Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Правительства
Ульяновской области

____________В.Н.Разумков

_____  ___________ 2022 г.

 

 

РУКОВОДСТВО

по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций и государственного надзора
за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

 

  1. Введение

Руководствопо соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций(далее - руководство) разработано во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с целью разъяснения руководителям органов местного самоуправления, а так же организациям и индивидуальным предпринимателям(далее – организация) в доходчивой форме обязательных требований в области защиты населения и территорий отчрезвычайныхситуацийна территории Ульяновской области, содержащихся в следующих нормативных правовых актах:

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ);

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ);

Федеральный закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный закон от22.08.1995 №151-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(далее – Положение, утверждённое постановлением № 1485);

постановление Правительства Российской Федерацииот30.12.2003№ 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Положение, утверждённое постановлением № 794);

постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»(далее –Правила, утверждённые постановлением № 2451);

положение о системах оповещения населения, утверждённого приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365(далее – Положение о системах оповещения населения от 31.07.2020 № 578/365);

приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» 9далее – Порядок, утверждённый приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999);

приказ МЧС России 29.07.2020 № 565 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее – Инструкция,утверждённая приказом МЧС России от 29.07.2020 № 565);

постановление Правительства Ульяновской области от 27.03.2013 № 98-П «Об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

 

2. Обязательные требования в области защиты населения и территорийот чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области

 

2.1. Создание органов управления Ульяновской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

В соответствии с требованиями статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗи Положения, утверждённого постановлением № 794 органы управления Ульяновской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацийгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – УТП РСЧС) создаются на каждом уровне функционирования и включают в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневногоуправления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1)             Координационными органами УТП РСЧС являются:

на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований (далее – КЧС);

на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (далее – КЧС), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.Возглавляют КЧС руководители организаций или их заместители.

Основными задачами КЧС в соответствии с их компетенцией являются:

разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

координация деятельности органов управления и сил единой системы органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих уровнях единой системы;

обеспечение согласованности действий органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно- коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом;

рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

2) органы повседневного управления УТП РСЧС - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3) постоянно действующими органами управления УТП РСЧС являются:

на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

 

2.2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

1. Органы местного самоуправления самостоятельно(на основании требования пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ):

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

б) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ;

л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований;

п) устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.

2.Организации обязаны (в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, пунктами 13, 14, 18, 20, 23Положения, утверждённого постановлением № 794):

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

 

2.3. Подготовка населения и персонала в области защиты от чрезвычайных ситуаций

 

В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, пункта 18 Положения, утверждённого постановлением № 794,Положения, утверждённого постановлением № 1485органами местного самоуправления и организациями должна быть организована работа по подготовке населения и персонала в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем;

физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем;

физические лица, осваивающие основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования;

руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченные работники);

председатели КЧС федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в ходе проведения учений и тренировок по защите от чрезвычайных ситуаций (далее - учения и тренировки);

выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и

средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий в организации и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно- спасательных и других неотложных работ.

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:

для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, –инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы, самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях, участие в учениях и тренировках;

для физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, – проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;

для физических лиц, осваивающих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования,– проведение занятий в учебное время по соответствующим программам учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

для руководителей органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уполномоченных работников и председателей комиссий – проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получениедополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

руководители органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и указанных организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;

уполномоченные работники - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

 

2.4. Предоставление в установленном порядке информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещение работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

 

В соответствии с пунктом «з» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, пунктами 1-4 постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право получать, а организации, независимо от формы собственности, обязаны предоставлять сведения, об их деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организации обязаны предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Сбор информации и обмен ею в установленном порядке осуществляется в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оценки их последствий, информирования и своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, а это предполагает создание дежурно-диспетчерских служб для приёма информации и доведения её до руководящего состава или непосредственно до работников организаций с использованием технических средств связи и информирования, локальных или объектовых систем оповещения.

Организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация.

Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

2.5. Порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

В соответствии с пунктом «д» части 2 статьи 11 и пунктом «ж» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления и организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, регламентирован Методическими рекомендациями по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждёнными МЧС России 19.03.2021 №2-4-71-5-11.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления;

резервы материальных ресурсов организаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов определяются с учетом:

прогнозируемых видов, масштабов и характера чрезвычайных ситуаций;

предполагаемого объема работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого осуществляется устойчивое снабжение населения по нормам, установленным в чрезвычайных ситуациях;

природных, экономических и иных особенностей региона или объекта.

