Решения Правительства Ульяновской области, принятые на заседании 02 октября 2013 года

02 октября 2013 года

 

 1. О проекте закона Ульяновской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы»

В 2012 году закончило своё действие распоряжение Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 № 352-пр «Об утверждении Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года».

Основной идеей проекта закона Ульяновской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы» является утверждение новой среднесрочной Программы социально-экономического развития Ульяновской области.

В соответствии с новыми требованиями федерального законодательства (проект Федерального закона РФ «О государственном стратегическом планировании», принятый Государственной думой РФ во втором чтении) программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Программа социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы является одним из документов уже выстроенной в регионе системы документов стратегического планирования.

В настоящее время утверждены 8 стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области (г. Димитровграда, Инзенского. Новоспасского, Мелекесского, Сенгилеевского, Теренгульского и Цильнинского, Павловского районов).

23.08.2013 заключен государственный контракт за № 145 с государственным университетом «Высшая школа экономики» на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Актуализация  Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года».

Основными направлениями указанного государственный контракта являются:

разработка проекта «Музей СССР»;

обновление и дополнение текста действующей Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года.

Работы будут закончены к маю 2014 года.

Утверждаемая Программа является логическим продолжением Стратегии-2020, одним из этапов её реализации.

В настоящее время проект закона согласован и получены положительные заключения от:

ИОГВ и структурных подразделений Правительства Ульяновской области,

Прокуратуры Ульяновской области,

Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области,

Уполномоченного по противодействию коррупции  в Ульяновской области,

Уполномоченного по правам человека в  Ульяновской области,

Общественной палаты Ульяновской области,

Совета муниципальных образований Ульяновской области,

Комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи, жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Законодательного Собрания Ульяновской области,

Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области,

Администрации МО «г. Ульяновск».

Проект направлялся на согласование в Ульяновскую торгово-промышленную палату, Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области и другие объединения малого, среднего и крупного бизнеса.

Проект прошёл все необходимые общественные обсуждения (в сети Интернет на официальном сайте министерства и моём блоге, на заседании Общественного совета при Министерстве экономики и планирования Ульяновской области, с муниципальными образованиями Ульяновской области).

Программа содержит:

1. Цели социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы.

2. Задачи и комплексы мероприятий, обеспечивающие достижение целей социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы.

3. Целевые параметры социально-экономического развития Ульяновской области на период с 2013 до 2015 года (12 показателей уровня жизни и развития экономики ульяновской области).

Как и в действующей Стратегии-2020 во главу угла ставятся две важнейшие цели:

продолжение дальнейшей модернизации экономики Ульяновской области с целью повышения темпов экономического роста региона до уровня, превышающего среднероссийские показатели;

обеспечение концентрации  в регионе качественного человеческого капитала за счёт обеспечения высокого качества жизни населения.

Модернизация экономики заключается в технологическом обновлении промышленной базы, повышении производительности труда, переходе на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Как и прежде главные акценты будут сделаны на развитие кластеров.

Должен быть обеспечен опережающий рост в следующих секторах экономики Ульяновской области: атомная индустрия, авиационная промышленность, автомобильная промышленность, производство строительных материалов, транспорт-логистика, агропромышленный комплекс, приборостроение и станкостроение.

Также будет продолжена работа по созданию в области благоприятной среды для развития бизнеса и привлечения масштабных инвестиций в экономику (создание промышленных зон и индустриальных парков), работа по развитию транспортной и инженерной  инфраструктуры с целью снятия ограничений развития региона и работа по созданию региональной инновационной системы.

Главным отличием этого документа от предыдущего является то, что новая программа, равно как и вся Стратегия до 2020 года, позиционируется нами как Программа креативного развития региона. Совершенно новым стало то, что в регионе должны быть реализованы мероприятия по созданию историко-туристского кластера «Музей СССР», кластера творческих индустрий, а также кластера информационных технологий. В 2016 году на территории области запланировано проведение чемпионата мира по хоккею с мячом (в соревнованиях ожидается участие около 15 стран, около 5000 туристов), в 2018 году Ульяновская область станет полноправным участником по приёму туристов в рамках чемпионата мира по футболу 2018.

В Программу добавлен новый раздел по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан на территории Ульяновской области.

Также Программой социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы отдельным приложением утверждаются:

нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Ульяновской области,

нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по муниципальным районам и городским округам Ульяновской области.

Принятие Закона Ульяновской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы» не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения, дополнения и принятия каких-либо других нормативных актов.

Принятие данного закона не потребует материальных затрат и дополнительного финансирования из областного бюджета Ульяновской области, так как по сути является объединяющим документом всех государственных программ, Программ и Стратегий отраслей.

На основании изложенного, предлагаю одобрить проект закона Ульяновской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы» для внесения его  в Законодательное Собрание Ульяновской области.

РЕШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА:

1. Одобрить проект закона Ульяновской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы».

2. Принять проект распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы».

3. Назначить Министра экономики и планирования Ульяновской области Асмуса О.В. официальным представителем Правительства Ульяновской области при рассмотрении Законодательным Собранием Ульяновской области проекта закона Ульяновской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы».

Голосование: единогласно.

 

2. О проекте закона Ульяновской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2014 год и на плановый период  2015 и 2016 годов»

Данный проект закона разработан в целях исполнения статьи 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирует вопросы в сфере бюджетного законодательства и распространяется на Фонд, Министерство здравоохранения Ульяновской области и учреждения здравоохранения Ульяновской области.

Доходы бюджета Фонда.

Общая сумма доходов Фонда в 2014 году планируется в размере  9 824 190,4  тыс. рублей (рост в сравнении с 2013 годом составит 1 329 088,3 тыс. руб. или 15,7%); в 2015 году – 11 840 870,2 тыс. рублей; в 2016 году – 12 524 395,2 тыс. рублей.

В бюджет Фонда подлежат зачислению следующие доходы: прочие неналоговые доходы, субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов, межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Прочие неналоговые доходы (поступление средств за лечение иногородних граждан) определены Фондом исходя из ожидаемого исполнения бюджета Фонда на 2013 год с учётом изменения стоимости территориальной программы ОМС субъектов РФ по индексам – дефляторам ВВП на 2014-2016 годы: в 2014 году – 101 641,0 тыс. рублей (рост в сравнении с 2013 годом – 5 572,0 тыс. рублей или 5,8%), в 2015 -2016 годах – 112 455,6 тыс. рублей и  124 342,2 тыс. рублей соответственно.

Субвенции из бюджета Федерального фонда запланированы в следующих размерах: в 2014 году – 8 890 270,0 тыс. рублей (рост составит 1 289 810,8 тыс. рублей или 17,0% к 2013 году), в 2015-2016 годах – 10 829 849,2  тыс. рублей и  11 501 487,6 тыс. рублей соответственно. В соответствии со ст.27  Федерального закона от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов, определяется исходя из численности застрахованных лиц, и норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования. Размер средств определен по нормативам финансового обеспечения, утвержденным постановлением Правительства  РФ от 22.10.2012   № 1074.  При утверждении в установленном порядке федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» величина субвенций подлежит соответствующей корректировке.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение   реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования запланированы в соответствии с размерами, определенными в областном бюджете Ульяновской области: в  2014 году – 832 279,4 тыс. рублей (рост к 2013 году составит 60 970,5 тыс. рублей или  7,9 %), в 2015 году – 898 565,4 тыс. рублей, в 2016 году – 898 565,4 тыс. рублей.

Межбюджетные трансферты из областного  бюджета предусмотрены для  обеспечения оплаты по полному тарифу заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа, оказываемых ООО "ФРЕЗЕНИУС  НЕФРОКЕА", оплаты скорой медицинской помощи, применения вспомогательных репродуктивных технологий   и оплаты высокотехнологичной медицинской помощи.

Расходы бюджета Фонда.

