Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по государственному надзору за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2024 год

ПРОГРАММА

профилактики рисков причинения вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям по государственному надзору

за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области

защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2024 год

 

  1. Анализ текущего состояния осуществления государственного надзора, текущее развитие профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа 

 

1.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по государственному надзору за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2024 год (далее – Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям». 

1.2. Программа направлена на информирование органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (далее – контролируемые лица) о соблюдении обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее также – обязательные требования).

1.3. Срок исполнения мероприятий Программы — до 31 декабря 2024 года.

1.4. Ответственный за организацию проведения профилактических мероприятий, предусмотренных Программой, – начальник департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (далее – департамент).

1.5. Ответственные должностные лица за исполнение профилактических мероприятий Программы – начальник департамента, заместитель начальника департамента, ведущий консультант департамента и консультант департамента.

1.6. Государственный надзор за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее также – государственный надзор) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 30.09.2021 № 461-П «Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Исполнительным органом Ульяновской области, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является Правительство Ульяновской области. Государственный надзор уполномочены осуществлять должностные лица департамента.

Предметом государственного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Ульяновской области.

1.7. В рамках проведения профилактических мероприятий в 2023 году актуализированы и размещены в разделе «Государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» официального сайта Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телеком-муникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт):

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);

перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

утверждённые проверочные листы (список контрольных вопросов), применяемые при осуществлении государственного надзора в формате, допускающем их использование для самообследования;

программы профилактики рисков причинения вреда и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

руководство по соблюдению обязательных требований, установленных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

справочная информация об органе государственной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора;

нормативные правовые акты Ульяновской области, в соответствии с которыми осуществляется государственный надзор;

обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора за 2022 год.

1.8. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации
и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) в 2023 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не проводились.

Основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и внеплановых проверок, указанных в пункте 3 Постановления № 336, не выявлялись.

В рамках осуществления государственного надзора в 2023 году в отношении 16 муниципальных образований Ульяновской области проводились профилактические визиты в форме профилактических бесед по месту осуществления их деятельности с учетом принятых мер реагирования на вынесенные в 2022 году предостережения в отношении глав данных администраций муниципальных образований Ульяновской области. В ходе профилактических визитов также осуществлялось консультирование контролируемых лиц.

Предостережения в отношении контролируемых лиц не объявлялись.

Основная проблема, на решение которой направлена Программа, –формирование поведения контролируемых лиц, нацеленного на соблюдение обязательных требований.

 

2. Цели и задачи реализации Программы

 

2.1. Целями реализации Программы являются:

1) стимулирование соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами;

2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах
их соблюдения.

2.2. Задачами реализации Программы являются:

1) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;

2) создание условий для добросовестного поведения контролируемых лиц в сфере соблюдения обязательных требований;

3) формирование единого понимания обязательных требований у должностных лиц департамента и контролируемых лиц;

4) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путём обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

 

3. Перечень профилактических мероприятий

 

3.1. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

3.2. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на официальном сайте, в средствах массовой информации, а также в иных формах. Размещённые сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются при их изменениях.

3.3. Обобщение правоприменительной практики осуществления государственного надзора проводится ежегодно.

По итогам обобщения правоприменительной практики обеспечивается подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприме-нительной практики осуществления государственного надзора. Проект доклада о правоприменительной практике подлежит публичному обсуждению на официальном сайте.

Доклад о правоприменительной практике утверждается Председателем Правительства Ульяновской области и ежегодно до 15 апреля текущего года размещается на официальном сайте.

3.2. При наличии у департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждённых данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

3.3. Консультирование осуществляет должностное лицо департамента по обращениям контролируемых лиц и их представителей (даёт разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.

3.4. Консультирование осуществляется должностным лицом департамента по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приёме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

3.5. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не представляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о представлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

3.8. Профилактический визит проводится должностным лицом департамента в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предъявляемых к его деятельности.

3.9. В ходе профилактического визита должностным лицом департамента может осуществляться консультирование контролируемого лица.

3.10. План проведения профилактических мероприятий, сроки, периодичность и должностные лица департамента, ответственные
за их проведение, отражены в приложении к настоящей Программе.

 

  1. Показатели результативности и эффективности Программы

 

4.1. Основным результатом реализации Программы является предупреждение нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Программа направлена на обеспечение максимально возможного уменьшения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение жизни и здоровья людей, снижения размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, минимизации ресурсных затрат всех участников контрольной (надзорной) деятельности за счёт дифференцирования случаев, в которых возможно направление контролируемым лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки.

4.2. В целях оценки результативности проводимых профилактических мероприятий используются следующие количественные и качественные показатели:

1) количество проведённых профилактических мероприятий, считается общий показатель по типам проводимых профилактических мероприятий, в том числе предостережения: 2022 год – 48 ПМ, 2023 год – 42 ПМ;

2) доля лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия: 2022 год – 100%, 2023 год - 67% (показатель рассчитывается как процентное соотношение количества объектов надзора лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, к общему количеству объектов надзора);

3) количество проведённых контрольных (надзорных) мероприятий, в ходе которых были выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством: 2022 год – 0, 2023 год - 0 (ожидается ежегодное снижение указанного показателя);

4) доля нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, от общего числа контрольных (надзорных) мероприятий, осуществлённых в отношении подконтрольных субъектов: 2022 год – 0, 2023 год - 0 (показатель рассчитывается как процентное соотношение количества нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, к общему количеству проведённых контрольных (надзорных) мероприятий.

