Губернатор Ульяновской области рассказал о работе региона на ПМЭФ-2022

Когда глава Ульяновской области Алексей Русских говорит о современности и будущем региона, остаешься под впечатлением. Среди новинок и проекты, рожденные в недрах Петербургского международного экономического форума. О буднях и перспективах развития области губернатор рассказал в студии «Комсомольской правды» на ПМЭФ-2022.

17.06.2022

 

ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ТУРИСТОВ

– Вы во второй раз представляете область на форуме. В каких деловых мероприятиях участвуете на этот раз?

– Петербургский международный экономический форум – событие, в котором обязательно должны принимать участие все регионы России. Здесь присутствует весь крупный бизнес, много представителей среднего бизнеса, на полях форума можно встретить федерального министра и быстро обсудить какие-то вопросы.

В этом году мы трудимся два дня: 16 и 17 июня все забито встречами, переговорами, подписанием соглашений. Уверен, форум принесет Ульяновской области пользу.

 

– По вашему опыту, ПМЭФ действительно перспективен для привлечения инвестпроектов?

– Безусловно. В прошлом году заключили несколько соглашений.Так, с Почтой России договорились о размещении Центрального казначейства в нашем регионе. И оно уже начало функционировать. Для нас особенно важны рабочие места – сейчас в центре уже работают 110 сотрудников. До конца этого года Почта консолидирует в Ульяновске функции всех своих региональных казначейств и увеличит штат до 170 человек. На сегодняшнем форуме обсуждаем уже новые совместные проекты.

В этом году на ПМЭФ заключили соглашение с крупнейшей российской гостиничной сетью AZIMUT Hotels. На базе гостиницы «Венец» откроется новый гостиничный комплекс, будет проведена полная реконструкция старой гостиницы. Инвестор вложит в проект 750 млн рублей. Компания отремонтирует номерной фонд, обновит общие и деловые зоны, отремонтирует рестораны и фасады, поменяет коммуникации. «Венцу» около пятидесяти лет, капитальный ремонт за это время не проводился. После реконструкции, надеемся, он вновь станет изюминкой Ульяновска. Уверен, у туристов останутся хорошие впечатления, которыми они поделятся с другими. Ещё очень важно то, что здание остается в собственности города, компания лишь арендует площади, а также, что будет сохранен коллектив, работающий в «Венце».

Для нас сейчас развитие внутреннего туризма – важная тема. Считаю, что здесь нужно объединять усилия, делать ставку на межрегиональное сотрудничество. На ПМЭФ мы подписали соглашение с Татарстаном, Марий Эл, Чувашией и Самарской областью, Ростуризм нас поддержал. Будем восстанавливать систему речных перевозок в рамках проекта «Великий Волжский путь». Этот проект предусматривает и создание новых разнообразных маршрутов: это и активный отдых на природе, и круизы, и велопешеходные маршруты вдоль Волги.

 

ВЕТРОПАРКИ И ЗАВОДЫ

– Какие еще важные соглашения увезете в Ульяновск с ПМЭФ?

– Знаковый для области проект – в сфере развития возобновляемых источников энергии. В регионе уже работают две очереди ветропарка, может появиться ещё один. Крупная энергетическая компания имеет намерения построить и ввести в эксплуатацию на территории региона ветропарк мощностью более ста мегаватт.

С крупной иранской компанией сегодня заключаем контракт о сотрудничестве. Компания заинтересована в реализации на территории Ульяновской области ряда инвестиционных проектов в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности. Речь идет о миллиардах инвестиций.

Интересный инновационный проект – создание завода по производству продукции для нефтегазового комплекса. Благодаря ему в области появится свыше двухсот рабочих мест.

Кстати, в каждом соглашении отдельным пунктом оговариваем, что средняя заработная плата на предприятиях будет минимум в полтора раза выше средней по области. Когда я только начал работать в регионе, то сразу обратил внимание: зарплаты здесь почему-то ниже среднего по России. Поэтому поставил цель за два-три года достичь среднего уровня. Важно наращивать доходы населения.

 

– Кадрам и бизнесу помогаете. А как еще поддерживаете инвесторов?

– Активно применяем все федеральные меры поддержки – налоговые льготы, льготное кредитование. Чтобы инвестору у нас было комфортнее, строим готовые производственные корпуса, куда инвестор может прийти и сразу начать работать. Привлекли помощь от федерального правительства в виде инфраструктурного бюджетного кредита на строительство таких корпусов. На эти цели используем 2,5 миллиарда рублей, построим порядка 45 тысяч квадратных метров производственных площадок. Инвесторы охотно арендуют производственные помещения по невысокой ставке, ставят оборудование, налаживают выпуск продукции и быстро возвращают вложенные средства. Думаю, такой опыт создания инвестиционных площадок с использованием федерального механизма инфраструктурного меню возьмут на вооружение и другие регионы.

 

МАХОВИК АВТОПРОМА

 

– Как нынешняя экономическая ситуация в стране отразилась на инвестиционной работе региона?

– Проблемы, безусловно, есть. Но мы уже несколько лет живем в постоянно меняющихся условиях. Пандемия вызвала перестройку экономики и стала для нас хорошей тренировкой. Поэтому когда грянули санкции, мы знали, что и как делать. Работаем на опережение.