Ответственность за создание, накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию резервов материальных ресурсов возлагается на руководителей органов местного самоуправления и организаций.

Резервы материальных ресурсов создаются:

органами местного самоуправления Ульяновской области - для ликвидации чрезвычайных ситуациймуниципального характера, в том числе для организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуаций, включающего развертывание и содержание пунктов временного размещения населения, пунктов обогрева и питания; оснащения аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСНДР).Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Ульяновской области определяет порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Порядок), утверждает нормативным правовым актом номенклатуру и объемы резервов;

организациями - для ликвидации чрезвычайных ситуацийлокального характера, в том числе для защиты работников организации при чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований (при их наличии) (далее - НАСФ) для проведения АСДНР. Порядок создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуацийопределяется приказом руководителя организации.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов осуществляется за счет:

средств бюджетов муниципальных образований - резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления;

собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.

Резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок создания, использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно органами местного самоуправления, организациями.

 

2.6.Разработка планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области

 

В соответствии с подпунктом «о» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований

В соответствии с пунктом «д» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ организации должны обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании пункта 23 Положения, утверждённого постановлением № 794 организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

2.7.    Разработка планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктоворганизациями, осуществляющая деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукциина территории Ульяновской области

 

Правилами, утверждённые постановлением № 2451 для организаций, осуществляющим деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведённой из него продукции (далее – эксплуатирующая организация)определены:

требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации;

критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки,хранения,реализацииуглеводородногосырьяипроизведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана;

порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности организации, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку,хранение,реализациюуглеводородногосырьяипроизведенной из него продукции, к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

порядок оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых произошел разлив нефти нефтепродуктов, о факте разлива нефти и нефтепродуктов на территорииРоссийской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации;

порядок привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации.

 

2.8.     Создание нештатных аварийно-спасательных формирований

 

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований согласно приложению №1 Порядка, утверждённого приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999.

Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизация) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с приложением № 2 Порядка, утверждённого приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999.

 

2.9. Создание собственного аттестованного аварийно-спасательного формирования (подразделения)

 

Согласно пункта 2 статьи 7 Федерального Закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, создаются:

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации и аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

 

3. Ответственность за нарушение и невыполнение обязательныхтребованийв области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера

 

За нарушение обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерапредусмотрена административная ответственность:

1) частью 1 статьи 19.4 (неповиновение законному распоряжениюдолжностного лица органа, осуществляющего государственный надзор(контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);

2) частями 1, 18 и 19 статьи 19.5 (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на  осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль) КоАП РФ;

3) статьей 19.6 (непринятие мер по устранению причин и условий,способствовавших совершению административного правонарушения) КоАП
РФ;

4) статьей 19.7 (непредставление сведений информации) КоАП РФ.

 

4. Порядок досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

 

 Досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».  Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:

1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий

2) актов контрольных (надзорных) мероприятий

3) предписаний об устранении выявленных нарушений

4) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Порядок подачи жалобы. Жалоба подается в контрольный (надзорный) орган в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). Жалоба гражданина должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. Жалоба организации должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба может быть подана полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации».

Подача жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, на бумажном носителе непосредственно или почтовым отправлением.

Срок подачи жалобы. Жалоба на предписание может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения предписания. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

Содержание жалобы. Электронная форма для подачи жалобы доступна на Едином портал государственных и муниципальных услуг (функций). Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа. В течение 2 рабочих дней принимается решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа либо об отказе в приостановлении его исполнения.

 

5. Подача жалобы на нарушение моратория на проведение проверок, введённого постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

 

В рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности на портале Госуслуг с 9 апреля 2022 года предусмотрена возможность подачи жалобы на проверку, которая нарушает введенный ранее мораторий (постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336«Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Ссылку можно найти на главной странице сайта в разделе «Жалоба на решения контрольных органов», далее необходимо спуститься ниже на странице в раздел «Жалоба на нарушение моратория на проверки». После введения номера проверки остается заполнить несколько полей и отправить жалобу. Отметим, что это новая процедура и рассмотрение такой жалобы составляет всего 1 рабочий день. В случае выявления нарушения моратория проверки будут отменены.

 

 

 

Начальник управления по вопросам
общественной безопасности администрации
Губернатора Ульяновской области                                                      А.Е.Мурашов

 

Начальник департамента по вопросам гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной)
деятельности и профилактической работыв области
защиты населения и территорийот чрезвычайных
ситуаций управления по вопросамобщественной
безопасности администрации Губернатора
Ульяновской области                                                                                В.В.Земсков