Бюджет Фонда включает следующие виды расходов:

финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования жителей Ульяновской области;

административные расходы Фонда.

Расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования составляют в 2014-2016 годах – 9 693 897,9 тыс. рублей (рост в сравнении с 2013 годом составляет 1 175 443,6 тыс.рублей или 13,8%); 11 761 060,1 тыс. рублей и 12 439 956,2 тыс. рублей соответственно.

Расходование средств осуществляется по следующим направлениям:

-на финансирование страховых медицинских организаций для оплаты медицинских услуг по подушевым нормативам финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования жителей Ульяновской области, в том числе расходы на ведение дела;

на оплату медицинских услуг, оказанных гражданам вне территории страхования.

Общая сумма расходов Фонда планируется:

в 2014 году в размере 9 824 190,4 тыс. рублей (рост к 2013 году 14,2%);

в 2015 году в размере 11 840 870,2 тыс. рублей;

в 2016 году в размере 12 524 395,2 тыс. рублей.

Статьёй 5 законопроекта устанавливаются особенности исполнения бюджета Фонда в 2014 году, согласно которой остаток неиспользованных средств на 1 января 2014 года будет направлен на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Также, законом устанавливается норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию для страховых медицинских организаций в размере одного процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.

Кроме того, утверждается нормированный страховой запас Фонда на 2014 год в сумме 361 386,6 тыс. рублей, на 2015 год в сумме 443 480,1 тыс. рублей и на 2016 год в сумме 471 008,1 тыс. рублей.

РЕШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА:

1. Одобрить проект закона Ульяновской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2014 год и на плановый период  2015 и 2016 годов».

2. Принять проект распоряжения Правительства Ульяновской области
«О проекте закона Ульяновской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2014 год и на плановый период  2015 и 2016 годов».

3. Назначить заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра здравоохранения Ульяновской области Караулову В.Г. официальным представителем Правительства Ульяновской области при рассмотрении Законодательным Собранием Ульяновской области проекта закона Ульяновской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Голосование: единогласно.

 

3. О проекте закона Ульяновской области «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2014 год»


Данный проект закона разработан и вносится в соответствии с главой 4 Закона Ульяновской области от 06.05.2002 № 020-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области», предусматривающей ежегодное принятие Программы управления государственной собственностью Ульяновской области, которой должны быть урегулированы общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления экономикой, в целях определения основных видов и предполагаемого размера расходов, связанных с управлением областной собственностью, использованием и распоряжением отдельными видами объектов областной собственности (например, передача в собственность муниципальных образований), предполагаемый размер доходов от использования объектов областной собственности, в том числе доходов от арендной платы, отчислений от прибыли областных государственных предприятий, дивидендов по ценным бумагам, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, а также источники внутреннего финансирования дефицита областного бюджета Ульяновской области в части средств, планируемых к получению от продажи акций, находящихся в собственности Ульяновской области.

Законопроект регулирует общественные отношения, связанные с реализацией Ульяновской областью полномочий собственника в отношении государственного имущества Ульяновской области.

Предполагаемый размер доходов бюджета Ульяновской области (приложение 1 к Программе) составит в сумме 46321,0 тыс. руб., в том числе:

- от передачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области – 3500,0 тыс. руб.;

- от получения части прибыли областных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет – 697,6 тыс. руб.;

- от дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности Ульяновской области – 2260,0 тыс. руб.;

- от передачи в аренду земельных участков и средств от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области – 19800,0 тыс. руб.;

- от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области – 6300,0 тыс. руб.;

- от продажи иного имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области – 13763,4 тыс. руб.

Источники внутреннего финансирования дефицита областного бюджета Ульяновской области, а именно средства, получаемые от продажи акций, находящихся в государственной собственности Ульяновской области – 69307,3 тыс. руб. (приложение 2 к Программе).

Денежные средства от продажи иного имущества и от продажи акций, находящихся в государственной собственности Ульяновской области планируются получить от реализации имущества, предусмотренного Законом Ульяновской области «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2014 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2014-2016 годы».

Также данной Программой предусмотрен размер расходов денежных средств, связанный с управлением объектами областной собственности (приложение 3 к Программе) по следующим направлениям:

Расходы, связанные с управлением объектами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области в сумме – 131 044,8 тыс.руб., в том числе:

-на изготовление земельно-правовых документов, инвентаризацию и паспортизацию объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Ульяновской области – 3322,8 тыс. руб.;

- на распоряжение и управление пакетами акций – 0,9 тыс. руб.;

- на управление и распоряжение земельными участками, проведение территориального землеустройства, установление независимым оценщиком рыночной стоимости, публикацию информационных сообщений и формирование земельных участков для проведения торгов, внедрение автоматизированных систем управления объектами недвижимости, разграничение государственной собственности на землю – 1350,0 тыс. руб.;

- на оплату государственной пошлины, судебных экспертиз, услуг представителей в судебных органах – 50,0 тыс. руб.;

- на оценку и организацию продажи государственного имущества Ульяновской области, рекламирование, а также публикацию информационных сообщений о приватизации в определённых в установленном порядке средствах массовой информации и оценку объектов залогового фонда Ульяновской области – 582,0 тыс. руб.;

- на оценку имущества, находящегося в государственной собственности, публикацию информационных сообщений для проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды недвижимого имущества и продажи земельных участков – 750,0 тыс. руб.;

- на выполнение работ по информационно-технологическому сопровождению информационной подсистемы учёта государственного имущества Ульяновской области в системе «Имущество» – 200,0 тыс. руб.;

- на проведение конкурсов на замещение должностей руководителей областных государственных унитарных предприятий – 15,0 тыс. руб.;

- на выкуп размещаемых дополнительных акций при увеличении уставного капитала открытого акционерного общества «Аэропорт Ульяновск» - 90 000 тыс.руб.

- на выкуп размещаемых дополнительных акций при увеличении уставного капитала открытого акционерного общества «Корпорация развития Ульяновской области» - 34 674,1 тыс.руб.

- на автоматизацию ввода данных в реестр объектов государственной собственности Ульяновской области – 100,0 тыс. руб.

Перечень государственного имущества Ульяновской области, предполагаемого к передаче в безвозмездное пользование, содержится в Приложении 4 к Программе.

Договоры безвозмездного пользования с общественными организациями заключены в 2013 году в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и согласованием Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области.

Предполагаемое к передаче в безвозмездное пользование имущество будет использоваться федеральными органами исполнительной власти, муниципальными учреждениями, общественными и религиозными организациями. Основание для заключения договоров безвозмездного пользования с организациями, включёнными в приложение 4 к Программе – пункты 2, 3, 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

РЕШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА:

1. Одобрить проект закона Ульяновской области «Об утверждении Программы    управления   государственной   собственностью   Ульяновской  области  на 2014 год».

2. Принять проект распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2014 год».

3. Назначить директора Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Мишина С.М. официальным представителем Правительства Ульяновской области при рассмотрении Законодательным Собранием Ульяновской области проекта закона Ульяновской области «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2014 год».

Голосование: единогласно.

 

 

4. О проекте закона Ульяновской области «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2014 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2014-2016 годы»

Данный проект закона разработан и вносится в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и главой 5 Закона Ульяновской области от 06.05.2002 № 020-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области», предусматривающей принятие Программы приватизации, которая является средством реализации государственной политики в области приватизации, оптимизации структуры областной собственности, повышения эффективности управления государственным сектором экономики и обеспечения информационной прозрачности процесса приватизации областного имущества.

Законопроект регулирует общественные отношения, связанные с реализацией Ульяновской областью полномочий собственника в отношении государственного имущества Ульяновской области. Его действие планируется распространить на неопределенный круг лиц (в части приватизации имущества  путём продажи на аукционе), а также на областные государственные унитарные предприятия, планируемые к приватизации.

В соответствии с Программой приватизации, в 2014-2016 годах продолжается приватизация областного имущества, не задействованного в обеспечении государственных полномочий Ульяновской области.

