Выступление Гавриловой Ю.Ю.: «Эффективна ли система работы с творчески одарёнными детьми?

 

 

Сегодня мы с вами можем говорить о том, что система образования в сфере культуры и искусства сохранилась, и не просто сохранилась – а развивается дальше и с каждым годом подтверждает свою эффективность. Развивается в самых лучших качествах и показатель того – ежегодное увеличение поступивших  в 1 класс и, как следствие, общего контингента учащихся (приложение 1, 2).

Основные ключевые моменты, которые эффективно решает современная система образования в сфере культуры – это:

  1. Выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей
  2. Профориентационная работа (воспитание будущих кадров в сфере культуры).

 

Одаренные дети.

Все образовательные учреждения сферы культуры и искусства работают по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи в рамках комплексной программы «Ковровая дорожка» по реализации эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Ульяновской области.

Образовательные учреждение сферы культуры вот уже много лет назад сформировали совершенно определенные критерии одаренности и используют следующие критерии определения уровня способностей ребенка по различным направлениям:

Музыкальное направление:

слух, ритм,  память

Хореографическое направление:

физические данные, танцевальность, музыкальные данные

Художественное направление:

живопись: чувство композиции, чувство цвета.

Но вместе с этим, одновременно с  одномоментным отбором одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам. Это программы по федеральным государственным требованиям.

 Все ДШИ региона внедрили в образовательный процесс федеральные государственные требования. В связи с целенаправленной работой преподавательских коллективов и администрации школ, количество детей обучающихся по предпрофессиональным программам по сравнению с предыдущими годами выросло (приложение 3):

2013-2014 – 559 чел.

2014-2015 – 1793 чел.

2015-2016 – 2203 чел.

 

 

Специальное отделение для особо одаренных детей региона

На базе ОДШИ  функционирует специальное отделение для одаренных детей, на котором обучается 102 ребенка из различных районов г. Ульяновска и муниципальных образований Ульяновской области.  Дети обучаются по программам повышенного уровня сложности согласно учебного плана каждой специальности.

 

Система стимулирования и поощрения одаренных детей

Одной из  форм работы в рамках «Ковровой дорожки» является конкурсная деятельность (приложение 5, 6).

Выстроена система стимулирования талантливых детей и молодёжи.

Ежегодно в течение 10 лет Областная детская школа искусств при поддержке Правительства Ульяновской области в июне месяце проводит летнюю творческую школу «Симбирская мозаика» по различным специальностям. Около 25 учащихся  отдыхают и  обучаются  на берегу р.Волга  в с. Садовка ЦО «Пирамида». Питание, проживание, проезд участников летней творческой школы обеспечиваются за счет средств областного бюджета. Всего за 10 лет в творческой школе побывало более 200 детей и 50 преподавателей.

Региональный творческий проект для одаренных детей «Мир детства», проводимый Ульяновским Домом музыки – замечательный старт и возможность начинающим музыкантам проявить себя и получить возможность исполнить сольное произведение с государственным оркестром. По итогам проекта победитель совместно со своим преподавателем получает путевку в Болгарию на участие в творческой школе.

В качестве поддержки талантливым детям и молодежи Ульяновской области оказывается поддержка в виде именных стипендий, премий, грантов.

Например, в МО «город Ульяновск» одаренные дети в ДШИ получают премию Главы города в размере 50 тыс. руб.

Одаренные дети имеют возможность подавать документы на выплату стипендий, материальной поддержки  в рамках общероссийских конкурсов, а также в соответствии с Законом Ульяновской области от 23.12.2011 №231-ЗО «О мерах социальной поддержки талантливых и одаренных обучающихся студентов, аспирантов, педагогических и научных работников образовательных учреждений и научных организаций». За последние 3 года данную меру поддержки получили 8 студентов образовательных учреждений в сфере культуры.

В целях поддержки талантливой молодежи ежегодно оформляются документы на присуждение премий Министерства культуры РФ и Министерства образования  РФ. За последние 3 года такую премию получили 4 одаренных ребенка нашего региона.

Ежегодно в Ульяновской области проводятся региональные этапы общероссийских конкурсов «50 лучших школ России», «Лучший преподаватель Детской школы искусств» и «Молодые дарования России».

За последние  3 года победителями этих конкурсов стали:

«50 лучших ДШИ»  - Областная детская школа искусств. 

«Лучший преподаватель ДШИ» – всего 6 человек.

«Молодые дарования России» - всего  8 человек. 

По инициативе  Президента России В.В. Путина в 2015 году в г. Сочи Краснодарского края на базе олимпийской инфраструктуры с 1 июня 2015 г. начал функционировать Всероссийский центр для одаренных детей.

