальный, если сказать более жестко, репрессивный уклон. Именно под это заточена и система показателей эффективности деятельности – количество проверок, предписаний и выписанных штрафов. Контрольно-надзорные органы при проведении проверок за редчайшим исключением сразу прибегают к штрафам, приостановке деятельности предприятий и организаций. При этом суммы штрафов бывают просто разорительными для бизнеса. В чем смысл и общественная польза такой деятельности?

Необходимо осуществить переход к партнёрской модели надзорной деятельности, когда органы контроля, осуществляют, прежде всего, профилактическую предупредительную работу, выполняют сервисную функцию. Важно, чтобы началось коренное изменение идеологии контрольно-надзорных органов, изменение ментальности их сотрудников.

Нужны новые институты, серьёзное обновление законодательства. Необходимо менять административную и судебную практику, на начальном этапе (при первых проверках) ограничиваться вынесением предписаний вместо штрафов.

Кроме того, следует провести децентрализацию. Она должна коснуться и определения размеров административных штрафов, и распределения полномочий.

Наша позиция - субъекты РФ должны самостоятельно устанавливать минимальные и предельные значения штрафов. А если речь вести об административных штрафах, применяемых к бизнесу, то размер штрафов следует делать «оборотным», привязывать к обороту предприятия и организации.

В настоящее время ведутся серьезные консультации с федеральными и региональными экспертами, о том, какие конкретно изменения должны быть внесены законодательство Российской Федерации. Что касается нашего региона – у нас уже идет работа по внесению изменений в региональное законодательство в плане административных штрафов – вносится норма о возможности предупреждения.

Так же мы готовы «забрать» себе ряд полномочий государственного надзора, которые на сегодня являются федеральными. Например, в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов животного и растительного происхождения при их изготовлении, хранении, перевозке и реализации.

Считаю, что и бизнес-сообщество не должно оставаться в стороне, а активно вмешиваться, вносить предложения, лоббировать, поправлять и контролировать начавшиеся изменения. Именно с такой просьбой я сегодня обращаюсь к региональному бизнесу.

Шестое. Задача информирования бизнеса, в первую очередь иностранного, об особенностях законодательства страны и региона будет решаться через развитие интернет – ресурса «Бизнес-Википедия».

Седьмое. Особые требования сегодня мы предъявляем к муниципальному уровню власти.

В первую очередь это касается разрешительных процедур, полномочия по которым относятся к муниципальным. Поэтому предлагаю сделать следующее: в каждом муниципалитете создать специальные рабочие группы по мониторингу и сопровождению прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, включая подключение к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры с определением ответственных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих сопровождение заявителей с момента направления заявления.

В конце 2014 года нами было проведено исследование делового климата в Ульяновской области, особый упор при этом делался на муниципалитетах. Использовалась методика «тайный инвестор», то есть обращались по вполне конкретным и реальным вопросам, которые возникают у реальных предпринимателей.

Отталкиваясь от итогов исследования, в 2015 году на уровне муниципалитетов будут сделаны следующие шаги.

Во-первых, модернизированы сайты. Они должны в полном объеме соответствовать потребностям потенциальных инвесторов, на главной странице иметь телефон «единой службы» сопровождения инвестора. Все номера телефонов указываться с кодами муниципальных образований.

Во-вторых, организована учеба сотрудников, находящихся на справочных телефонах администраций. Они часто не знают, кто может проконсультировать по конкретному вопросу. В результате – потенциального инвестора «отфутболивают» от одного человека к другому. Естественно, что никто в таких условиях в район не придет.

Прошу Заместителя Председателя Правительства Александра Александровича Смекалина, Администрацию Губернатора (Александра Ивановича Якунина) и Глав муниципальных образований проработать вопросы организации такой учебы.

Чтобы отследить эффективность принятых мер, мы сохраним Региональный рейтинговый комитет и продолжим практику составления рейтинга. При этом она распространится не только на муниципалитеты, но и на отраслевой уровень.

В-третьих. В муниципалитетах необходима и дальнейшая работа по линии так называемого «первого приёма». Шаги в организации этой процедуры сделаны во всех районах. Но говорить о том, что механизм эффективно работает, увы, пока нельзя. Причина – межведомственные барьеры.

