О проекте плана деятельности Правительства Ульяновской области на 2013 - 2018 годы, в части реализации ИОГВ и ОМСУ Ульяновской области Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направления совершенствования системы государственного управления» (тезисы выступления О.В. Асмуса)

вопрос 3

Согласно данному Указу Президента развитие процедуры оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации будет обязательным с 2014 года, а в отношении органов местного самоуправления - начиная с 2015 года.

1. Публичное обсуждение достижения показателей и задач, определённых в Указе, информационное освещение реализации Указа за 8 месяцев 2013 года и план на 2 полугодие 2013 года. 

ОРВ уже внедряется на территории Ульяновской области с конца 2011 года. Наша область вошла в число «пилотных» регионов России, которые проводят ОРВ проектов нормативных правовых актов. Задача по внедрению ОРВ на уровень субъекта Ульяновской областью достигнута: мы идём в опережение сроков, установленных Указом.

Процедура ОРВ является регламентированной и позволяет оценить возможные последствия принятия регулирующих решений, рассмотреть максимально широкий спектр возможных решений проблемы и выбрать наиболее эффективный из них, а также оценить возможные затраты и выгоды как со стороны бизнеса, так и бюджетов всех уровней и населения. Важным элементом процедуры ОРВ является проведение публичных консультаций, в ходе которых достигается баланс интересов государства, общества и бизнеса.

В этой связи важным моментов является информирование населения об оценке регулирующего воздействия. С этой целью Министерством экономики и планирования Ульяновской области осуществляется ряд мероприятий:

Во-первых, на сайте Министерства проводятся публичные консультации на проекты нормативных правовых актов и законопроекты. За 8 месяцев 2013 года Министерством было проведено 10 публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов Ульяновской области и 7 - по законопроектам Ульяновкой области, что составило 67% от числа проектов нормативных правовых актов и законопроектов Ульяновкой области, по которым были подготовлены заключения (по 33% проведение ПК не требовалось). Результаты проведения публичных консультаций учитываются при подготовке заключений. Подготовленные заключения также размещаются на сайте Министерства и являются общедоступными.

Во-вторых, осуществляется информирование населения о результатах проделанной работы и развитии ОРВ в Ульяновской области:

1) размещаются информационные материалы в газетах. За 1-ое полугодие в СМИ было размещено 5 информационных материалов по оценке регулирующего воздействия:

- о внедрении и развитии процедуры ОРВ в Ульяновской области;

- о необходимости дальнейшего ограничения розничной продажи алкогольной продукции;

- о целесообразности принятия закона об органическом продукте в Ульяновской области;

- о программе поддержки работников бюджетных учреждений, разработанной ОАО «УОКИС»;

- о действующих механизмах кредитования и поведенческой модели потребителей.

2) проведены встречи с Молодежным Правительством Ульяновской области, студентами факультета управления Института экономики и бизнеса УлГУ, студентами и сотрудниками УВАУ ГА (И). На ряде конкретных примеров была продемонстрирована экономическая эффективность внедрения данной процедуры в процессы государственного регулирования. На встречах было задано множество вопросов и высказаны предложения об участии студентов в отдельных этапах ОРВ. Кроме того, студенты ВУЗов привлекаются на преддипломную и производственную практику в Министерство экономики и планирования области, в рамках которой изучается опыт работы Министерства в данном направлении.

3) на сайте Министерства экономики и планирования области постоянно размещается информация об оценке регулирующего воздействия на территории Ульяновской области:

- действующая нормативная правовая база по ОРВ, а также проекты НПА в сфере ОРВ,

- о внедрении процедуры ОРВ в муниципальных образованиях Ульяновской области,

- об итогах работы Министерства в сфере ОРВ;

- об оценке опыта работы Министерства на федеральном уровне (последняя информация о том, что опыт работы Министерства сфере ОРВ вошёл в «Библиотеку региональных практик ОРВ», которая размещена на сайте Центра ОРВ Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва),

- опросы мнения населения (изучение отношения жителей г. Ульяновска к микрофинансовым организациям).

Кроме того, Министерство экономики и планирования Ульяновской области проводит и принимает участие в мероприятиях направленных на развитие процедуры ОРВ в Ульяновской области, которые также освещаются на сайте Министерства:

1) 21 марта проведено Заседание Консультативного Совета по ОРВ при Министерстве экономики и планирования Ульяновской области. В рамках заседания рассмотрены итоги работы Министерства по развитию ОРВ на территории Ульяновской области в 2012 году и озвучены задачи на 2013 год; обсужден вопрос по участию представителей предпринимательского сообщества в публичных консультациях по проектам нормативных правовых актов Ульяновской области.

