Доклад о результатах антикоррупционной деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2016 год

В соответствии с требованиями Закона Ульяновской области  от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области (далее - Уполномоченным) проведен анализ исполнения областной, ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ, а также иных антикоррупционных мер исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (далее - ИОГВ и ОМСУ МО) за 2016 год, который показал следующее.

  В 2016 году ИОГВ и ОМСУ МО в части реализации антикоррупционных мер сработали результативно и инициативно.

Выполняя в 2016 году поставленные Губернатором Ульяновской области С.И.Морозовым  задачи разработан и внедрен в практику работы типовой Кодекс этики и служебного поведения работников организаций, подведомственных органам государственной и муниципальной власти.  В него включен раздел, устанавливающий  правила их поведения в сфере планирования и осуществления закупок, Кодекс антикоррупционного поведения жителя Ульяновской области. При непосредственном участии ИОГВ и ОМСУ МО проведены Недели антикоррупционных инициатив, Областной антикоррупционный актив и  реализован не один десяток других важных и уникальных антикоррупционных инициатив.

Результаты антикоррупционной деятельности ОМСУ МО в 2016 году:

В 2016 году Уполномоченным во взаимодействии с ОМСУ МО проведена определённая работа по активизации деятельности Общественных советов по профилактике коррупции в муниципальных образованиях.

В результате этого, с 243 (в  2015 году) до 278 (в 2016 году) выросло количество проведенных ими заседаний и, соответственно, рассмотренных ими вопросов с 747 - до 930.

Однако, как показывает анализ, на заседаниях общественных антикоррупционных формирований пока еще незначительную долю составляет рассмотрение вопросов профилактики коррупционных проявлений в социально-значимых сферах (бытовых сферах). Например, в городе Ульяновске из 46 вопросов только один раз рассматривались вопросы проблемы коррупции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а вопросы организации антикоррупционной работы в сфере  здравоохранения не поднимались вообще.

В 2016 году в ОМСУ МО проведена 71 комплексная проверка в сферах с высокими финансовыми рисками (в 2015 году – 36). При этом выявлено 148 зон повышенного коррупционного риска (в 2015 – 121), приняты меры к их устранению.

В 2016 году выполняя поставленную Губернатором Ульяновской области С.И.Морозовым задачу по обеспечению публичного рассмотрения актов контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего финансового контроля, на 62 заседаниях общественных антикоррупционных формирований обсуждались вопросы, связанные с нецелевым, неэффективным, неправомерным использованием бюджетных средств и имущества  с принятием решений о рекомендации привлечь виновных лиц к соответствующим видам ответственности (в 2015 на 42-х заседаниях, рост – 47,8%).

В отчётный период органами внутреннего и внешнего финансового контроля в отношении  ОМСУ МО и подведомственных им учреждений проведено 505 проверок, в 2015 году – 475 (рост 6,3%). В 272 случаях установлены факты нецелевого, неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств и государственного имущества (в 2015 году – 265, рост 2,6%); к ответственности привлечено 353 человека (в 2015 году 378), что на 7,3 % меньше.  

За 2016 год в муниципальных образованиях Ульяновской области проведено 262 схода граждан, на которых обсуждались вопросы антикоррупционной направленности (в 2015 – 224, рост – на 16,9%).

За прошедший год более чем на четверть (на 26 %) возросло количество публикаций в электронных и печатных СМИ о деятельности общественных антикоррупционных формирований. В печатных  - с 127 до 183, в электронных - с 371 до 446.

Также в 2016 году повысилось информационное освещение мероприятий антикоррупционной направленности.  В печатных СМИ количество таких публикаций увеличилось с 563 до 738, а в электронных - с 731 до 2232. Отмечу, что лучше вопросы антикоррупционной направленности освещались в Барышском, Ульяновском, Чердаклинском, Вешкаймском, Павловском, Старомайнском, Сурском районах и в городе Ульяновск, а неудовлетворительно в Сенгилеевском, Старокулаткинском и Инзенском районах.

По данным анализа, при проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (далее – НПА) со 125 до 155 увеличилось число выявленных коррупциогенных факторов; с 39 до 55 – количество выявленных зон повышенного коррупционного риска; со 167 до 88 уменьшилось количество представлений органов прокуратуры на проекты  НПА, что свидетельствует о повышении качества проведения антикоррупционой экспертизы. В тоже время с 8 до 23 увеличилось число отменённых действующих НПА по представлению органов прокуратуры, из них в Сурском районе - 14.

