Информация о выполнении поручений, содержащихся в пункте 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147

 

1. По подпункту «а». Во исполнение Федерального закона от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 05.10.2015 № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» принят Закон Ульяновской области от 02.02.2016 № 7-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области», в соответствии с которым внесены изменения в следующие законодательные акты:

Закон Ульяновской области от 04.05.2008 № 63-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области»;

Закон Ульяновской области от 06.10.2011 № 165-ЗО «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ульяновской области»;

Закон Ульяновской области от 06.10.2011 № 166-ЗО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ульяновской области»;

Закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области»;

Закон Ульяновской области от 06.05.2013 № 49-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением контроля за соответствием расходов лиц, замещающих отдельные государственные должности Ульяновской области, и иных лиц их доходам»;

Закон Ульяновской области от 06.11.2013 № 208-ЗО «О Палате справедливости и общественного контроля в Ульяновской области».

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» в Правительстве Ульяновской области создан департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области (далее – Департамент).

Согласно постановлению Губернатора Ульяновской области от 12.10.2015 № 179 «Об утверждении Положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Ульяновской области» создана комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области, утверждено положение и определён порядок рассмотрения указанной комиссией вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих отдельные государственные должности Ульяновской области, и урегулирования конфликта интересов.

Состав вышеуказанной комиссии утверждён распоряжением Губернатора Ульяновской области от 12.10.2015 № 514-р «О составе комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области».

Также для принятия мер, направленных на активизацию деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии) во всех государственных (муниципальных) органах, а также на повышение эффективности реализации принимаемых комиссиями решений, регулярно проводится мониторинг федерального законодательства для своевременной актуализации регионального законодательства.

2. По подпункту «б». В рамках оказания содействия органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в организации работы по противодействию коррупции в феврале-марте 2016 года проведены 8 мероприятий, в том числе с выездом в муниципальные образования Ульяновской области, по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: выездные семинары по «кустовому» принципу для муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений (включая поселенческий уровень), семинар для глав администраций муниципальных образований Ульяновской области. Также в течение 2016 года проведены мероприятия по ознакомлению с практикой исполнения законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Для правильного представления сведений о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления сотрудниками органов местного самоуправления и органов государственной власти Департаментом разработаны методические рекомендации по представлению сведений о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

В течение 2016 года Департаментом проводилась разъяснительная работа по иным вопросам противодействия коррупции в органах местного самоуправления и органах государственной власти Ульяновской области.

В 2016 году впервые появились законодательно закреплённые требования о представлении справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами, действующими на непостоянной основе. В связи с этим проведена большая совместная работа с Законодательным Собранием Ульяновской области по консультированию депутатов муниципального уровня по вопросам представления таких сведений о доходах.

Кроме того, регулярно осуществлялось персональное консультирование сотрудников всех органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (вплоть до поселенческого уровня) по всем возникающим вопросам о противодействии коррупции. 

В период с 20 сентября по 06 декабря 2016 года по поручению Губернатора Ульяновской области сотрудниками отдела обеспечения деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области и Департамента проведена оценка эффективности деятельности по профилактике коррупционных правонарушений, а также ознакомление с практикой исполнения антикоррупционного законодательства в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

По результатам указанной работы выявлены недостатки в организации антикоррупционной деятельности в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, а также выработаны рекомендации по их устранению и повышению эффективности работы по противодействию коррупции.

3. По подпункту «в». В период с 05 по 23 сентября 2016 года в Ульяновской области проведено социологическое исследование «Оценка населением уровня бытовой коррупции в регионе» (далее – социологическое исследование). Численность выборки опрошенных жителей Ульяновской области составила 1100 человек.

По итогам социологического исследования можно сделать определённый вывод о том, что актуальность проблемы коррупции за последний год возросла.

Так, 46% опрошенных считают, что коррупция в области – распространённое явление. Противоположной точки зрения придерживаются только 5% респондентов, кроме того, наблюдается тенденция к увеличению числа сторонников точки зрения о том, что уровень коррупции в регионе повышается. В частности, 35% респондентов уверены, что в настоящее время уровень коррупции в регионе не меняется, а 29% респондентов говорят о его росте (на 6% больше, чем год назад). Для каждого пятого участника исследования коррупция – норма современной жизни, почти каждый десятый респондент считает коррупцию эффективным способом решения проблем.

Наиболее коррумпированными, с точки зрения жителей Ульяновской области, являются медицинские учреждения (46%), ГИБДД (46%), вузы и средние специальные учебные заведения (40%).