Поручаю блоку развития (Корпорации развития области, Министерству экономического развития) совместно с Управлением информационных технологий оказать содействие муниципалитетам в формировании механизма эффективного обмена информацией с Управлением Росреестра по области.

В-четвертых. Еще одна совместная задача муниципального и регионального уровня – реформирование Центров развития предпринимательства в муниципалитетах. Поручаю ужесточить KPI для данных центров, по итогам года провести оптимизацию сети центров – с перераспределением средств от менее эффективных центров предпринимательства, которые будут закрыты – к более эффективным. Мы должны перейти к кустовой системе работы данных центров.

Наконец, в-пятых. «Стандарт делового климата», о котором я уже говорил, в обязательном порядке будет в полном объеме внедрен в каждом муниципальном образовании. Это зона персональной ответственности Глав администраций муниципалитетов.

Восьмое. Внедрять новые практики, работать по снятию административных барьеров и улучшению условий ведения бизнеса будет специальный проектный офис бизнес-климата. Он будет работать в штабном режиме и в него войдут как представители ИОГВ, так и предпринимательского сообщества. Я намерен лично участвовать в его работе и регулярно встречаться со всеми проектными менеджерами.

В рамках проектного офиса по главным направлениям работы мы сформируем рабочие подгруппы во главе с авторитетными общественными фигурами. Защита прав собственности, донастройка антикоррупционной экспертизы, качество регулирования, реформа контрольно-надзорных органов, аутсорсинг и вопросы конкурентности, доступ к ресурсам, земле и инфраструктуре, поддержка несырьевого экспорта, приватизация и регулирование рынка труда, пропаганда предпринимательства – все эти вопросы войдут в повестку работы проектного офиса и его подгрупп.

Одним из первых вопросов, который я поручаю рассмотреть в рамках работы проектного офиса, должен стать вопрос о реализации на территории области принципа «One in — one out». Это значит, что если мы устанавливаем какое-то конкретное требование, то должны отменить одно аналогичное по тяжести воздействия.

Персональная ответственность за работу проектного офиса возлагается на первого Заместителя Председателя Правительства области А.А.Смекалина.

Уважаемые коллеги!

Несмотря на сложную ситуацию, не намерены мы отказываться и от финансовой, административной, кадровой поддержки бизнеса.

Нам часто говорят, что мы слишком много денег тратим на льготы и различные преференции для бизнеса. Пилотный рейтинг АСИ позволил нам понять, насколько справедливы эти претензии. Объективные данные таковы: мы предоставляем налоговых льгот на 3,8% от налоговых доходов региона. Регионы-лидеры по этому показателю - 14% от налоговых доходов. То есть мы в части льгот отстаем в разы!

При этом тот объем льгот, который мы предоставляем, компенсируется их высокой эффективностью для нас. За 9 месяцев текущего года 14-ти приоритетным инвестиционным проектам (среди которых 5 иностранных) было предоставлено льгот на 345 млн.руб. А налогов они заплатили почти 570 млн. То есть в 1,6 раз больше!

Поэтому в этом году мы расширим сферу применения льгот. Для этого отменим практически все требования к инвестпроектам для получения особого статуса (приоритетный инвестиционный проект), дающего право на льготы.

Инвестору будет предъявляться только два требования: объём капитальных вложений и уровень среднемесячной заработной платы. Для Ульяновска он должен в 1,5 раза превышать среднюю зарплату, в Димитровграде – в 1,25, в прочих муниципальных образованиях – быть равным средней для области заработной плате. Соответствующие изменения внесены в областной закон «О развитии инвестиционной деятельности» 25 декабря.

Особое внимание в 2015 году мы уделим поддержке строительной индустрии, инвестициям в социальный сектор и поддержке малого бизнеса.

Почему эти сферы? Именно они с одной стороны обладают достаточно большим мультипликативным эффектом – а с другой стороны, определяют качество среды проживания.

Во-первых, строительство. Именно оно во многом является драйвером экономического роста и поддержки предпринимательства. Состояние строительство всегда отражает положение дел в экономике. Одно рабочее место в строительстве означает загрузку до 10 рабочих мест в смежных производствах.  Именно поэтому мы сконцентрируемся на этой отрасли.

