Об утверждении целевых показателей социально-экономического развития Ульяновской области на 2013 год

На прошлой неделе мною был озвучен проект целевых параметров Ульяновской области на 2013 год. Проект показателей был направлен каждому для согласования или внесения обоснованных коррективов для определения правильных ориентиров области в 2013 году. Скажу сразу, что ответы мы получили не от всех, поэтому курируемые ими показатели будут считаться автоматически согласованными.

Мы вышли за рамки внутреннего согласования с членами Правительства и направили показатели в Законодательное Собрание, ТПП, “Опора России”, “Деловая Россия” и т.д. Положительный ответ и одобрение было получено от президента ТПП Рогова Ю.А. Более того, он сообщил, что материалы будут направлены членам Ульяновской ТПП для выполнения поставленных задач, а это значит, что круг лиц, который будет ознакомлен с планируемыми показателями будет значительно расширен. От депутата ЗСО Алексейчика мы получили предложение о дополнении целевых параметров показателем “Энергоемкость ВРП”. Безусловно, это важный показатель, и мы отслеживаем его в рамках Стратегии социально-экономического развития региона. Однако закладывать его в целевые параметры нецелесообразно, т.к. текущий мониторинг данного показателя невозможен. На сегодняшний день мы располагаем лишь предварительной оценкой ВРП области за 2011 года по данным Ульяновскстата, окончательные данные за 2011 год будут только не ранее апреля 2013 года. Как известно критерием оценки эффективности работы служат именно официальные данные Росстата.

Таким образом, собрав всю картину воедино, с учетом всех предложений, предлагаю  утвердить целевые параметры на 2013 год:

Всего получилось 14 целевых индикаторов, разбитых на 2 группы показателей:   

I.      Планируемые экономические индикаторы: 

1.     Индекс промышленного производства – 105% (А.П.Пинков), в том числе:

- добыча полезных ископаемых -106% (Д.В.Федоров)

- обрабатывающие производства – 105% (А.С.Тюрин, А.В.Чепухин, Т.М.Тарасова, Д.В.Федоров, И.А.Самойлов).

Учитывая, что замечаний в части промпроизводства не поступало, производимую номенклатуру оставляем без изменений: самолеты (3 ед.), легковые автомобилей (34 тыс.шт), грузовых автомобилей (27 тыс.шт), автодвигателей (66 тыс.шт). 

2. Индекс продукции сельского хозяйства – 118%. (А.В.Чепухин). Учитывая, что 2012 год мы завершили с индексом менее 100% (88,8%), высокий прогнозируемый рост продукции сельского хозяйства в 2013 году - отчасти результат низкой базы прошлого года. В 2013 году продолжится рост продукции животноводства: мяса, молока, яиц в среднем на 2-5%. Валовой сбор зерна при благоприятных погодных условиях достигнет 1,1 млн.тонн (170% к уровню 2012 г.). Производство мяса составит 90 тыс.тонн, молока 272 тыс.тонн, яиц (510 млн.руб.).

Мы учли замечания министра сельского хозяйства в части производства пива и вместо изначальных 12550 тыс.дкл. прогнозируется не более 11295 тыс.декалитров (90% к уровню 2012 года).

Снижение данного показателя обусловлено продолжающимся падением производства пива пивоваренными предприятиями. Анализ показал, что с началом 2012 года крайне сложное положение в пивоваренной отрасли наблюдается на  территории всей Российской Федерации и ситуация с производством пива в Ульяновской области соответствует общей тенденции падения. Так индекс промышленного производства пива за 2012 год в Ульяновской области составил 80,9% по сравнению с 2011 годом, в целом по  Российской Федерации – 97,9%, в республике Татарстан – 82,8%, Саратовской области – 80,8%, Самарской области –  96,2%, Чувашии – 97,4%, Новосибирской области – 93,5%. В январе 2013 года крупным производителем пива в г.Ульяновске ЗАО «САБМиллер РУС» было произведено 369 тыс.дал продукции , что составляет 60,1% по сравнению с январем 2012 года.

В целом пищевая отрасль по итогам 2013 года должна сработать с ростом в 104%.

3. Рост налоговых и неналоговых поступлений с учетом согласований с Министерством финансов составит не менее 108%.

4. На уровне изначально планируемых остается ввод жилья (620 тыс.кв.м) Т.М.Тарасова и это выше показателя 2012 года (607,6 тыс.кв.м).

5. От А.А.Смекалина  поступило предложение снизить объем привлеченных инвестиций с 85 млрд.руб. до 81 млрд.рублей.

 

II.  Планируемые социальные индикаторы.

Этот блок показателей во многом зависит от успешности выполнения индикаторов первой группы. Мы задаём параметры инфляции, в том числе на продовольственные товары, зарплаты и просроченной задолженности, показатели демографии, бедности и безработицы.

