Информационная справка к заседанию Президиума Губернаторского совета на тему «Актуальные вопросы муниципальных образований Ульяновской области» 18.08.2010

 Введение

В соответствии с планом работы Губернаторского совета и его рабочих органов  по итогам проведения консультаций с главами администраций муниципальных образований Ульяновской области был определён круг  актуальных вопросов муниципальных образований, подлежащих незамедлительному рассмотрению в рамках Президиума Губернаторского совета области.

К числу данных вопросов отнесены следующие:

- проблемы, связанные с получением  положительных экспертных заключений органов государственного пожарного надзора для лицензирования образовательных учреждений;

- определение механизма создания и функционирования единой дежурно-диспетчерской службы на территории муниципального образования;

Указанные вопросы затрагивают большинство муниципальных образований Ульяновской области и являются системообразующими в сфере организации решения вопросов местного значения.

Для проработки вышеуказанных вопросов было создано две рабочих группы, которыми в течение июля – августа текущего года были проработаны механизмы и алгоритмы решения проблемных вопросов по своему направлению.  В заседаниях рабочих групп принимали участие представители органов местного самоуправления муниципальных образований, исполнительных органов федерального и регионального уровня, а также представители общественности.

В целом по итогам деятельности рабочих групп в рамках каждого из вышеуказанных проблемных вопросов были определены ключевые позиции, позволяющие выработать конкретные меры для решения вопросов.

 

1. Проблемы лицензирования образовательных учреждений в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Основной комплекс проблем в сфере лицензирования образовательных учреждений концентрируется в части представления заключений надзорных органов.

Так в соответствии с  «Положением о лицензировании образовательной деятельности», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. №277 для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности её соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Практическая деятельность государственного пожарного надзора основывается на «Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 и устанавливающих требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Также основополагающими в данной сфере являются Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», нормы пожарной безопасности по различным сферам.

         В целом основными препятствиями для успешного завершения процесса лицензирования указанных учреждений является несоответствие помещений законодательно установленным нормативам. Отчасти это связано с тем, что большинство образовательных учреждений расположено в старых зданиях, которые довольно сложно привести в полное соответствие со всеми требованиями, отчасти – с недостаточностью средств местных бюджетов, как это, например, происходит с установкой систем автоматического оповещения о пожарах.

Подобные вопросы были рассмотрены на примере Новоспасского района, где для устранения замечаний в части пожарной безопасности необходима полная перестройка зданий построенных в 60-ых, 70-ых годах из-за несоответствия ширины дверных и лестничных пролётов современным нормативам.

Вместе с тем, решение данного вопроса регулируется в рамках Приказа МЧС Российской Федерации от 16 марта 2007 г. № 141 «Об утверждении инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности».

Данная инструкция определяет порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности проводится по конкретному объекту в обоснованных случаях при наличии дополнительных требований пожарной безопасности, не установленных нормативными документами и отражающих специфику противопожарной защиты конкретного объекта, и осуществляется органами государственного пожарного надзора (ГПН). Дополнительные требования пожарной безопасности, не установленные нормативными документами и отражающие специфику противопожарной защиты конкретного объекта, могут разрабатываться юридическими и физическими лицами и оформляются в виде технических условий.

Выполнение положений технических условий должно обеспечивать уровень обеспечения пожарной безопасности людей, установленный Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

На основании Приказа МЧС Российской Федерации №141 был определён алгоритм действий решения проблемных вопросов выполнения образовательными учреждениями требований Государственного пожарного надзора.

Данный алгоритм заключается в следующем:

1. Комиссионное обследование образовательных учреждений, имеющих отрицательное заключение Государственного пожарного надзора (ГПН).

2. Определение комплекса «компенсирующих мероприятий», которые возможно провести в краткие сроки для снижения уровня пожарной опасности.

3. Проведение консультаций с нормативно-техническим отделом Управления ГПН с уточнением перечня необходимых «компенсирующих мероприятий».

4.  Внесение предложений по проведению «компенсирующих мероприятий» на рассмотрение «Нормативно-технического совета ГПН», по итогам которого принимается официальное решение о согласовании проведения «компенсирующих мероприятий» и откладывании действия предписаний инспекции ГПН на определённый срок.

5. Проведение руководством образовательных учреждений согласованных «компенсирующих мероприятий».

6. Представление руководством образовательных учреждений в инспекцию ГПН информации о выполнении согласованных «компенсирующих мероприятий».

По результатам вышеуказанных действий инспекцией ГПН будет вынесено положительное заключение, позволяющее провести лицензирование деятельности образовательного учреждения.

В целях практической отработки данного алгоритма действий   05 и 06 августа 2010 года комиссионно проведено два мероприятия в соответствии с данным алгоритмом в наиболее проблемных муниципальных районах (Новоспасский и Тереньгульский районы).

В состав комиссионной группы были включены представители Управления ГПН, Министерства образования, Комитета по надзору и контролю в сфере образования, Совета муниципальных образований Ульяновской области.

