Итоги социально-экономического развития Ульяновской области в 2005 году

Прошедший 2005 год был достаточно напряженным, пришлось преодолеть множество проблем. В то же время, была проделана значительная работа. 2005 год был очень важным для Ульяновской области, поскольку впервые за последние три года (начиная с 2002 года) в области переломлена негативная тенденция стагнации и спада.

В этом смысле итоги 2005 года дают основания для очень значимых и весомых выводов. Сегодня с полным основанием можно заявить, что по всем основополагающим показателям социально-экономического развития наметилась положительная тенденция роста объемов. Так индекс промышленного производства составил 106,8% (в 2004 году он был равен 98,3%). Объемы производства в сельском хозяйстве по сравнению с прошлым годом составили 101,4% (в 2004 году темп составлял 97,5%). Индекс объема выполненных работ по виду деятельности «строительство» равен 104% против 94,6% в 2004 году. Темп увеличения внешнеторгового оборота составил 106,2% (в 2004 году 97,9%).

Диаграмма. Темпы роста по основным показателям экономики Ульяновской области в 2005 г.

В целом по отраслям итоги социально-экономического развития области в 2005 году характеризуются следующими показателями.

Промышленность

В январе – декабре 2005 года, по полному кругу предприятий области, отгружено промышленной продукции на сумму 69,2 млрд. руб. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий составил 106,8%, для сравнения в 2004 году индекс был равен 98,3%. Таким образом, была устранена негативная тенденция спада, наметившаяся в 2004 году.

Наибольший вклад в обеспечение роста индекса промышленного производства Ульяновской области внесли следующие отрасли:

- производство транспортных средств и оборудования;

- производство пищевых продуктов;

- производство электро-, теплоэнергии.

Диаграмма. Отрасли промышленности Ульяновской области, имеющие положительную динамику в 2005 г.

В результате работы, проведенной подразделениями Правительства области с предприятиями, органами статистики, удалось выправить ситуацию по большинству экономических показателей, и, прежде всего, по такому показателю, как индекс промышленного производства, который составлял в начале января 2005 года всего 66,1%.

Довольно высокие темпы роста сложились по итогам года в таком виде экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, где они составили 128,2%. Большую роль здесь сыграл рост добычи нефти. В связи с высокими мировыми ценами на нефть и увеличением количества месторождений, разрабатываемых на территории области, в 2006 году прогнозируется дальнейший рост по этому виду деятельности. В результате целенаправленной работы областных властей по решению энергетических и коммунальных проблем на территории области, урегулированию вопросов оплаты перед естественными монополистами индекс производства и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды составил 121,9%.

Положительной тенденцией стал рост в обрабатывающих производствах: индекс производства составил 100,1%, в то время как по итогам полугодия он был равен всего 79,1%. В первую очередь, значительное влияние на динамику экономического роста оказали основные машиностроительные предприятия (УАЗ, Авиастар-СП, ДААЗ и др.), входящие в «категорию» производителей транспортных средств и оборудования. В связи с переходом автозавода на новый модельный ряд его выручка возросла по сравнению с предыдущим годом на 13%, практически на 30% увеличил свою отгрузку «Авиастар-СП». В итоге, отрасль, составляющая около половины всей промышленности региона, выросла по сравнению с 2004 годом на 3,2%. Эти темпы в 2006 году необходимо не только сохранить, но и преумножить. Активная работа в этом направлении уже идет: реализуется инвестиционный проект возобновления производства АН-124 «Руслан», разработаны проекты «воздушное такси» компании ЕТИРК, прорабатывается вопрос строительства цементного завода и ряда других проектов в промышленности.

 С положительной динамикой сработали предприятия по производству пищевых продуктов – 103,4%. Наибольший вклад в рост внесли производители водки и ликероводочных изделий (747%) и этилового спирта из сброженных материалов (292%), входящие в ООО «Кристалл». Почти в 1,5 раза увеличено производство сахара на ОАО «Ульяновский сахарный завод» в р.п.Цильна. Увеличился выпуск виноградного вина на 60%, в том числе за счёт проекта ООО «Пищевик» по розливу вина в стеклянные кеги. Вместе с тем, новому собственнику ОАО ПК «Витязь» - группе «Астория» пока не удалось преодолеть сокращение производства пива.

