Информация о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ульяновской области за 2015 год

 

 

1.     Введение

 

В 2015 году в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Примерным положением о комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995, законом Ульяновской области от 04.10.2011 № 140-ЗО «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательного акта) Ульяновской области», законом Ульяновской области от 06.05.2013 № 72-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями в сфере организации и обеспечения деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области (далее – Комиссия) была направлена на:

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, защиты от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации;

- социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- координацию деятельности субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, употребления ими психотропных веществ;

- повышения качества реабилитационной работы с семьями и детьми, оказавшимися в социально опасном положении;

- совершенствование нормативно-правового и организационно-методического обеспечения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с указанными направлениями деятельности и планом работы в отчетный период на 5 заседаниях Комиссии рассмотрено 9 профилактических вопросов.

07 апреля 2015 года:

1.О состоянии и результатах работы по выявлению и постановке на учёт семей, находящихся в социально опасном положении, эффективности реализации органами и учреждениями системы профилактики индивидуальных программ комплексной реабилитации семей указанной категории.

2. О состоянии правонарушений и преступности несовершеннолетних
на территории муниципальных образований Ульяновской области, в том числе с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации профилактической и воспитательной работы по профилактике правонарушений, содержанию, обучению данной категории детей
и подростков.

3. О Законе Ульяновской области «О внесении изменений в статью 6 Закона Ульяновской области «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательного акта) Ульяновской области».

19 июня 2015 года:

1.О профилактике наркомании, употребления несовершеннолетними психоактивных веществ, алкогольной продукции, а так же табакокурения, в том числе об итогах проведения социально-психологического тестирования
и профилактических медицинских осмотров обучающихся образовательных организаций, направленных на ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

2. О состоянии и результатах работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
по предупреждению самовольных уходов детей из семей, государственных учреждений и розыску несовершеннолетних указанной категории.

3. О рассмотрении представления прокуратуры Ульяновской области «Об устранении нарушений закона от 25.05.2015 №21-11-2015/11215-2015».

         18 августа 2015 года:

1. О причинах и условиях, способствующих совершению чрезвычайного происшествия с участием несовершеннолетних в г. Ульяновске и принимаемых мерах по предупреждению преступлений и правонарушений в подростковой и молодёжной среде.

2. О правилах принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

         06 ноября 2015 года:

1. О принятии решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

         23 декабря 2015 года:

1. О практике выявления, учёта, реабилитации несовершеннолетних и родителей, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а так же о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений и ресурсном обеспечении указанных мероприятий.

2. О принятии решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Кроме этого, организовано и проведено 3 заседания Экспертного совета при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области по анализу и оценке чрезвычайного происшествия с участием несовершеннолетних, произошедших на территории Ульяновской области (утвержденным постановлением комиссии от 30.12.2013 № 3/13).

По результатам заседаний Комиссии принято 186 решений (2011 – 114, 2012 - 96, 2013 – 158, 2014 - 205 решений). Исполнение решений находится на контроле отдела обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних администрации Губернатора Ульяновской области.

В целях подготовки вопросов на заседаниях Комиссии и в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» специалистами отдела обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних администрации Губернатора Ульяновской области с участием специалистов региональных министерств и ведомств осуществлен 31 выезд (2011 - 42, 2012 – 42, 2013 – 26, 2014 – 33 проверки) в муниципальные районы и городские округа области, в ходе которых изучена деятельность органов местного самоуправления по вопросам, рассмотренным Комиссией.
В их числе:

- 4 проверки организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних («г. Новоульяновск», «Барышский район», «Мелекесский район», Засвияжский район «г. Ульяновск»);

- 7 проверок по реализации муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав требований федерального
и регионального законодательства («Старокулаткинский район», «Сурский район», «Чердаклинский район», «Базарносызганский район», «Майнский район», «Тереньгульский район», «Вешкаймский район»);

- 8 проверки организации и проведения зимних каникул, обеспечения занятости несовершеннолетних в каникулярное время («Тереньгульский район», «Радищевский район», «Сенгилеевский район», «Николаевский район», «Чердаклинский район», «г. Димитровград», Ленинский и Железнодорожный районы «город Ульяновск»);

- 9 проверок по фактам чрезвычайных происшествий, с участием несовершеннолетних («Павловский район», «г. Димитровград» - 2, «Тереньгульский район», «Старомайнский район», «г. Новоульяновск», Ленинский и Засвияжский район (2) «г. Ульяновск»);

- 2 проверки организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Областных государственных казённых образовательных учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнёздышко», Барановская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечта»);

- 1 проверка организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Сурский индустриально-технологический техникум».