05 августа в Новоспасском районе были осмотрены два детских дошкольных учреждения, построенные в 1965 году, предложены компенсирующие мероприятия. Администрация района должна представить  проектно-сметную документацию и соответствующие СНиПы для окончательного решения  вопроса. 

 

Выписка из протокола комиссионного обследования образовательных учреждений Новоспасского района (модель решения вопроса)

В ходе выездного заседания  комиссии обследовано детское дошкольное учреждение № 5, дата постройки - 1968 год, имеется проект, назначение здания – детское дошкольное учреждение.

К руководству учреждения инспектором госпожнадзора выдвинуты следующие требования:

Устранить :

1. Несоответствие ширины дверных проемов нормам, предусмотренным в  Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности маршей (далее – Регламент) (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).

2. Несоответствие ширины лестничных маршей нормам, предусмотренным в  Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).

         В соответствии со ст. 4  Закона 123-ФЗ  данные требования  распространяются на вновь строящиеся объекты,  за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона 123-ФЗ.

По мнению комиссии в вышеуказанном случае  возможны два пути решения проблемы:

1. Учреждению, совместно с инспектором госпожнадзора,  необходимо провести обследование фактического состояния зданий  на предмет соответствия их:

- назначению использования здания  по проекту, 

- СНиП года постройки здания.

В случае, если все показатели соответствуют друг другу то компенсирующие мероприятия не проводятся.

В случае, если имеются разночтения в показателях, и нет возможности изменить конструкцию здания, то учреждение имеет право провести компенсирующие мероприятия, например такие как:

- изменение типа системы оповещения в сторону увеличения,

- увеличение количества первичных средств пожаротушения,

- расчет пожарного риска и др.

Для чего  учреждению  необходимо оформить технические условия и обратиться в нормативно-технический совет ГПН в рамках  Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 марта 2007 г. № 141 «Об утверждении инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности».

 

06 августа в Тереньгульском районе осмотрены два детских дошкольных учреждения (с. Ясашная Ташла и с. Скугареевка). Оба здания приспособлены к осуществлению деятельности.

В с. Скугареевка  здание детского дома деревянной постройки 1923 г, в с.  Ясашная Ташла здание детского сада деревянной постройки построено до 1917 года.

В с. Скугареевка проблемные вопросы следующего типа – ширина дверных проёмов не соответствует техническому регламенту, совмещённость детского сада с жилым помещением, отсутствие сигнализации на чердаке. Осмотрены оба здания.

Представителем ГПН по Ульяновской области даны рекомендации по компенсирующим мероприятиям:

- необходимо изолировать совмещённую стену с жилым помещением, потолок, перекрытия путём проложением стекловолокна. Обшить  утеплителем из огнеупорной минераловаты и двойными листами ГВЛ, произвести  расчёт риска, установить систему  оповещения второго типа.

При осмотре помещения присутствовали  глава администрации Тереньгульского района В.М. Дергунов, члены комиссии, заместитель главы по социальным вопросам Петрова, начальник  отдела образования, главы поселений, директора детских садов.

В Ясашной Ташле необходимо установить систему оповещения второго типа, произвести расчёт риска.

Всего на настоящий момент 16 образовательных учреждений не может получить лицензию на образовательную деятельность в связи с отрицательным заключением Государственного пожарного надзора – Новоспасский район (9 учреждений), Вешкаймский район (4 учреждения), Тереньгульский район (2 учреждения), Сурский район (1 учреждение). Практически во всех муниципальных образованиях имеются проблемы с приемом учреждений к началу нового учебного года.

Таким образом, во всех вышеуказанных районах необходимо в кратчайшие сроки провести мероприятия в соответствии с алгоритмом по определению и согласованию компенсирующих мероприятий.  

       Между тем следует отметить, что не во всех учреждения социальной сферы принята и направлена в уполномоченные органы декларация пожарной безопасности. Декларирование пожарной безопасности – это абсолютно новый принцип обеспечения пожарной безопасности, введенный с 1 июля 2009 г. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. « 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Пожарная декларация (Декларация пожарной безопасности) – это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. Декларация пожарной безопасности должна быть предоставлена до ввода объекта защиты в эксплуатацию.

Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, декларация пожарной безопасности предоставляется в МЧС России не позднее 01 мая 2010 года.

Декларация пожарной безопасности предусматривает:
1. Оценку пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты (если проводится расчет риска);


- к декларации пожарной безопасности прилагаются расчеты по оценке пожарного риска (заключение экспертной организации), указываются расчетные значения уровня пожарного риска и допустимые значения уровня пожарного риска. А также комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого уровня пожарного риска.


2. Оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара);


- заполняется самостоятельно, исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документов страхования;


3. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты.


Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.


В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения:
- регистрационный номер декларации и дата его присвоения;
- полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;


- функциональное назначение объекта защиты;


- фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;
- полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;


- наличие дополнений к декларации

 

Таким образом, необходимо в кратчайшие сроки  обеспечить составление и подачу в отделение МЧС деклараций пожарной безопасности по объектам социальной сферы подведомственным органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

В результате работы рабочей группы выработан алгоритм решения проблемы получения экспертиз, необходимых для своевременного лицензирования образовательных учреждений и приема образовательных учреждений к началу нового учебного года.

