Об итогах реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 « Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в Ульяновской области

Второй год подряд Министерство экономики Ульяновской области проводит  оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления. Основой оценки эффективности является Указ Президента № 607 и методика оценки эффективности, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1313.

Основная цель - определить комплексную эффективность работы муниципальной власти, а также пять муниципальных образований (МО), достигших наилучших показателей эффективности деятельности по итогам года.

В этом году суть подхода к оценке эффективности отлична от  методики прошлого года. По итогам 2009 года оценка эффективности ОМСУ Ульяновской области проводилась исходя из динамики показателей. МО, которые показали наибольший рост, присвоено большее количество баллов, несмотря на фактическое значение показателей. Снижение мест ряда МО в рейтинге обусловлено  спадом показателей, либо отсутствием их роста.

Динамика результативности, деятельности органов местного самоуправления определяется как разность значений достигнутого уровня соответствующего показателя в отчетном и базовом годах. То есть «дельта» между значением показателей  2008 и 2009 годов.

Рейтингование муниципальных образований Ульяновской области производилось по 30 показателям, остальные показатели используются для экспертной оценки и расчёта неэффективных расходов. Так как ряд показателей включает в себя «в том числе», то всего фактически использовалось 37 критериев (37*24МО=888 показателей, 888*3=2664 оценки (расчёта в формуле)).

а) в отношении показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, по формуле:

                        И   = (А  - А   ) / (А     - А   ),

                       рч     м    мин      макс    мин

 б) в отношении показателя, большее значение которого отражает меньшую эффективность, по формуле:

                      И   = (А    - А ) / (А     - А   ).

                      рч     макс   м      макс    мин

Эффективность деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов оценивалась по девяти направлениям:

1. Экономическое развитие;

2. Доходы населения;

3. Здоровье населения;

 4. Дошкольное и дополнительное образование детей;

5. Образование (общее);

6. Физическая культура и спорт;

7. Жилищно-коммунальное хозяйство;

8. Доступность и качество жилья;

9. Организация муниципального управления;

 

 

2. Итоговые результаты проведенной оценки эффективности деятельности ОМСУ городских округов и муниципальных районов:

 

Согласно проведенному рейтингу эффективности деятельности ОМСУ Ульяновской области за 2009 год последние места из-за низкой динамики  показателей результативности деятельности ОМСУ заняли:

24 место «Мелекесский район»,

23 место «Радищевский район»,

22 место «город Ульяновск»,

21 место МО «Базарносызганский район»,

20 место «Ульяновский район».

24 место «Мелекесский район»

по оценке эффективности деятельности ОМСУ прошлого года МО заняло первое место, в этом же году фактические показатели остались высокими, но отсутствует должная динамика по ряду показателей .

В районе  по итогам 2009 года сложились низкие показатели в сельском хозяйстве - низкая доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий в общей их численности, которая  снизилась с 80,0% 2008 году до 66,7% в 2009 году. 

Значительно ухудшилась ситуация в отрасли образование, сократилась доля детей  от 3 до 7 лет получающая дошкольную образовательную услугу с 68,7 %  в 2008 году до  51 % в 2009 году, снизился удельный вес лиц сдавших ЕГЭ со  100% в 2008 году до 95,7% в 2009 году.

В целом  по району наблюдается положительная динамика роста показателей, но достигнутые высокие показатели прошлого года не оставляют   большой разбег для дальнейшего роста. По некоторым же показателям допущен спад, что в целом повлияло на рейтинг МО.


23 место МО «Радищевский район»

Динамика экономического развития в муниципальном образовании в 2006-2009 годах характеризуется стабильными положительными темпами роста. Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий муниципального района составляет 74%. По развитию  данной отрасли район сохранил позиции прошлого года.

В то же время резко ослабили позицию района низкие показатели  в отраслях образовании и здравоохранение, на что и следует обратить внимание руководителям ОМСУ района.

 В образовании, значительно снизилась доля  детей получающих дошкольную образовательную услугу:

- доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, снизилась с 79,1  % в 2008 году до 52,8 в 2009 год;

- доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги снизилась с 62% в 2008 до 42,9% в 2009 году. 

В здравоохранении снизилась доля населения, охваченная профилактическим осмотром с 91,1 % в 2008 до 74 % в 2009 году.