Оптимизация структуры областной собственности достигается за счет продажи пакетов акций открытых акционерных обществ и  прочего имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, а также преобразования государственных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью.

Данным проектом закона предлагается включить в Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2014 год перечень имущества, не являющегося акциями акционерных обществ, подлежащего продаже на аукционе.

Планируется к приватизации 15 объектов недвижимости, расположенных  в Вешкаймском, Николаевском, Новомалыклинском, Майнском, Карсунском, Инзенском, Кузоватовском районах Ульяновской области, в том числе один объект в г.Ульяновске.

Продажу объектов планируется осуществлять одновременно с земельными участками, на которых расположены объекты.

Объекты, планируемые к приватизации, не задействованы в обеспечении полномочий Ульяновской области и их реализация позволит пополнить областной бюджет Ульяновской области и уменьшить затраты на их содержание. Действие 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на объекты не распространяется.

В проект программы приватизации включены предприятия агропромышленного и социального   комплексов.

Перечень областных государственных унитарных предприятий и акций акционерных обществ, планируемых к приватизации,  составлен с учетом предложений отраслевых министерств и ведомств Ульяновской области.

Проект Программы приватизации на 2014 год предусматривает приватизацию находящихся в областной собственности пакета акций 1 акционерного общества, а также   2 областных государственных унитарных предприятий.

В Программу приватизации не включены предприятия, подлежащие ликвидации.

В 2014 году планируется   продажа на открытом аукционе пакета акций (693073 штук, составляющих 51,0 % уставного капитала) ОАО «Санаторий «Итиль» (100% акций общества находится в собственности Ульяновской области).

Основными видами деятельности Общества являются медицинская, доврачебная и санаторно-курортная помощь, работы и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности.

В декабре 2012 года Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области передал в уставный капитал ОАО «Санаторий «Итиль» земельный участок для реализации инвестиционного проекта – создание  оздоровительного центра. Мощности и состояние санатория не позволяют собственными силами заработать денежные средства на реализацию проектных мероприятий. Кроме того, срок окупаемости инвестиций довольно длительный и в ближайшей перспективе денежные средства в виде дивидендов в областной бюджет от деятельности санатория поступать не будут.

Убыток от хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Санаторий «Итиль» по итогам 2012 года  составил 2 629 тыс. руб., что на 2 241 тыс. руб. больше за аналогичный период 2011 года. Такое увеличение обусловлено недостаточным уровнем выручки при высоком уровне постоянных и единовременных затрат, в том числе связанных с передачей санаторию земельного участка. Высокий процент износа материальной базы санатория обусловливает необходимость больших материальных затрат в обновлении основных средств и постоянных затрат на ремонт и реконструкцию корпусов.

Приватизация 51 % акций ОАО «Санаторий «Итиль» позволит привлечь частные инвестиции  в модернизацию и развитие объектов санаторно-курортного назначения. Кроме того, приватизация акций ОАО «Санаторий «Итиль» предполагает пополнение бюджета Ульяновской области и эффективное управление имуществом, часть которого область сохраняет в целях соблюдения своих интересов.

Кроме того, планируется приватизация двух унитарных предприятий сельскохозяйственной отрасли путём преобразования в общества с ограниченной ответственностью.

Приватизация государственных предприятий не повлияет на структурные изменения в экономике в связи с незначительностью их производственных мощностей, отсутствием монопольного положения предприятий на рынках производимой продукции, отсутствием стратегического значения производимой продукции для обороноспособности и безопасности области.

Отчуждение имущества планируется осуществить в целях реализации статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которой определён перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта Российской Федерации.

Доходы от продажи пакета акций, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, ожидаются в размере                                   69 307,3 тыс. рублей, доходы от продажи прочего имущества (учитывая поступления средств в общей сумме 3 000,8 тыс. руб. от проданного в 2010 г. в рассрочку на 5 лет объекта недвижимости) – в размере 13 763,4 тыс. руб., которые планируется предусмотреть Программой управления государственной собственностью и бюджетом Ульяновской области на 2014 год.

РЕШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА:

1. Одобрить проект закона Ульяновской области «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2014 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2014-2016 годы».

2. Принять проект распоряжения Правительства Ульяновской области «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2014 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2014-2016 годы».

3. Назначить директора Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Мишина С.М. официальным представителем Правительства Ульяновской области при рассмотрении Законодательным Собранием Ульяновской области проекта закона Ульяновской области «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2014 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2014-2016 годы».

Голосование: единогласно.

 

5. О прогнозе социально-экономического развития Ульяновской области на 2014 -2016 годы

 26 июля 2013 года в рамках финансово-экономического блока мною уже был озвучен предварительный прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на 2014-2016 годы. В целом прогноз был одобрен Членами Правительства и основные его параметры были применены при формировании областного бюджета Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период. Как и в предыдущие годы мы продолжили практику разработки прогноза при непосредственном участии исполнительных органов власти и муниципальных образований. Основные параметры прогноза Ульяновской области были согласованы с научным сообществом и направлены в Деловую Россию, в Совет муниципальных образований, Общественную палату, ТПП и т.д. Это позволило максимально точно определить ориентиры развития на ближайшие 3 года, как региона в целом, так и в разрезе предприятий, отраслей экономики. Следует отметить, что разработанный прогноз был принят Минэкономразвития РФ без замечаний. Также он размещен на официальном сайте Минэкономики, что позволит каждому иметь представление куда и в каких направлениях будет двигаться Ульяновская область.

Макропараметры сформированы исходя из прогнозных показателей объёмов промышленного производства, прибыли, инвестиций, зарплаты  60-ти крупных и средних бюджетообразующих предприятиях из разных сфер экономики, а также сценарных условий социально-экономического развития РФ на ближайшую трехлетку.

В целом разрабатывая прогноз, мы рассчитывали на более оптимистичное развитие событий, однако тенденции последних периодов, которые свидетельствует о замедлении динамики роста, говорят об ухудшении положения.

24 сентября 2013 года Министерство экономического развития РФ опубликовало уточненный «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в котором ряд показателей были скорректированы в сторону уменьшения. В первую очередь речь идет о ВВП России, который по уточненным данным в 2013 году должен вырасти всего на 1,8% (летние данные – на 2,4%). Учитывая, что это результат развития всех отраслей, можно предположить в отдельных отраслях наметилась рецессия. Промышленность в РФ на протяжении всего года имеет нулевой рост, при этом обрабатывающие производства показывают отрицательную динамику – минус 1%. В пределах 2% понижен темп роста инвестиций, при этом сейчас приток инвестиций составляет 98,7% от уровня прошлого года.

Международные организации также вынуждены пересматривать ранее сделанные прогнозы. Так, МВФ понизил прогноз мировой экономики в текущем году с 4% до 3,1%.

Таким образом, исходя из реальной экономической ситуации в стране и мире в целом, считаю важным обсудить вместе с вами возможные риски и угрозы Ульяновской области до конца года и на ближайшую перспективу, для того чтобы упредить возможные негативные последствия наметившего кризиса

Безусловно, сложная макроэкономическая обстановка, когда в России  фактически завершился восстановительный рост после кризиса 2009 года, ударит и по Ульяновской области.

В отличие от РФ, пока сегодня не стоит остро вопрос о резком пересмотре макропараметров Ульяновской области в сторону уменьшения, но все же они будут.

Я остановлюсь на основных макропараметрах Ульяновской области на среднесрочную перспективу:

Промышленное производство

Ведущее место в экономике области занимает промышленное производство это 30% всего ВРП. В 2012 году  промышленные предприятия региона произвели продукции на сумму 185,6 млрд. рублей с индексом в 104,5%, превышающим средний рост по РФ почти на 2% и по ПФО на 0,4%.

