Материалы к заседанию Правительства Ульяновской области 6 ноября 2013 года

На заседании Правительства Ульяновской области 6 ноября 2013 года планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О проекте распоряжения Губернатора Ульяновской области «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на рост экономики и доходов областного бюджета Ульяновской области, оптимизации расходов областного бюджета Ульяновской области, совершенствование социальной политики и институциональных реформ, на 2014-2016 годы»

 

- О повышении темпов роста экономики Ульяновской области

 

Данный раздел включает мероприятия, направленные на:

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- повышение инвестиционной активности;

- улучшение делового климата;

- развитие реального сектора экономики;

- повышение уровня жизни населения.

Мероприятия данного раздела ориентированы на достижение целевых показателей развития экономики Ульяновской области и сохранению положительной динамики.

Так в 2014 году должны быть обеспечены:

- положительная динамика индекса промышленного производства не менее 105%;

- совокупный объем инвестиций в 2014 году должен быть не менее 87 млрд. руб.;

- уровень инфляции не должен быть выше 6%;

- просроченная задолженность по оплате труда не выше 6 млн. руб.;

- уровень безработицы по МОТ не выше 6%;

- темп роста собственных доходов областного бюджета Ульяновской области должен быть не менее 108%;

- темп роста оплаты труда должен быть сохранен на уровне 115% по отношению к предыдущему периоду, а его фактический уровень должен быть не менее 23 тыс. руб.;

- должно быть создано не менее 21 тыс. новых рабочих мест;

- должно быть введено не менее 713 тыс. м2 жилья с темпом роста до 115% к уровню 2013 года;

- темп роста ВРП должен быть удержан на уровне 105%.


- Об увеличении налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ульяновской области

Об эффективной долговой политике Ульяновской области

 

В раздел «Увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ульяновской области» вошли мероприятия, направленные на изыскание резервов для увеличения собственных доходов консолидированного бюджета.

Данные мероприятия будут реализованы исполнительными органами государственной власти и муниципальными образованиями совместно с Управлением федеральной налоговой службы, как главным администратором доходов, Управлением министерства внутренних дел РФ по Ульяновской области, Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Ульяновской области, Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области.

Общий ожидаемый эффект от реализации данных мероприятий составит в 2014 году  2094 млн рублей.

Следует отметить, что в состав мероприятий, направленных на увеличение собственных доходов включены новые мероприятия, позволяющие получить дополнительные резервы по увеличению поступлений налога на доходы физических лиц за счёт постановки на налоговый учёт иногородних организаций, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области на условиях подряда (субподряда) сроком более 1 месяца:

- в соответствии с заключёнными контрактами на выполнение работ (услуг) с исполнительными органами власти, муниципальными образованиями, бюджетными учреждениями;

- привлекаемых при реализации инвестиционных проектов;

- привлечённых застройщиком, получившим разрешение на строительство в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Кроме того, эффективностью проводимой работы в 2013 году (поступило 7,5 млн рублей) продиктована необходимость включения мероприятий по постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Работа над поиском новых мероприятий, направленных на увеличение собственных доходов находится на особом контроле.

 

Разделом «Эффективная долговая политика Ульяновской области» предусматривается:

- поэтапное снижение размера дефицита областного бюджета;

- осуществление мероприятий по снижению процентных ставок;

- переход на долгосрочный период заимствования (5 лет).

 

 

- О повышении эффективности бюджетных расходов Ульяновской области

 

Данный раздел включает в себя следующие направления:

«Внедрение программно-целевых инструментов  бюджетного планирования и управления бюджетными расходами».

В качестве совершенствования процедур и инструментов   управления бюджетными расходами, государственными учреждениями принято обязательство согласования проектов и внесение изменений в государственные программы с участием общественности. Таким образом, будет достигнуто создание «открытой» сферы предоставления (выполнения) государственных услуг (работ).

 

«Совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами».  В рамках данного направления в 2014 году планируется  изучение опыта  регионов и внесение изменений в Закон Ульяновской области «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области» с целью  сокращения  дифференциации между минимально и максимально обеспеченными муниципальными образованиями в 3,2 раза.

 

«Повышение эффективности государственных закупок». 

 

«Оптимизация бюджетных расходов в сфере государственного управления».

Данное направление включает мероприятия:

-  по предоставлению субсидий юридическим лицам с учётом оценки показателей эффективности и результативности их предоставления,

- работу по снижению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности по консолидированному бюджету.

 

«Совершенствование механизмов  и инструментов управления  государственными и муниципальными учреждениями». Основными мероприятиями по данному направлению являются:

Переход к формированию государственного и муниципального задания на оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения;

Проведение Министерством финансов Ульяновской области со Счётной палатой Ульяновской области комплексного анализа деятельности автономных учреждений Ульяновской области за период 2010-2013 годов и внесение предложений по устранению причин и условий, способствующих их неэффективному функционированию.