22 место  МО «город Ульяновск» 

по оценке  прошлого года  МО заняло второе место, в этом году фактические показатели остались высокими, но отсутствует динамика по ряду показателей.

  

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа» увеличилась   на 0,6% до  в 2009 году (68,1% -2008  год, 68,7-2009 год), для сравнения г. Димитровград - рост с 18% до 47,3 % в 2009 году.

 По показателю «Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом», отсутствует  динамика: 17% и в 2008 и в 2009 году.

«Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлён государственный кадастровый учёт», по представленным данным  снизилась с 24% в 2008 году  до 10,4 %  в 2009.

«Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объёме доходов бюджета муниципального образования» снизилась с 67,6%в 2008 году  до 62,7 % в 2009 году.

21 место МО «Базарносызганский район»

Проблемной отраслью в районе остается сельское хозяйство. В районе  по итогам 2009 года сложились низкие показатели в сельском хозяйстве - низкая доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий в общей их численности, низка доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий муниципального районаСреди недостатков можно отметить также самую высокую среди всех районов долю кредиторской задолженности по оплате труда муниципальных бюджетных учреждений в общей сумме кредиторской задолженности, что свидетельствует о недостаточной эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере организации муниципального управления, а также целый комплекс низких показателей в динамике за год по отраслям.

20 место  Ульяновский район  

Ульяновский район обладает достаточно большим потенциалом трудовых, экономических,  природных ресурсов. Из 66 показателей оценки эффективности деятельности органов муниципальной власти за 2009 год 16 показателей характеризуют определенное развитие, однако 15 показателей остались на уровне 2008 года.

Основные причины низкого рейтинга  - низкие показатели в сфере организации муниципального управления, доступности и качества жилья. Резко снизили рейтинг района такие показатели как:

-«высокая доля населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района)» – самый плохой показатель в динамике среди всех муниципальных образований;

-«площадь земельных участков, предоставленных для строительства» -   снизилась со 158 га в 2008 году до 30,21 га в 2009;

-«удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе »  снизился  с 75,0% 2008 до 62,5% в 2009 году;

-«объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчёте на одного человека» снизился с  12,5 тыс. руб. в 2008 году  до 4,3 тыс. руб. в 2009 году.

19 место «Инзенский район»

По ряду абсолютных и относительных показателей социально-экономического развития район пока отстает от среднеобластного уровня. В 2009г. ухудшилась ситуация  в отрасли сельского хозяйства: удельный вес прибыльных с/х организаций снизился с 80% в 2008 году до 40% в 2009 году; доля используемых с/х  угодий района осталась без изменений. Сократилась доля собственных доходов местного бюджета в общем объёме доходов бюджета муниципального образования с 25,9% в 2008 году до 23,7 % в 2009 году. Остальные показатели имеют средние, либо ниже среднего значения.

 

18  место МО «Кузоватовский район»

Анализ показателей в разрезе отраслей экономики за отчетный год свидетельствует о том, что деятельность органов местного самоуправления направлена на улучшение  инвестиционной привлекательности муниципального района. О чем свидетельствует ряд показателей , снижение средней продолжительности периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов с 90 дней до 70 дней в 2009 году, увеличение объема инвестиций с 4,2  тыс. руб. до 12,01  тыс. руб. в расчёте на одного жителя. Здесь присутствует незначительная динамика по большинству показателей, но темп роста показателей не позволил району подняться на более высокое место. То есть если говорить в общем плане: нет провалов, нет ярких всплесков.

17 место МО «Страрокулаткинский район»

 Хотя значительно улучшены показатели  в отрасли «образование», среди явных недостатков можно отметить низкую  доля объёма отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учёта и ряд других «провалов» в жилищно-коммунальном комплексе.

16 место «Николаевский район»

За 2009 год в районе значительно улучшились показатели отрасли «дорожное хозяйство и транспорт», увеличилась доля отремонтированных дорог. Органами местного самоуправления ведется работа, направленная на  развитие инвестиционной привлекательности района. Значительно увеличилась площадь участков предоставленных для строительства с 0,7 га в 2008 году до 13,0 га в 2009 году. Здесь усилия органов власти следует направить  на сокращение средней продолжительности периода выдачи разрешения на строительства, который  в течение двух лет остается неизменным -180 дней, а также на улучшение показателей в социальной сфере.