  По итогам проверок обобщенные справочно-аналитические материалы направлены в адрес Глав администраций муниципальных образований для принятия мер по устранению выявленных нарушений и замечаний, обеспечению должной организации работы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2014 № 796 «Об утверждении правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и или трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а так же формы этого решения» в 2015 году приняты 24 заявления граждан, имевших судимость и изъявивших желание осуществлять деятельность с участием несовершеннолетних, из них 13 рассмотрено на заседаниях Комиссии. Вынесено 6 решений об отказе в рассмотрении, 5 - о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних и 2 решения о недопуске к деятельности с участием несовершеннолетних.

 

2.Организационно – правовое обеспечение деятельности

 

  В 2015 году в целях приведения в соответствии с Федеральным Законом от 24.06.99. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции Федерального Закона от 31.12.2014 № 489-ФЗ, от 13.07.2015 № 237-ФЗ) разработаны и утверждены Закон Ульяновской области от 01.04.2016 № 25-ЗО «О внесении изменений в статью 6 Закона Ульяновской области «Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательного акта) Ульяновской области» и Закон Ульяновской области от 05.11.2015 № 164-ЗО «О внесении изменений в статью 6 Закона Ульяновской области «Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательного акта) Ульяновской области».

В связи с приведением норм Закона Ульяновской области от 04.10.2011 № 140-ЗО «Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательного акта) Ульяновской области» в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2015 № 778) разработан и утвержден Закон Ульяновской области от 02.12.2015 № 193-ЗО «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона Ульяновской области «Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательного акта) Ульяновской области».

В связи с кадровыми изменениями в государственных органах исполнительной власти региона постановлением Правительства Ульяновской области от 13.08.2015 № 392–П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 02.08.2007 № 255», внесены изменения в состав областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области.

В связи с изменениями в Федеральном законодательстве в декабре 2015 года разработаны и проходят процедуру утверждения проекты Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательного акта) Ульяновской области» и проект постановления Правительства Ульяновской области «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 02.08.2007 № 255».

В соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 29.09.2014 № 443-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р» проведен анализ проектов муниципальных нормативно-правовых актов, подготовлено и направлено в муниципальные образования региона 15 заключений.

Для организации совместной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2015 год утверждены Межведомственный план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ульяновской области, план дополнительных мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних Ульяновской области, межведомственный план по профилактике жестокого обращения, несчастных случаев с детьми, суицидальных проявлений среди подростков. Исполнителями указанного плана являлись Министерство образования и науки Ульяновской области, Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области, а так же подведомственные учреждения и организации. Кроме этого федеральными органами УМВД России по Ульяновской области, УФСКН России по Ульяновской области, УФСИН России, Главное Управление МЧС России по Ульяновской области, Следственное управление Следственного комитете РФ по Ульяновской области, с территориальными органами спланированы и исполнены межведомственные мероприятия.

Контроль за исполнением мероприятий Межведомственного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ульяновской области осуществлял отдел обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних администрации Губернатора Ульяновской области.

В 2015 году планировалось проведение 187 межведомственных мероприятий (2014-161), из них 147 – массовые мероприятия с участием несовершеннолетних, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Анализ исполнения Межведомственного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ульяновской области по итогам 2015 года показал, что из общего количества запланированных мероприятий в полном объеме организовано и проведено на достаточном профессиональном уровне 182 межведомственных мероприятий, что составляет 97% от общего запланированного числа.

3% запланированных межведомственных мероприятий не проведены по объективным причинам (отсутствия финансирования в конце календарного года). Информация об исполнении указанных мероприятий не представлена Министерством здравоохранения и Министерством образования и науки Ульяновской области.

Комиссией организованы и проведены уже ставшие традиционными межведомственные комплексные профилактические операции: «Зимние каникулы», «Подросток - 2015», «Занятость», месячник по борьбе с пьянством среди несовершеннолетних, месячник по профилактике вредных привычек.

В целях пропаганды здорового образа жизни среди несовершеннолетних, формирования семейных ценностей среди взрослого населения региона Комиссия принимает активное участие в организации и проведении Областного агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью». В 2015 году осуществлено 27 выездов в муниципальные образования области, в рамках которых организовано и проведено 108 межведомственных профилактических мероприятий с несовершеннолетними, в том числе состоящими на профилактическом учёте и родителями. По месту жительства посещено 82 семьи, находящиеся в социально опасном положении. Мероприятия проводились во взаимодействии с участием сотрудников прокуратуры Ульяновской области, УМВД России по Ульяновской области, УФСКН России по Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области.

 

3.Кадровое обеспечение

 

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области количество детского населения в Ульяновской области на 01.01.2015 составило 216776 человек, что на 1,1% больше в сравнении с 2014 годом (214330 человек).

В соответствии с действующим региональным законодательством для обеспечения организационно-методической и информационно-аналитической деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусмотрено введение в штат муниципальных образований должностей муниципальных служащих с учётом численности несовершеннолетнего населения.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 02 декабря 2014 года № 190-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» финансирование из областного бюджета в 2015 году производилось на оплату труда 65 штатных единиц муниципальных служащих, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий.

На начало 2015 года штат муниципальных комиссий составлял 63 специалиста (96% от общей численности штатных сотрудников).

