Выступление начальника отдела межбюджетных отношений Министерства финансов Ульяновской области Зибуниной Н.А. на тему: «Об изменении бюджетного законодательства в сфере межбюджетных отношений и формирование расходной части бюджета муниципальных образований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

 «Об изменении бюджетного законодательства в сфере межбюджетных отношений и формирование расходной части бюджета муниципальных образований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Второй стороной качественного исполнения бюджета любого уровня  является эффективное распределение и использование бюджетных средств. В связи с этим органам местного самоуправления необходимо формировать расходную часть местного бюджета с учётом изменений федерального и регионального законодательства.

При разработке проектов местных бюджетов должны быть учтены следующие факторы:

-разграничение полномочий между уровнями публичной власти;

-формирование муниципальных дорожных фондов;

-внесение изменений в закон Ульяновской области «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области»;

-приоритеты, выбранные в качестве софинансирования расходных обязательств муниципальных образований.

Как уже было сказано предыдущим выступающим, в 2014 году по местным бюджетам сокращаются нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, передаваемые из областного бюджета на 10 процентов. Данные изменения связаны с передачей на региональный уровень расходных обязательств по финансированию дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". В настоящее время Министерством образования Ульяновской области разрабатывается проект Закона Ульяновской области «О субвенциях, передаваемых из областного бюджета на финансирование детских дошкольных учреждений и школ». Данным нормативным правовым актом будут утверждены методики расчёта указанных субвенций.

В расходах областного бюджета учитываются средства на выплату заработной платы воспитателей, заведующих, заместителей заведующих, логопедов, методистов, музыкальных работников, психологов, а также будут финансироваться расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.

Из местного бюджета будут финансироваться расходы на выплату заработной платы остальных категорий работников: помощники воспитателей (няни), сторожа, повара, кочегары, бухгалтера, а также все расходы по содержанию зданий и оплате коммунальных услуг.

По вопросу формирования муниципальных дорожных фондов коротко было также озвучено Натальей Владимировной.

Что касается изменений в части межбюджетных отношений. Вы знаете, что основным нормативным правовым документом, регулирующим предоставление финансовой помощи из областного бюджета бюджетам муниципальных образований и из бюджетов муниципальных районов в бюджеты поселений, является Закон Ульяновской области от 04.10.2011 № 142-ЗО «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области».

Данным законом утверждены методики:

- формирования и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, передаваемых из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, областного фонда финансовой поддержки поселений;

- распределения субвенций по предоставлению дотаций из бюджетов муниципальных районов в бюджеты поселений;

- распределения дотаций на выравнивания бюджетной обеспеченности поселений из районных фондов финансовой поддержки, которые создаются за счёт доходов муниципальных районов.

Данные методики с учётом изменений федерального законодательства и в целях совершенствования межбюджетных отношений на региональном уровне корректируются.

Законом о внесении изменений в 3акон о межбюджетных отношениях от 05.07.2013 № 125-ЗО изменена методика распределения дотаций на выравнивание, которые предаются из бюджетов муниципальных районов в бюджеты поселений.

В утверждённой новой методике выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляться в два этапа:

На первом этапе распределение дотаций производиться исходя из среднего уровня, который рассчитывается по одному или двум низкообеспеченным и одному или двум высокообеспеченным поселениям. Таким образом, на первом этапе средства распределяются между поселениями, имеющими бюджетную обеспеченность ниже среднего уровня.

На втором этапе оставшаяся часть дотаций распределяется уже между всеми муниципальными образованиями, у которых бюджетная обеспеченность ниже установленного второго уровня расчётной бюджетной обеспеченности.

В действовавшей методике распределение дотаций на выравнивание осуществлялось в один этап: пропорциональное подтягивание одновременно всех поселений к выбранному уровню.