Согласно данным социологического исследования распространённость коррупционных проявлений в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования за прошедший год возросла на 5%.

Кроме того, в период с 14 по 28 октября 2016 года в Ульяновской области проведено социологическое исследование по теме «Состояние конкурентной среды на рынках товаров и услуг Ульяновской области». Целью указанного исследования являлось изучение состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона. Исследование проводилось в два этапа:

первый этап – экспертный опрос, в ходе которого было проведено 100 интервью с представителями бизнес-сообщества (50 – малый бизнес, 28 – средний бизнес и 22 – крупный бизнес);

второй этап – массовый опрос, выборка по которому составила 500 человек по Ульяновской области.

В качестве ещё одной отправной точки в анализе условий ведения бизнеса в Ульяновской области стало распределение ответов на вопрос о самом большом препятствии, с которым сталкиваются предприниматели в своей деятельности. Участникам исследования был предложен список типичных проблем, из которых они должны были выбрать одну самую актуальную.

Наиболее часто в качестве самого большого препятствия для ведения бизнеса в регионе отмечалась конкуренция – 20%. Несколько реже – доступ к финансированию и политическая нестабильность – 16%, налоговые ставки – 10%.

Как показало исследование, препятствием для деятельности предприятий практически не является коррупция (отметили всего 4% респондентов).

На основании результатов, полученных в ходе проведения указанных социологических исследований, проведена следующая работа:

         1) руководителям исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и главам администраций муниципальных образований Ульяновской области поручено усилить контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных Национальным планом, областной программой «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 14.03.2016 № 5/92-П (далее – Программа), ведомственными и муниципальными антикоррупционными программами; опубликовать на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и администраций муниципальных образований Ульяновской области отчёты об исполнении ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ и Программы в части исполнения своих мероприятий; привести к единообразию разделы о противодействии коррупции на указанных официальных сайтах, разместив их на главной странице с соответствующими внутренними вкладками;

         2) Департаментом внутреннего государственного финансового контроля Ульяновской области при участии Счётной палаты Ульяновской области и Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области составлен перечень потенциально коррупциогенных финансовых нарушений и нарушений в сфере закупок и направлен в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области для включения зон коррупционного риска в ведомственные программы противодействия коррупции и в систему организации внутреннего финансового контроля;

         3) Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области проведён мониторинг исполнения в подведомственных учреждениях требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в практику их работы внедрена ежеквартальная Система рейтинговой оценки эффективности антикоррупционной деятельности;

         4) под контролем Межвузовской комиссии по противодействию коррупции при Совете ректоров вузов Ульяновской области всеми образовательными организациями высшего образования, осуществляющими свою деятельность на территории Ульяновской области, проведена работа по исполнению требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» – приняты меры
по предупреждению коррупции.

         4. По подпункту «г». С целью выполнения требований законодательства и повышения объективности привлечения служащих к ответственности за нарушения требований антикоррупционного законодательства в Правительстве Ульяновской области, исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области используются разработанные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующие методические рекомендации.

В постановление Правительства Ульяновской области от 01.09.2010 № 286-П «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Правительства Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов» внесены изменения – дополнен перечень оснований для заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Правительства Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению), а также сроки проведения её заседаний. Аналогичные изменения внесены в нормативные правовые акты всеми органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.

Так, к имеющимся инструментам предотвращения и урегулирования конфликта интересов относится обращение гражданского служащего в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; уведомление гражданского служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; обращение гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы, включённую в перечень должностей, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной гражданской службы; заявление гражданского служащего о невозможности выполнить требования Федерального закона от 07.05.2013 № 79 «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, независящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Также лица, замещающие государственные должности и должности государственной гражданской службы Правительства Ульяновской области, обязаны уведомлять Правительство Ульяновской области о всех случаях получения ими подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

В 2016 году в государственных органах Ульяновской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области состоялось 248 заседаний комиссий. Из них в Правительстве Ульяновской области – 10, в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области – 69, в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области – 169. В ходе их проведения рассмотрен 281 вопрос, в том числе по информации прокуратуры Ульяновской области.

По итогам заседаний комиссий 88 государственных гражданских (муниципальных) служащих привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушения требований законодательства о противодействии коррупции,
4 служащих были уволены в связи с утратой доверия.

В рамках проводимой Департаментом проверки деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и ознакомления с практикой исполнения антикоррупционного законодательства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области проанализированы протоколы заседаний комиссий, а также изучены личные дела государственных гражданских (муниципальных) служащих, в отношении которых комиссиями рассматривались вопросы применения дисциплинарных взысканий.