Из общего числа муниципальных служащих 52 (83%) человека имеют высшее образование, 11 специалистов (17%) – среднее специальное образование. Доля специалистов, имеющих высшее юридическое образование, составляет 21% (11 человек), педагогическое образование – 56% (29 человек), имеющих другое высшее образование – 23% (12 человек).

 Всего специалистов: имеющих стаж работы более 5 лет – 29 человек (46%), до 5 лет – 18 человек (29%), до 2 лет - 16 человека(25%).

Значительно улучшилась ситуация с материально-техническим обеспечением муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Во всех муниципальных комиссиях имеется компьютерная техника, приобретённая за счёт субвенций, выделяемых областным бюджетом.

Вместе с тем не созданы условия специалистам, обеспечивающим деятельность муниципальных комиссий в Чердаклинском районе (нет отдельного телефона связи), Радищевском районе (не выделен отдельный кабинет).

Осуществляя постоянное методическое сопровождение деятельности, направленной на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в муниципальных образованиях региона Комиссией направлено 5 информационно-методических материалов, 4 проекта по внесению изменений в законодательные акты Ульяновской области.

Осуществляя межведомственное взаимодействие специалисты, обеспечивающие деятельность Комиссии приняли участие в 46 совещаниях, семинарах, заседаниях «круглых столов», межрегиональных семинарах и конференциях, заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Российской Федерации.

В целях осуществления координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципальными служащими, обеспечивающими деятельность комиссий в муниципальных образованиях области, в 2015 году проведено 949 (2011 - 450, 2012 – 605, 2013 – 726, 2014 – 952 мероприятия) профилактических мероприятий («круглых столов», совещаний, семинаров).

При содействии Комиссии организована работа по повышению квалификации штатных специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

На базе института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», выездные курсы повышения квалификации за последние 5 лет прошли
12 муниципальных служащих, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий, что составляет 19% от общего числа специалистов муниципальных комиссий.

 

4. Цели и задачи

 

В целях реализации Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, закона Ульяновской области от 04.10.2011 № 140-ЗО «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательного акта) Ульяновской области» в 2016 году Комиссия считает приоритетными следующие направления своей работы:

- координация деятельности субъектов системы профилактики по защите прав несовершеннолетних, предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, суицидов, алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних, употребления ими психотропных веществ;

- повышение качества индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, оказавшимися в социально опасном положении;

- повышение эффективности деятельности по профилактики повторных преступлений, социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также осужденных условно, осужденных к иным мерам наказания, не связанных с лишением свободы;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, защиты от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого, жестокого обращения со стороны родителей (законных представителей), сексуальной и иной эксплуатации;

- совершенствование нормативно-правового и организационно-методического обеспечения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

5. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних

 

Особенностью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних региона является выстроенная трёхуровневая структура:

1 уровень - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области;

2 уровень – 27 муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3 уровень – 70 общественных территориальных комиссий на территориях городских и сельских поселений, которые оказывают значительную помощь по раннему выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и организации своевременной профилактической работы с ними.

В 2015 году муниципальными комиссиями проведено 843 заседания (2011 - 824, 2012- 834, 2013 – 825, 2014 - 845 заседаний), из них 59 выездных.

По итогам 2015 года на заседаниях муниципальных комиссий рассмотрено 11668 вопросов (2011 - 10052, 2012 – 10672, 2013 – 11091, 2014 – 12222 вопроса), в том числе 5576 (48%) – по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Из общего количества фактов несоблюдения прав несовершеннолетних в 4879 случаях (87,5%) выявлены нарушения права несовершеннолетнего на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Муниципальными комиссиями приняты меры по восстановлению несовершеннолетних в своих правах.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 2015 году в муниципальные комиссии поступило 7777 информаций о нарушениях прав несовершеннолетних (2011 - 2351, 2012 – 3021, 2013 – 4755, 2014 - 4466 информаций), что на 43% больше, чем в 2014 году.

В истекшем году муниципальными комиссиями рассмотрено 534 обращения, заявления (2011 - 562, 2012 – 443, 2013 – 496, 2014 - 600 жалоб). Из них: 28 поступило от несовершеннолетних, 204 - от родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Следует отметить, что число рассмотренных заявлений, обращений граждан в 2015 году снизилось на 11%.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» муниципальными служащими, обеспечивающими деятельность муниципальных комиссий, в 2015 году проведено 856 комплексных проверок организации работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011 - 820, 2012 – 948, 2013 – 897,2014 - 818 проверок).

Проверено 545 (64%) образовательных учреждений (из них 65 учреждений профессионального образования). Наибольшее число проверок проведено в городе Димитровграде – 126 проверок, Ленинском районе города Ульяновска - 53 проверки, Павловском районе – 62 проверки, Барышском районе – 72 проверки.