В течение всего 2013 года регион по темпу роста входит в тройку лидеров ПФО, уступая лишь Нижегородской области. При этом половина субъектов округа не выходит на объемы прошлого года, а остальные “крутятся” в районе 1% роста. Т.е. еще раз акцентирую Ваше внимание на том, мы установили себе высокую планку по итогам 2013 года – 5%-ный рост индекс промпроизводства, который будет трудно выполним. Для сравнения средний индекс по РФ по оценке Минэкономразвития РФ составит 100,7% (ранее 102%).

Поэтому, несмотря на предкризис, мы пока еще держимся, даже несмотря на наметившуюся тенденцию снижения: по итогам 9-ти месяцев 2013 года индекс промпроизводства прогнозируется на уровне 103,7%.

Вместе с тем, пока оснований для пересмотра годового индекса промпроизводства нет, т.к.:

 Во-первых, до конца года индексы производства ряда аутсайдерских отраслей будут доведены до 100%. Прежде всего это «текстильное и швейное производство» и «обработка древесины и производство изделий из дерева». 

Во-вторых, основные отрасли машиностроительного блока, образующие «костяк» обрабатывающих производств, до конца года должны удержать сложившиеся темпы роста. Речь идёт о таких 3-х отраслях, которые на 50% формируют «обработку» и на 40% всё промышленное производство региона, сегодня они занимают высокие позиции в ПФО: производство транспортных средств и оборудования 108,4% - 4 место, производство электрооборудования 108,6% - 5 место, производство машин и оборудования 110,9% - 5 место. Безусловно, это сложная задача, поскольку ЗАО “Авиастар-СП” по итогам 2013 года снизит объем производства на 14%, ОАО “УАЗ” произведет 69 тыс.автомобилей, что на 2% ниже прошлого года; ОАО “Ульяновский моторный завод” произведет двигателей 62,5 тыс.штук, что на 5% меньше прошлого года. Прогнозируется, что в очередной раз компенсирует снижение производства предприятий ОАО “Ульяновский механический завод”, где по итогам года ожидается рост производства в 1,4 раза (почти 16 млрд.руб.).

В-третьих, снижение производства по отдельным отраслям будет в значительной степени скомпенсировано превышением целевого значения в отрасли добычи полезных ископаемых, где индекс на сегодня составляет 112,5%, что на 7,5% выше установленного целевого.

В случае невыполнения поставленных до конца года задач, индекс промпроизводства, учитывая текущую динамику останется на уровне 103%.

В течение всего периода до 2016 года в Ульяновской области прогнозируется ускоренный, относительно РФ, ежегодный рост промышленного производства не менее 5%. Отмечу, что это реальный рост, т.е. за исключением инфляции.

В разрезе 3-х составляющих промышленное производство Ульяновской области будет расти со следующими темпами:

  1. «Добыча полезных ископаемых»  - 104,5% в 2013 году (уточненн. – 108%), далее до 2016 года предполагается около 5-5,3% ежегодного роста.

2. «Обрабатывающие производства» - это самый крупный раздел промпроизводства Ульяновской области (уд. вес около 80%). В текущем году индекс оценивается на уровне 104-105%. Такой рост к базе прошлого года  будет обеспечен, прежде всего, ростом производства электрооборудования, транспортных средств и оборудования и т.д. Объёмы производства таких крупных предприятий, как ОАО «Контактор», ОАО «КТЦ «Металлоконструкция», ООО «Зенит-Химмаш», ОАО «Димитровградхиммаш», ОАО «Утёс»,  ООО «БАУ Мотор Корпорэйшн» и т.д., будут, как минимум, превышать прошлогодние показатели.  

В среднесрочной перспективе индекс по обрабатывающим производствам будет удерживать хороший темп в диапазоне 106-107%, что и будет определять достаточно высокий индекс промпроизводства на перспективу до 2016 года, за счет роста в производстве транспортных средств и оборудования.

Особое внимание в этом разделе промышленного производства, конечно, уделяется  предприятию ЗАО «Авиастар-СП». Здесь продолжается тесное взаимодействие с ОАО «ОАК» по вопросам загрузки предприятия и реализации перспективных проектов Ил-76МД-90А, модернизации Ан-124-100 «Руслан». В 2013 году на предприятии будет проведена модернизация 3-х самолетов АН-124 «Руслан». В рамках заключенного с Минобороны России долгосрочного договора из необходимых 39 штук в 2014 году будет заложено - 3 самолёта, в 2015 году – 6, в 2016 году – 8 самолётов. Исходя из этого, индекс производства транспортных средств (самый крупный вид деятельности – 40% в обрабатывающих производствах) в перспективе, к 2015-2016 годам, будет достигать 115%, что во многом будет поддерживать общий индекс промпроизводства региона.

Некоторое опасения есть на сегодня по отрасли производства пищевых продуктов (около 18% в обрабатывающем секторе). В январе-августе 2013 года индекс составил 95,3%. Одной из основных причин отрицательной динамики этого года является сложное положение на самом крупном предприятии отрасли ООО «САБМиллерРУС» (уд.вес в отрасли 16%), где темп производства пива на сегодня составляет менее 50% от аналогичного периода 2012 года. Однако ежегодный рост в отрасли в пределах 1% будет поддерживаться новыми проектами. Так, например, компания «Оркла Брэндс Россия» осуществит перенос «Кондитерской фабрики им. Н.К. Крупской» на фабрику в Ульяновске.

3.Индекс производства по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в среднем за 2013 год прогнозируется на уровне 101,4%. Далее с ростом промышленного производства, но параллельно учитывая внедрение энергосберегающих технологий,  индекс будет расти незначительно в диапазоне 101-102,4% ежегодно.

Таким образом, прогноз промпроизводства построен на оптимистичных планах ЗАО “Авиастар” и ряда других крупных предприятий, а также учитывая мощный драйвер экономического роста – это ежегодный приток инвестиций (не менее 105-107%). Отсутствие этих факторов естественно отрицательно скажется на динамике промпроизводства и соответственно индекс может упасть до отметки 100-101%.

 

Прибыль

По итогам 7 месяцев 2013 года темп роста прибыли, полученных  крупными и средними прибыльными организациями составил 105% (около 11 млрд.руб.), т.е. пока установленный на 2013 год прогноз выполняется. Однако при этом необходимо отметить, что количество прибыльных организаций сократилось на 5п.п (68,5% от общего числа организаций). Более того, сумма убытка, полученная предприятиями возросла к прошлому году в 1,4 раза, т.е. одна треть региональных предприятий в 2013 году являются убыточными, при этом 74% убытка – в обрабатывающих производствах. Это плохой сигнал, свидетельствующий о том, что в промышленности не все благополучно, несмотря на рост к прошлому году.

МЭР РФ ориентируясь на нулевой рост промпроизводства уже понизило свой прогноз по прибыли со 107% до 97%.

В 2014 году темп роста прибыли прибыльных организаций в Ульяновской области предварительно  составит 105%. При более сдержанных прогнозах развития РФ на 2014 год МЭР РФ прогнозирует темп роста прибыли 113,5%.

И речь идет именно о прибыли прибыльных организаций, а не о налоге на прибыль, который не выходит в текущем году на объемы прошлого года.

Министерству финансов рекомендую ориентироваться на показатели прибыли, но при формировании проекта бюджета учитывать различные льготы, преференции, убытки прошлых лет и т.д., которые не приводят к наполняемости бюджета.

Так, по итогам текущего года хорошие темпы прибыли прогнозируют такие предприятия, как ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» (102%), ЗАО «Ульяновскцемент» (196%), ОАО «Ульяновский механический завод» (203%), МУП «Ульяновская городская электросеть» (105%), ООО «УАЗ-Техинструмент» (115%), ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» (115%), КТЦ “Металлоконструкция” ( 104%) и т.д.