Вот ключевые направления нашей работы:

- Комплексная жилищная застройка. Сегодня у нас под эти цели выделено 5 площадок. Потенциально – не менее 3,5 млн.кв.м. новых квартир. Это Запад-1 и Запад-2, Скайсити, площадка в Димитровграде, где старт строительства планируется в этом месяце.

До лета мы разработаем закон о поддержке стройиндустрии. Будем оказывать поддержку, аналогичную той, что сегодня имеют наши приоритетные инвестиционные проекты - льготы по налогам (на имущество, на прибыль и транспортный). 

Для стимулирования спроса на жилье мы запустим новые совместные с предприятиями проекты, аналогичные тем, что сегодня работают в бюджетной сфере и на Авиастаре.

Мы также понимаем, что большой экономический эффект будет получен и при решении вопроса технологического подключения – об этом я уже говорил.

На федеральном уровне мы продолжим отстаивать позицию о необходимости стимулирования спроса через льготную ипотеку.

Во-вторых, социальная сфера. Сегодня есть понимание, что поддержка должна оказываться не только предприятиям реального сектора. Сфера культуры, образования, здравоохранения, социальных услуг также должны быть в центре нашего внимания. Это наиболее перспективный и востребованный рынок.

Начну с того, что уже сделано.

- Мы распространили действие мер государственной поддержки по предоставлению налоговых льгот для проектов социальной сферы. Сняли все ограничения.

- Приняли решение о повышающем коэффициенте при оценке проектов в социальной сфере для малого и среднего бизнеса. Это позволит уделить социальным проектам дополнительное внимание и станет дополнительным основанием при отборе проектов, которым оказывается поддержка.

Задача на этот год – сформировать и запустить правовой механизм включения в оборот неиспользуемых или плохо используемых объектов культуры и социальной сферы, находящихся в государственной собственности. Мы готовы предложить бизнесу это имущество за символическую плату, при условии, что сохранится социальная направленность деятельности этого объекта.

Особое внимание будет уделено вопросам ГЧП. Каждое ведомство социального блока должно создать Координационный Совет по ГЧП. В его состав будут входить рабочие группы по:

- нормативно-методическому обеспечению,

- развитию конкуренции и доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг,

- развитию кадрового потенциала,

-формированию общественного мнения.

В-третьих, поддержка малого бизнеса. В сегодняшних условиях, когда банки перестают кредитовать и повышаются процентные ставки, регион будет компенсировать бизнесу ухудшение финансовых условий. Общий объем средств, которые мы направим на малый бизнес (через докапитализацию организаций микрофинансирования, фонд поручительств и Лизинговую компанию) в 2015 году, будет в 2,5 раза больше текущего года и приблизится к 500 млн.руб. (областные и федеральные средства). Бюджетные ресурсы (в размере не менее 10 млн.руб.) будут направлены на поддержку экспорта.

На федеральном уровне мы намерены лоббировать инициативу о создании Региональных Банков Развития как полноправных субъектов финансовой системы с функцией стимулирования развития приоритетных экономических направлений регионального и муниципального уровня на базе существующей государственной инфраструктуры поддержки МСП, имеющейся во всех регионах РФ. Здесь мы также готовы стать пилотной площадкой для ее реализации и активно сотрудничать с государственной корпорацией «Внешэкономбанк».

Ключевым элементом в оказании финансовой поддержки бизнесу и стимулировании развития производства станет Фонд поддержки промышленности. Я уже называл общий объем средств, на который мы будем ориентироваться при наполнении Фонда: на начальном этапе не менее 50 млн. рублей, в перспективе - до 500 млн. рублей и более.

Фонд станет важным инструментом административной поддержки бизнеса. Как и два областных закона: новый закон о промышленной политике и закон о ГЧП, принятый ЗСО в конце декабря 2014 года.

Новые законодательные инициативы дадут нам возможность запустить механизмы возвратного финансирования долгосрочных займов, специальных инвестиционных контрактов, увеличить налоговые льготы и преференции для новых комплексных проектов. Привлечь малый и средний бизнес к госзаказу, в том числе через наши кластеры и механизм государственных и муниципальных услуг.