Результаты проверочных мероприятий рассмотрены на заседаниях муниципальных комиссий. Для устранения недостатков в адрес соответствующих руководителей направлены представления.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона Ульяновской области от 04.10.2011 г.№ 140-ЗО «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области» в случае выявления нарушений в деятельности органов и учреждений системы профилактики, комиссиям предоставлено право направлять представления в орган (должностному лицу) о выявленных фактах нарушения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, решения или действия (бездействия) которых повлекли допущение указанных фактов. В 2015 году муниципальными комиссиями в компетентные органы направлено 581 представление (2011 - 693, 2012 – 583, 2013 – 607, 2014 - 517 представлений).

По итогам 2015 года муниципальными комиссиями рассмотрено и обсуждено 5105 несовершеннолетних (2011 - 3134, 2012 - 2985, 2013 – 3148, 2014 - 4212 человек), из них 364 подросткам оказана социальная помощь в прохождении социально-педагогической реабилитации в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, защищены права 91 несовершеннолетнего на образование, они возвращены в учебные заведения. Восстановлены права 206 несовершеннолетних на получение медицинского обслуживания.

В ходе проведения заседаний муниципальных комиссий рассмотрено 2095 дел в отношении несовершеннолетних (2011 - 2666, 2012 - 2610 , 2013 – 2398, 2014 - 2636 дел), в том числе 1094 административных протокола. Кроме того, на заседаниях рассмотрено 275 представлений органов образования в отношении несовершеннолетних, уклоняющихся от обучения.

Рассмотрено 4 материала об исключении несовершеннолетних из образовательных организаций (2011 - 147, 2012 - 143, 2013 – 137, 2014 - 34 материала). По решению муниципальных комиссий трое несовершеннолетних продолжили обучение по иной форме или в другом образовательном учреждении и один несовершеннолетний трудоустроен.

На рассмотрение муниципальных комиссий представлено 95 материалов об оставлении несовершеннолетними, достигшими 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. По итогам заседаний 89 несовершеннолетних продолжили обучение по иной форме обучения, один несовершеннолетний трудоустроен.

По-прежнему, остаётся серьезной ситуация с увлечением несовершеннолетними алкоголем, наркотическими и психотропными веществами. Так, 493 несовершеннолетних обсуждены на заседаниях муниципальных комиссий за употребление алкогольных напитков (что составляет 24% от общего числа рассмотренных дел в отношении несовершеннолетних), 27 подростков (1%) - за употребление наркотических и токсических веществ. Тем не менее, отмечается снижение количества несовершеннолетних, употребляющих алкогольные напитки на 21% (с 625 до 493 человек), употребляющих наркотические и токсические вещества на 31% (с 35 до 24 человек). По итогам рассмотренных дел муниципальными комиссиями рекомендовано обратиться к врачу - наркологу 478 несовершеннолетним. Вместе с тем, по данным мониторинга несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте по причине злоупотребления алкогольной и спиртосодержащей продукции и ПАВ, на учёте у врачей – наркологов состоит лишь 195 несовершеннолетних.

По итогам рассмотрения материалов на несовершеннолетних муниципальными комиссиями применены следующие меры:
995 несовершеннолетним вынесено предупреждение, 74 несовершеннолетним объявлен выговор, 907 подростков (2011 - 1057, 2012 - 856, 2013 – 848, 2014 – 1010 человек) оштрафованы на сумму 1028786 рублей.

Кроме этого, на заседаниях муниципальных комиссий рассмотрено 6106 дел в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних (2011 - 4866, 2012 - 5099 , 2013 – 5755, 2014 - 6184 дел), из них 5884 дела (96,4%) за неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию и защите прав, законных интересов несовершеннолетних. 115 родителям вынесено общественное порицание, 2922 родителя предупреждены, 3069 родителей (50%) оштрафованы (2011 - 2372, 2012 - 2184, 2013 – 2630, 2014 - 3047 человек) на сумму 872300 рублей.

Кроме того, к административной ответственности привлечено 82 лица за правонарушения, совершенные в отношении несовершеннолетних (2011 - 146, 2012 - 109, 2013 – 86, 2014 - 109 человек), которые оштрафованы на сумму 141000 рублей.

 

6. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся
в социально опасном положении

 

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» муниципальными комиссиями в 2015 году выявлено 392 безнадзорных несовершеннолетних.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество несовершеннолетних, выявленных как «безнадзорные»

478

571

434

441

По сравнению с 2014 годом число безнадзорных несовершеннолетних сократилось на 11% (с 441 до 392 человек).