В районе за счет улучшения работы с населением за здоровый образ жизни удельный вес населения занимающийся  физической культурой  и спортом увеличился с 22,6% до 26,5%,

  

15 место МО «Новомалыклинский район»

«Новомалыклинский район»  является одним из ведущих районов области, за последние три года в сельском хозяйстве области  обеспечен положительный финансовый результат, процент предприятий сработавших в 2009 году  с прибылью, составляет 100%.

К явным недостаткам района можно отнести снижение собственных доходов местного бюджета , сокращение площади земельных участков , предоставленных для строительства. К достижениям - значительное улучшение показателей, характеризующих среднее состояние отрасли образования.

 

14 место МО «Павловский  район»

Экономическая ситуация в районе в 2007-2009 годах характеризовалась  динамикой роста. В рейтинге  среди муниципальных образований Ульяновской области Павловский район поднялся с последних мест в середняки.

Важнейшая роль в обеспечении динамичного роста экономики района принадлежит малому бизнесу. С целью развития малого бизнеса и предпринимательства в районе реализуются мероприятия по повышению эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развитию финансово-кредитных и инвестиционных механизмов. Это позволило увеличить количество   предприятий малого бизнеса на 104 единицы и довести до уровня 375 единиц  в 2009 году. Увеличилась доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций с 15,5 %  в 2008 году до 20,3 % в 2009 году.

Проблемной отраслью в районе остается сельское хозяйство, как с финансовой, так и общехозяйственной сторон.

 

13 место МО « город Димитровград»

Значительно улучшились показатели отрасли «Дорожное хозяйство и транспорт». В 2009 году проведен текущий ремонт автомобильных дорог с твердым покрытием с применением холодной асфальтобетонной смеси, доля отремонтированных дорог в отношении которых произведен текущий ремонт составила 42,8 %, что улучшило пропускную способность 65 км. дорог  местного значения. 

Высокие показатели в отрасли «образование» (дошкольном и дополнительном), отражающие принимаемые органами исполнительной власти городского округа меры по организации услуг по дошкольному образованию детей.

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу увеличилась с 81,0%  в 2008 году до 94,7% в 2009 году.

Доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги увеличилась с 73,2 % в 2008 году до 100% в 2009 году.

Среди недостатков - низкий темп роста заработный платы и недостаточно высокий темп показателей характеризующих  строительство, однако здесь одной из причин является высокая база сравнения.

 

12 место «Теренгульский район»

Высокие показатели в отрасли «образование» (дошкольном и дополнительном), отражающие принимаемые органами исполнительной власти района  меры по организации услуг по дошкольному образованию детей.

Значительно увеличилась доля детей, охваченная дополнительным образованием,  в районе высокий удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен.

К недостаткам развития района можно отнести низкие показатели в сельском хозяйстве, снижение собственных доходов бюджета.

11 место МО «Барышский район»

С целью развития малого бизнеса и предпринимательства в районе реализуются мероприятия по повышению эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развитию финансово-кредитных и инвестиционных механизмов. Это позволило увеличить количество   предприятий малого бизнеса с 139 единиц на 10 000 человек населения до  228,5 единиц в 2009 году. Доля среднесписочной численности работников малых предприятий  увеличилась с 15 % году до 17,6 % в 2009 году. 

Площадь земельных участков предоставленных для строительства увеличилась с 2,09 га до 17,1 га в 2009 году.

Высокие показатели в отрасли образовании, сделано движение по пути к устранению неэффективных расходов.

10 место МО «Вешкаймский район»

Муниципальное образование «Вешкаймский район» по показателям социально-экономического развития относится к районам Ульяновской области со средним уровнем социально-экономической устойчивости. Развитие малого и среднего бизнеса является фактором, определяющим развитие экономики района.Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в численности работников всех предприятий  в 2009 году увеличилась  на 23,1%.

Значительно улучшились показатели в сельском хозяйстве района. Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных  организаций увеличился с 75 % в 2008 году  до 90% в 2009 году. Это наилучшая динамика по районам Ульяновской области.

 9 место МО «Новоспасский район»

В агропромышленном комплексе ведется создание условий для ведения продуктивного рентабельного сельскохозяйственного производства, обеспечен положительный финансовый результат, процент с/х предприятий, сработавших в 2009 году  с прибылью, самый высокий в области.