В 2014 году  прогнозируются хорошие темпы прибыли на ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» (111,6%), ОАО «Ульяновский механический завод» (124%), ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» (101,3%), ОАО «Утёс» (105%), ООО «Бау Мотор Корпорэйшн» (237%), УМУП «Городской теплосервис» (112%), ООО «Марс» (111,6%), ОАО «Димитровградхиммаш» (101,9%), ОАО «КТЦ «Металлоконструкция» (104%) и т.д. Наряду с этим, ряд предприятий несколько снизят темпы полученной прибыли, например, ОАО «Ульяновский патронный завод» в 2014 году снизит темп прибыли на 30%.

В 2015-2016 годах темп роста прибыли прибыльных организаций  предположительно будет колебаться в несколько более высоком диапазоне 105,5-106%. Прогноз Минэкономразвития на 2015-2016 годы по данному показателю на сегодня составляет 106%-113,5%.

Сельское хозяйство

Валовая продукция сельского хозяйства в 2013 году в действующих ценах составит 29,2 млрд. рублей, в сопоставимой оценке рост составит 110% (РФ 107%) к уровню 2012 года. При этом ожидается рост, как в растениеводстве на 14,3%, так и в животноводстве на 6%.

Значительный рост в растениеводстве связан с низкой базой сравнения 2012 года (засуха), когда объемы производства снизились до крайне низкого уровня (к примеру, производство зерна составило 651,1 тыс. тонн – 50% к 2011 году).  По итогам текущего года зерна будет собрано около 1млн. тонн, что в 1.5 раза больше прошлого года.

Далее при хороших погодных условиях на 2014-2016 годы прогнозируется ежегодный рост индекса сельхозпроизводства в диапазоне 105,6-112,9%, что значительно будет превышать темпы по РФ, которые в перспективе не превысят 103%.

Инвестиции

Одним из основных факторов, который позволит поддерживать экономический рост в 2014 и последующих годах является активизация инвестиционной деятельности. Благодаря этому фактору в Ульяновской области сохраняется ускоренный относительно РФ рост экономики. Последние 10 лет практически ежегодно  наблюдается тенденция роста объема инвестиций в основной капитал. Благодаря проведению  качественной  инвестиционной политики в последние годы, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах активно растет -  116 % в 2011 году  (59,2 млрд. рублей), за 2012 год  – 117,3 % (72,9 млрд. рублей). Объем инвестиций в основной капитал в 2012 году увеличился к уровню 2004 года более, чем в 6 раз (в РФ в 4,4 раза). В 2013 году в соответствии с целевым параметром объем привлечённых инвестиций должен достичь 81 млрд.руб.

По итогам 8 месяцев предприятиями использовано 30,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 94,5% к аналогичному периоду прошлого года, до целевого показателя (81 млрд.руб. или 105%) необходимо освоить порядка 50 млрд. рублей инвестиций.  Несмотря на определенные опасения, следует учесть, что большинство актов о выполнении подрядных работ подписывается по завершению финансового года при подготовке к сдаче годового бухгалтерского баланса. Работа по привлечению инвестиций продолжается и на сегодня не стоит вопрос о пересмотре годового показателя, даже несмотря на фактическую динамику снижения индекса.

В 2013-2016 гг. ожидается сохранение сложившейся тенденции роста, индекс будет увеличиваться на 5-8,2% ежегодно. Темпы роста инвестиций в основной капитал в целом по РФ будут меньше (102-106%), чем в Ульяновской области. Объем инвестиций к 2016 году планируется довести до 121,2 млрд.руб., что составит 28% от ВРП.  В РФ доля инвестиций от ВВП достигнет лишь 22,5% к 2016 году.

Ввод жилья

В 2012 году введено жилых домов  общей площадью 607,3 тыс.кв.м. В перспективе прогнозируется увеличение площади – по оценке в 2013 году будет введено 620 тыс.кв.м.  В результате  ежегодного увеличения объемов вводимого жилья, в 2016 году показатель приблизится к 1 млн.кв.м. (960 тыс.кв.м.). Таким образом, за 3 года  вырастет  практически в 1,5 раза

Соответственно ожидается рост вводимого жилья на душу населения. По итогам 2012 года введено жилья  на душу населения 0,48 кв.м. В результате  ежегодного роста, к 2016 году  он достигнет  значения в 0,8 кв.м.

Инфляция (к декабрю)

В 2012 году уровень инфляции в Ульяновской области сложился самый низкий  с 1991 года – 106,5%. До конца 2013 года по оптимистичному варианту инфляция не должна превысить 106-5-106,8%. Мы не исключали, что последствия засухи негативно отразятся на ценовой политике и общий уровень инфляции выйдет за рамки 8%. Однако общая политика Правительства Ульяновской области, направленная на сдерживание уровня инфляции (в соответствии с Планом мероприятий), в том числе на тарифы (за год не более 6%) позволит удержать заданный ориентир.  В последующие годы ожидается последовательное снижение уровня инфляции до 105,5-105,8% к 2016 году. Основные риски превышения инфляцией заданных целевых ориентиров связаны со сложностью прогнозирования “погодного” фактора, который может временно ускорять повышение цен на продовольствие. В результате, в очередной раз неправдоподобным кажется прогноз Минэкономразвития РФ по уровню инфляции на 2013 год – 105-106%, учитывая, что по итогам 8-ми месяцев 2013 г. инфляционный рост по стране уже  достиг 104,5%.

Говоря о перспективах роста инфляции, МЭР РФ склоняется к тому, что в целом инфляцию удастся удержать в коридоре между 4 и 5%. Столь низкие параметры инфляции базируются на принятом решении о замораживании на один год тарифов на услуги крупнейших естественных монополий. Это позволит ограничить рост коммунальных платежей и даст ощутимый инфляционный эффект.

Уровень жизни населения

Несмотря на рост региональной экономики и достаточно высокое положение Ульяновской области в ПФО в комплексном рейтинге в последние годы, данные официальной статистики свидетельствуют о низком уровне доходов населения, в первую очередь, зарплаты. По последним данным темп роста зарплаты в Ульяновской области (113,2%) соответствует 9-й позиции в округе, а номинальный уровень (18445 руб.) еще ниже – 12 место, уступая извечным аутсайдерам в лице Кировской области и Чувашии.

Более того, в Ульяновской области относительно начала года из месяца в месяц замедляются темпы роста зарплаты: в феврале 115,3%, в июле 113,2%. Таким образом, на сегодня не просматриваются резервы роста зарплаты, которые способствовали бы достижению целевого темпа (115%) по итогам 2013 года.

По прогнозу рост зарплаты в 2013 году составит 113,5% в 2014 году  –113%, в 2015 году – 113,6%, в 2016 году – 113,5%. Номинальный уровень зарплаты будет планомерно расти и с 19,4 тыс.руб. в 2013 году вырастет до 28,3 тыс. руб. в 2016 г. Это реальный рост зарплаты, который нами пересматриваться не будет и один из аргументов заключается в том, что темпы роста прибыли значительно уступают темпу роста зарплаты.

Что касается темпов роста зарплаты в целом по РФ, то они значительно уступают областным. В частности, в течение всего 2014-2016 гг. среднероссийские темпы зарплаты будут самыми низкими с 2009 года. Так, в 2014 году – 109,8%, в 2015 году – 108,6%, в 2016 году – 109,1%. Как результат наполняемость бюджета по НДФЛ будет низкой.

Темпы роста зарплаты в Ульяновской области на среднесрочную перспективу будут опережать средние  по РФ однако для улучшения позиций в ПФО этого недостаточно.

При прогнозировании темпа роста зарплаты мы опирались на данные предприятий. В перспективе до 2016 года невысокие темпы роста прогнозируют: ЗАО “Ульяновскцемент”  (103-105%), ОАО “Кварц”  (104-110%), ЗАО “Авиастар-СП”  (100-114%), ОАО “Ульяновский механический завод” – (110-112%), ОАО “Ульяновскнефть” (105%), ОАО “Ульяновский патронный завод” (105-106%), ОАО “НИИАР” (105-111%), ОАО “Дом печати” (101%), ОАО “Элегант” (103,5-105,5%), ООО “Волга-Днепр” (102-106%), ОАО “Утес” – (106%), ОАО “Контактор” (108%), ОАО “Автодеталь-Сервис” (102,5%), ОАО “Ульяновский моторный завод” – (105%), ООО “Хенкель Баутехник” (103,7-104,2%), ОАО “Димитровградхиммаш” (104,5-109,6%).