Муниципальными комиссиями приняты меры по определению выявленных безнадзорных несовершеннолетних. 178 детей помещены в учреждения здравоохранения, 171 подросток определен в приюты, 121 ребенок возвращен в семьи, 4 подростка – помещены в ЦВСНП

По итогам 2015 года из общего числа выявленных безнадзорных несовершеннолетних только 232 подростка (60%) поставлены
на профилактический учёт в органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ульяновской области.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество несовершеннолетних, поставленных на профилактический учёт

333

260

221

204

 

В прошедшем году 275 несовершеннолетних сняты с профилактического учёта.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество несовершеннолетних, снятых
с профилактического учёта

315

313

235

207

 

На конец 2015 года в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на профилактическом учёте состояло 193 безнадзорных несовершеннолетних, что на 18% меньше прошлогодних показателей.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте
как «безнадзорные»

356

302

266

235

 

Одним из актуальных вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Ульяновской области остается предотвращение самовольных уходов детей. В 2015 году число объявленных в розыск несовершеннолетних составило 127 человек, что на 44% больше показателей 2014 года (2014 - 88 уходов). В том числе, 107 подростков проживали в семьях, 20 детей являлись воспитанниками государственных учреждений. Всего в региональном и федеральном розыске находилось 374 несовершеннолетних, установлено местонахождение 372 подростков, 2 несовершеннолетних находятся в розыске.

С несовершеннолетними, склонными к бродяжничеству, их семьями специалистами органов и учреждений системы профилактики осуществляется комплексная работа, направленная на предотвращение повторных фактов самовольных уходов. В результате проводимых мероприятий за 2015 год количество детей, занимающихся бродяжничеством, сократилось на 25% (с 8 до 6 человек).

Социальную работу с семьями и детьми проводят 8 специализированных учреждений Ульяновской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, центр социальной помощи семье и детям в г. Ульяновске «Семья», на базе которого организована работа 26 отделений.

Особое внимание уделяется организации социального обслуживания (патронажа) семей с детьми, оказавшимися в социально опасном положении.

На учёте в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних региона состояло 1638 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживало 3013 детей. По сравнению с аналогичным отчётным периодом 2014 года число семей, находящихся в социально опасном положении, уменьшилось на 4,3% (75 семей).

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество семей, находящихся в социально опасном положении

2080

1890

1775

1713

в них детей

3436

3271

3175

3128

 

Одной из главных причин постановки семей на профилактический учёт является алкоголизм родителей. В 2015 году на учёте состояло 1229 семей, в которых родители злоупотребляли спиртными напитками, что составляет 93% от общего числа семей, состоящих на профилактическом учёте. В последние три года прослеживается рост семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество семей, состоящих
на профилактическом учёте по причине злоупотребления алкогольной
и спиртосодержащей продукцией

1585

1512

1257

1316

 

80%

80%

80%

77%

 

При постановке семьи на профилактический учёт в органы системы профилактики, в муниципальных образованиях под контролем муниципальных комиссий организуется индивидуально профилактическая работа с семьёй по выводу её из кризисной ситуации. Для каждой семьи разрабатывается межведомственная индивидуальная программа комплексной реабилитации.

Благодаря прграммно-целевому подходу оказанная семье адресная помощь становится более эффективной. В 2015 год в специализированные учреждения для несовершеннолетних для прохождения социально-педагогической реабилитации помещено 744 подростка, из них 273 ребенка проживали в семьях, находящихся в социально опасном положении. Из общего количества несовершеннолетних, прошедших реабилитацию, 521 подросток возвращен в семью, 84 ребенка переданы под опеку, 55 детей направлены в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 59 детей устроены в приемные семьи.

Муниципальными комиссиями принимаются меры, направленные на оказание действенной помощи родителям, реабилитации семей и вывода их из кризисной ситуации. Так, по инициативе муниципальных комиссий, при содействии центров занятости трудоустроено 437 родителей, что на 9,8% больше прошлогодних показателей.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество трудоустроенных родителей

218

364

340

394

 

Активно данная работа осуществляется в Железнодорожном районе города Ульяновска (146 родителей), в городе Димитровграде (94 человека), Инзенском районе (31 человек), Майнском районе (29 родителей).

В 2015 году на 15% (92 человека) увеличилось число родителей, прошедших курс лечения от алкоголизма по инициативе муниципальных комиссий. Наибольшее количество родителей прошли курс лечения в муниципальных образованиях: «город Димитровград» (136 человек), «Барышский район» (120 человек), «Инзенский район» (25 человек), «Майнский район» (64 человека).

По ходатайству муниципальных комиссий 782 родителям оказана материальная помощь.

В 2015 году с профилактического учёта снято 696 семей. 337 семей сняты в связи с улучшением ситуации, что составляет 50% от общего числа. По иным причинам была снята с учёта 351 семья (58%), в том числе: 55 семей (8%) снято в связи с достижением совершеннолетия детей. 113 семей (16%) сменили место жительства.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество семей, снятых
с профилактического учета

847

828

769

664

В связи с улучшением ситуации

418

434

328

313

 

49%

52%

42%

47%

 

По-прежнему, остаётся значительным число семей, снятых с профилактического учёта в связи с лишением родителей родительских прав.В 2015 году по этой причине снято с учёта 127 семей (18%), за аналогичный период 2011– 174 семьи (20 %), 2012– 150 семей (18%), 2013 – 167 семей (22%), 2014 – 136 семей (20,5%).

