Выступление главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и судебной практики Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Е.В.Стерлядевой на тему: «Изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения у собственников в связи с их ненадлежащим использованием в судебном порядке. Правовой аспект»
Объективная необходимость обеспечения рационального использования земель обусловила принятие Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», который назвал нарушение требований рационального использования земли в качестве основания прекращения права землепользования.
В соответствии со статьёй 285 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
Кроме того, в силу нормы пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункты 6, 7 и 8 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривают, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 3 и 4 статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 7 статьи, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (пункт 8 статьи 6 Закона).
Здесь следует обратить внимание на критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 № 612. Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех критериев, приведенных в этом Постановлении.
Критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены Постановлением Правительства РФ от 19.07.2012 № 736. Критериев всего два:
- загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, чья концентрация превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;
- размещение отходов производства и потребления 1 - 4-го классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 га и выше.
Таким образом, установлены критерии, которые свидетельствуют о том, что собственник допустил загрязнение земельного участка сельскохозяйственного назначения химическими веществами или разместил на нем несанкционированную свалку бытовых или промышленных отходов.
Причиной для изъятия земельного участка может послужить и его неиспользование в течение трех и более лет подряд для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности (ст. 284 ГК РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ). (В этот период не включается время, необходимое для освоения участка (не более двух лет), а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.) Признаки неиспользования земельных участков утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369. К ним в частности относятся:
- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
- на сенокосах не производится сенокошение;
- на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
- на пастбищах не производится выпас скота;
- на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
- залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
- залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
- закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.
Перед изъятием земельного участка в описанных ситуациях собственнику назначается административное наказание и выносится предупреждение. Собственник может устранить правонарушение либо уведомить орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение. Тогда участок подлежит продаже с публичных торгов (п. 2 ст. 286 ГК РФ). Возможен и третий вариант развития событий. Собственник, несмотря на неустранение допущенных нарушений в установленный срок, не согласен с решением об изъятии у него земельного участка. В такой ситуации принудительное изъятие участка проводится в следующем порядке. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта РФ. В свою очередь, последний вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и его продаже с публичных торгов. Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этих торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов (п. 11 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ).
Особое внимание следует обратить на соблюдение процессуальных моментов процедуры изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса и предоставившего земельный участок.
Указанное предупреждение должно содержать:
1) указание на допущенное земельное правонарушение;
2) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
3) указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
4) разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
5) иные необходимые условия.
Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, форма предупреждения утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689.
Несоблюдение установленной формы и процедуры может повлечь оставление исковых требований государственного органа без удовлетворения
(постановление ФАС Северо-западного округа от 11 октября 2011 года по делу № А56-58776/2010).
Судебная практика по изъятию земельных участков у собственников в виду ненадлежащего использования находится в стадии формирования. На территории Приволжского федерального округа Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Департамент) первым начал проводить данную работу. Департаментом инициирована подача исковых заявлений в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области к собственникам, использующим земельные участки не по целевому назначению или с грубым нарушением установленных законодательством требований. В настоящее время вынесено одно положительное для Департамента решение, оставленное без изменения определением Ульяновского областного суда.