В феврале 2016 года Департаментом проведены выездные семинары, одним из вопросов которых стало рассмотрение оснований для заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. До сведения участников семинаров доведены Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утверждённые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Департаментом ведутся следующие журналы:

регистрации обращений бывших гражданских служащих о даче согласия замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. В 2016 году рассмотрено 3 обращения, по всем 3 обращениям дано согласие на замещение должности;

регистрации заявлений государственного гражданского служащего Правительства Ульяновской области о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В 2016 году было подано 3 заявления, все 3 заявления были объективными и обоснованными;

регистрации уведомлений о фактах обращения к государственным гражданским служащим Правительства Ульяновской области каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

регистрации уведомлений о получении подарков. В 2016 году поступило 3 уведомления о получении подарков;

регистрации уведомлений государственных гражданских служащих Правительства Ульяновской области представителя нанимателя (работодателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. В 2016 году поступило 18 уведомлений. 3 случая неуведомления государственными гражданскими служащими работодателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу вынесены на заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. По результатам рассмотрения указанных вопросов два государственных гражданских служащих были привлечены к дисциплинарным взысканиям в виде замечания и выговора.

5. По подпункту «д». В рамках организации обучения работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации (письмо от 21.04.2015 № А71-5591) было определено приоритетное направление дополнительного профессионального образования на 2016 год – государственная политика в области противодействия коррупции. В указанное направление включён раздел «Основы противодействия коррупции на государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанное обучение прошли сотрудники Департамента, включая руководителя. Обучение проходило в период 2016 года.

Дополнительно информируем, что в рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие государственного управления в Ульяновской области» на 2015-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 08.09.2014 № 22/410-П, в 2016 году организованы и проведены курсы повышения квалификации по программе «Основы противодействия коррупции в органах государственной власти». Обучение прошли 13 государственных гражданских и 15 муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входят вопросы противодействия коррупции.

Ежегодно с 2013 года в каждый учебно-тематический план курсов повышения квалификации для государственных гражданских (муниципальных) служащих (независимо от направления обучения) входит тема по антикоррупционному направлению, на изучение которой отводится не менее двух академических часов.

6. По подпункту «ж». Издано постановление Губернатора Ульяновской области от 14.12.2015 № 220 «О внесении изменений в постановление Губернатора Ульяновской области от 03.10.2011 № 100», устанавливающее дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соотвествии с поручениями по итогам заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области (от 08.09.2016 № 455-ПЧ) государственно-правовому управлению администрации Губернатора Ульяновской области в срок до 01 сентября 2017 года поручено подготовить и обеспечить принятие нормативного правового акта, устанавливающего дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в том числе предусматривающего создание единого регионального интернет-портала для размещения проектов указанных актов в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

7. По подпункту «з». В рамках анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Департаментом изучается информация о месте работы супруги (супруга), организациях, в которых осуществляется иная оплачиваемая деятельность, о находящихся в собственности государственных гражданских служащих Ульяновской области ценных бумаг (долях, паях)с целью выявления возможного возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (проанализированы 432 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Также проводится анализ письменных сообщений работодателей, поступающих в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». В рамках анализа определяется, входила ли должность государственной гражданской службы в соответствующий перечень, является ли организация коммерческой или некоммерческой, а также входили ли отдельные функции по государственному управлению организацией в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего. Если такие функции осуществлялись, проверяется наличие согласия на замещение должности в этой организации. В 2016 году проанализированы 18 сообщений (3 государственным гражданским служащим, представившим в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению обращение, дано согласие на замещение должности в организации).

В 2016 году в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению поступили обращения от 3 лиц, ранее замещавших государственные должности, о даче согласия на замещение должности в коммерческой и некоммерческой организации, все они были рассмотрены и по всем 3 было даны согласия на замещение должности.

В соответствии с требованиями, установленными частью 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», при методической помощи сотрудников отдела обеспечения деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» приняты следующие меры:

определено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

определена система сотрудничества с правоохранительными органами;

разработана и внедрена антикоррупционная политика в практику работы ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»;

принят Кодекс этики и служебного поведения работников ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»;

создана и действует комиссия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

утверждена и реализуется программа по предупреждению коррупции в ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»;

создана и действует комиссия по предупреждению коррупционных проявлений в сфере деятельности ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»;

утверждено Положение о комиссии по предупреждению коррупционных проявлений в сфере деятельности ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»;

утверждена форма Декларации конфликта интересов в ОГКУ «Управление делами Ульяновской области».

Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области регулярно осуществляется мониторинг работы перечисленных антикоррупционных инструментов.

 

____________