Со 129 – в 2015 году до 149 – в 2016 (15,5%) увеличилось число заседаний комиссий по урегулированию конфликта интересов. Количество направленных в комиссии материалов (обращений), касающихся представления служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера увеличилось с 59 до 90 случаев (рост – 52,5%), а количество выявленных в этом случае нарушений увеличилось с 41 до 89 (рост 2,2 раза, 217 %). С 47 до 17 уменьшилось количество рассмотренных комиссиями материалов (обращений), касающихся несоблюдения служащими требований об урегулировании конфликта интересов, что составило 36,2 % от предыдущего периода. С 15 до 58 человек возросло количество служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам заседаний комиссий за нарушения, не связанные с утратой доверия  (рост 386%). Количество служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам заседаний комиссий за нарушения в связи с утратой доверия, уменьшилось с 6 до 5.

Статистика обращений граждан, сообщающих в ОМСУ МО о фактах проявлений коррупции, показывает, что их количество изменилось незначительно со 104 – в 2015 году до  110 – в  2016. В тоже время, с 14 до 20 увеличилось число случаев жалоб по проявлениям бытовой коррупции, и с 10 до 18 – по выделению земельных участков.

Результаты антикоррупционной деятельности ИОГВ в 2016 году: 

В 2016 году  ИОГВ  подготовлен 701  нормативный правовой акт.  На стадии подготовки в 10 (1,4%) выявлены коррупциогенные факторы. В 2016 году количество изменений, внесенных в проекты НПА по требованию органов прокуратуры в связи с содержанием в них коррупциогенных факторов, сократилось с 9 – в 2015 году, до 5. При проведении антикоррупционной экспертизы выявлено и устранено 5 зон коррупционного риска. В 2015 году таковых не было.

В 2016 году в ИОГВ на высоком уровне организовано информационное освещение антикоррупционной деятельности. В основном  оно осуществлялось через электронные СМИ, а также официальные сайты и официальные твиттер-аккаунты. Лучше других данная работа проводилась в Министерстве промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерстве образования и науки Ульяновской области, Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Недостатки в организации данной работы отмечены в деятельности Министерства финансов Ульяновской области, Департамента ветеринарии Ульяновской области, Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области.

В 2016 году в СМИ более широко стала освещаться деятельность комиссий (рабочих групп) по вопросам профилактики коррупции ИОГВ. Количество публикаций на указанную тему возросло с 10 – в  2015 году до 28 – в 2016 году. С 29 до 49 увеличилось число опубликованных отчётов о реализации ведомственных антикоррупционных программ. Более широко стали освещаться и мероприятия по проведению проверок финансовой деятельности. Количество таких публикаций на официальных сайтах ведомств увеличилось с 26 до 100.

В качестве общего недостатка, свойственного практически всем ИОГВ, отмечается несвоевременная актуализация информации в разделе «Антикоррупционная деятельность».

Анализ данных по обращениям граждан в ИОГВ по возможным фактам коррупции в 2016 году показывает, что их количество по сравнению с 2015 годом увеличилось со  179 до 322, т.е. на 79,8%. Основной прирост (238 обращений) дал  Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Поступившие обращения граждан характеризуются следующей тематической направленностью:

- в области образования – 52 (16,1 %), в 2015 году - 67  (37,4 %);

- в области здравоохранения  –  15 (4,7 %),  в 2015 году -  27  (15,1 %);

- в области земельных отношений – 79 (24,5%), в 2015 году - 36  (20,1%);

- при выделении субсидий – 1 (0,3%), в 2015 году нет;

- по вопросам выделения жилья – 1 (0,3%), в 2015 году нет;

- оказание государственных услуг –  162 (50,3%), в 2015 году - 3 (1,7 %);

- другие –  12 (3,8%) в 2015 году - 46  (25,7%).

По сравнению с предыдущим годом  увеличилось число обращений по вопросам проявления коррупции при оказании государственных услуг с 3 – в 2015 году до 162 – в 2016 году, а в области земельных отношений с 36 до 79.

В Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области произошло уменьшение количества обращений с 27 до 15. Однако число критических публикаций в СМИ и обращений граждан на телефоны «горячей антикоррупционной линии» в том, числе Уполномоченного, о нарушениях при оказании медицинских услуг и обеспечении лекарственными препаратами по сравнению с 2015 годом увеличилось.