Отмечу, что решение многих вопросов, связанных с развитием малого бизнеса, невозможно без изменений на федеральном уровне. И в хорошем смысле лоббированием решений по этим вопросам мы также продолжим заниматься. Принято решение о проведении Государственного совета по проблемам малого бизнеса. Прошу Корпорацию развития предпринимательства Ульяновской области принять непосредственное участие в подготовке доклада Госсовета, выработке предложений по снятию административного давления и стимулированию малого бизнеса.

Уважаемые коллеги!

В 2015 году мы должны сконцентрироваться на решении еще одной стратегической проблемы, кадрового обеспечения бизнеса. Это вопрос, который нельзя решить за один месяц или один год. Именно поэтому необходимо заниматься им на долгосрочной основе.

В процесс обеспечения кадрами организаций будут включены Центры занятости населения, образовательные организации, отраслевые министерства и ведомства, органы местного самоуправления. Если на данном этапе центрами занятости заключаются соглашения с инвесторами об обеспечении кадрами, то образовательные организации в этом процессе задействованы слабо.

Органы исполнительной власти области должны включиться в процесс организации производственной и преддипломной практики учащихся на предприятиях региона, сопровождения студентов образовательных организаций ВПО и СПО в рамках курируемых отраслей.

Министерству финансов области совместно с Министерством образования и науки поручаю подготовить предложения по внесению изменений в региональное законодательство в части предоставления налоговых льгот субъектам промышленной деятельности, реализующим проекты по развитию материально-технической и имущественной базы профессиональных образовательных организаций, готовящих кадры для промышленности.

Кроме того необходимо закрепить в нормативных актах участие работодателей в формировании дополнительных требований к образовательным результатам и содержанию вариативной части образовательных программ в соответствии с их потребностью.

Укрепление кадрового потенциала региона невозможно без активного участия бизнеса в этом процессе. Обращаюсь к предпринимательскому сообществу: мы многое можем сделать в сфере образования, однако для получения максимального эффекта необходимо тесное сотрудничество. Только предприниматели могут поставить нам задачу – кого, сколько и как готовить, только вместе мы сможем повысить качество трудовых ресурсов, которыми располагает регион.

Важно начать формирование новой системы заказа на подготовку квалифицированных кадров по заявкам работодателей на долгосрочный период. Жду от профильных ведомств предложений на этот счет.

Необходимо продолжить развитие системы дуального образования (в этом году область стала пилотной площадкой), в которой тесно связаны учебный и производственный процессы.

Более активно мы будем участвовать в международной программе World Skills Russia. В 2015 году мы создадим в Ульяновске региональный координационный центр движения. Это будет работать на повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки, квалификации персонала, популяризации рабочих профессий.

Более тесное сотрудничество с работодателями должны наладить и наши высшие учебные заведения. Я уже обратился с просьбой к руководителям региональных предприятий и ректору УлГТУ – в короткие сроки актуализировать и подписать новые соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Ждем мы этого и от других университетов.

На новый уровень развития мы намерены вывести наши детские и молодежные Академии. Они позволяют не только расширить кругозор учащихся и дать им новые знания, но и со школьный скамьи готовить их к будущей профессии.

Не случайно число детских специализированных академий за последние годы было значительно увеличено (наряду с ядерно-медицинской созданы правовая, авиационная, архитектурно-ландшафтная и финансово-экономическая академии). И мне бы хотелось, чтобы работа по их развитию и созданию новых продолжилась, охватив ведущие направления нашей экономической деятельности.

И первым из них должно стать инженерно-техническое направление.

Уважаемые коллеги!

Завершу свое выступление словами Марка Твена: «Через 20 лет вы будете более разочарованы теми вещами, которые вы не попытались сделать, чем теми, которые вы сделали».

Сегодня мы вынуждены жить и развиваться в очень сложной ситуации. Чтобы достичь успеха мы должны не только брать и внедрять самое лучшее, но и действовать нестандартно, идя на шаг впереди. Хочу с полной ответственностью заявить: мы намерены предоставить максимальную свободу бизнесу! Дело за вами!

Спасибо за внимание!