По итогам 2012 года фонд заработной платы в регионе сложился в сумме 82,6 млрд.руб. (115,2%). По оценке, в 2013 году темп роста замедлится до 113,1%. Вместе с тем, до 2016 года тенденция роста фонда заработной платы сохранится, и темп роста будет варьироваться в интервале 112,8-113,6%.

Занятость

С тем фактом, что российская экономика медленно, но верно сползает в рецессию, судя по прогнозам Минэкономразвития РФ, уже никто не спорит. Экономический спад может означать сокращение числа рабочих мест, увольнение сотрудников. В связи с этим МЭР РФ уже пересмотрел прогноз по уровню безработицы рассчитываемой по методологии МОТ в сторону увеличения: на протяжении 5 лет до 2017 года прогнозируется статичность показателя на уровне 5,7% (ранее плавное снижение до 5,3%).

В Ульяновской области практически всегда общая безработица превышала среднероссийское значение (за редким исключением соответствовала). По итогам августа РФ – 5,3%, ПФО – 4,6%, Ульяновская область – 5,4%.

Даже несмотря на низкую официальную безработицу  0,51%, в мировом масштабе уровень безработицы оценивается именно по МОТ, а он у нас не самый хороший. Считаю, что первоначальный прогноз Минтруда  на 2013 год по общей безработицы в 5,6% слишком  оптимистичным. Необходимо его пересмотреть с учетом среднероссийских тенденций или представить веские аргументы по достижению заложенных ранее параметров.

Производство валового регионального продукта

Резюмируя деятельность всех отраслей, интегральный показатель развития экономики региона - валовой региональный продукт в 2013 году оценивается на уровне 287,1 млрд. рублей. Рост не менее чем в 104% будет обеспечиваться, в первую очередь, ростом в промышленном производстве на 5%, торговле на 4%, сельском хозяйстве почти на 10%. Эти четыре блока являются определяющими и более, чем на 50% формируют валовой региональный продукт Ульяновской области. Таким образом, темпы роста экономики Ульяновской области в 2013 году будут выше, чем средний рост ВРП по РФ, который оценивается МЭР РФ лишь на уровне 101,8%.

Далее в 2014-2016 годах с учётом ежегодного стабильного роста и реализации планов основных бюджетообразующих предприятий, инвестиционной привлекательности, валовой региональный продукт будет расти в пределах 5% ежегодно. Для сравнения, средний рост ВРП по РФ в предстоящие три года не превысит 103,3%.  

Многие эксперты высказываются о том, что новый экономический кризис в 2013 году серьезно угрожает Российской экономике, так как она является в большей степени сырьевой страной. Если экономический рост в России прекратится и установится негативная динамика основных макропоказателей, то это будет означать начало уже нового экономического кризиса. В пользу второй волны кризиса говорит тот факт, что восстановление мировой экономики идет достаточно медленно. Состояние мировой экономики может угрожать российской экономике главным образом снижением цен на нефть и другие товары российского экспорта. В Ульяновской области нефтегазовый сектор занимает всего порядка 5% всего промпроизводства, поэтому рост региональной экономики базируется на конкурентоспособности местной продукции и ежегодном приросте инвестиций в основной капитал. Именно благодаря этому в перспективе темпы роста основных показателей Ульяновской области будут опережать среднероссийские значения.

Вместе с тем, хочу еще раз сакцентировать внимание, что достижение заложенных параметров возможно только при реализации комплекса мероприятий, направленных на укрепление реального сектора экономики, формирование благоприятных условий для частных инвестиций, создание комфортных условий для предпринимательской деятельности. Считаю, что в настоящее время все усилия Правительства области должны быть направлены на реализацию Плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста экономики Ульяновского региона.

РЕШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА:

1. Принять информацию Министра экономики и планирования Ульяновской области Асмуса О.В. по вопросу «О прогнозе социально-экономического развития Ульяновской области на 2014 -2016 годы» к сведению.

2. Министру финансов Ульяновской области Максимушкиной О.С. принять за основу «Прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на 2014 год и на период до 2016 года» при формировании областного бюджета Ульяновской области.

Голосование: единогласно.

 

6. О проекте закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Формирование областного бюджета Ульяновской области на 2014-2016 годы происходило в условиях серьёзных изменений налогового и бюджетного законодательства, связанных, в том числе, с передачей на региональный уровень содержания детских дошкольных учреждений, переходом на формирование государственных программ, изменением бюджетной классификации, а также в условиях структурных изменений исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. При этом бюджетная и налоговая политика Правительства Ульяновской области для формирования проекта областного бюджета определена в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Бюджетным посланием Губернатора Ульяновской области о бюджетной политике Ульяновской области на 2014-2016 годы и Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года.

В результате работы, проведённой совместно с субъектами бюджетного планирования, параметры областного бюджета Ульяновской области на 2014-2016 годы сложились в следующих объёмах:

Доходы всего: 2014 год – 28 916,6 млн. рублей, что больше первоначально утверждённой суммы на 2013 год на 1,3 процента, 2015 год – 29 780,1 млн. рублей, 2016 год – 31 433,3 млн. рублей, в том числе:

Расходы областного бюджета, исходя из предельно допустимого размера дефицита, запланированы на 2014 год в объёме 32 483,9 млн. рублей, на 2015 год – 33 637,3 млн. рублей, на 2016 год – 35 600,4 млн. рублей.

При этом дефицит областного бюджета на 2014 год сложился в сумме 3 567,3 млн. рублей, что составляет 15,0 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов, на 2015 год – 3 857,2 млн. рублей (14,9 процента), на 2016 год – 4 167,1 млн. рублей (14,9 процента).

В основе расчётов основных параметров областного бюджета Ульяновской области на 2014-2016 годы лежат основные параметры прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

При этом основные параметры прогноза социально-экономического развития Ульяновской области (темп роста прибыли, темп роста заработной платы) ниже соответствующих параметров, взятых за основу при подготовке областного бюджета Ульяновской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Эта тенденция характерна и для других субъектов Российской Федерации.

Ситуация в экономике оказывает непосредственное влияние на изменение бюджетообразующих показателей и объём доходов областного бюджета Ульяновской области.

Доходная часть областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам определена на 2014 год в сумме 23 781,9 млн. рублей; на 2015 год – 25 801,6 млн. рублей и на 2016 год – 27 915,1 млн. рублей.

По сравнению с первоначально утверждённым бюджетом на 2013 год в 2014 году прогнозируется перераспределение поступлений в сторону увеличения доли налога на доходы физических лиц – на 7,9 процентных пункта, налога на имущество организаций – на 0,7 процентных пункта. Доля налога на прибыль организаций сократится на 1,6 процентных пункта, акцизов – на 7,5 процентных пункта.

Основным бюджетообразующим налогом на сегодняшний день является налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в общем объёме поступлений составляет 39,2 процента. Прогноз поступлений налога рассчитан исходя из оценки ожидаемого поступления в 2013 году и прогноза темпа роста фонда оплаты труда и определён на 2014 год в сумме 9 320,5 млн. рублей, что составляет 129,4 процента от первоначального плана 2013 года, на 2015 год – 10 428,3 млн. рублей, на 2014 год – 11 668,2 млн. рублей.

Налог на прибыль организаций, удельный вес которого в общем объёме поступлений составляет 28,2 процента, рассчитан исходя из оценки ожидаемого поступления в 2013 году и предварительных темпов роста прибыли прибыльных организаций и составил на 2014 год 6 700,0 млн. рублей (снижение к первоначальному плану 2013 года – 2,2 процента), на 2015 год – 7 035,0 млн. рублей и на 2016 год – 7 387,0 млн. рублей.