В ситуации, когда меры помощи семье оказываются нерезультативными, муниципальными комиссии вынуждены обращаться в суд с исками об ограничении или лишении родительских прав. В 2015 году в регионе 420 родителей лишены родительских прав в отношении 480 детей.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество родителей, лишенных родительских прав

503

462

475

381

в отношении несовершеннолетних детей

584

563

539

448

Ограничено в родительских правах 67 родителей в отношении 96 детей.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество родителей, ограниченных в родительских правах

84

73

74

53

в отношении несовершеннолетних детей

108

81

93

74

 

Остается стабильным количество детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью. В 2015 году на основании ст.77 Семейного кодекса Российской Федерации отобран 31 ребенок.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни и здоровью

29

26

36

19

 

В родительских правах восстановлено 11 родителей

 

2011

2012

2013

2014

Количество родителей, восстановленных в родительских правах

10

25

14

14

 

В муниципальные комиссии поступила информация о 18 фактах жестокого обращения с детьми.

 

 

2011

2012

2013

2014

Число выявленных случаев жестокого обращения с детьми

6

13

4

18

 

Информация направлена в правоохранительные органы для правовой квалификации действия родителей.

Благодаря межведомственной профилактической работе с семьями выявлено 390 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 11% меньше 2014 года.

Защищая права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в регионе применятся практика семейных форм устройства детей.

По итогам 2015 года на учёте в органах опеки и попечительства состоит 4027 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет (2014 – 3945 детей), из них 153 несовершеннолетних, указанной категории обучаются в профессиональных образовательных организациях и находятся на полном государственном обеспечении, 1366 детей проживают в семьях опекунов (попечителей), 2508 детей воспитываются в приёмных семьях.

С целью выработки мер, направленных на снижение алкоголизации несовершеннолетних и родителей, муниципальными комиссиями области на протяжении четырёх последних лет проводится мониторинг количества семей «группы социального риска», состоящих на учёте по поводу злоупотребления алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

Проведённые мониторинговые исследования показали, что по итогам 2015 года на профилактическом учёте по причине злоупотребления алкогольной и спиртосодержащей продукцией состоят 343 несовершеннолетних, из них 340 подростков, состоят на учете в правоохранительных органах, что на 3,5% больше по сравнению с прошлым годом Анализ заболеваемости состоящих на учете выявил рост количества несовершеннолетних с заболеванием «хронический алкоголизм» на 100% (с 0 до 2 человек) и «злоупотреблением наркотическими средствами» на 15% (с 39 до 46 человек), а так же стабильное количество подростков с диагнозом «наркомания» - 5 человек.

По причине злоупотребления алкогольной и спиртосодержащей продукцией на профилактическом учёте состоит 1229 семей, находящихся в социально опасном положении, что составляет 93% от общего количества семей указанной категории. В этих семьях проживают 1683 родителя, 93% из которых (1568 родителей) состоят на профилактическом учёте в правоохранительных органах. Следует отметить, что только 869 родителей (55%) указанной категории состоят на профилактическом учёте врачей-наркологов. Количество родителей, состоящих на учете в медицинских учреждениях, по сравнению с 2014 годом снизилось на 9%.

Вместе с тем, по итогам 2015 года муниципальными комиссиями к административной ответственности за правонарушения, связанные с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукцией, привлечено 667 граждан, из них 449 несовершеннолетних, в том числе 18 человек за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, 218 родителей и иных граждан.

Муниципальными комиссиями организовано и проведено 345 рейдов с целью посещения семей, указанной категории. В ходе данных мер, выявлено 177 детей, находящихся в семьях, в которых родители на момент посещения находились в состоянии алкогольного опьянения.

В целях принятия упреждающих мер, направленных на снижение алкоголизма несовершеннолетних и родителей, муниципальными комиссиями организовано и проведено 1272 межведомственных профилактических мероприятия (лекций, бесед, тематических выступлений), опубликовано в средствах массовой информации 555 материалов.

 

7. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому

 

Одной из приоритетных задач, стоящих перед органами и учреждениями системы профилактики, является защита детей от преступных посягательств, вовлечения их в противоправную деятельность.

В результате совместной деятельности, принимаемыми мерами удалось добиться снижения криминальной активности несовершеннолетних в регионе. По итогам 2015 года наблюдается снижение уровня подростковой преступности на 9,7% (с 517 до 467 преступлений), число участников данных преступлений снизилось на 10,8% (с 416 до 371). Из общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, 77,3% имели корыстные побуждения, 3,2% - хулиганские побуждения, два преступления совершены подростками из мести.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество преступлений, совершенных
с участием несовершеннолетних

604

492

524

517

 

-18,5%

+6,5%

-1,3%

-9,7%

Количество несовершеннолетних, совершивших преступления

465

409

420

416

 

Вместе с тем, рост преступлений с участием несовершеннолетних зарегистрирован в 11 муниципальных образованиях области: Сурском районе на 333% (с 3 до 13), Карсунском районе на 237,5% (с 8 до 27), Инзенском районе на 250% (с 4 до 14), Старокулаткинском районе на 100% (с 1 до 2), Заволжском районе города Ульяновска на 36% (с 46 до 58), Новоспасском районе на 33% (с 3 до 4), Радищевском районе на 25% (с8 до10), Кузоватовском районе на 20% (с 5 до 6), Вешкаймском районе на 20% (с 10 до 12), Мелекесском районе на 7% (с 15 до 16), Чердаклинском районе на 5% (с 20 до 21).