2) в конце марта принято участие в Заседании рабочей группы по вопросам взаимодействия с субъектами Российской Федерации при Консультативном совете по оценке регулирующего воздействия при Минэкономразвития России. На заседании Заместителем Министра был представлен опыт Ульяновской области по проведению ОРВ и подготовки заключений на проекты нормативных правовых актов и опыт внедрения процедуры ОРВ на муниципальном уровне. Опыт работы Ульяновской области был высоко оценен Департаментом ОРВ Минэкономразвития России.

3) проведена разъяснительная работа с муниципальными образованиями Ульяновской области по вопросам внедрения оценки регулирующего воздействия:

- в апреле проведено расширенное совещание с представителями муниципальных образований Ульяновской области по вопросам развития института ОРВ на муниципальном уровне. На совещании определены перспективы внедрения ОРВ и сроки утверждения «пилотными» муниципальными образованиями нормативной правовой базы по ОРВ.

- в июне состоялась встреча с представителями администрации муниципального образования «г. Димитровград» и «г. Новоульяновск», на которой проведены разъяснения по оценке регулирующего воздействия (цели, задачи, перспективы развития на федеральном и региональном уровне). По результатам проведенной встречи муниципальное образование «г. Димитровград» вошло в число «пилотных» муниципальных образований Ульяновской области.

4) 9 июня принято участие в Российско-Германской конференции, на которой в рамках круглых столов освещена тема: «Инновационное развитие в муниципалитете – инструменты повышения качества взаимодействия власти и общества» (ОРВ рассмотрена как один из основных инструментов).

5) 24 июля принято участие в видео-конференции Минэкономразвития России с представителями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В ходе конференции были рассмотрены вопросы развития института оценки регулирующего воздействия в Ульяновской области, озвучены вопросы от региона по законодательному закреплению процедуры ОРВ и другие актуальные вопросы в данной сфере.

Во 2-ом полугодии Министерством экономики и планирования Ульяновской области будет продолжена работа по информационному сопровождению развития оценки регулирующего воздействия в Ульяновской области. Планируется:

- проведение публичных консультаций на сайте Министерства;

- проведение встреч с населением Ульяновской области, с целью проведения разъяснительной работы по процедуре ОРВ;

- освещение итогов проведения ОРВ по наиболее значимым проектам нормативных правовых актов Ульяновской области и законопроектам Ульяновкой области в СМИ;

- информационное сопровождение развития процедуры ОРВ в Ульяновской области и муниципальных образованиях в СМИ, на сайте Министерства.

 

2. Принимаемые меры по достижению показателя/задачи: правовые, организационные, кадровые.

Как уже говорилось, внедрение процедуры ОРВ в Ульяновской области началось в 2011 году и к настоящему времени проделана значительная работа по развитию данной процедуры на территории региона:

1. Разработана вся необходимая правовая база для проведения ОРВ

В апреле 2013 года было принято постановление Правительства Ульяновской области «О проведении экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности», которое завершило пилотный цикл по разработке нормативной правовой базы в сфере ОРВ.

2. Построена система взаимоотношений с бизнес – сообществом по проведению публичных консультаций.

3. Проведена работа по обучению процедуре ОРВ

- Декабрь 2011 г. - сотрудники Министерства экономики и планирования приняли участие в работе конференции «Теория и практика оценки регулирующего воздействия», проходившем в Высшей школе государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова.

- В течение 2012 – 2013 гг. Министерством экономики и планирования Ульяновской области были организованы образовательные семинары по ОРВ для представителей бизнес - сообществ Ульяновской области, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, муниципальных образований Ульяновской области, представителей общественности.

4. Осуществляется практическая деятельность по подготовке заключений по ОРВ.

Начиная с января 2013 года на оценку поступило 85 проектов актов, углубленная оценка регулирующего воздействия проведена по 34 проектам нормативных правовых актов, из которых 28 актов получили положительное заключение (в том числе – положительное при условии устранения замечаний), 6 – получили отрицательное заключение.

В результате ОРВ в проектах НПА, поступивших на оценку:

- устранены нечёткие формулировки и положения НПА;

- выявлены и исключены положения, вводящие избыточные издержки для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

- отклонены проекты НПА, вводящие необоснованные и избыточные издержки для субъектов предпринимательской деятельности;

- выявлены риски возникновения необоснованных расходов областного бюджета Ульяновской области.

Проведённая работа позволила повысить качество принимаемых регулирующих решений.

