Выступление главного специалиста-эксперта департамента молодёжной политики Министерства внутренней политики Ульяновской области, Додиной В.В. на тему: «Проблемные вопросы, возникающие при реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»

23.05.2013

В ходе реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы возникают следующие проблемы, связанные с несовершенством действующих нормативных правовых актов.

В 2010 году закончился срок реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и начала действовать подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. При этом тексты подпрограммы имеют ряд существенных отличий. Текстом подпрограммы, действующей до 2010 года, была предусмотрена возможность  использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по ипотечным (жилищным) кредитам (займам). Текстом подпрограммы, действующей с 2011 года, этот пункт был убран, впоследствии его внесли в текст подпрограммы, но с оговоркой, что использовать социальную выплату на погашение кредита можно, если он был оформлен до 01.01.2011. Т.е. семьи, признанная участницей подпрограммы, не может улучшить жилищные условия пока не получит свидетельство о праве на получение социально выплаты.

Если жилое помещение, приобретённое  с использованием кредита, по площади менее учётной нормы жилого помещения на каждого члена семьи, то семье будет отказано в использовании социальной выплаты на погашение кредита. Складывается ситуация что если семья, была признана участницей подпрограммы, приобрела жилое помещение соответствующее по площади, а в последствии в семье рождается ребёнок и жилое помещение уже не соответствует по площади, то в таком случае семья не сможет использовать социальную выплату на погашение кредита.

Ещё одна из проблем реализации подпрограммы связана с достижением одного из супругов предельного возраста. Текстом подпрограммы чётко определено, что возраст супругов или родителя в неполной семье на момент утверждения списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет, однако при реализации подпрограммы используются так же список молодых семей – участниц подпрограммы, в который включаются все семьи, признанные участницами подпрограммы, сводный список молодых семей, который формируется исходя из финансовых возможностей субъекта. Граждане, не смотря на консультации их при приёме документов на участие в подпрограмме, считают, что соответствовать возрастному критерию они должны на момент включения в список участников. Всего в связи с достижением предельного возраста из числа участников программы по Ульяновской области уже исключено 217 семей, в том числе с 2006 по 2010 годы – 18 семей, в 2011 году 57 семей, в 2012 году – 142. Порядка 30 % из них обратились в суд.

Текстом подпрограммы установлено, что социальная выплата может быть использована на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья через уполномоченные организации. При этом критерии отбора уполномоченных организаций и порядок работы с ними до сих пор Минрегионразвитием РФ не установлены. В связи с чем, молодые семьи – участницы подпрограммы не могут использовать социальную выплату на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья.

Ещё одной проблемой при реализации подпрограммы является отсутствие четкого механизма направления социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома. В соответствии с условиями новой подпрограммы социальная выплата может быть использована «для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома». Однако текстом подпрограммы не установлен перечень документов, необходимый для перечисления социальной выплаты при использовании её на строительство  индивидуального жилого дома.

Ещё один из пробелов законодательства, вызывающий много спорных вопросов – признание граждан, нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с действующим законодательством ведение учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области.

Принятие на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, осуществляется на основании заявления, поданного гражданином в уполномоченный орган по месту своего жительства.

В соответствии со ст. 2 Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с  вышесказанным, признание граждан нуждающимися в жилом помещении осуществляется по месту их регистрации. И тут возникает ещё один проблемный вопрос, кто должен признавать семью нуждающейся в жилом помещении, если члены молодой семьи зарегистрированы в разных муниципальных образованиях?

Все вышеописанные проблемы связаны с неоднозначным трактованием действующих НПА или существующими в них пробелами. Поэтому принятие тех или иных решений при реализации подпрограммы требует знание НПА и навыков работы с ними. Специалисты, непосредственно занимающиеся реализацией данной подпрограммой в муниципальных образованиях Ульяновской области зачастую не имеют юридического образования и опыта работы с НПА, что приводит к принятию ими не верных решений либо неправильному оформлению принятых решений. Особенно много решений, которые в последствии отменяются в судебном порядке, касаются  признания граждан нуждающимися в жилом помещении, а так же решений об исключении из числа участников подпрограммы.