В то же время сократилось на 36,1% (с 147 до 94) совершенных несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе: убийств – на 100,0% (с 3 до 0), причинение тяжких телесных повреждений – на 61,5% (с 13 до 5), грабежей – на 58,1% (с 62 до 26), разбоев – на 68,2% (с 22 до 7), вымогательств – на 46,2% (с 13 до 7), угонов автотранспорта – на 21,2% (с 33 до 26), преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков – на 28,0% (с 25 до 18).

Количество преступлений несовершеннолетних в состоянии алкогольного опьянения сократилось на 32,0% (со 103 до 70), а число участников преступлений данной категории снизилось на 50,7% (с 75 до 37). Понизилось на 20,0% (с 5 до 4) количество преступлений подростков в состоянии наркотического опьянения. Не допущено таких видов преступлений, как изнасилование, хранение, изготовление, ношение оружия.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые организационные и практические меры, не удалось добиться положительных результатов по ряду направлений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, за истекший период по области на 5,3% увеличилось количество совершенных несовершеннолетними краж чужого имущества (с 284 до 299), допущен рост на 30,0% (со 168 до 218) преступных деяний, совершенных несовершеннолетними, ранее совершавшими преступления.

На профилактическом учёте в органах внутренних дел состояло 28 групп с антиобщественной направленностью. В группе с участием несовершеннолетних совершено 146 преступлений, что на 7,0% меньше аналогичного периода прошлого года (157). Снизилось на 16,0% (со 169 до 142) количество несовершеннолетних участников групповых преступлений.

Следует обратить особое внимание, на то, что значительный объем преступлений совершается учащимися образовательных учреждений, что свидетельствует о слабом уровне профилактической работы в образовательных организациях области. Среди участников преступлений 80,6% (299 из 371) на момент совершения являлись учащимися и студентами, в том числе школьниками – 160 (43,1%), учащимися учреждений начального профессионального образования – 19 (5,1%), учащимися учреждений среднего профессионального образования – 119 (32,1%), студентами – один (0,3%).

По итогам 2015 года количество несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния до достижения уголовно-наказуемого возраста увеличилось на 50,6% (с 91 до 137), из них ранее состояли на профилактическом учете – 27 человек.

За отчетный период в центр временного содержания несовершеннолетних преступников УМВД России по Ульяновской области помещены 32 подростка, в том числе за совершение общественно-опасных деяний – 20 человек, за совершение административных правонарушений – 11 подростков.

На территории области организован ряд комплексных профилактических мероприятий, направленных на оздоровление обстановки среди несовершеннолетних, недопущение распространения среди них пьянства, табакокурения и формирование здорового образа жизни. В 2015 году за употребление алкоголя к административной ответственности привлечены 639 несовершеннолетних. Выявлено 97 фактов вовлечения несовершеннолетних взрослыми лицами в употребление спиртных напитков. За нарушение правил продажи спиртосодержащей продукции несовершеннолетним сотрудниками ОВД выявлено и составлено 214 административных протоколов. По линии незаконного оборота наркотиков к административной ответственности привлечены 18 подростков, 12 законных представителей несовершеннолетних.

По итогам 2015 года 1963 несовершеннолетних совершили правонарушения, из них 989 человек (50%) - обучающиеся общеобразовательных организаций, 787 (40%) студенты профессиональных организаций.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения

2206

1937

2099

2129

из них школьников

1102

50%

1039

54%

1107

53%

1109

52%

студенты профессиональных организаций

864

39%

684

35%

783

37%

737

35%

 

На 01.01.2016 года на профилактическом учете в правоохранительных органах состоят 1094 несовершеннолетних, из них обучающихся общеобразовательных организаций – 548 человек (50%), студенты профессиональных организаций – 475 человек (44%) . 

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете
в правоохранительных органах

1653

1255

1128

1070

из них школьников

877

53%

702

56%

632

56%

595

56%

студенты профессиональных организаций

620

38%

457

36%

427

38%

396

37%

 

Одной их эффективных мер профилактики асоциального поведения несовершеннолетних является работа по организации внеурочной занятости подростков. На базе 70 образовательных организаций дополнительного образования детей работают 4640 детских творческих объединений и спортивных секций, подростковых клубов, которые посещают 62661 человек. Из общего количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в правоохранительных органах, организована внеурочная занятость 938 (81%) несовершеннолетних.