- Уровень инфляции – 106,5% (к декабрю). Ответственными за данный показатель являются А.В.Чепухин и О.В.Асмус. Почему именно в такой последовательности? В структуре потребительских расходов, формируемых для расчета ИПЦ, доля продовольствия приближается к 45%, а доля жилищно-коммунальных услуг – 10%. Более того, изучив структуру продовольственных цен мы выяснили, что только доля мясопродуктов в структуре потребительских цен и расходов населения составляет более 11%, что выше доли ЖКХ.

- просроченная задолженность по зарплате – не более 6 млн.рублей, что будет соответствовать показателю 2012 года. (А.А.Васильев). Это обеспечит области, как и в 2012 году высокие рейтинги в ПФО и общероссийском масштабах по номинальному уровню задолженности и на душу населения.

- уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ – (А.А.Васильев) – не более 6% от экономически активного населения.

- среднемесячная заработная плата – 115% к уровню 2012 года. За этот показатель несут ответственность все Члены Правительства, однако основными координаторами будут А.П.Пинков и А.А.Васильев. В номинальном выражении мы должны выйти на амбициозный уровень в       20 тыс.рублей. Т.е. заработная плата за год должна вырасти не менее чем на 3 тыс.рублей, это очень высокая планка. В целях достижения целевых ориентиров совместно с Минтрудом будут определяться темпы роста по ОКВЭДу. Варьироваться они будут от 110% от 120%, что в целом обеспечит выполнение целевого показателя (115%).

- демографический блок: коэффициент смертности (13,8 промилле), коэффициент рождаемости (11,5 промилле) (В.Г.Караулова). Мы задаем плавное увеличение значений показателей, которые будут способствовать улучшению позиций в ПФО. Напомню 2012 год мы завершили следующим образом: родившиеся (11,3 промилле или 14518 младенцев), умершие (14,1 промилле или 18070 человек).

- уровень бедности – 16% от общего населения. Согласно данным статистики в 2011 году численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 16,8%, оценка 2012 года – 16,5%, а 2013 года  соответственно 16%. Напомню, что к 2020 году уровень бедности должен составить не более 10%, что соответствует общероссийскому значению.

Напрямую влиять на показатель может создание на территории области  новых рабочих мест. Целевой показатель на 2013 год – 20900 единиц.  В последние годы создаётся порядка 20 тысяч рабочих мест ежегодно. В 2012 году план создания рабочих мест перевыполнен на 8%, было создано свыше 21,5 тыс. рабочих мест, а за 2 года превысило 45 тыс.мест. В рамках реализации инвестиционных проектов в 18 муниципальных образованиях создано свыше 3500 высокооплачиваемых рабочих мест (всего 4690 мест). За счет субъектов малого и среднего бизнеса создано почти 13,7 тыс. рабочих мест (почти 65% от общего количества).

Кроме того, отличительной особенностью целевых показателей на 2013 год стала впервые разработанная Памятка, которая позволяет получить каждой отрасли чёткое представление о сроках отчётов подведомственных предприятий и организаций по тому или иному показателю в органы статистики. Также в Памятке представлена структура предоставления отчёта каждого Министерства в Министерство экономики Ульяновской области в целях наиболее качественного прогнозирования результатов текущего периода до подведения официальных статистических итогов.

Также мы совместно с Минфином разработали график заслушивания руководителей исполнительных органов  госвласти, глав администраций МО по исполнению целевых показателей в 2013 году. Структура доклада будет строиться на основе еще одной памятки разработанной для руководителей ИОГВ. Пример памятки Вы видите на слайде. Структура доклада должна включать следующие блоки: социально-экономические показатели, заработную плату, ситуацию на курируемых предприятиях и подведомственных учреждениях, налоговую часть. Прошу всех согласовать проект памяток или направить свои предложения по внесению изменений не позднее 20 февраля.

 

О заключении Соглашений между Правительством Ульяновской области и администрациями муниципальных образований в 2013 году

Соглашения с МО заключаются уже пятый год и являются  действенным  механизмом эффективного взаимодействия и системной работы Правительства Ульяновской области и органов местного самоуправления. Оценивая перечень индикативных показателей Соглашений 2012 года, можно сказать, что выбранный дифференцированный механизм параметров целевых индикаторов для МО, структурированный по блокам оказался результативным и оптимальным, а регулярный (ежемесячный) мониторинг целевых индикаторов как  исполнительными органами государственной власти региона, так и органами местного самоуправления можно считать действенным элементом стратегического планирования устойчивого  развития  муниципальных образований Ульяновской области.

В 2013 году предлагается сохранить эффективную практику системы оценки деятельности органов местного самоуправления и установить дифференцированные параметры целевых индикаторов для муниципальных образований с разбивкой на 6 блоков: 

1.     Сводный индекс уровня жизни. 

2.     Индикаторы демографического потенциала. 

3.     Комплексная оценка инвестиционного развития и создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. 

4.     Сводный индекс отрасти «Строительство».

5.     Сводный рейтинг выполнения целевых показателей развития сельского хозяйства.