 

3. План деятельности Правительства Ульяновской области на 2013-2018 годы (дорожная карта) по достижению показателей и задач, определённых в Указе с указанием фактически достигнутых в 2013 году и планируемых к достижению до конца 2013 года.

 

Дорожная карта по реализации задач по внедрению ОРВ не разрабатывалась, т.к. процедура ОРВ была внедрена на территории области в конце 2011 года, т.е. ещё до издания Указа.

Однако озвучу основные направления развития процедуры ОРВ во втором полугодии 2013 года и последующие годы.

Основной задачей, стоящей перед Министерством экономики и планирования по развитию ОРВ во 2-м полугодии 2013 года является законодательное закрепление данной процедуры в соответствии с принятым 2 июля 2013 года ФЗ №176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» и внедрение ОРВ на муниципальный уровень.

Проект областного Закона по ОРВ разработан и направлен в ГПД Правительства области на правовую экспертизу.

Согласно ФЗ №176-ФЗ сроки внедрения ОРВ на местном уровне следующие:

1) в отношении муниципального образования «город Ульяновск» - с 1 января 2015 года;

2) в отношении городских округов и муниципальных районов Ульяновской области - с 1 января 2016 года;

3) в отношении городских и сельских поселений Ульяновской области - с 1 января 2017 года.

В целях планомерной реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 и Федерального закона №176-ФЗ от 02.07.2013 Министерство экономики и планирования Ульяновской области, начиная с 2013 года, осуществляет внедрение ОРВ в муниципальных образованиях Ульяновской области в пилотном режиме.

В настоящее время, в число пилотных вошли 5 муниципальных образований: «город Ульяновск», «Барышский район», «Карсунский район», «Чердаклинский район» и «г. Димитровград». В 2014 году планируется внедрение процедуры ОРВ в муниципальном образовании «Базарнозысганский район» (2-ой квартал 2014 года), «Ульяновский район» (2-ой квартал 2014 года), «г.Новоульяновск» (1-ый квартал 2014 года). Остальные муниципальные образования области будут присоединяться к пилотным вплоть до 01.01.2017 года, исходя из кадровых и организационных возможностей для внедрения ОРВ.

Наши планы по внедрению ОРВ в МО, чтобы процесс шёл постепенно:

- 2015 год: 24 МО (21 муниц. район и 3 гор.округа);

- к 2016 году: 55 МО (21 мун.р-н, 3 гор.окр., 31 гор.поселение);

- к 2017 году: 167 МО, т.е. повсеместное внедрение процедуры.

На текущий момент в пилотных муниципальных образованиях Ульяновской области достигнуты следующие результаты:

1. В пяти муниципальных образованиях определён орган, уполномоченный на подготовку заключений по ОРВ. В настоящее время в муниципальном образовании г. Ульяновск в качестве эксперимента реализуется схема проведения ОРВ, в которой действует модератор, на которого возложены обязанности по внедрению процедуры ОРВ и структуры, участвующие в публичных консультациях на проекты региональных НПА. В ближайшее время должно быть утверждено постановление администрации г.Ульяновска, в котором в качестве уполномоченного органа определено Управление по экономике, стратегическому планированию и инвестициям администрации г. Ульяновска на подготовку заключения об ОРВ проектов актов.

2. В четырёх муниципальных образованиях утверждены положения о проведении ОРВ. В муниципальном образовании (г. Ульяновск), из-за длительности определения схемы проведения ОРВ, положение об ОРВ находится на этапе согласования и должно быть утверждено до конца 2013 года.

В соответствии с положениями о проведении ОРВ сферами государственного регулирования, для которых предусмотрено проведение оценки регулирующего воздействия, выбраны:

- регулирование отношений в области муниципальных целевых программ в части инвестиционной деятельности;

- регулирования инвестиционной деятельности и установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской деятельности;

-осуществления муниципального контроля;

-установления требований для целей допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению предпринимательской и иной деятельности;

- порядок формирования и утверждения муниципальных целевых программ.

3. В 2-х муниципальных образованиях («Барышский район» и «Карсунский район») приняты Порядки (стандарты) проведения публичных консультаций при проведении ОРВ. Также на сайтах данных муниципальных образований созданы разделы для проведения публичного обсуждения муниципальных нормативных правовых актов.

При этом следует отметить, что в большинстве муниципальных образований уже образованы коллегиальные (совещательные) органы. В МО «Барышский район» и «Карсунский район» созданы Консультативные советы по ОРВ. В муниципальном образовании «город Ульяновск» вопросы ОРВ рассматриваются на заседании Коллегии администрации.