Одаренные дети Ульяновской области вошли в творческие смены:

1. Соколов Алексей – фортепиано, ОДШИ

2. Субаева Ольга – фортепиано, ДШИ № 2 г. Димитровграда

3. Гамидова Лейла – фортепиано, ДШИ № 4 г. Ульяновска

4. Благов Дмитрий – труба, Языковская ДШИ Карсунского района.

С 2010 года осуществляется взаимодействие Фонда Спивакова и  Ульяновской области. В рамках сотрудничества одаренным детям присваивается звание «Стипендиат». На данный момент присвоено звание «Стипендиат» 10 учащимся Детских школ искусств нашего региона.

Одним из значимых проектов по поддержке и выявлению одаренных детей являются ежегодные региональные Дельфийские игры, которые собирают для участия более 700 человек. По итогам Игр для команды «золотых» медалистов организуется «Школа дельфийского резерва».

Проект включает в себя целый комплекс мероприятий: психологические тренинги, профессиональные мастер-классы, стажировки, организованные в партнёрстве с государственными учреждениями культуры, ресторанной сетью и сетью салонов красоты, а также с ведущими учреждениями культуры и образования других регионов, что позволяет подготовить творческую молодёжь к участию в российских Дельфийских играх, как профессионально, так и психологически.

За 2 года реализации проекта было охвачено мастер-классами, стажировками более 120 человек.

ОДШИ с 2015 года  реализует проект для старшеклассников –учащихся ДШИ «Шаг вперед», планирующих поступление в ССУЗ или ВУЗ. Учащиеся и  преподаватели ДШИ г. Ульяновска и области в течение всего учебного года встречаются с известными музыкантами и имеют возможность получить консультацию, пообщаться, что является важным мотивационным моментов для их дальнейшего роста и обучения профессии. Кроме этого, что немаловажно, в этом проекте принимают участие родители, так как большая часть успеха ребенка зависит от окружения и настроя родителей.

Всего в проекте в  2015 – 2016 уч.г.  приняло участие более 200 человек.

 

Взаимодействие с ССУЗ, ВУЗ. Преемственность образования.

Федеральные требования – это возрождение лучших практик советского времени в современном варианте. Дети получают хорошее профессиональное образование, занимаясь и осваивая учебный план постепенно, поэтапно и планомерно, а не краткосрочными курсами. Но вместе с тем, это накладывает особую ответственность на преподавателей, так как задача федеральных требований – довести ребенка до поступления в творческий профильный  ССУЗ или ВУЗ.

 В этом направлении делается очень многое. В Ульяновской области сохранена преемственность образования «школа-училище-ВУЗ». И именно Детские школы искусств играют в этом основополагающую роль. Задача нашей системы – воспитание будущих кадров, и эту задачу успешно выполняют ДШИ нашего региона.

За последние 3 года выстроена устойчивая система профессионального взаимодействия с ведущими ССУЗами и ВУЗами в первую очередь, нашего региона и страны в части профессиональной подготовки наших выпускников Детских школ искусств, желающих продолжить свое образование.

Хочется отметить, что количество выпускников ДШИ остается стабильным, но при этом растет количество поступивших в ССУЗы и ВУЗы (приложение 4). Если 4 года назад  7,6 % от выпускников продолжали свое профессиональное образование, то по состоянию на 2015 год этот процент составляет 10,2% к общему количеству выпускников. После окончания каждый 3 студент возвращается в регион, чтобы приступить к работе в ДШИ или творческом ССУЗ, либо в сфере культуры. На данный момент в ДШИ работает 31 молодой специалист.

Эта цифра дает повод для размышлений, но вместе с тем, если ребенок одарен и хочет продолжать свое профессиональное образование и проходит очень жесткий конкурс при поступлении в ведущий ВУЗ (консерваторию) страны, то может быть дать ему эту возможность состояться хорошим исполнителем, солистом, артистом? Стоит сделать акцент на тех «середнячков», которые стабильны в своих успехах и обладают хорошими и крепкими способностями и продолжать вести с ними профориентационную работу. На примере ОДШИ хочу сказать – в этом году к нам пришли 3 молодых специалиста, которые закончили нашу школу, музыкальное училище и УлГУ и  вернулись преподавать в свою родную школу.

 

Методическая работа

Для повышения качества образовательного процесса и уровня мастерства преподавателей ежегодно проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы.

2013 год – 50 шт.

2014 год – 64 шт.

2015 год – 88 шт.

Были созданы межрайонные методические объединения образовательных организаций сферы культуры для координации системы предпрофессионального образования и укрепления методических связей образовательных организаций сферы культуры.

Были определены 6 межрайонных методических объединений: Барышское, Майнское, Новоспасское, Новоульяновское, Димитровградское и Ульяновское и выбраны руководители данных объединений. Заседания ММО походят ежеквартально.