Хочется также остановиться на следующем моменте, который должен учитываться при формировании расходной части местного бюджета, как приоритеты, выбранные Правительством Ульяновской области на предстоящую трёхлетку. Ежегодно при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период Правительством Ульяновской области утверждается постановление «Об утверждении Перечня приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области на 2014-2016 годы».  В настоящее время данный нормативный правовой акт находится на экспертизе в Прокуратуре и Управлении юстиции Ульяновской области. В Перечень на 2014-2016 годы включено 15 направлений. Это:

-осуществление дорожной деятельности;

- развитие водоснабжения сельских населённых пунктов;

- реконструкция, восстановление и строительство сетей наружного освещения;

- развитие газоснабжения сельских населённых пунктов;

- модернизация и повышение энергетической эффективности объектов теплоэнергетического комплекса;

- развитие системы образования;

-капитальный ремонт гидротехнических сооружений на водных объектах, берегоукрепительные работы, благоустройство родников;

- проведение ремонтных работ, техническое оснащение, модернизация учреждений культуры;

- содействие в прохождении отопительного сезона;

- благоустройство территории;

- переселение граждан из аварийного жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирных жилых домов;

- строительство, реконструкция и ремонт спортивных объектов, материально-техническое обеспечение физкультурно-спортивных организаций;

- создание условий для жилищного строительства;

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- развитие туристской отрасли.

Перечисленные направления будут являться ориентиром при формировании расходов местного бюджета в части софинансирования целевых средств областного бюджета.

Кроме того, в соответствии со статьёй 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации   все муниципальные образования делятся на группы по доле межбюджетных трансфертов, которая составляет:

-свыше 10%

-свыше 30%4

- и свыше 70%.

К муниципальным образованиям, относящимся к третьей группе предусматривается ряд требований, в том числе по предоставлению местной администрацией в высший исполнительный орган государственной власти субъекта в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесённого в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год или очередной финансовый год и плановый период.

Порядок представления проектов бюджетов муниципальных образований предусмотрен постановление Правительства Ульяновской области от 09.04.2008 № 166-П. В настоящее время Министерством финансов Ульяновской области вносятся изменения в данное постановление. Изменения касаются в основном перечня документов, представляемых одновременно с проектом бюджета:

- в случае утверждения местного бюджета на один год необходимо представить утверждённый среднесрочный финансовый план, ранее был проект плана;

- с расчётами по распределению межбюджетных трансфертов необходимо представить методики (проекты методик);

- проект программы муниципальных внутренних заимствований и проект программы муниципальных гарантий не представляются;

- в случае формирования программного бюджета, к пакету документов должны прилагаться паспорта муниципальных программ;

- в случае если проект решения о бюджете не содержит приложение с распределением бюджетных ассигнований по разделам и подразделам расходов, то данное приложение включается в состав пояснительной записке к проекту решения о бюджете.

 В соответствии с представленным в Министерство финансов Ульяновской области  графиком формирования местных бюджетов на 2014-2016 годы принятие местных бюджетов будет осуществляться с 27 ноября по 25 декабря. Перечень муниципальных образований по доле межбюджетных трансфертов в объёме собственных доходов в соответствии с пунктом 5 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ должен утверждаться финансовым органом субъекта в срок до 15 ноября текущего финансового года. Данное требование было установлено Федеральным законом о внесении изменений в Бюджетный кодекс 03.12.2012 № 244-ФЗ.

В завершении своего выступления хочу обратить внимание на тот факт, что формирование и исполнение местных бюджетов как по доходам, так и по расходам в предстоящем году будет осуществляться очень напряжённо. В условиях снижения темпов роста экономики не предполагается значительное увеличение поступлений доходов. В тоже время задачи Правительства Российской Федерации на 2014-2016 годы, в первую очередь по реализации Указов Президента Российской Федерации о повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы направляют органы местного самоуправления осуществлять свою деятельность по выявлению скрытых резервов и повышению эффективности бюджетных расходов.

В целях стимулирования органов местного самоуправления в 2014 году в областном бюджете предусматривается новый вид дотаций – дотации бюджетам муниципальных районов и городских округов, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала. Предоставление дотаций муниципальным образованиям будет осуществляться на основании значения комплексной оценки, исходя из достигнутого уровня и динамики показателей в производственном и финансово-экономическом блоках, в сферах денежных доходов населения, уровня жизни населения и потребительского рынка. Право на получение дотаций получат пять муниципальных образований.

Также будет продолжена практика предоставления муниципальным образованиям области дотаций по результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Оба вида дотаций являются механизмами поощрения, способствующими повышению заинтересованности органов местного самоуправления в экономическом росте своих территорий и результатах своего труда. Объём данных дотаций на 2014 год определён в размере 20,0 млн. рублей.

Таковы основные направления и изменения, которые необходимо будет учитывать местным администрациям при формировании проектов бюджетов муниципальных образований на 2014 год и плановый период.