 

 

2. Создание Единой дежурно-диспетчерской службы

На сегодняшний день задачи организации надлежащего функционирования систем инженерной инфраструктуры, необходимых для жизнеобеспечения населения муниципальных образований, а также оперативного реагирования на возникновение чрезвычайных происшествий является одним из наиболее важных вопросов для органов власти всех уровней.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится  участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также защита населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

         Решением данного вопроса может стать создание единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) на уровне муниципального образования (предположительно районного уровня для обеспечения оперативных связей между соответствующими организациями и предприятиями, занимающимися вопросами обеспечения работы инженерных систем).

         ЕДДС в муниципальных образованиях Ульяновской области создаётся с целью повышения готовности администрации и служб к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств районных (городских) служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

ЕДДС  муниципальных образований Ульяновской области является органом повседневного управления звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС  муниципального уровня.

Нормативное правовое обеспечение  единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС  на федеральном уровне включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба».

На региональном уровне дополнительно принято Постановление Правительства Ульяновской области от 12.10.2005 N 160 «Об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (вместе с "Положением об областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", "Перечнем сил постоянной готовности областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", "Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области"). Кроме того было издано распоряжение Правительства Ульяновской области от 09.06.2010 №374-пр «О создании единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Ульяновской области».

В соответствии с вышеуказанными нормативными документами практически во всех  муниципальных образованиях области сформированы и функционируют единые дежурно-диспетчерские службы. Исключение здесь составляют г.Новоульяновск, Сенгилеевский и Майнский районы.

В г.Новоульяновск создана только отдельная диспетчерская служба при МУП «Дирекция УЭМХ».

В Сенгилеевском районе вопрос о создании ЕДДС выносился на рассмотрении  Совета депутатов МО «Сенгилеевский район»  21.07.2010 года, однако ввиду отсутствия финансовых средств в бюджете района и большой кредиторской задолженности, принято решение  перенести рассмотрение решения вопроса на очередном заседании Совета депутатов МО «Сенгилеевский район» ориентировочно 25.08.2010 года.

В Майнском районе принято постановление о создании ЕДДС, но затягивается вопрос по укомплектованию штата дежурной службы.

В большинстве муниципальных образований данные службы организованы на базе пожарных частей. В частности в Вешкаймском районе деятельность ЕДДС организована на базе ПЧ-31, для этого за счёт средств муниципалитетов в пожарной части установлено соответствующее оборудование и оргтехника, предусмотрены средства в бюджете в размере 246 тыс.руб. на выплату заработной платы дежурным диспетчерам. Аналогичная ситуация в Базарносызганском, Карсунском, Новомалыклинском, Тереньгульском районах.

 

ЕДДС муниципальных образований функционирует круглосуточно и при этом должна:

- немедленно приступить к экстренным действиям по оповещению и информированию ДДС и координации их усилий по предотвращению и (или) ликвидации ЧС после получения необходимых данных;

- самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС муниципального образования по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях.

ЕДДС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.

Кроме того, работу такой диспетчерской службы также необходимо организовать в тесном сотрудничестве с органами МЧС для обеспечения оперативного реагирования и в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В данном случае единая диспетчерская служба будет играть роль не только координирующего органа, но и дополнительного информационного центра, имеющего непосредственную связь с населением муниципального образования.

Пример организации Единой дежурной диспетчерской службы в муниципальном образовании «город Димитровград»:

По информации муниципальных образований, во многих муниципальных образованиях  на следующий год предусматриваются средства на создание учреждений единых диспетчерских служб.

В целом процесс формирования ЕДДС в муниципальных образованиях  идёт в установленном распоряжением Правительства области порядке. 

Однако, многие  муниципалитеты  отмечают недостаток финансовых средств в местных бюджетах на заработную плату диспетчеров и просят областной уровень оказать содействие в софинансировании этих расходов.

Основываясь на затратах  муниципального образования «город Ульяновск», в котором заработная плата  диспетчера составляет  чуть более 10,0 тыс. рублей, предварительные расчёты  по фонду заработной платы диспетчеров во всех муниципальных образованиях, в т.ч. и г. Ульяновск, составили   более 19,0 млн. рублей.

Содействие органам местного самоуправления по данному направлению будет являться пересмотр норматива на содержание органов местного самоуправления в 2011 году, причём главам местных администраций необходимо своевременно представить расчёты затрат на содержание органов местного самоуправления в 2011 года, с учётом расходов на содержание диспетчеров Единой  дежурной диспетчерской службы.

Также считаем целесообразным департаменту общественной безопасности Правительства Ульяновской области совместно с Главным управлением МЧС по Ульяновской области оказать методическую и организационную помощь органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в решении вопросов обустройства Единых дежурных диспетчерских служб в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предусмотреть в бюджете на 2011 год средства на приобретение необходимого оборудования для оборудования единых диспетчерских служб.