Доклад начальника отдела правового и кадрового обеспечения Департамента ветеринарии Ульяновской области Р.Р.Замалтдинова на тему: «Проведение мероприятий по государственному ветеринарному лабораторному мониторингу пищевых продуктов на территории Ульяновской области»

07.11.2013

В начале своего выступления позвольте поблагодарить Вас за предоставленную возможность рассказать об опыте работы ветеринарной службы Ульяновской области.

Процедура проведения мероприятий по лабораторному мониторингу является далеко не новой, законодательством прописаны все её составляющие. Субъекты Российской Федерации обязаны проводить мероприятия и ежеквартально направлять отчет в ФГУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» г.Москва по форме 4-ВЕТ-Г «О выполнении плана государственного ветеринарного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ».

Да, сегодня проводится мониторинг на федеральном уровне, но он не может охватить все сферы деятельности по обороту пищевых продуктов в регионе должным образом. Мы утверждаем совместные планы, проводим совместный отбор проб, а результат оставляет желать лучшего. Необходимо немедленно пресекать поступление на продовольственный рынок опасной и некачественной продукции, но приходится ждать результатов испытаний, которые проводятся в лабораториях других городов (в нашем случае это - г.Казань и г.Саратов). От упущенного времени в первую очередь страдает потребитель. Сегодня нужна эффективная, оперативная работа на местах, а не проведение исследования ради исследования далеко за пределами регионов.

Так почему возникла необходимость выделить проведение лабораторного мониторинга в регионе в отдельное направление? Это ˗˗ вызов, требование общества. Беспокойство населения растет по вопросам реализации небезопасной продукции в торговой сети, выявления некачественных продуктов питания в учреждениях здравоохранения и образования, распространения несанкционированной уличной торговли. По данным вопросам увеличилось количество жалоб и обращений населения в органы власти. Ситуация в Ульяновской области является типичной и для других регионов Российской Федерации.

Сложившаяся обстановка является следствием того, что:

1. В свете последних законодательных актов, основная роль гаранта безопасности продукции отведена производителям, но зачастую бывает, что финансовая выгода для них является приоритетной целью, а вопросы безопасности и качества вторичны.

2. Поставка пищевых продуктов в бюджетные учреждения всех уровней производится по итогам аукционов, на которых поставщиками документально гарантируется качество и безопасность продукции, но по факту, не всегда исполняется.

3. Гражданская недобросовестность и безответственность приводит к распространению несанкционированной торговли.

Губернатор Ульяновской области С.И.Морозов уделяет очень серьезное внимание безопасности продовольствия в регионе. По его поручению Департамент ветеринарии разработал областную целевую программу, которая была утверждена Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.05.2012 № 22/223-П. К работе приступили с 2013 года. В свете последних изменений бюджетного законодательства Российской Федерации с 2014 года это будет уже не областная целевая программа, а самостоятельная государственная программа Ульяновской области, которая также утверждена постановлением Правительства от 11 сентября 2013
№ 37/421-П.

Государственная программа «Развитие государственной ветеринарной службы Ульяновской области в 2014-2018 гг.» вошла в перечень 17 региональных государственных программ и её государственным заказчиком определен Департамент ветеринарии Ульяновской области.

Основная цель нашей программы - это здоровье людей через здоровье животных и здоровую пищу. Об обеспечении здоровья животных говорить не будем, в программе прописаны все необходимые противоэпизоотические и лечебно-профилактические мероприятия. Остановимся на втором пункте ˗˗ здоровая пища. В нашей программе это звучит так: «Повышение качества и безопасности продукции животного происхождения, реализуемой на продовольственном рынке Ульяновской области». Для достижения данной цели необходимо создать условия, позволяющие предотвратить реализацию в регионе опасных для здоровья и жизни населения опасных, некачественных и фальсифицированных продуктов. 

Проведение ветеринарного лабораторного мониторинга началось с утверждения Губернатором Ульяновской области С.И.Морозовым плана, разработанного Департаментом ветеринарии совместно с Министерством сельского хозяйства Ульяновской области. Еженедельно Департамент ветеринарии представляет Губернатору отчет о ходе исполнения плана.

На основании плана мониторинга Департаментом ветеринарии Ульяновской области, издаются Распоряжения о проведении мониторинга в отдельно взятом муниципальном образовании, с указанием объектов мониторинга и ответственных лиц. Отбор проб проводится комиссионно. В состав комиссии входят: инспекторы Департамента ветеринарии, специалисты аккредитованных лабораторий, представители муниципального образования и общественных организаций, а также сотрудники заинтересованных ведомств (Министерств: сельского хозяйства, здравоохранения, образования, представители торговли и другие).