6.     Развитие доходного потенциала

Таким образом, итоги выполнения целевых индикаторов по итогам 2013 года в разрезе муниципальных образований области будут подводиться по 23 показателям (17 ежемесячных, 4 ежеквартальных и 2 по итогам года).

За каждым блоком закреплены ответственные руководители исполнительных органов государственной власти региона, установлена периодичность мониторинга. То есть, информация по фактическому выполнению индикаторов Соглашений по каждому блоку формируется, анализируется и обобщается ответственным за данный блок отраслевым подразделением исполнительных органов государственной власти и согласно установленной периодичности предоставляется в Министерство экономики, которое осуществляет сводный мониторинг целевых индикаторов Соглашений по всем блокам.

Для обеспечения координирующих функций с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области мы рекомендуем муниципальным образованиям назначить ответственных лиц за предоставление информации по отраслям экономики профильным министерствам.

Приоритетной задачей 2013 года является повышение качества жизни населения региона. В связи с чем, продолжается работа по увеличению уровня заработной платы с годовым темпом роста не менее 115%-117%.

Как Вы знаете, Губернатором поставлены амбициозные планы по доведению уровня заработной платы в Ульяновской области до среднего по ПФО. Зарплата должна установиться на планке не менее 20 тысяч рублей, а к декабрю 2013 года необходимо довести её до уровня более 25 тысяч рублей.

Задача сверхнапряжённая, но повышать доходы населения и сокращать масштабы бедности – это общегосударственная задача.

Темп роста «Среднемесячной номинальной заработной платы» работников крупных и средних организаций в целом для всех МО определён на уровне 117% и далее, с учётом фактических величин заработной платы и прогнозных значений темпов роста фонда оплаты труда муниципалитетов, а также экономических показателей развития территорий дифференцирован каждому муниципальному образованию: города Ульяновск и Димитровград, Вешкаймский и Барышский районы – не ниже 116,0%; Базарносызганский, Карсунский, Николаевский, Новомалыклинский, Радищевский, Старомайнский, Тереньгульский, Ульяновский и Цильнинский – не ниже 115%; Инзенский и Новоспасский – не ниже 114%; Мелекесский – не ниже 112,5%.

Производственные и экономические показатели развития муниципальных образований по инвестициям в основной капитал, темпу роста промышленного производства, развитию малого и среднего бизнеса, лидерские позиции по строительству и уровню безработицы свидетельствуют, что эти задачи выполнимы.

На расширенном заседании Правительства РФ глава Минэкономразвития РФ Белоусов отметил, что Ульяновская область является одним из передовых регионов России по привлечению инвестиций. Кроме того, в ходе реализации инвестиционных проектов создаются новые рабочие места с высокой заработной платой, например, в Чердаклинском районе на ООО «Марс», ООО «ТакатаПетриРус» за январь-декабрь 2012 года зарплата в среднем составила – 53 тыс. рублей.

Хочу отметить, что индикатор «Темп роста заработной платы» стал проблемным для согласования с администрациями МО. Основным фактором недостижения целевого индикатора большинство муниципалитетов считают низкие темпы роста фонда оплаты труда крупных и средних организаций – по прогнозным данным 2013 года ниже 115-117%, а также, высокий уровень зарплат в абсолютном выражении – это Чердаклинский район и город Ульяновск.

Хотелось бы сказать о том, что наряду с трудностями по увеличению заработной платы мы сталкиваемся с сознательным противодействием ОМСУ, к примеру, город Ульяновск, устанавливающий низкие темпы роста фонда оплаты труда в 111,5% на 2013 год, Чердаклинский район, получивший  такой мощный поток инвестиционных вложений, в который вбухали столько денег – не хочет всерьёз задуматься о дальнейшем использовании и наращивании потенциала развития экономики.

Имея самый высокий среди районов области уровень зарплаты в абсолютном выражении, в целом по Чердаклинскому району – свыше 17 тысяч,  и, прогнозируя на 2013год роста фонда оплаты труда в 115%, район задумал переосмыслить позитивный рост и пассивно поставить себе задачу в 113%. 

Однако, при таких темпах заработной платы в 2013 году, достижение уровня номинальной заработной платы выше среднего по ПФО, невозможно. Мы по-прежнему будем значительно уступать большинству субъектов ПФО и понятно, кто нас потянет Ульяновскую область вниз в приволжском рейтинге.

С учётом проводимого мониторинга, а также уже имеющегося опыта, мы проводим постоянную корректировку своей работы и по многим направлениям используем качественно новые подходы и методы. Например, нами подготовлен Стандартный план действий Главы администрации муниципального образования по достижению целевых индикаторов в 2013 году, который позволяет системно и планомерно работать по каждому блоку показателей, зная целевые макропараметры и отчётные сроки представления каждого показателя в Ульяновскстат. После официального подписания Соглашений данный Стандарт будет доведён до каждого главы администрации муниципального образования.

 

Министр                                                                                                О.В.Асмус

Добавлено: 11 марта 2013 года, 10:51

Изменено: 11 марта 2013 года, 10:53