Удельный вес акцизов составляет – 14,0 процентов.

При расчёте акцизов учтена сложившаяся в настоящее время непростая ситуация на рынке алкогольной продукции в целом по Российской Федерации, связанная с падением объёмов производства и реализации алкогольной продукции и пива, а также учтено увеличение ставки акциза на пиво на 20 процентов, алкогольной продукции с объёмной долей этилового спирта свыше 9 процентов на 25 процентов, на 2015 год – на 11 процентов и на 20 процентов соответственно. На 2016 год ставки акцизов на алкогольную продукцию, произведённую с использованием этилового спирта, проиндексированы на 10 процентов к уровню 2015 года.

В результате прогноз по акцизам составил на 2014 год – 3 336,2 млн. рублей (67,6 процента от первоначального плана 2013 года), на 2015 год – 3 711,3 млн. рублей, на 2016 год – 4 027,2 млн. рублей.

Финансовая помощь из федерального бюджета на 2014 год прогнозируется в общем объёме 5 134,7 млн. рублей, на 2015 год – 3 978,6 млн. рублей, на 2016 год – 3 518,2 млн. рублей.

Дотации на 2014 год запланированы в общей сумме 3 272,5 млн. рублей (из них дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы 818,9 млн. рублей), на 2015 год дотации запланированы в сумме 2 074,9 млн. рублей, на 2016 год – 1 613,9 млн. рублей.

Субсидии из федерального бюджета на 2014 год предусмотрены в сумме 66,0 млн. рублей, на 2015-2016 годы – по 21,7 млн. рублей ежегодно.

Субвенции на 2014 год запланированы в сумме 1 783,1 млн. рублей, на 2015-2016 годы – по 1 868,2 млн. рублей ежегодно.

Иные межбюджетные трансферты на 2014 год предусмотрены в сумме 13,1 млн. рублей, на 2015 год – 13,7 млн. рублей, на 2016 год – 14,3 млн. рублей.

В числе иных межбюджетных трансфертов учтены средства на содержание депутатов Государственной Думы и их помощников на 2014 год в сумме 7,9 млн. рублей, на 2015 год – 8,4 млн. рублей, на 2016 год – 8,9 млн. рублей и средства на содержание членов Совета Федерации и их помощников на 2014 год в сумме 2,1 млн. рублей, на 2015 год – 2,2 млн. рублей, на 2016 год – 2,3 млн. рублей.

Объём безвозмездных поступлений будет уточняться в ходе исполнения федерального бюджета в 2014 году, в том числе на оказание поддержки сельскохозяйственного производства, реализацию государственных программ Ульяновской области и другие расходы.

Сформированный объём расходов областного бюджета Ульяновской области на 2014 год в сумме 32 483,9 млн. рублей к уровню первоначально утверждённого бюджета на 2013 год составляет 101,6 процента.

Поэтому при формировании расходной части областного бюджета на 2014-2016 годы в первую очередь были учтены приоритетные направления расходов, обозначенные в Бюджетном послании Губернатора Ульяновской области на 2014-2016 годы.

В структуре расходов областного бюджета Ульяновской области, как и в прошлые годы, преобладают расходы на обеспечение публичных услуг в сфере социальной политики, образования, здравоохранения, включая финансовую помощь бюджетам муниципальных образований области. Удельный вес этих расходов составляет 78,3 процента (в первоначальном бюджете на 2013 год – 77,2 процента). Таким образом, можно сказать, что бюджет сохраняет свою социальную направленность.

В общей сумме расходов проекта областного бюджета предусмотрены условно утверждаемые расходы, в том числе на 2015 год в сумме 806,8 млн. рублей, на 2016 год – в сумме 1 734,8 млн. рублей.

В сформированном бюджете на 2014 год почти четверть расходов       (24,2 процента) направляются на социальную политику. Объём бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области по этой отрасли составит 7 870,9 млн. рублей, в том числе расходы на социальное обеспечение населения в 2014 году запланированы в сумме 5 844,2 млн. рублей.

Снижение динамики расходов на социальную политику в 2014 году против 2013 года объясняется тем, что в 2013 году запланированы субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильём отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в сумме 493,2 млн. рублей, на 2014 год эти расходы не запланированы.

При планировании бюджетных ассигнований областного бюджета в сфере социального обеспечения на 2014-2016 годы в числе приоритетных направлений учитывались законодательно установленные публично-нормативные и иные социально-значимые обязательства, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.

На реализацию государственной программы «Социальная поддержка и защита населения в Ульяновской области» на 2014-2018 годы» в областном бюджете Ульяновской области на 2014 год предусмотрено 4 746,6 млн. рублей, из них наибольший объём расходов направляется на обеспечение мерами социальной поддержки ветеранов труда Ульяновской области – 1 360,1 млн. рублей, граждан регионального регистра (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий) – 1 057,9 млн. рублей, на предоставление гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг – 331,3 млн. рублей и другие.

При сохранении всех основных обязательств перед населением Ульяновской области в 2014 году вводится ряд новых мер социальной поддержки населения, в том числе по: оздоровлению работников бюджетной сферы – 27,2 млн. рублей; предоставлению ежемесячной денежной выплаты в размере стоимости социального проездного билета для проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси) и ежемесячной компенсации расходов на оплату занимаемых жилых площадей в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.10.2011 № 168-ЗО «О сельских старостах» – 3,4 млн. рублей; оплате жилых помещений частного жилого фонда инвалидам, имеющим детей, - 0,9 млн. рублей и другие.

Формирование бюджетных ассигнований по отрасли «Образование» осуществлялось с учётом задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Бюджетные проектировки на 2014 год запланированы в сумме 7 480,0 млн. рублей или на 115,7 процента к показателям первоначально утверждённого бюджета на 2013 год.

Наибольший удельный вес (70,1 процента или 5 246,5 млн. рублей) в общем объёме расходов занимают межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований области, которые запланированы на 2014 год с ростом к уровню 2013 года на 22,8 процента или на 973,6 млн. рублей.

Из общей суммы межбюджетных трансфертов субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также обеспечение дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях на 2014 год предусмотрены в сумме 3 850,2 млн. рублей.

Расходы на здравоохранение на 2014 год запланированы с учётом задач, решение которых направлено на обеспечение достижения показателей, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012, в общей сумме 6 611,1 млн. рублей, что составляет 102,2 процента от первоначального плана 2013 года.

Положительная динамика по данному разделу обеспечивается тем, что в полном объёме предусмотрены средства на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 3 685,3 млн. рублей, на оказание жителям Ульяновской области медицинских услуг по проведению заместительной почечной терапии методами диализа – 367,8 млн. рублей, на совершенствование медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий – 6,4 млн. рублей. Расходы на содержание областных учреждений здравоохранения заложены на уровне текущего года.

Расходы на оказание скорой медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в форме межбюджетных трансфертов в бюджет ТФОМС на 2014 год предусмотрены в сумме 458,2 млн. рублей.

Объём бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области в сфере культуры и кинематографии на 2014 год составил 470,9 млн. рублей или с ростом к уровню 2013 года на 3,1 процента.

В 2014 году модернизация материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры будет продолжена в рамках реализации мероприятий государственной программы «Культура в Ульяновской области на 2014-2018 годы» с объёмом финансирования в сумме 74,6 млн. рублей.

На развитие физической культуры и спорта в проекте бюджета на 2014 год запланированы средства в сумме 672,9 млн. рублей или с ростом к первоначально утверждённому бюджету на 2013 год на 60,6 процента. Рост расходов обусловлен тем, что в составе расходов на 2014 год предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на строительство Ледового дворца согласно Концессионного соглашения в сумме 260,8 млн. рублей. На реализацию мероприятий государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2014-2018 годы» на 2014 год запланировано 227,0 млн. рублей.