Особое внимание уделяется организации летней занятости и оздоровления детей указанной категории. В летний период 2015 года всеми формами занятости было охвачено 96% несовершеннолетних из числа состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел, что на 2% больше 2014 года. За период летних каникул организовано оздоровление для 391 подростка (9,5%) указанной категории.

37,8% несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в правоохранительных органах, в летний период были организованы различными формами временного трудоустройства. 9% подростков были заняты в деятельности трудовых неоплачиваемых объединений: работали на пришкольных участках, в составе отрядов по благоустройству территорий муниципальных образований, участвовали в проведении акций и мероприятий волонтёрских отрядов. 9% несовершеннолетних, обучающихся в профессиональных образовательных организациях региона проходили производственную практику на базе образовательных учреждений.

В летний период 2015 года до 8,5% увеличился охват несовершеннолетних занятиями в творческих объединениях, клубах, на спортивных площадках, разновозрастных групп и экологических отрядов, проектных мастерских и т.п. (2014 год - 6%).

Вместе с тем, количество преступлений и общественно опасных деяний, совершенных с участием несовершеннолетних в летний период не уменьшается. Так, в летний период 2015 года 107 подростками совершено 151 преступление, 42 несовершеннолетних совершили 29 общественно-опасных деяний.

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в летний период

156

129

117

112

Число несовершеннолетних, совершивших преступления в летний период

114

106

113

114

Количество общественно-опасных деяний, совершенных несовершеннолетними в летний период

46

28

51

25

Число несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния в летний период

43

38

43

20

 

В 2015 году выявлены 6287 подростков, находящихся в ночное время суток без сопровождения родителей (законных представителей). По данным фактам в отношении родителей (законных представителей) сотрудниками органов внутренних дел области составлено 1466 административных протоколов. Вместе с тем, из общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2015 году, 14,1% (66) преступлений совершены несовершеннолетними в период с 22.00 до 06.00 часов.

Крайне важной как для Ульяновской области, так и в целом для России является проблема противодействия преступным посягательствам в отношении несовершеннолетних. По итогам 2015 года жертвами преступлений, с учетом
ст. 157 УК РФ (алименты), стали 1617 несовершеннолетних, из них: в возрасте до одного года – 33, от года до 13 лет – 1059, 14-15 лет – 255, 16-17 лет – 270.

УМВД России по Ульяновской области осуществляется ежедневный мониторинг чрезвычайных ситуаций, с участием несовершеннолетних, случаев насилия в отношении детей.

В 2015 году от травм, отравлений, других воздействий внешних причин пострадали 1328 несовершеннолетних, в том числе: в домашних условиях – 455 (со смертельным исходом – 3), в детских государственных учреждениях – 4, в образовательных организациях – 198, в общественных местах – 621.

По всем фактам территориальными органами МВД России по Ульяновской области проведены проверки.

Наибольшее количество преступлений, совершенных родителями, связано с причинением побоев. Поэтому наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики и работы с родительской общественностью. В 2015 году выявлено и поставлено на профилактический учет 620 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих несовершеннолетних детей. По состоянию на 01.01.2016 года на учёте в отделах внутренних дел состоят 1525 неблагополучных родителей. Сотрудниками ОВД области направлено 66 материалов в органы предварительного следствия и дознания в отношении родителей для возбуждения уголовного дела, по которым возбуждено 55 дел. По ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних всеми службами ОВД составлено 6103 административных протокола.

Комиссией при Правительстве Ульяновской области проводится ежегодный мониторинг фактов суицидальных проявлений в подростковой среде, а так же факторов влияющих на создание подобных ситуаций. В 2015 году несовершеннолетними совершено 24 попытки суицида, из них 3 завершились смертельным исходом (Ульяновский район, г. Новоульяновск, Засвияжский район г. Ульяновска).

 

 

2011

2012

2013

2014

Количество суицидальных проявлений среди несовершеннолетних

36

46

34

32

Число завершенных попыток

11

7

3

2

Число суицидальных попыток

25

39

31

30

 

В большей части случаев способом совершения суицидальных попыток является потребление лекарственных препаратов (17 случаев из 21).

Основными причинами суицидальных попыток несовершеннолетних является: неразделённая любовь, конфликт с любимым человеком – 29% (6 случаев), конфликт с родителями – 24% (5 случаев), конфликт со сверстниками, интернет – 29%(6 случаев), страх перед сдачей экзаменов – 4% (1 случай). В 3 (14%) случаях причина совершения попытки суицида неизвестна.

По всем фактам проведены проверки, с несовершеннолетними организована индивидуально-профилактическая работа.

В целях реализации требований законодательства в 2016 году перед комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав стоит задача обеспечения жесткой координации деятельности всех субъектов системы профилактики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних  и предупреждению безнадзорности, правонарушений и противоправной деятельности.

 

 

 

Заместитель председателя комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав при
Правительстве Ульяновской области                                                                  Н.Б.Хижняк