Выступление Заместителя председателя Комитета Ульяновской области по культурному наследию Е.В.Таразановой по теме: «Определение историко-культурной ценности объектов культурного наследия»

Основополагающим нормативным правовым актом, регламентирующим общественные отношения в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Понятие «объект культурного наследия» определено ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствии с указанной статьей к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. По видовой принадлежности объекты культурного наследия подразделяются на памятники, ансамбли и достопримечательные места. Также в специфические разновидности объектов культурного наследия отнесены объекты археологического наследия.

На территории Ульяновской области расположено свыше двух тысяч объектов культурного наследия, из них 1747 объектов являются выявленными.

Списки объектов культурного наследия Ульяновской области размещены на официальном Интернет-сайте Комитета Ульяновской области по культурному наследию.

Существенное количество выявленных объектов культурного наследия объясняется тем, что деятельность по их выявлению на территории Ульяновской области осуществлялась на протяжении 20 лет, при этом уполномоченные органы власти не осуществляли деятельность по определению статуса данных объектов, кроме того, на государственную охрану принимались утраченные объекты. Подобная ситуация стала возможной лишь потому, что действовавшим до 2002 г. законодательством, в основном актами советского периода, не предъявлялось жестких требований к обоснованию принятия объектов на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры.

Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подробно регламентируется деятельность по выявлению объектов культурного наследия. Статьей 18 закона определено, что деятельность по выявлению объектов культурного наследия осуществляется органами, уполномоченными в области государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе, и на основании рекомендаций физических и юридических лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002                       № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия становится выявленным с момента поступления заключения государственной историко-культурной экспертизы в орган государственной власти, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия (за исключением объектов археологического наследия, считающихся выявленными с момента обнаружения при наличии соответствующего научного отчета по тогам археологических разведок и раскопок либо соответствующего акта, составленного археологом, получившим открытый лист (разрешение) на производство данного вида работ). Орган государственной власти, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия в течение 7 дней уведомляет собственника объекта о его постановке на государственную охрану.

Таким образом, выявить объект культурного наследия может любой желающий, однако законодательством установлен ряд условий, определяющих порядок выявления объектов.

Определение историко-культурной ценности объектов недвижимости отнесено в сферу экспертной деятельности. Для признания историко-культурной ценности того или иного здания и сооружения заинтересованное лицо должно обратиться к эксперту, аттестованному Министерством культуры Российской Федерации, с целью проведения государственной историко-культурной экспертизы (экспертиза является платной). Аттестованный эксперт дает заключение о наличии либо отсутствии историко-культурной ценности объекта с рекомендациями о включении (об отказе во включении) объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и одновременным присвоением объекту категории историко-культурного значения (федерального, регионального либо местного (муниципального) значения).

Историко-культурная ценности объектов недвижимости оценивается экспертами по множеству признаков, основными из которых являются:

датировка возникновения объекта (в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на государственную охрану может быть принят объект недвижимости, с момента создания которого прошло не менее 40 лет, за исключением мемориальных квартир и домов, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся исторических личностей) (например, Усадьба народного художника СССР А.А.Пластова была принята на государственную охрану без учёта данного срока);

связь объекта с историческими событиями либо личностями;

наличие уникальных элементов внешнего/внутреннего убранства;

редкость или распространенность объекта как примера застройки конкретного исторического периода;

композиционная роль объекта в существующей градостроительной среде и другие.

Следует отметить, что требования законодательства, регламентирующие порядок выявления объектов культурного наследия, повлияли на деятельность по выявлению объектов культурного наследия в сторону уменьшения выявляемых памятников истории и культуры. Данный факт не свидетельствует о наличии негативных тенденций в области государственной охраны объектов культурного наследия, поскольку придает деятельности по выявлению объектов культурного наследия принцип обоснованности.

Выявленные объекты культурного наследия, расположенные на территории Ульяновской области, были приняты на государственную охрану до вступления в силу Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и согласно ст. 64 названного закона подлежат государственной охране как выявленные объекты культурного наследия до определения их статуса путем организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы.

Комитетом Ульяновской области по культурному наследию с 2012 года организована деятельность по проведению государственных историко-культурных экспертиз в отношении выявленных объектов культурного наследия, к концу 2013 года ожидается получение экспертиз в отношении 580 объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Ульяновска, г. Димитровграда, Карсунского, Сурского и Вешкаймкого районов.

В завершении следует обратить внимание представителей муниципальных образований на тот факт, что с 15 августа 2013 г. вступают в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, существенно ужесточающие административную ответственность за нарушения требований в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, границ.