Но даже при поддержке правительства экономика сейчас перестраивается. В области много предприятий с иностранным участием. Одни временно приостановили работу, при этом продолжают платить зарплату сотрудникам, другие работают. Приняли решение об уходе из России единицы. Например, тольяттинское объединение «АвтоВАЗ» встало, и вслед за ним затихли все заводы, которые выпускали для него компоненты. А в Ульяновской области таких много. Остановились и предприятия, поставлявшие детали на «Фольксваген» и «Хендай». Но ожидаем, что скоро маховик снова раскрутится и все наладится.

А вот «УАЗ», надо отдать ему должное, работает, причем из-за ухода европейских брендов с рынка на его продукцию повышается спрос. Самое время нарастить объемы производства.

 

– Как работаете в направлении импортозамещения?

– Большие трудности сейчас с поставкой комплектующих и материалов, которые раньше шли из Европы. Логистика «поломалась», и те же европейские запчасти приходится везти аж через Китай, Дальний Восток, Казахстан или Армению. Конечно, это растягивает сроки и увеличивает финансовый оборот, вызывая удорожание себестоимости.

Вот почему мы ищем новые логистические пути и налаживаем контакты с российскими компаниями, способными производить подобные комплектующие и материалы. Еще несколько месяцев назад мы приняли решение о создании Центра субконтрактации, который помогает сейчас предприятиям найти партнеров – в своем или соседних регионах, а также в России, Беларуси, Узбекистане, Казахстане. Также надеемся на увеличение товарооборота с Турцией, Индией, Китаем. Запускаем прямой контейнерный поезд по маршруту «Китай – Ульяновск», который поможет решить проблему с доставкой необходимого сырья и комплектующих.

 

АНТИКРИЗИСНЫЙ ПОЕЗД ИЗ КИТАЯ

– Наслышаны о проекте «китайского поезда». Расскажите, пожалуйста, подробнее.

– Впервые этот поезд был отправлен еще в 2020 году, но из-за пандемии и ограничений была приостановка. В этом году было принято решение о помощи предприятиям - как резидентам индустриального парка «Заволжье» и ОЭЗ «Ульяновск», так и всем остальным предприятиям региона в организации логистики из КНР в Ульяновск. И поскольку наша Особая экономическая зона формировалась в том числе как логистическая площадка, задача была поставлена ПОЭЗ «Ульяновск». Основная цель – организационная помощь, ускорение и удешевление доставки. Функционирование регулярного маршрута обеспечит стабильность в поставках продукции и сырья для нужд предприятий региона. Также данный проект позволит значительно сократить срок доставки товаров: со станции Чэнду поезд идет порядка трех недель, это существенно сокращает сроки поставки (в противном случае пришлось бы ждать два-три месяца). Прежде всего, состав формируем по заявкам от наших предприятий. Планируется, что на первом этапе состав будет прибывать один раз в два месяца, далее будем смотреть по загрузке.

 

АВИАСТРОЕНИЕ ИДЕТ НА ВЗЛЕТ

–Какие отрасли экономики Ульяновской области сейчас самые передовые и развивающиеся?

– В регионе формируется авиационностроительный кластер. Завод «Авиастар» выпускал «ТУ-шки», а сейчас стоит задача производить Ил-76 для военно-транспортной авиации. На них заказ на десятилетия вперед. Пока собираем четыре самолета ежегодно, но хотим нарастить выпуск до двенадцати в год. Есть сложности, связанные с техпроцессом и кадровым обеспечением, но нет ничего нерешаемого. Уверен, в этом году выпустим уже шесть самолетов.

Предприятие «АэроКомпозит-Ульяновск» производит композитное крыло для лайнера МС-21, который собирается на «Иркуте». «Промтех», работающий в портовой особой экономической зоне, изготавливает для самолетов элементы интерьера, трубопроводы, кабели и сейчас ведёт опытно-конструкторские работы по производству кресел и надувных трапов. «Спектр-Авиа» производит окраску самолетов. «УКБП» поставляет всю электронную начинку для вертолетов и самолетов.

– А что еще активно развивается в Ульяновске, кроме авиации?

– Перспективное направление – производство продукции из композитных материалов. У нас действует порядка десяти заводов, которые производят все, начиная с арматуры и заканчивая стройматериалами. Продукция используется в машиностроении, строительной индустрии и других отраслях.

 

ДОСЛОВНО

«Я бы пожелал всем оптимизма. Трудности нас только закаляют. Для России встряска в связи с пандемией и санкциями идет тольков плюс. Ведь приходиться работать в десять раз энергичнее».

(Алексей РУССКИХ, губернатор Ульяновской области.)

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

– Какие у вас хобби?

– Люблю заниматься спортом, преимущественно футболом. Бегаю кроссы, в спортзал заскакиваю. Когда работал сенатором, а до этого депутатом Госдумы, конечно, времени было намного больше. Сейчас стараюсь выкраивать момент и полезно его использовать. Поэтому всегда в багажнике машины держу несколько укомплектованных спортивных сумок – для футбола, для хоккея и для спортзала.

 

Галина Лесунова

Материалы с  сайта: https://www.kp.ru/daily/27407.5/4603852/