Рост на предприятиях деревообработки и производства изделий из дерева составил 6,0%. Планы расширения производства на ОАО «Ульяновскмебель», ООО «Добрый стиль», а также проект строительства завода по выпуску ламинированных и шлифованных ДСП ООО «Менеджмент-групп» (г.Самара) вместе с наличием в области сырьевой базы создают хорошие перспективы для отрасли на 2006г.

Индекс промышленного производства в 2005 году мог быть еще выше, если бы не был допущен спад в таких отраслях, как текстильное и швейное производство (92,8%), производство кожи, изделий из нее и производство обуви (индекс производства составил 57,8%), целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (92,3%).  

Диаграмма. Отрасли промышленности Ульяновской области, имеющие отрицательную динамику в 2005 г.

В первую очередь, озабоченность вызывает положение в текстильном и швейном производстве, которое составляет около 4% промышленного производства области. Спад за год более чем на 7%, в первую очередь, объясняется снижением производства ковровых изделий и трикотажа. Основной вклад в падение производства внесли остановка производства на ОАО «Измайлово» и «Иштекс-Суровье», а также падение на 20% к уровню 2004 года объёмов производства на ЗАО «Румянцево».

Выходом из сложившейся ситуации является изменение товарного ассортимента производимой продукции и снижение себестоимости уже производимых изделий. Так, в 2005 году на ряде текстильных предприятий закуплены новые производственные линии, в Барышском районе ООО «Октябрь» (г.Москва) планирует запустить производство в 2006г. Повышение инвестиционной активности в данной сфере является, пожалуй, самым весомым фактором, который позволит выправить ситуацию в этих отраслях.

Таким образом, основным катализатором промышленного роста области в 2006 году должен стать инвестиционный прорыв в производственной сфере. Реализация основных инвестиционных проектов, таких как строительство металлургического комплекса, сопоставимого по оборотам с ОАО «УАЗ», даст серьезный импульс как для развития отраслей, уже имеющих положительную динамику, так и стагнирующим производствам.

Решению задачи роста промышленного производства на 110,6% в год призваны областные целевые программы развития соответствующих отраслей промышленности, а также увеличение заказов в рамках системы внутриобластной кооперации.

Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве впервые за последние годы наметился общий рост производства. Индекс физического объема составил 101,4% к уровню 2004 года. Для сравнения, 2004 год был закончен с индексом физического объема, равным 97,5%. Произведено сельскохозяйственной продукции на 12877,2 млн.руб., что позволило уменьшить убытки до налогообложения предприятий АПК с -5,6% в 2004 году до -2,9% по итогам 2005 года.

Поскольку эта отрасль является основной для обеспечения роста собственных доходов большинства муниципальных образований области, то ускорение развития сельскохозяйственного производства ставится в качестве приоритетной задачи. В качестве плана-директивы поставлена задача увеличить объём производства в сельском хозяйстве на 11,4% в 2006 году.

Результаты работы в растениеводстве складывались под влиянием трех факторов: погоды, роста цен на дизельное топливо в 2 раза по сравнению с прошлым годом, отсутствия рынка сбыта зерна и снижения цен на него на 12%. Указанные факторы отрицательно сказались в первую очередь на посевных площадях. Площадь под зерновыми культурами составила 464,6 тыс.га. или 97,1% к 2004 году.

В области был осуществлен ряд мероприятий, направленных на повышение урожайности зерновых, но засуха в конце мая снизила урожайность озимой пшеницы по сравнению с прошлым годом на 3,7 цга. В итоге валовой сбор зерна составил 655,8 тыс.тонн или 94,6% к уровню предыдущего года.

Диаграмма. Динамика индекса физического объема в агропромышленном комплексе Ульяновской области за 2001-2005 гг.

В тоже время, валовой сбор маслосемян составил 34 тыс.тонн, или 120,6% к уровню 2004 года. Это выгодная культура для области. Не случайно хозяйства 5 районов области весной сократили посевы зерновых культур, заменив их подсолнечником. Погодные условия способствовали его уборке. Урожайность составила 6,6 ц/га, для сравнения в 2004 году - 6,2 цга.

Важная культура с гарантированным рынком сбыта – сахарная свекла. И хотя, ввиду отсутствия уборочных комбайнов, часть хозяйств сократили посевные площади, но благодаря внедрению современных технологий возделывания на арендованных землях ОАО «Ульяновский сахарный завод» произошел рост урожайности свеклы с 227,7 цга до 260,7 цга.