Малый бизнес, как наиболее массовая и динамичная форма деловой жизни, участвует во всех сферах экономики района, что нашло отражение в их динамике. Значительно улучшились показатели отрасли, характеризующие инвестиционную привлекательность района.

К недостаткам можно отнести снижение доли собственных доходов местного бюджета снизилась с 24,2 % в 2008 году до 19,3 %2009.

 8 место МО «Майнский район» 

Высокие показатели в сельском хозяйстве. В 2009 году в сельском хозяйстве наблюдалась положительная динамика роста. Экономический рост обеспечен за счёт увеличения производства всех видов сельскохозяйственной продукции. Все сельскохозяйственные предприятия района по факту рентабельны, доля фактически используемых  с/х угодий  увеличилась с 86,1 до 91,3% в 2009 году.   

Значительно улучшены показатели в отрасли образование:

-«доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги» увеличилась с 39,6 %  в 2008 году  до 63% в 2009 году;

- «удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом» увеличился с с 17,2% в 2008 году до 19 % в 2009 году.

Доля собственных доходов местного бюджета увеличилась  с 17% до 22,6% в 2009 году.

 

7 место МО «Чердаклинский  район» 

Значительно улучшились показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность района.

Площадь земельных участков выделенных  для строительства  в 2009 году увеличилась в 2,5 раза к уровню  2008 года, в 2,4 возросла площадь для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство сократилась на 90 дней. На 2,8%  возросла  доля площади земельных участков, являющимися объектами.

Недостаточно высокое для своего потенциала место в рейтинге район получил только за счет роста неэффективных расходов в социальной сфере.

6 место МО «Старомайнский район»

Важнейшую роль в обеспечении динамичного роста экономики района принадлежит малому бизнесу. Он является  одной из опорных точек в экономике района сегодня. В 2009 году район показал положительную динамику по большинству показателей, свидетельствующие об эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, улучшения инвестиционной привлекательности района, сельском хозяйстве, образовании, доступности и качестве жилья.

К недостаткам можно отнести лишь снижение собственных доходов местного бюджета, имеется в виду доли.

 

 5 место МО «Цильнинский район»

Муниципальное образование «Цильнинский район» является районом с высоким экономическим потенциалом. Вырос вклад малого предпринимательства в экономику: в 2009 году доля занятых на малых предприятиях выросла  с 47% в 2008 году  до  67% в 2009% году от общего числа занятых в производстве.

Благоприятная конъюнктура и усилия органов власти в рамках реализации приоритетного национального проекта привели к существенным улучшениям в развитии агропромышленного комплекса района. Так, удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий и  доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий на протяжении двух лет составляет  наибольшее значение среди муниципальных образований.

Высоко значение показателей, свидетельствующих об эффективности деятельности ОМСУ в сфере организации муниципального управления. Очень высокая «кучность» показателей.

Значительно улучшились показатели характеризующие, организацию муниципального управления.

Доля собственных доходов местного бюджета увеличилась  с 16,9 % до 19,8 %, отсутствует кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений.

Отсутствуют объекты капитального строительства, по которым не соблюдены нормативные или плановые сроки ввода в эксплуатацию. Все это позволило району войти в 5-ку лучших по динамике.

 


4 место «Сурский район»

МО достигло наивысших показателей в сфере жилищного обеспечения.

Например, достигнутый в 2009 г. показатель общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя в Сурском районе - (25,8кв.м.) превышает  среднеобластной показатель (22,1 кв.м).

Здесь следует отметить, что в данном районе  в  2009 году наибольшая обеспеченность жильем ,  (25,8 кв. м на человека)

Одними из недостатков Сурского района, можно отметить  снижение:

-удельного веса прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе (для муниципальных районов)  с 80% в 2008 году до 75% в 2009.

 -доли собственных доходов местного бюджета с 19,4% в 2008 до 10,2% в 2009 году.

Специфика данного района в том, что есть минусы по ряду показателей, но есть и яркие плюсы, что согласно методике, иногда выгоднее, чем стабильный, но небольшой рост. 

3 место МО «Сенгилеевский район»

Высокие показатели в сельском хозяйстве, «здравоохранении» и ЖКХ.

Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий в 2009 году составил 100%. Возросла и доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей их площади до 72%. Результатом реализации принятой районной программой «Развитие сельского хозяйства на 2008-2012 годы» МО «Сенгилеевский район» станет полное вовлечение в хозяйственную деятельность сельхозугодий района.

Значительно улучшились показатели отрасли «Дорожное хозяйство и транспорт», так доля отремонтированных дорог общего пользования местного значения, в  отношении которых произведен  текущий ремонт составила в 2009 году 35,4%.

Отличными в динамике были показатели, свидетельствующие об эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства: вырос вклад малого предпринимательства в экономику: доля занятых на малых предприятиях выросла с 18,7%  в 2008 году до 27,3 % в 2009 году.

Улучшились показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность района.

Очень «кучно» и динамично улучшены показатели в жилищном строительстве, коммунальном комплексе.

2 место МО «Город Новоульяновск»

В прошлом году муниципальное образование заняло одно из последних мест в рейтинге, показав наихудшие показатели по всем отраслям, но в этом году благодаря  высокой динамике, по ряду показателей, район вышел  на 2 место среди лучших районов области. Основными причинами высокого рейтинга стала положительная динамика в сфере дорожного хозяйства, организации муниципального управления. 

Значительно улучшились показатели отрасли «Дорожное хозяйство и транспорт»:-«доля протяженности автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием увеличилась больше чем у кого-то ни было.

Высоки показатели, свидетельствующие об эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства:

- число субъектов малого предпринимательства возросло с 169,9 единиц на  10 000 человек населения - в 2008 году  до 258,2  в 2009 году;

- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций увеличилась с 19 % в 2008 году до 27,4 % в 2009 году.

Объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчёте на одного человека увеличился с 0,03 тыс. руб. в 2008 году  до 12,01 тыс. руб. в 2009 году  - это наилучший результат по темпам роста.

Доля собственных доходов местного бюджета увеличилась с 49,7%  в 2008 до 52,0% в 2009. 

К недостаткам  города можно отнести:

-отсутствие многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлён государственный кадастровый учёт;

- низкую обеспеченность населения жильем, приходящуюся в среднем на одного жителя -  всего 20,3 кв.метра.

В образовании:

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу увеличилась с 43,5 % в 2008 году до 87,7% в 2009 году

Доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги увеличилась с 57,6% в 2008 году до 90,7% в 2009 году.

Резкие «прорывы» со дна позволили по ряду показателей получить максимальный балл, «единицу» и тем самым выйти в лидеры.

1 место МО «Карсунский район»

Не смотря на то, что в прошлом году район попал в число аутсайдеров, в 2009 году район показал значительный рост показателей по всем отраслям,  вошел  в число лидеров.

В 2009 году в сельском хозяйстве наблюдалась положительная динамика роста. Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий муниципального района повысилась на 36%.

Развитие малого и среднего бизнеса в Карсунском районе позволило  создать новые рабочие места. В 2008 году на территории района возросло число зарегистрированных предпринимателей. Увеличилась доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций с 50,6 %в 2008 году до 92,7% в 2009 году.

 Площадь земельных участков, представленных для строительства,- всего, в том числе для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства для комплексного освоения в целях жилищного строительства возросла с 14,2 га в 2008 году до 38,1 га в 2009 году.

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу увеличилась с 56,5 % в 2008 году до 79,3 в 2009 году

Доля собственных доходов местного бюджета увеличилась с 12% до 17,3%.

Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых  мероприятиях, организованных органами местного самоуправления муниципального района  увеличился с 79 % в 2008 году до 83% в 2009 году.

Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района) увеличилось с 75% в 2008 году до 86% в 2009 году.

Данные результаты направлены в Министерство финансов для распределения дотаций между МО, в соответствии с утвержденной Методикой расчёта дотаций бюджетам МО на стимулирование развитие налогового и экономического потенциала муниципальных районов. (Постановление Правительства Ульяновской области №501-п от 10.12.2008 года).

 

 

Министр экономики Ульяновской области 
О.В.Асмус

 

 

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель Председателя
Правительства Ульяновской области  
Т.А.Дейкун

 

Добавлено: 30 июля 2010 года, 12:15

Изменено: 22 января 2013 года, 10:12