В результате работы с обращениями граждан сотрудниками ИОГВ установлено и устранено 7 зон повышенного коррупционного риска.

В 2016 году заседания комиссий (рабочих групп) по профилактике коррупции в ведомствах проводились не реже одного раза в квартал, кроме Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области. Здесь за год проведено лишь 2 заседания. В лучшую сторону отмечается их деятельность в Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и Департаменте имущества и земельных отношений Ульяновской области, где при участии сотрудников отдела обеспечения деятельности Уполномоченного и представителей правоохранительных и надзорных органов проведено по 12 заседаний.

В 2016 году ведомственными комиссиями (рабочими группами) по профилактике коррупции выявлено 34 зоны повышенного коррупционного риска, приняты меры к их устранению. Общим недостатком в организации их работы отмечается недостаточное информационное освещение деятельности, как в средствах массовой информации, так и на официальных сайтах.

За 2016 год количество ведомственных проверок (по сравнению с 2015 годом) сократилось со  175 до 135. В 34 случаях (25,2 %)  установлены факты нецелевого, неправомерного или неэффективного использования бюджетных средств и государственного имущества. При этом только в 24 (70,6 %) случаях виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Всего дисциплинарную ответственность понесли 105 человек (в 2015 году – 124). Замечания объявлены 65 лицам, выговор – 36,  еще 3 человека предупреждены о неполном служебном соответствии,  а 1 уволен в связи с утратой доверия. К материальной ответственности привлечено 20 человек (в 2015 году – 32). Отмечается снижение показателей.

Результаты исполнения ИОГВ и ОМСУ МО мероприятий областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы (далее - Программы) показывают, что на высоком организационном уровне обеспечено исполнение предусмотренных ею мер в Управлении записи актов гражданского состояния Ульяновской области, Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области, Министерстве промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Базарносызганском, Барышском, Вешкаймском, Кузоватовском, Майнском, Мелекеском, Павловском, Старомайнском, Чердаклинском районах, а также в городах Ульяновск и Димитровград.         

Неудовлетворительно оценено исполнение Программы в следующих региональных ведомствах: Министерстве финансов, Департаменте архитектуры и градостроительства, Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия, Департаменте ветеринарии, Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов, Инзенском, Карсунском, Николаевском, Тереньгульском, Ульяновском и Цильнинском районах.

27 февраля 2017 года итоги антикоррупционной работы органов государственной и муниципальной власти за 2016 год рассмотрены  на расширенном заседании Комиссии по оценке эффективности антикоррупционной  деятельности ОМСУ МО и ИОГВ Ульяновской области (далее - Комиссии).

По результатам рассмотренной информации и отчетных материалов  Комиссия определила, что антикоррупционная деятельность в 2016 году на  высоком организационном уровне осуществлялась в муниципальных образованиях город  Димитровград и  Павловский район; на среднем организационном уровне   в Базарносызганском, Барышском, Карсунском, Кузоватовском, Майнском, Мелекесском, Николаевском, Новомалыклинском, Новоспасском, Старомайнском, Радищевском, Сенгилеевском, Старокулаткинском, Сурском, Тереньгульском, Ульяновском, Цильнинском, Чердаклинском районах, а также в городах Ульяновск и  Новоульяновск; на низком – в муниципальных образованиях Вешкаймский и Инзенский районы.

Среди ИОГВ на высоком организационном уровне  антикоррупционная деятельность в отчетный период осуществлялась в Агентстве ЗАГС Ульяновской области, Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области; на среднем уровне в Министерстве финансов Ульяновской области, Министерстве промышленности, строительства и транспорта Ульяновской области; Министерстве образования и науки Ульяновской области, Министерстве здравоохранения Ульяновской области, Департаменте государственного внутреннего финансового контроля  Ульяновской области, Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Департаменте ветеринарии Ульяновской области, Департаменте государственного внутреннего контроля  Ульяновской области, Департаменте архитектуры и градостроительства Ульяновской области, Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области и Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области; на  низком организационном уровне – в Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и Министерстве физической культуры и спорта Ульяновской области.

На основании решения Комиссии от 27 февраля 2017 года произведено обновление «Анимированной антикоррупционной карты Ульяновской области».