Одним из важных направлений методической деятельности стало создание Совета Главных специалистов по творческим направлениям образовательных организаций Ульяновской области. На региональном уровне Совет включает в себя 11 ведущих специалистов – профессионалов по различным творческим направлениям, в т.ч. и в системе профессионального образования.

 

 

Взаимодействие с родителями

Успех любого ученика зависит от личного трудолюбия и  большинство выдающихся музыкантов состоялись благодаря контролю своих родителей.

Поэтому включение родителей одарённых детей в образовательно-воспитательную  систему необходимо,  поскольку родитель в современной педагогике  рассматривается как главная движущая сила в повышении мотивации талантливых детей к обучению и профессиональному самоопределению.

 

Взаимодействие с ВХО

Немаловажно и то, что вместе с сольным исполнением, набирает популярность и массового хорового творчества. Ульяновская область активно сохраняет, развивает и популяризирует хоровое искусство.  Сводный тысячный хор, созданный одним из первых в стране, яркий тому пример. Кроме этого, в регионе проводятся масштабные мероприятия, направленные на  повышение исполнительского мастерства детских хоровых коллективов, пропаганды классической и современной хоровой музыки, развития искусства хорового пения, выявления талантливых хоровых коллективов и хоровых дирижёров.

 

Проблемное поле.

Безопасность

В целях антитеррористической безопасности школы искусств осуществляют мероприятия по охране объектов. Но следует усилить работу в этом направлении.

В 35 детских школ искусств имеется тревожная кнопка сигнализации с выводом сигнала в органы МВД.

В  12 ДШИ планируют установить тревожную кнопку до 2018 г. (Вешкаймский район: Вешкаймская ДШИ; Инзенский район: Глотовская ДШИ; Майнская ДШИ им Кашперова; Мелекесский район: Зерносовхозская ДШИ; Николаевский район: Канадейская ДШИ;  ДШИ Павловского района; Радищевский район: Радищевская ДШИ, ДШИ №2 р. Октябрьский;  ДШИ Старокулаткинского района; Чердаклинский район: ДШИ п. Октябрьский, Цильнинская ДШИ Новомалыклинская ДШИ),

6 ДШИ не планируют установку (Сурская ДШИ, ДШИ п.Окт Радищевского района, Старомайнская ДШИ, Новоспасская ДШИ, Мелекесский район: Мулловская ДШИ).

         Кроме этого,  в 48 образовательном учреждении сферы культуры имеется антитеррористический паспорт.

         5 образовательных организаций (Мелекесский район: Зерносовхозская ДШИ, Рязановская ДШИ; ДШИ Павловского района; Цильнинский район: Цильнинская ДШИ; Ульяновский район: Ишеевская ДШИ,) планируют оформить антитеррористический паспорт до 2017 г.

         Сегодня местные власти оставляют без внимания Детские школы искусств при подготовке образовательных учреждений к учебному году. Прошу при подготовке учреждений к новому учебному году учесть это.

 

 

Охват детей дополнительным образованием

Несмотря на увеличение общего контингента обучающихся в ДШИ, выражаю обеспокоенность невысокой активностью некоторых Детских школ искусств по привлечению к обучению в ДШИ (приложение 7). Хочу обратить внимание руководителей ДШИ МО Инзенский район, Тереньгульский район, Новомалыклинский район. Процент охвата детей обучением в ДШИ остается низким. Решением данной проблемы может послужить открытие на базе СОШ внешних классов. И в этом случае можно ориентироваться на опыт Майнской ДШИ и ДШИ п. Октябрьский Чердаклинского района.

На данный момент  в регионе в 16 ДШИ имеется 59 внешних классов на базе 37 учреждений (СОШ) где обучается 926 детей.

 

Обеспечение оборудованным транспортом

Большой проблемой для коллективов детских школ искусств является выезд на конкурсы, фестивали, выставки за пределы своего муниципального образования. Существуют жесткие требования к организованным перевозкам групп детей при организации туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий.

Автобусы, используемые для осуществления перевозок групп обучающихся, должны соответствовать:

ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей";

требованиям Правил организованной перевозки групп детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 "Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами".

В документах говорится, что для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Детские школы искусств не имеют возможности приобретать автобусы, соответственно, лишаются возможности выезжать и принимать участие в важных для профессионального роста детей мероприятиях.

 

О внедрении ГИС «Контингент» в детских школах искусств Ульяновской области

По состоянию на 05.04.201 заключены договора о внедрении ГИС «Контингент» в 36 ДШИ. В 17 ДШИ договора не заключены (приложение 8). Прошу обратить внимание Глав МО Ульяновской области.