 

«Оптимизация расходов и повышение их эффективности в отраслях» (социальная защита населения, здравоохранение, образование и культура).

 

- О повышении эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки населения в Ульяновской области

 

Данный раздел предусматривает оказание социальных выплат и льгот на основе принципов адресности и нуждаемости путём внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты.

 

- Об институциональной реформе

 

Всего план содержит 214 мероприятий.

 

Данные мероприятия позволят:

- обеспечить положительную динамику роста экономики;

- повысить качество предоставляемых государственных услуг и работ;

- обеспечить переход на оказания адресной социальной помощи с учётом принципа нуждаемости;

- повысить качество государственного управления за счёт проведения институциональной реформы.

- привлечь дополнительные средства в консолидированный бюджет региона (включая инвестиционные проекты) за 2014 год в сумме  2094 млн рублей;

- сократить  на  456,9 млн рублей неэффективных расходов в отраслях социальной сферы;

- получить экономию бюджетных средств (с учётом проведения торгов) – 356,9 млн рублей.

 

2. О проекте распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2014-2016 годы»

 

В основу бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов положены стратегические цели, сформулированные в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2014–2016 годах, указах Президента РФ от 7 мая 2012 года, Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, в Бюджетном послании Губернатора Ульяновской области о бюджетной политике Ульяновской области на 2014-2016 годы.

 

Основные задачи бюджетной политики Ульяновской области на 2014-2016 годы на следующий бюджетный цикл обозначены в Бюджетном послании Губернатора Ульяновской области: Самая главная наша задача -обеспечение сбалансированности бюджета, так как достижение измеримых, общественно-значимых результатов, выявление и использование внутренних резервов, проведение социально-экономических реформ может быть реализовано только при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного и муниципальных бюджетов Ульяновской области.

 

Оптимизация структуры расходов

 

Необходимость безусловного исполнения указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. и решения задач, создающих условия для экономического роста требует выявления резервов и определения приоритетов в направлениях расходования бюджетных средств.

 

Переход на программно-целевые методы управления

 

В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, из бюджетного процесса с 2014 года исключается такое понятия как «долгосрочная целевая программа». С 1 января 2014 года органы государственной власти не вправе осуществлять реализацию долгосрочных целевых программ. В связи с этим в Ульяновской области разработаны и утверждены 17 государственных программ по всем сферам региональной экономики (в предыдущие годы их количество доходило до 40).

Переход к «программному» бюджету в полном объёме планируется осуществить, начиная с областного с бюджета Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Конечная эффективность «программного» бюджета будет зависеть  от качества региональных государственных программ, механизмов контроля за их реализацией, взвешенной  оценки содержания каждой  государственной программы и объёмов их финансирования. Государственные программы должны обеспечивать выполнение утверждённых целевых показателей.

Дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений

Принципиально новым в межбюджетных отношениях на новый бюджетный цикл является то, что с 1 января 2014 года с местного на региональный уровень передаются расходные обязательства, связанные с финансированием дошкольного образования.

Норматив в размере 10% отчислений от НДФЛ передан с муниципального уровня на региональный в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.

В бюджете Ульяновской области предусмотрены субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Кроме того, предусмотрен новый вид дотаций бюджетам муниципальных районов и городских округов, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала в размере 12 млн рублей.

 

Совершенствование механизмов и инструментов управления государственными и муниципальными учреждениями

Основными мероприятиями по данному направлению являются:

Переход к формированию государственного и муниципального задания на оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.

Устранение причин и условий, способствующих неэффективному функционированию деятельности автономных учреждений Ульяновской области (предусматривается проведение комплексного анализа их деятельности Министерством финансов Ульяновской области и Счётной Палатой Ульяновской области).

 

Основные направления налоговой политики

 

В период 2014-2016 годов увеличение доходов бюджета остаётся главным приоритетом бюджетной политики региона.

В целях сохранения и развития налогового потенциала Ульяновкой области налоговая политика в регионе будет направлена на эффективное взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками региона, создание оптимальных условий для деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства, предотвращение случаев уклонения от налогообложения.

Отдельным направлением налоговой политики является оптимизация существующих налоговых льгот.

Предоставляемые преференции и льготы должны давать адекватный  экономический и социальный эффект, а также стимулировать предпринимательскую активность.

 

Таким образом, ожидаемыми конечными результатами последовательной бюджетной политики в 2014-2016 годах будут повышение  качества управления региональными финансами, развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом и совершенствование долговой политики.