4. В целях повышения эффективности проводимой администрацией муниципального образования «Барышский район» оценки регулирующего воздействия действующих муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, в июне 2013 года заключено Соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия с организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества. Остальные пилотные муниципальные образования планируют заключить подобные соглашения в течение года.

При этом в Карсунском районе взаимодействие с представителями предпринимательского сообщества закреплено и будет осуществляться в рамках Консультативного совета.

Нормативная база для проведения ОРВ в муниципальных образованиях разработана, в настоящий момент начата практическая деятельность по подготовке заключений на проекты муниципальных нормативных правовых актов. МО «Карсунский район» планирует провести ОРВ проекта стратегического плана развития инвестиционной и предпринимательской деятельности на 2014-2016 годы (в третьем квартале 2013 г), МО «г. Димитровград» планирует провести ОРВ муниципальной программы поддержки предпринимателей. В рамках проведенного мониторинга планов разработки муниципальных нормативных правовых актов структурных подразделений администраций муниципальных образований определено, что в 2013 году будет проведено ОРВ 1-2 муниципальных нормативных правовых акта (в каждом муниципальном образовании).

Проведение экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов в настоящий момент осуществляется администрацией муниципального образования «Барышский район» (ведется работа по проведению экспертизы Постановления администрации МО «Барышский район» от 20.08.2010г. № 898-А «Об утверждении Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Барышского района на открытие собственного дела» (с учётом изменений от 06.05.2013). Срок проведения публичной консультации с 02.09.2013г. по 26.09.2013г (информация размещена на сайте МО «Барышский район»).

По итогам проведенного опроса представителей муниципальных образований и анализа ситуации по внедрению ОРВ в пилотных муниципальных образованиях можно отметить главные сдерживающие факторы внедрения ОРВ:

1) отсутствие свободных штатных единиц в структурах, ответственных за проведение ОРВ (к примеру, в муниципальном образовании «Карсунский район», структурным подразделением, ответственным за внедрение института ОРВ, является отдел по инвестициям, развитию промышленности, предпринимательству, экономическому мониторингу и труда администрации муниципального образования «Карсунский район»; штатная численность отдела – 4 сотрудника (начальник отдела и 3 специалиста));

2) отсутствие практики проведения ОРВ.

Также муниципальные образования высказали желание пройти обучение, направленное на рассмотрение наиболее проблемных вопросов по внедрению института оценки регулирующего воздействия Пути решения:

1) Увеличение кадровой численности работников структурных подразделений администраций муниципальных образований, ответственных за внедрение и проведение ОРВ; перераспределение должностных обязанностей в структурных подразделениях.

2) Обучение муниципальных служащих процедуре ОРВ, разработка методических рекомендаций, совместное решение возникших проблем в процессе внедрения ОРВ.

В целях более плодотворного сотрудничества и скоординированности мероприятий по внедрению ОРВ на местном уровне во второй половине апреля текущего года были подписаны Соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия между Министерством экономики и планирования Ульяновской области и администрациями муниципальных образований «Карсунский район», «Барышский район», «Чердаклинский район», «город Ульяновск» и «город Димитровград».

Кроме того, в текущем году Министерством экономики и планирования Ульяновской области для развития процедуры ОРВ в муниципальных образованиях планируется:

1) Провести ряд образовательных и координирующих мероприятий;

(уже состоялись: 12 марта 2013 года - расширенное совещание с муниципальными образованиями области по вопросу внедрения ОРВ на местном уровне; 25 апреля 2013 года - встреча сотрудников Министерства экономики и планирования Ульяновской области с представителями администрации муниципального образования «город Ульяновск» и Ульяновской Городской Думы по вопросу порядка проведения ОРВ; 06.06.2013 - проведена встреча с представителями администрации муниципального образования «г. Димитровград» и "г. Новоульяновск" ).

2) Привлечь муниципальные образования Ульяновской области к участию в публичных консультациях на проекты нормативных правовых актов Правительства Ульяновской области и законопроекты Ульяновской области;

(соответствующие письма – предложения направлены в МО, сформирована контактная база МО, желающих принимать участие в публичных консультациях, часть МО уже принимает участие в публичных консультациях);

3) Разработать методические рекомендации по внедрению процедуры и порядка проведения ОРВ в муниципальных образованиях Ульяновской области;

(планируется разработать для всех МО во 2-м полугодии 2013 года)

4) Провести совместно с уполномоченными структурными подразделениями администраций муниципальных образований экспертизу проектов муниципальных нормативных правовых актов в рамках определенных сфер.

 

 

Министр                                                                       О.В.Асмус