Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области на 2023 год

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства
Ульяновской области

От 20 декабря 2022 г. № 669-пр

 

 

 

 

ПРОГРАММА

профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области на 2023 год

 

1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного надзора, текущее развитие профилактической деятельности,  характеристика проблем, на решение которых направлена Программа 

 

1.1.    Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)охраняемым законом ценностям по региональному государственному надзору
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области на 2023 год (далее – Программа) разработана в соответствии со статьёй 44 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 №990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям». 

1.2.    Программа направлена на информирование организаций и граждан (далее – контролируемые лица) о соблюдении обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее также – обязательные требования). 

1.3.    Срок исполнения мероприятий Программы – до 31 декабря 2023 года.  

1.4.    Ответственный за организацию проведения профилактических мероприятий, предусмотренных Программой, –начальник департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (далее– департамент). 

1.5.    Должностные лица, ответственные за исполнение профилактических мероприятий Программы,– начальник департамента, заместитель начальника департамента и ведущий консультант департамента. 

1.6.        Региональный государственный надзор в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области (далее также – региональный государственный надзор) осуществляется в соответствии с Положением о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области, утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 30.09.2021 №462-П «Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области». 

Исполнительным органом Ульяновской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, является Правительство Ульяновской области.Региональныйгосударственный надзор вправе осуществлять должностные лица департамента. 

Предметом регионального государственного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.7. В рамках проведения профилактических мероприятий в 2022 году разработаны и размещены в разделе «Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» официального сайта Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее –официальный сайт): 

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора);

переченьнормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

утверждённые проверочные листы (список контрольных вопросов), применяемые при осуществлении регионального государственного надзора, в формате, допускающем их использование для самообследования; 

программы профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий); 

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

руководство по соблюдению обязательных требований, установленных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;  

справочная информация об органе государственной власти, уполномоченном на осуществление регионального государственного надзора; нормативные правовые акты Ульяновской области, в соответствии с которыми осуществляется региональный государственный надзор;  

обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного надзора за 2022 год.

1.8. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее –Постановление № 336) в 2022 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ  «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не проводились.

Основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и внеплановых проверок, указанных в пункте3 Постановления № 336, не выявлялись. 

Профилактические мероприятия в виде консультирования, объявления предостережения и профилактических визитов не осуществлялись. 

1.9. Основная проблема, на решение которой направлена Программа,– формирование поведения контролируемых лиц, нацеленного на соблюдение обязательных требований.

 

2. Цели и задачи реализации Программы

 

2.1. Целями реализации Программы являются: 

1)         стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами; 

2)         устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 

3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

2.2. Задачами реализации Программы являются:

1)         выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;

2)         создание условий для добросовестного поведения контролируемых лиц в сфере соблюдения обязательных требований;

3) формирование единого понимания обязательных требований у должностных лиц департамента и контролируемых лиц;

4)      повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путём обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

 

3. Перечень профилактических мероприятий

 

3.1. При осуществлении регионального государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

3.2.        Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на официальном сайте, в средствах массовой информации, а также в иных формах. Размещённые сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются при их изменениях.

3.3.        Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора проводится ежегодно.

По итогам обобщения правоприменительной практики обеспечивается подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора. Проект доклада о правоприменительной практике подлежит публичному обсуждению на официальном сайте.

Доклад о правоприменительной практике утверждается Председателем Правительства Ульяновской области и ежегодно до 30 апреля текущего года размещается на официальном сайте.

3.4.Приналичии у департамента сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утверждённым индикаторам риска нарушения обязательных требований, департамент объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

3.5. Должностные лица департамента по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора.

3.6.Консультации предоставляются гражданам, являющимся контролируемыми лицами, руководителям, иным должностным лицам, уполномоченным представителям контролируемых лиц в устном или письменном виде.

3.7. Консультации предоставляются при личном обращении, посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи, при получении письменного запроса в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

3.8. Время консультирования при личном обращении устанавливается начальником департамента (не менее 4 часов в рабочую неделю), информация о времени консультирования размещается на стенде органа, осуществляющего региональный государственный надзор, в доступном для граждан месте, на официальном сайте.

3.9.        Консультирование граждан при личном обращении может осуществляться в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых гражданин уведомляется до начала консультирования.

3.10.    Гражданам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, предоставляется право на её получение в порядке очереди.

3.11.    Срок ожидания в очереди при личном обращении граждан не должен превышать 15 минут.

3.12.    Консультирование осуществляется должностными лицами департамента по следующим вопросам:

1)      организации и осуществления регионального государственного надзора;

2)      порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;

3)      соблюдения обязательных требований.

3.13. Письменное консультирование осуществляется должностными лицами департамента по следующим вопросам:

1)      организации и осуществления регионального государственного надзора;

2)      порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.

3.14. Письменное консультирование осуществляется должностными лицами департамента в следующих случаях:

1)      контролируемым лицом направлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;

2)      за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно.

3.15. В случае поступления в департамент 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте письменных разъяснений.

3.16.    В ходе личного приёма от граждан, обратившихся в Правительство Ульяновской области, могут быть получены письменные обращения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, которые подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

3.17.    Профилактический визит проводится должностным лицом департамента в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

3.18.    В ходе профилактического визита должностным лицом департамента может осуществляться консультирование контролируемого лица.

3.19.    План проведения профилактических мероприятий, сроки, периодичность и должностные лица департамента, ответственные за их проведение, отражены в приложении к настоящей Программе.

 

4. Показатели результативности и эффективности Программы

 

4.1.    Основным результатом реализации Программы является предупреждение нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Программа направлена на обеспечение максимально возможного уменьшения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение жизни и здоровья людей, снижения размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, минимизация ресурсных затрат всех участников контрольной (надзорной) деятельности за счёт дифференцирования случаев, в которых возможно направление контролируемым лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки.