Результативность Программы определяется путём исполнения всех запланированных в данной Программе организационных и профилактических мероприятий.

Согласно, установленным в приложении к программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по государственному надзору за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области на 2023 год срокам и периодичностью проведения профилактических мероприятий, департаментом по мере необходимости в 2023 году выполнены все мероприятия, предусмотренные данной программой.

При проведении профилактического визита случаев, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, для незамедлительного направления информации об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа и принятию решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, не установлено.

Показатели эффективности:

сокращение количества контрольных (надзорных) мероприятий при увеличении профилактических мероприятий с целью улучшения состояния деятельности контролируемых лиц;

снижение (недопущение роста) количества нарушений обязательных требований законодательства в области защиты населения и территорий.

Оценка эффективности реализации программы за 2024 год будет проведена начальником департамента в срок до 31 декабря 2024 года.

Результаты профилактической работы департамента включаются в Доклад о правоприменительной практике.

 

 

____________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

к Программе

 

 

ПЛАН

проведения профилактических мероприятий, сроки, периодичность
и должностные лица
департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности
и профилактической работы в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области
, ответственные за их проведение

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственное лицо департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности
и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (далее – департамент)

 

1

2

3

4

 

  1. Информирование

1.1.

Размещение на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекомму-никационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) текстов нормативных правовых актов Российской Федерации и Ульяновской области, регулирующих осуществление государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области (далее – региональный государственный надзор), сведений об изменениях, внесённых в нормативные правовые акты Российской Федерации, Ульяновской области, регулирующие осуществление государственного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу

В течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующих нормативных правовых актов

Ведущий

консультант, консультант

1.2.

Размещение на официальном сайте перечня нормативных правовых актов Ульяновской области с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций (далее – обязательные требования), оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований

Ежеквартально

Ведущий консультант, консультант

1.3.

Разработка, актуализация и размещение на официальном сайте утверждённых проверочных листов (списка контрольных вопросов), применяемых при осуществлении государственного надзора, в формате, допускающем их использование для самообследования (при наличии)

Ежеквартально

Начальник департамента

 

1.4.

Разработка, актуализация
и обеспечение размещения на официальном сайте перечня контролируемых лиц, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий

Ежеквартально

Начальник департамента

 

1.5.

Размещение на официальном сайте программы профилактики рисков причинения вреда и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий)

В течение 5 рабочих дней
с момента утверждения Программы

Начальник департамента

 

1.6.

Разработка, актуализация и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица

Ежеквартально

Начальник департамента

 

1.7.

Подготовка, актуализация и размещение на официальном сайте сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований

Ежеквартально

Ведущий консультант, консультант

1.8.

Подготовка, актуализация и размещение на официальном сайте сведений о порядке досудебного обжалования решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц

Ежеквартально

Ведущий консультант, консультант

 

1.9.

Подготовка, актуализация и размещение на официальном сайте руководства по соблюдению обязательных требований, разработанного и утверждённого в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-Ф3 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

Ежеквартально

Ведущий консультант, консультант

1.10.

Подготовка и размещение на официальном сайте доклада о региональном государственном надзоре

До 15 апреля 2024 года

Начальник департамента

1.11.

Подготовка, актуализация и размещение на официальном сайте перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований

Ежеквартально

Начальник департамента

  1. Обобщение правоприменительной практики

2.1.

 

 

Обобщение правоприменительной практики осуществления государственного надзора, подготовка проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора

До 20 марта

2024 года

Начальник департамента

 

2.2.

Организация и проведение публичного обсуждения проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики осуществления государственного надзора

До 10 апреля 2024 года

Начальник департамента

2.3.

Размещение на официальном сайте доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики осуществления государственного надзора

До 15 апреля 2024 года

Начальник департамента

  1. Объявление предостережений

3.1.

Объявление контролируемым лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

Немедленно при наличии нарушений или признаков нарушений обязательных требований

Начальник департамента, заместитель начальника, ведущий консультант

 

  1. Консультирование

4.1.

Проведение консультаций с гражданами и представителями контролируемых лиц по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, посредством организации личного приёма граждан, проведение консультаций с использованием телефонной связи, видео-конференц-связи, электронной почты и письменных запросов

Постоянно

Начальник департамента, заместитель начальника департамента, ведущий консультант, консультант

  1. Профилактические визиты

5.1.

Проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи

Ежемесячно при наличии согласия контролируемых лиц, перечень контролируемых лиц в отношении которых проводятся профилактические визиты утверждается отдельным приложением

Начальник департамента, заместитель начальника департамента, ведущий консультант, консультант

  1. Прочие мероприятия

6.1.

Внесение информации о проводимых контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»

В течение дня после принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия

Начальник департамента, заместитель начальника департамента, ведущий консультант, консультант

6.2.

Осуществление федерального статистического наблюдения по форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора)»

До 20 января 2024 года

Начальник департамента

6.3.

Проведение семинаров, вебинаров, лекций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, с использованием видео-конференц-связи и иными способами

Ежеквартально

Заместитель начальника департамента

 

 

____________________