На реализацию Указов Президента Российской Федерации по всем отраслям на 2014 год запланировано 2 040,7 млн. рублей, в том числе на повышение заработной платы работникам социальной сферы – 1 449,3 млн. рублей.

Несмотря на общую социальную направленность бюджета, важным направлением бюджетной политики остаётся государственная поддержка значимых для Ульяновской области отраслей экономики с объёмом финансирования на 2014 год в сумме 3 993,0 млн. рублей. Поддержка отраслей национальной экономики будет осуществляться через государственные программы Ульяновской области.

В 2014 году планируется реализация 17 государственных программ с общим объёмом финансирования 8 368,0 млн. рублей. При этом финансирование предусмотрено по программам:

1) обусловленным действующим законодательством:

- «Развитие транспортной системы в Ульяновской области на 2014-2018 годы» – 2 386,2 млн. рублей за счёт средств дорожного фонда.

2) позволяющим привлечь средства федерального бюджета:

- «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ульяновской области» на 2014-2020 годы - 328,1 млн. рублей. Так в 2013 году при финансировании из областного бюджета на реализацию областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» в объёме 328,0 млн. рублей из федерального бюджета уже выделено 1 120,0 млн. рублей.

         - «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в Ульяновской области» на 2014-2018 годы – 227,3 млн. рублей. В рамках этой программы  запланированы средства на газификацию и обеспечение водоснабжения населённых пунктов Ульяновской области, содействие муниципальным образованиям Ульяновской области в подготовке и прохождении отопительных сезонов, а также на строительство жилья для детей – сирот.

- «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области» на 2014-2018 годы - 227,0 млн. рублей;

- «Обеспечение правопорядка и безопасности жизнедеятельности на территории Ульяновской области» на 2014-2018 годы - 87,3 млн. рублей;

- «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014-2018 годы» - 32,0 млн. рублей;

3) способствуют развитию налогового потенциала региона:

- «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области» на 2014-2018 годы – 189,7 млн. рублей; из них 79,4 млн. рублей будут направлены  на создание и развитие инфраструктуры промышленных зон.

4) имеют важное социальное значение для региона:

- «Социальная поддержка и защита населения в Ульяновской области» на 2014-2018 годы – 4 746,6 млн. рублей;

-  «Культура в Ульяновской области на 2014-2018 годы – 74,6 млн. рублей»;

- «Развитие молодёжной политики» - 10,0 млн. рублей.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2014-2016 годах будет построена на обеспечении сбалансированности бюджетов муниципальных образований, стимулировании органов местного самоуправления по повышению эффективности их деятельности и наращиванию налогового потенциала, а также на повышение эффективности бюджетных расходов.

Межбюджетные трансферты на 2014 год запланированы в общей сумме 13 273,3 млн. рублей, из которых 4 517,6 млн. рублей составляют средства Территориального и Федерального фондов обязательного медицинского страхования, 31,3 млн. рублей – средства Пенсионного фонда Российской Федерации.

Общий объём финансовой поддержки местных бюджетов на очередной финансовый год прогнозируется в сумме 8 724,3 млн. рублей.

Основным видом финансовой помощи являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области с объёмом финансирования на 2014 год в сумме 1 426,9 млн. рублей.

С 2014 года в областном бюджете предусматривается новый вид дотаций – дотации бюджетам муниципальный районов и городских округов, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала, в сумме 12,0 млн. рублей.

Субсидии в сумме 489,4 млн. рублей будут направлены на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг и приобретение твёрдого топлива, в том числе на частичную компенсацию дополнительных расходов, необходимых на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года по увеличению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы.

В области государственных заимствований проведение долговой политики в 2014-2016 годах будет исходить из целей обеспечения сбалансированности бюджета Ульяновской области путём привлечения бюджетных кредитов, кредитов банков.

В соответствии с действующим законом об областном бюджете объём госдолга на 1 января 2015 года прогнозируется в сумме 11 854,5 млн. рублей.

Дефицит областного бюджета на 2014 год запланирован в максимально допустимом размере (15,0 процентов от налоговых и неналоговых доходов) в сумме 3 567,3 млн. рублей.

На его погашение планируется:

- привлечение банковских кредитов в общей сумме 6 989,8 млн. рублей, в том числе на погашение ранее привлечённых – 3 300,0 млн. рублей.

- средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящейся в государственной и муниципальной собственности – 69,3 млн. рублей.

- остатки средств на счёте областного бюджета Ульяновской области – 50,0 млн. рублей.

Одновременно в 2014 году предстоит погашение бюджетных кредитов в общей сумме 241,8 млн. рублей, из них – 200,0 млн. рублей привлечённые на повышение заработной платы в соответствии с майскими Указами Президента Российской Федерации, 41,8 млн. рублей – на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, проект областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов представленный на Ваше рассмотрение является максимально возможным, с учётом мобилизации всех административных и налоговых ресурсов и достаточно жёстким. Это обусловлено теми экономическими условиями, в которых мы сегодня находимся, а также необходимостью реализации Указов Президента Российской Федерации от       7 мая 2012 года по увеличению зарплаты работников бюджетной сферы.

РЕШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА:

6.1. Принять доклад Министра финансов Ульяновской области Максимушкиной О.С. по вопросу «О проекте закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» к сведению.

6.2. Министру финансов Ульяновской области Максимушкиной в течение 5 дней доработать проект закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в части включения в проект полного перечня обязательств Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова.

Голосование: единогласно.

 

7. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменения в Закон Ульяновской области «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2013 год»

(в части безвозмездного принятия из собственности муниципального образования «город Ульяновск» в государственную собственность Ульяновской области помещений, расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 13/91А)

 

Программа управления государственной собственностью Ульяновской области на 2013 год, утверждённая Законом Ульяновской области от 30.11.2012 № 182-ЗО (далее – Программа), содержит основные направления использования государственного имущества Ульяновской области.

Законопроект регулирует общественные отношения, связанные с реализацией Ульяновской областью полномочий собственника в отношении государственного имущества Ульяновской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится организация материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Согласно статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона Ульяновской области  от 06.05.2002 № 020-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области» недвижимое имущество, которое предполагается приобрести в государственную собственность Ульяновской области, подлежит включению в Программу управления государственной собственностью Ульяновской области.

Настоящим законопроектом на основании обращения Главы администрации муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области от 08.02.2013 № 978-01 планируется принять из собственности муниципального образования «город Ульяновск» в государственную собственность Ульяновской области помещения, назначение: нежилое, общей площадью 449,6 кв. м, номера на поэтажном плане 1 этаж: № 18, 42, 72, 73;  2 этаж: № 1, 2, 6-30, 32-40, 43-45, с кадастровым номером 73:24:041804:625, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, 13/91 А.

Социально-экономическим последствием принятия настоящего проекта закона станет обеспечение деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

Проект закона Ульяновской области «О внесении изменения в Закон Ульяновской области «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2013 год» предварительно был размещён на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области, а также на сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Предложений или замечаний по проекту закона от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан не поступало.

Указанный проект закона также предварительно был направлен в аппарат Законодательного Собрания Ульяновской области для рассмотрения государственно-правовым отделом, Уполномоченному по противодействию коррупции в Ульяновской области, Общественную палату Ульяновской области, Счётную палату Ульяновской области, Прокуратуру Ульяновской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

РЕШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА:

1. Одобрить проект закона Ульяновской области «О внесении изменения в Закон Ульяновской области «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2013 год».

2. Принять проект распоряжения Правительства Ульяновской области «О внесении изменения в Закон Ульяновской области «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2013 год».

3. Назначить директора Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Мишина С.М. официальным представителем Правительства Ульяновской области при рассмотрении Законодательным Собранием Ульяновской области проекта закона Ульяновской области «О внесении изменения в Закон Ульяновской области «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2013 год».

Голосование: единогласно.

 

Решения Правительства Ульяновской области, принятые на заседании 02 октября 2013 года  (в формате .rtf, 776 Кб)