4.2. В целях оценки результативности проводимых профилактических мероприятий используются следующие количественные и качественные показатели:

1)      количество проведённых профилактических мероприятий, считается общий показатель по типам проводимых профилактических мероприятий, в том числе предостережения (ожидается ежегодный рост указанного показателя);

2) доля лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель рассчитывается как процентное соотношение количества объектов надзора лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, к общему количеству объектов надзора);

3) количество проведённых контрольных (надзорных) мероприятий, в ходе которых были выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством (ожидается ежегодное снижение указанного показателя);

4) доля нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, от общего числа контрольных (надзорных) мероприятий, осуществлённых в отношении подконтрольных субъектов (показатель рассчитывается как процентное соотношение количества нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, к общему количеству проведённых контрольных (надзорных) мероприятий.

Результативность Программы определяется путём исполнения всех запланированных в данной Программе организационных и профилактических мероприятий.

Показатели эффективности:

сокращение количества контрольных (надзорных) мероприятий при увеличении профилактических мероприятий с целью улучшения состояния деятельности контролируемых лиц;

снижение (недопущение роста) количества нарушений обязательных требований законодательства в области защиты населения и территорий.

Оценка эффективности реализации программы за 2023 год будет проведена начальником департамента в срок до 31 декабря 2023 года.

Результаты профилактической работы департамента включаются в Доклад о правоприменительной практике.

 

__________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Программе

 

 

 

 

ПЛАН

проведения профилактических мероприятий, сроки, периодичность
и должностные лица
департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности
и профилактической работы в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области
, ответственные за их проведение

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственное лицо департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности
и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области(далее – департамент)

 

1

2

3

4

  1. Информирование

1.1.

Размещение на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекомму-никационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) текстов нормативных правовых актов Российской Федерации и Ульяновской области, регулирующих осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области (далее – региональный государственный надзор), сведений об изменениях, внесённых в нормативные правовые акты Российской Федерации, Ульяновской области, регулирующие осуществление регионального государственного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу

В течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующих нормативных правовых актов

Ведущий

консультант

1.2.

Размещение на официальном сайте перечня нормативных правовых актов Ульяновской области с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций (далее – обязательные требования), оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований

Ежеквартально

Ведущий консультант

1.3.

Разработка, актуализация и размещение на официальном сайте утверждённых проверочных листов (списка контрольных вопросов), применяемых при осуществлении регионального государственного надзора, в формате, допускающем их использование для самообследования (при наличии)

Ежеквартально

Начальник департамента

 

1.4.

Разработка, актуализация
и обеспечение размещения на официальном сайте перечня контролируемых лиц, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий

Ежеквартально

Начальник департамента

 

1.5.

Размещение на официальном сайте программы профилактики рисков причинения вреда и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий)

В течение 5 рабочих дней
с момента утверждения Программы

Начальник департамента

 

1.6.

Разработка, актуализация и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица

Ежеквартально

Начальник департамента

 

1.7.

Подготовка, актуализация и размещение на официальном сайте сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований

Ежеквартально

Ведущий консультант

1.8.

Подготовка, актуализация и размещение на официальном сайте сведений о порядке досудебного обжалования решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц

Ежеквартально

Ведущий консультант

 

1.9.

Подготовка, актуализация и размещение на официальном сайте руководства по соблюдению обязательных требований, разработанного и утверждённого в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 №247-Ф3 «Об обязательных требованияхв Российской Федерации»

Ежеквартально

Ведущий консультант

1.10.

Подготовка и размещение на официальном сайте доклада о региональном государственном надзоре

До 20 февраля 2023 года

Начальник департамента

1.11.

Подготовка, актуализация и размещение на официальном сайте перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения контролируемых лиц к категориям риска

Ежеквартально

Начальник департамента

  1. Обобщение правоприменительной практики

2.1.

 

Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора, подготовка проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора

До 30 марта

2023 года

Начальник департамента

 

2.2.

Организация и проведение публичного обсуждения проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора

До 20 апреля 2023 года

Начальник департамента

2.3.

Размещение на официальном сайте доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора

До 30 апреля 2023 года

Начальник департамента

  1. Объявление предостережений

3.1.

Объявление контролируемым лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

Немедленно при наличии нарушений или признаков нарушений обязательных требований

Начальник департамента, заместитель начальника, ведущий консультант

 

  1. Консультирование

4.1.

Проведение консультаций с гражданами, являющимися контролируемыми лицами, руководителями, иными должностными лицами, уполномоченными представителями контролируемых лиц по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, посредством организации личного приёма граждан, проведение консультаций с использованием телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи и письменных запросов

Постоянно

Начальник департамента, заместитель начальника департамента, ведущий консультант

  1. Профилактические визиты

5.1.

Проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи

Ежемесячно при наличии согласия контролируемых лиц

Начальник департамента, заместитель начальника департамента, ведущий консультант

  1. Прочие мероприятия

6.1.

Внесение информации о проводимых контрольных (над-зорных) мероприятиях и их результатах в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»

В течение дня после принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия

Начальник департамента, заместитель начальника департамента, ведущий консультант

6.2.

Осуществление федерального статистического наблюдения по форме №1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора)»

До 20 января 2023 года

Начальник департамента

6.3.

Проведение семинаров, вебинаров, лекций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, с использованием видео-конференц-связи и иными способами

Ежеквартально

Заместитель начальника департамента

 

 

_____________________

 

 

  Распоряжение №669-пр от 20.12.2022 г.