При отборе проб оформляется акт отбора проб согласно требованию Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.05.2008 №38 «Об утверждении инструкции по проведению государственного контроля и надзора в области ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения, ее использования или уничтожения». Следует отметить, что основную работу проводят специалисты ветслужбы, а значит и несут полную ответственность.

С начала года проведены исследования в 9 муниципальных образованиях, в том числе в г.Ульяновске и г.Димитровграде. Мониторинг проводится по трём основным направлениям:

˗˗ в государственных и муниципальных учреждениях;

˗˗ на предприятиях торговой сети и переработки;

˗˗ в местах несанкционированной уличной торговли.

Первые 3 месяца были установочными ˗˗ были ошибки, отрабатывался алгоритм работы. Например, изначально отбирали пробы в разных муниципальных образованиях, получали результат исследований, но не имели возможности принимать конструктивные решения. Опять получались испытания ради испытаний. Теперь проводим работу в одном муниципальном образовании «от начала и до конца».

Мы заблаговременно информировали заинтересованные ведомства о проведении мониторинга. Но имелись случаи сокрытия пищевой продукции, поэтому стали использовать фактор «неожиданности».

Сократили состав комиссии, так как имели место жалобы от руководителей торговли о срыве торгового процесса в связи с «многочисленностью делегации».

Увеличили ассортимент отбираемой продукции: начинали с продовольственного сырья, в настоящее время делаем отбор проб и готовой продукции.

В целях получения достоверного и полного результата проводим расследования по всем фактам выявления некачественной и опасной продукции, изучаем процессы производства, транспортировки, хранения, выясняем, на каком этапе продукция стала опасной.

Так, столкнувшись с поставщиками продукции в детские сады и школы, оказалось, что у некоторых плохая материальная база, нет складов, работают прямо «с колес», транспортируют продукцию в автомобилях, не предназначенных для перевозки продуктов питания. А в отдельных случаях, склады по хранению и переработке продуктов, вообще не соответствуют элементарным ветеринарно-санитарным требованиям.

В ходе мониторинговых мероприятий выявлены неоднократные факты поставки фальсифицированной молочной продукции, при производстве которой вместо молочных жиров применялись растительные. Ни для кого не секрет, что сегодня фальсификация молочной продукции распространенное явление по всей России. В продуктах, поставляемых в детские сады и школы, выявлялись БГКП (бактерии группы кишечной палочки) и КМАФАНМ (количество мезафильных-аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов).

Не просто проводить эффективную работу в крупных торговых сетях, но делать вид, что все хорошо ˗˗ нельзя. Мы без проблем и проволочек были допущены до отбора проб во всех торговых сетях, представители сетей принимали участие.

За все выявленные нарушения взысканы штрафы, но все решает хозяин, а его зачастую не найти. Основная сложность в том, что это ˗˗ федеральные сети, зарегистрированы они в других регионах, а сотрудники в них работают на основании договоров аутсорсинга и аутстаффинга.

Что касается несанкционированной уличной торговли, то она является одним из факторов, способствующих распространению заразных и особо опасных заболеваний. Для проверок продукции в местах уличной торговли мы используем передвижные лаборатории ВСЭ. Лаборатории полностью укомплектованы штатом и оборудованием.

Работа проводится согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.97 № 1263 «Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» и Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 06.05.2008 № 238 «Об утверждении инструкции по проведению государственного контроля и надзора в области ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения, ее использования или уничтожения» и правил ветеринарно-санитарной экспертизы.

Независимо от того, сколько продукции находится на хранении или в реализации, ветеринарная служба вправе изымать из оборота весь объем. После изъятия продукции определяется на ответственное хранение, проводятся лабораторные испытания, и, в случае выявления отклонений по показателям безопасности, направляем её на утилизацию, либо на уничтожение.

По итогам работы в муниципальных районах проводятся штабы по продовольственной безопасности под председательством Глав муниципальных образований, где на заседаниях присутствуют поставщики, руководители бюджетных учреждений и крупных торговых сетей, родители учащихся и воспитанников образовательных учреждений. На штабах разбираются проблемные вопросы, выявленные в ходе мониторинга, и принимаются соответствующие решения.

Статистика проведенной работы с начала года:

˗˗ в государственных и муниципальных учреждениях: обследовано 83 учреждения, отобрано ˗˗ 255 проб;

˗˗ на предприятиях торговой сети и переработки: обследовано 48 предприятий, отобрано ˗˗148 проб;

˗˗ в местах несанкционированной уличной торговли: обследовано 135 мест, отобрано ˗˗135 проб.

№ п/п

Направление

Кол-во отобранных проб

Кол-во проб с отклонениями

% проб с отклонениями

1.

Государственные и муниципальные учреждения

255

68

26,6

2.

Предприятия торговой сети и переработки

148

75

50,7

3.

Места несанкционированной уличной торговли

135

95

70,3

4.