В 2005 году объем производства картофеля составил 268,1 тыс.тонн или 103,3% к уровню 2004 года, овощей открытого грунта – 106,7 тыс.тонн или 102,6% к 2004 году. Произведенной продукции достаточно для удовлетворения потребности области. 90-95% общего объема картофеля и овощей выращивается в личных подсобных хозяйствах, что обеспечивает их стабильное производство по годам.

По оперативным данным департамента сельского хозяйства области, озимые культуры размещены на площади 199,1 тыс.га или 109% к уровню прошлого года. Зябь вспахана на площади 291 тыс.га (2004 год - 271 тыс.га). В полном объеме засыпаны семена яровых зерновых культур, подсолнечника, многолетних трав.

Остается тяжелой ситуация в отрасли животноводства. Продолжался процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота (на 13,4%). Производство молока во всех категориях хозяйств составило 96% к уровню 2004г. В тоже время в 2005 году  произошёл рост таких показателей эффективности как надой молока на 1 фуражную корову, среднесуточный привес растущего молодняка, средняя яйценоскость 1 курицы–несушки.

Приоритетными направлениями инвестирования в АПК Ульяновской области является форсированное развитие свиноводства и птицеводства, так как эти отрасли характеризуются наибольшей отдачей в расчете на единицу затраченного корма.

В 2005 году за счет средств инвесторов уже началось восстановление птицеводства. Увеличено производство на птицефабрике в с. Большие Ключищи Ульяновского района, построена миниптицефабрика по производству мяса птицы в Новомалыклинском районе. В результате темпы роста поголовья птицы составили 273,4%, а производство яйца – 120,5% к уровню 2004г.

За счет средств федерального и областного бюджетов в 2005 году по сравнению с прошлым годом на 5,5% увеличено финансирование агропромышленного комплекса, составив 326,5 млн. руб.

Произошел рост объемов кредитования агропромышленного комплекса. Сельхозпредприятиями за 2005 год было получено субсидированных краткосрочных банковских кредитов на сумму 611,3 млн.руб., что в 2 раза больше, чем в 2004 году. Впервые в области сельскохозяйственными товаропроизводителями был получен субсидированный инвестиционный кредит сроком на 5 лет на сумму 11,7 млн. руб. Увеличению объемов кредитования способствовало открытие Ульяновского филиала ОАО «Россельхозбанк», который за полгода своей деятельности выдал кредитов на сумму более 250 млн. рублей.

В соответствии с разработанным Минсельхозом России приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» в 2005 году в области разработаны план, программа и сетевой график реализации по направлениям «Ускоренное развитие животноводства» и «Стимулирование развития малых форм хозяйствования».

В 2006 году необходимо:

- увеличить объемы инвестирования средств в агропромышленный комплекс,

- вести поиск новых инвесторов,

- осуществлять дальнейшее финансовое оздоровление и реформирование хозяйств с целью улучшения их финансового положения.

Основной проблемой, равно как и основным ресурсом в сельском хозяйстве области является развитие АПК в таких районах, как Павловский, Старокулаткинский, Тереньгульский, Николаевский и некоторых других, где аграрное производство переживает наибольший кризис. Если в таких районах как Мелекесский, Старомайнский, Майнский, Чердаклинский имеются как благоприятные природно-климатические, земельные, так и кадровые ресурсы для развития производства и этими районами в первую очередь интересуются инвесторы, то в вышеназванных районах ситуация очень сложная. Упор в этих районах нужно сделать как на развитие традиционных производств, так и на слаборазвитые в настоящее время отрасли, не требующие значительных материальных ресурсов. Это – овцеводство и козоводство, пчеловодство, выращивание птицы: гусей, уток и др.

Продолжая реализацию мер по поддержке личных подсобных хозяйств (ЛПХ), необходимо учитывать, что без крупного производства невозможно функционирование малых форм хозяйствования в АПК. Необходимо: между крупными предприятиями и ЛПХ выстраивать взаимовыгодные отношения, которые позволят обеспечить баланс интересов, обеспечить население кормами, молодняком скота и птицы, а крупным предприятиям возможность соблюдать полноценный севооборот, иметь надежный рынок сбыта кормов.

