Выступление главного консультанта отдела правового, кадрового и финансового обеспечения Крайновой А. Г. Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области с докладом по теме: «Несанкционированное размещение отходов производства и потребления»
В данном докладе хотелось бы затронуть два проблемных момента: несанкционированное размещение отходов производства и потребления в муниципальных образованиях области (так называемые свалки) и размещение на придомовых территориях отходов строительных материалов, вышедших из эксплуатации транспортных средств, средств отопления и незаконных строений.
В настоящее время возросло количество исковых заявлений прокуроров к администрациям муниципальных образований о понуждении ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территориях муниципальных образований.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы – на сливные станции или поля ассенизации.
Другая, не менее острая проблема – нарушения, связанные с размещением на придомовых территориях отходов строительных материалов, вышедших из эксплуатации транспортных средств, средств отопления и незаконных строений.
В Комитет из муниципальных образований Ульяновской области поступают материалы с фактами нарушений в сфере благоустройства.
В настоящее время статья 5 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях (нарушение правил благоустройства) отменена. Созданный для осуществления производства по делам об
2
административных правонарушениях в сфере благоустройства Департамент административно-технического надзора Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области в настоящее время данными полномочиями не обладает.
Исходя из численности инспекторского состава и его нагрузки (за 9 месяцев 2012 года проведено 229 проверок, рассмотрено 380 дел об административных правонарушениях, административных дел, привлечено к административной ответственности 360 лиц) Комитет возможностей для осуществления надзора в названной сфере не имеет, а муниципальные образований не наделены полномочиями по осуществлению экологического надзора.
В связи с этим Комитет рекомендует органам местного самоуправления района организовать с органами полиции совместную работу в населённых пунктах по выявлению правонарушений по незаконному сбросу отходов вне специально отведённых мест.
За данные правонарушения предусмотрена ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ. Штраф, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ, зачисляется в бюджет района.
Состав административного правонарушения состоит в нарушении ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьёй 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В данном случае экологические требования содержатся в правилах благоустройства муниципального образования.
Статьёй 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка.
Правом составлять административные протоколы по данным статьям наделены органы полиции, с последующим направлением в мировой суд для рассмотрения.
Необходимо ответить, что судебной практики по данным правонарушениям нет.
В случае отсутствия с органами полиции взаимодействия, администрации муниципальных образований вправе в гражданском порядке обратится в суд с иском об очистке участка земли населённого пункта от отходов. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины в этом случае освобождены.