Выступление начальника отдела бухгалтерского учёта, юридического и кадрового сопровождения Комитет по культурному наследию Ульяновской области Чечуковой Е.П. с докладом по теме: «Проблемы реализации Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» органами местного самоуправления»

06.12.2012

Для справки. На территории Ульяновской области расположено 2128 объектов культурного наследия, из них:
82 объекта культурного наследия федерального значения,
270 объектов культурного наследия регионального значения,
30 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения,
1746 выявленных объектов культурного наследия,
382 объекта культурного наследия включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Многие объекты культурного наследия, располагающиеся на территории Ульяновской области, уникальны и имеют значительную культурно-историческую ценность для всей России.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» относится:

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

- государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

- определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

На сегодняшний день все 30 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения расположены на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Сейчас активно ведется работа по организации проведения государственных историко-культурных экспертиз на выявленные ОКН, которые находятся во всех муниципальных образованиях области по результатам которых, объекту культурного наследия может быть присвоена категория местного (муниципального) значения.

В этом случае именно органы местного самоуправления будут заключать охранные обязательства с собственниками (пользователями) объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, копии которых в обязательных порядке должны направляться в Комитет Ульяновской области по культурному наследию.

По результатам выездов в районы в 2012 году Комитетом выявлены следующие нарушения.

Разрешения, выдаваемые Администрациями муниципальных образований, в частности на установку рекламной конструкции, климатического оборудования на объектах культурного наследия, не согласовываются с Комитетом, что противоречит Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Либо собственниками (пользователями) ОКН самовольно устанавливаются данные рекламные конструкции.

В таком случае, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003               № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», органы местного самоуправления муниципальных образований должны выдавать предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций. Однако муниципальный контроль в сфере рекламы  органами МСУ осуществляется не на должном уровне.

Хочется отметить, что Комитетом будет подготовлено обращение в Прокуратуру области о понуждении органов местного самоуправления принять меры по демонтажу самовольно установленных рекламных конструкций на ОКН.

Поэтому в Ваших интересах сейчас активизировать работу в данном направлении.

Также не принимаются меры по регистрации бесхозяйных объектов культурного наследия в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, в нарушении статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В этой связи, 27.04.2012 Комитетом во все муниципальные образования были направлены рекомендации о принятии мер к осуществлению государственной регистрации бесхозяйных объектов культурного наследия.

Однако отдельными муниципальными образованиями информация о  принятых мерах не была направлена в Комитет, а именно: Барышский, Вешкаймский, Мелекесский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Сенгилеевский, Сурский, Цильнинский, Ульяновский районы и город Новоульяновск, город Димитровград. Данная информация направлена в Совет муниципальных образований Ульяновской области.

Что еще хотелось бы отметить.

В случае получения заключения государственной историко-культурной экспертизы о том, что выявленный ОКН обладает признаками исторической и культурной ценности, Комитетом готовится постановление Правительства области «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

Эксперт в своем заключении рекомендует присвоить категорию ОКН и в случае, если присваивается категория местного (муниципального) значения, проект постановления согласовывается с администрацией муниципального образования, на территории которого данный ОКН расположен.

Однако, при согласовании таковых проектов постановлений с администрацией города Ульяновска, Комитет столкнулся со следующей проблемой.

04 октября 2012 года в мэрию для согласования был направлен проект постановления Правительства Ульяновской области «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», касающийся  объекта культурного наследия «Дом жилой И.Е. Кононова», 1903-1913 гг. (г. Ульяновск, ул. Бебеля, д. 19). Однако до настоящего времени ответ не поступил (прошло 2 месяца).

В соответствии с постановлением Губернатора Ульяновской области от 13.07.2009 № 49 «Об утверждении Правил подготовки и издания правовых актов Губернатора и Правительства Ульяновской области» в случае, если проект правового акта затрагивает сферу компетенции иных органов и организаций, а также если в нём содержатся положения, нормы и поручения, их касающиеся, то осуществляется согласование проекта такого акта с этими органами и организациями. Срок согласования проектов правовых актов не должен превышать трёх рабочих дней для одного визирующего, срок согласования сложных по содержанию и значительных по объёму документов - не более пяти рабочих дней.

Хочется отметить, что это не первый случай несоблюдения срока рассмотрения проекта. Аналогичная ситуация возникала в августе 2012 года по вопросу согласования проекта постановления по включению в реестр объекта культурного наследия «Доходный дом крестьянина И.П. Горшенина», 1906-1907 гг., расположенного по адресу: г. Ульяновск,  ул. Радищева, д. 8. Ответ о согласовании проекта поступил через 2 месяца.

Если такая ситуация будет продолжаться, Комитет будет вынужден обратиться в государственно-правовой департамент Правительства области о рассмотрении возможности проведения внеплановой проверки.

__________________