Таким образом, будет создана база для развития вертикально-интегрированных структур, в состав которых войдут также и перерабатывающие предприятия, имеющие в настоящее время проблемы с сырьем.

Эти мероприятия позволят обеспечить увеличение темпов роста в АПК с 1,4% до необходимых 4-5% и выше.

Инвестиции

Повышение инвестиционной привлекательности области было определено в качестве приоритетного направления деятельности в 2005 году.

До недавнего времени Ульяновская область имела имидж нестабильного региона, что повышало риски потенциальных инвесторов для капиталовложений на территории области. С целью снижения рисков в 2005 году создана нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционную деятельность в регионе, началось сотрудничество Правительства области с рейтинговым агентством «Эксперт-РА», а также страховой группой «СОГАЗ». 

Рост инвестиций в основной капитал в 2005 году составил 1,6%.

Диаграмма. Динамика темпов роста инвестиций в основной капитал Ульяновской области.

Почти половина объема инвестиций была обеспечена за счет бюджетных средств. Не удалось привлечь прямые иностранные инвестиции. Доля частных инвестиций в структуре капиталовложений пока остается невысокой и основным источником остается собственная прибыль предприятий, хотя доля банковских кредитов постепенно повышается.

К сожалению, набирающий популярность в российской экономике способ привлечения инвестиций путем эмиссии ценных бумаг ульяновскими предприятиями пока не используется.

Определяя задачи на 2006 год, необходимо отметить, что для ускоренного развития экономики области темпы роста инвестиций не должны быть ниже 10% в год.

Успешная реализация проектов выпуска внедорожника «УАЗ-Патриот», реконструкции гормолзавода № 3, восстановления спиртового производства на предприятиях ООО «Кристалл», запуск линии по производству алюминиевых слитков на ОАО «УЗТС»  способствовала улучшению статистических показателей в промышленности. 

В числе проектов, намеченных к реализации в 2006 году: запуск производства нетканых материалов и сукна на ООО «Октябрь» (г.Барыш), строительство завода по производству ДСП, создание свиноводческого комплекса, открытие центра мелкооптовой торговли «METRO Cash&Carry».

В 2006 году Правительство области будет продолжать продвижение крупнейших инвестиционных проектов, таких как строительство металлургического комплекса, возобновление серийного производства самолётов Ан-124 «Руслан», поскольку каждый из этих проектов предполагает многомиллиардные инвестиции и создание более тысячи новых рабочих мест. В 2006 году запланировано увеличение капиталовложений за счет федерального и областного бюджетов на территории области. Так, в областном бюджете на 2006 год впервые предусмотрены средства на инвестиционные проекты развития общественной инфраструктуры (70 млн.руб.) и на инвестиционный фонд (100 млн.руб.).

Активная работа по линии Федеральных целевых (ФЦП) и адресных инвестиционных программ (ФАИП) позволила привлечь в область 1,25 млрд. руб. в 2005 году и запланировать на 2006 год более 2 млрд. руб. (2,067) федеральных средств.  

Диаграмма. Средства, поступившие в Ульяновскую область в рамках реализации ФЦП и ФАИП

Ульяновская область в 2005 году приняла участие в 17 федеральных целевых программах. Средства федерального бюджета, доля которых в общем объеме финансирования должна была составить 81%, выделены полностью. Недофинансирование происходило по областному и местным бюджетам, доля которых в общем объеме финансирования планировалась в 11%. Было выделено лишь 52% из запланированного объёма средств. Из внебюджетных источников, доля которых в общем объеме финансирования была зафиксирована на уровне 8%, профинансировано лишь 42% к плану.

Главной задачей на 2006 год по линии ФЦП и ФАИП должно стать выделение заявленных сумм из областного и местного бюджетов для привлечения федеральных средств на условиях софинансирования.

Таким образом, создание благоприятных условий для работы частных инвесторов, увеличение капиталовложений из консолидированного бюджета Ульяновской области и федерального бюджетов создают основу для выполнения Программы повышения инвестиционной привлекательности области на 2005 – 2006 годы, которой предусмотрено довести объем инвестиций в 2006 году до 20 млрд. рублей.