Всего

538

238

44,2

 

Из всех выявленных проб с отклонениями ˗˗ 74,8 % ˗˗ это отклонения по качественным показателям и 25,2% ˗˗ по микробиологической безопасности.

По результатам мониторинга:

˗˗ в ФГУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» г.Москва передано 60 срочных донесений о выявлении возбудителей особо опасных заболеваний;

 ˗˗ приостановлено 8,7 тонн продукции, из которых:

 Согласно требованиям «Технического регламента на молоко и молочную продукцию», Постановления Правительства РФ от 29.09.97 №1263 «Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» и «Правилам осмотра убойных животных и ВСЭ мяса и мясных продуктов»: 

1. направлено на техническую утилизацию ˗˗ 2,9 тонны, в том числе:

˗˗ из государственных и муниципальных учреждениях 150 кг (молочная продукция);

˗˗ из предприятиях торговой сети – 2 тонны 150 кг (молочная и мясная продукция);

˗˗ из мест несанкционированной уличной торговли 600 кг (мясо свинины);  

2. на промышленную переработку ˗˗ 3,2 тонны, в том числе

˗˗ из государственных и муниципальных учреждений 700 кг (мясная продукция);

˗˗ из предприятий торговой сети 2,5 тонны печени говяжьей без прохождения ВСЭ.

В ходе мониторинговых мероприятий за заготовку и хранение некачественных продуктов питания к административной ответственности за совершение деяний предусмотренных статьями 10.6 и 10.8 КоАП РФ привлечено 15 юридических и должностных лиц государственных и муниципальных учреждений, 22 должностных лица предприятий торговли и поставщиков продукции, 135 физических лиц в местах несанкционированной торговли. Наложено штрафных санкций на сумму более 300 тысяч рублей.

Направлено в правоохранительные органы 3 материала о несоблюдении ветеринарного законодательства Российской Федерации для привлечения виновных лиц к ответственности.

Привлечением к ответственности послужила часть 1 статьи 28.1. КоАП РФ ˗˗ непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а именно: отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, либо нарушение условий хранения и перевозки.

По факту выявления опасной, фальсифицированной молочной продукции в детских садах г.Ульяновска, вынесены решения федеральной антимонопольной службой о привлечении к административной ответственности двух производителей молочной продукции: первому - приостановление деятельности, второму - штраф 300000 рублей.

В настоящее время Арбитражным судом Ульяновской области вынесено 59 решений о расторжении контрактов дошкольными учреждениями г.Ульяновска с поставщиком некачественной молочной продукции .

Полномочия ветеринарной инспекции по привлечению к ответственности виновных лиц в рамках ст.28.1 КоАП РФ неоднократно оспаривались в суде, однако суд признал действия ветеринарных инспекторов законными и обоснованными.

Поступило два обращения в прокуратуру. Вопрос один: не нарушили ли мы права предпринимателей по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Мы, в свою очередь, отстаиваем позицию, что это не проверки в рамках 294-ФЗ, а мониторинговые мероприятия, и изначально возбуждение административных дел не предусматривалось. Но есть процедура, когда при оформлении акта отбора проб, в нём обязательно указываются ветеринарные сопроводительные документы, подтверждающие качество и безопасность продукции. В случае их отсутствия в соответствии с законодательством Российской Федерации (а именно, указанными выше частью 1 статьи 28.1 и частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ) государственный ветеринарный инспектор обязан пресечь нарушение законодательства и возбудить административное производство. На сегодняшний день действия ветслужбы прокуратурой не оспорены.

Так каких результатов мы добились проведением мониторинга?

1. До реализации населению не допущена опасная продукция.

2. Виновные лица привлечены к ответственности.

3. Расторгнуты и продолжают расторгаться контракты на поставку продуктов в бюджетные учреждения с недобросовестными поставщиками.

4. Устраняются нарушения - закупаются новые холодильные установки, приобретается специализированный транспорт.

5. Мы получили дополнительный инструмент для профилактики возникновения и распространения особо опасных заболеваний, в том числе африканской чумы свиней.

6. Ветеринарная служба получила дополнительное государственное задание, а это - финансы и люди.

7. Повысился авторитет, имидж ветеринарной службы.

Результаты мониторинга получили широкую огласку среди населения. И сегодня, помимо власти и надзора, с производителями и поставщиками некачественной и опасной продукции ведут диалог непосредственно сами потребители, а это ˗ очень серьёзный, эффективный фактор, влияющий на безопасность продовольствия.  

Проведенная работа является ярким примером централизации решений по безопасности не только продовольственного сырья животного происхождения, но и готовых пищевых продуктов! И я призываю всех руководителей региональных ветеринарных структур поддержать наш опыт.

Российская ветеринарная служба на протяжении последних лет находится в непростой ситуации и только инициативной работой мы можем доказать свою востребованность и профессиональную состоятельность.