Выступление главного специалиста – эксперта отдела административной практики и судебной защиты Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области А.А.Вязьмина на тему: «О проблемах внедрения модельных правил благоустройства в муниципальных образованиях Ульяновской области и применения Кодекса об административных правонарушениях Ульяновской области»

За апрель – июнь 2013 года в адрес Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области на рассмотрение административных дел в сфере благоустройства потупило 155 протоколов по ст.ст. 81 – 84 Кодекса об административных правонарушениях Ульяновской области (далее – КоАП УО).

Инспекцией было рассмотрено 41 административное дело по поступившим протоколам. Было возвращено 40 протоколов об административных правонарушениях в сфере благоустройства для устранения недостатков выявленных при изучении административных дел.

Основные недостатки протоколов об административных правонарушениях в сфере благоустройства, выявленные в ходе подготовки дел к рассмотрению.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении  от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Основные причины возвратов протоколов об административных правонарушениях:

В материалах, приложенных к протоколам об административных правонарушениях, какого-либо договора (соглашения) на закрепление указанных в протоколах территориях за лицами, привлекаемыми к административной ответственности в сфере благоустройства, не представлены, либо доказательства право собственности на имущество (правоустанавливающие документы), т.е. не доказана их ответственность за благоустройство данных территорий или же зданий (сооружений).

Таким образом, не установлена виновность лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также, соответственно, в материалах дел об административных правонарушениях отсутствуют документы, подтверждающие наличие события административного правонарушения;

Описания событий административного правонарушения в протоколах об административных правонарушениях не соответствуют диспозициям статей 81 – 84 КоАП УО (территория многоквартирных и жилых домов).

Объектом правонарушения по ст.ст. 8.1 – 8.4 КоАП УО являются требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены; нарушение требований к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений; нарушение требований к выполнению перечня работ по благоустройству, в том числе периодичности их выполнения; нарушение порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений  в благоустройстве прилегающих территорий утвержденные правилами благоустройства.

Объективную сторону составляет противоправное бездействие, выражающееся в ненадлежащем выполнении лицами ответственными за содержание вышеуказанных требований, которые установлены правилами благоустройства в каждом муниципальном образовании Ульяновской области.

Субъективную сторону, рассматриваемых административных правонарушений, составляет наличие установленного факта непринятия всех зависящих от физического, должностного или юридического лица мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при наличии возможности для их соблюдения.

Субъектом правонарушений являются лица, которое несут ответственность за ненадлежащие содержание прилегающих территории, фасадов зданий (сооружений), проведению периодичности работ  и т.д.

В протоколах об административных правонарушениях и приложенных к ним материалах при отказе лиц, привлекаемых к административной ответственности от подписи в получении копии протокола не имеется сведений о направлении копии протокола данным лицам в установленный законом срок, а также при отказе лица привлекаемого к административной ответственности  от подписания протокола отсутствуют соответствующие записи.

Не разъясняются права привлекаемого лица в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, что свидетельствуется отсутствием подписи привлекаемого лица или же соответствующей записи об отказе от подписи.

Когда субъектом административного правонарушения является физическое или должностное лицо в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке указываются: фамилия, имя, отчество; дата рождения, место рождения, адрес места регистрации и жительства, адрес места фактического проживания (при возможности указываются контактные номера телефонов).

Данные о физическом или должностном лице имеют важное значение: в соответствии с  ч. 1 ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем; определение даты рождения необходимо для установления возраста гражданина в целях выяснения возможности привлечения его к административной ответственности; место жительства также имеет значение, так как согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Если субъектом административного правонарушения является юридическое лицо, то в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке указываются: наименование юридического лица и его правовая форма (ООО, ЗАО, ОАО и т.д.); ОГРН и ИНН; адрес места регистрации юридического лица, место фактического нахождения (при возможности указываются контактные номера телефонов).

В связи с тем, что в отсутствие привлекаемого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При отсутствие выше указанных нарушений надлежащее извещение привлекаемого лица не возможно, так как отсутствуют его данные.

Допущенные в протоколах об административных правонарушениях исправления не заверены надлежащим образом;

Отсутствуют материалы, фиксирующие факты административных правонарушений, а приложенные к протоколам об административных правонарушениях фотоматериалы не позволяют идентифицировать место и дату совершения административного правонарушения, таким образом, не могут быть расценены как доказательства совершения административного правонарушения.

В материалах  административных дел отсутствуют доказательства уведомления лица о составлении протокола, либо получение такого уведомления позже срока составления протокола.

В описательной части протокола отсутствуют сведения о лице которое совершило правонарушение и каким образом оно было допущено.

Привлечения лиц, не являющихся самостоятельным юридическим лицом (филиал, представительство).

Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях» филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

Из представленных документов в материалах административных дел, не усматривается, что лица привлекаемые к административной ответственности имеют статус индивидуального предпринимателя.

К материалам дела не приложены документы, подтверждающие статус лиц, как индивидуальных предпринимателей (выписки из ЕГРИП, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе).

Представленные документы не подтверждают статус субъекта административного правонарушения, указанного в протоколе как и физического лица.

На основании изложенного, в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 05.07.2012 № 254-р «О некоторых мерах по организации системы мониторинга правоприменения законодательства об административных правонарушениях в сфере благоустройства» (далее - Распоряжение) прошу Вас представить информацию о правонарушениях в сфере благоустройства за июнь 2013 года согласно предоставленному ранее приложению, в части Вашей компетенции, а именно по составам административных правонарушений предусмотренных КоАП УО (ст. 8.1-8.4).

Указанную информацию посредством факсимильной и электронной связи до 12 часов 00 минут 10 июля 2013 года необходимо представить в адрес Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области по адресу: г. Ульяновск, ул. Крымова, д.12, тел. /факс (8422) 44-68-70, Email: ulgilinspekt@mail.ru (с пометкой для Вязьмина А.А.).

Кроме того, прошу Вас ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом, направлять в Главную государственную инспекцию регионального надзора Ульяновской области вышеуказанную информацию согласно предоставленному ранее приложению.

Одновременно прошу предоставить информацию по практическому применению методических рекомендаций Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области по вопросу правоприменения ст.ст. 8.1-8.4 КоАП УО, а также организации работы по составлению протоколов об административных правонарушениях по указанным нормам.

Сведения о внесении изменений в Уставы муниципальных образований (указать муниципальный правовой акт) в разрезе городских округов и поселений в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 81-84  КоАП УО, а также информацию о наличии нормативных правовых актов (устав, распоряжение, постановление), определяющих должностных лиц на составлении протоколов, предусмотренными статьями КоАП УО (с указанием Ф.И.О. и контактного номера телефона должностного лица).

Указанную информацию посредством факсимильной и электронной связи до 12 часов 00 минут 15 июля 2013 года необходимо представить в адрес Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области по адресу: г. Ульяновск, ул. Крымова, д.12, тел. /факс (8422) 44-68-70, Email: ulgilinspekt@mail.ru (с пометкой для Вязьмина А.А.).