Для привлечения дополнительного объема инвестиций в Ульяновскую область в 2006 году необходимо:

- сформировать генеральный план развития муниципальных образований, т. к. его отсутствие не позволяет инвестору принять обоснованное решение о размещении новых производственных мощностей;

- активизировать работу с бизнес-кругами г. Москвы и Московской области по вопросу вывода оттуда промышленных предприятий и их размещению на территории Ульяновской области.

Строительство 

Один из важнейших индикаторов состояния экономики – динамика строительства жилья. Поэтому увеличение объёмов жилищного строительства – объективный показатель позитивных изменений в регионе. За 2005 год введено 288 тыс. кв. метров жилья, что в 1,8 раза больше уровня 2004 года. Повышение благосостояния населения области, рост уверенности в будущем  позволили жителям построить за свой счет и с помощью кредитов банков 675 домов площадью 117,6 тыс.кв. метров, что на 45% больше, чем в 2004 году.

Дальнейший рост доходов ульяновцев, развитие системы ипотечного кредитования и потенциал строительного комплекса Ульяновской области –одного из крупнейших в Поволжье - хорошие предпосылки для успешного начала реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё» на территории области в 2006 году.

В целом, объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» составил за 2005 год – 4669,4 млн.руб., что в сопоставимых ценах равно 104% к уровню прошлого года, тогда как в 2004 году индекс был равен 94,6%. Наряду с увеличением жилищного строительства рост достигнут и за счёт наращивания темпов ввода в строй объектов коммерческой недвижимости: здания Сбербанка на ул.Гончарова, торгово-офисных центров, гаражей.

Учитывая, что строительство является одним из основных инструментов освоения инвестиций и развития области, для ускоренного прироста ВРП на уровне 8,0 %, темп роста в строительстве должен составить не менее 8,2%. При этом темп роста объёмов ввода жилья должен ежегодно увеличиваться не менее чем на 30%. 

Диаграмма. Динамика ввода в действие общей площади жилых домов в Ульяновской области.

Для достижения данных показателей необходимо реализовать следующие меры:

- максимально развивать систему ипотечного кредитования как немецкого, так и американского типа с обязательным размещением получаемых средств на первичном рынке жилья;

- активизировать строительство объектов коммерческой недвижимости в связи с имеющимся дефицитом современных торгово-офисных помещений;

- в связи с ростом темпов ввода жилья необходимо обеспечить достаточный объем производства строительных материалов на территории Ульяновской области.  

Предпринимательство 

Создание благоприятных условий для развития бизнеса было одной из основных задач на 2005 год. Улучшения произошли как в крупном бизнесе, так и в секторе среднего и малого предпринимательства.

Общая численность работников, занятых на малых предприятиях за год возросла почти на 3 тыс. человек, или на 5%. Количество предпринимателей возросло за год более чем на 10%.

Наиболее яркие показатели: в 2,6 раза возросли поступления по единому налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, в 7,8 раза - по налогу на игорный бизнес. Доля налоговых поступлений в бюджет области от малого предпринимательства составила 17,1 %.

Задача на 2006 год:

– продолжить политику снятия административных барьеров на пути развития малого бизнеса как основы для динамичного роста этого сектора экономики;

- в целях развития сегмента малого бизнеса Ульяновской области, производящего продукцию, ориентированную на потребительский рынок, необходимо провести информационно-разъяснительную кампанию, стимулирующую спрос на соответствующую продукцию, что будет способствовать как росту объемов производства, так и увеличению налоговых платежей от субъектов предпринимательства;

- значительным резервом является развитие эффективного предпринимательства в сельских районах области. Если в городах Ульяновск и Димитровград бизнес набирает обороты, то в сельских районах он пока пассивен и инертен;

- особая роль должна быть придана муниципальным управленческим структурам, курирующим малый бизнес. При значительных объемах земельных площадей, не вовлеченных в хозяйственный оборот, наличии свободных помещений и производственных площадок, дать толчок способна действенная разъяснительная работа, административная поддержка, защита и даже опека предпринимателей.

Основное внимание, в связи со сложившейся конъюнктурой на потребительском рынке Ульяновской области, должно быть придано развитию предпринимательства в сфере оптовой торговли. Муниципалитеты в особом порядке должны рассматривать заявки и предложения по строительству либо организации на свободных площадях оптовых баз и складов, так как их наличие позволит в целом снизить цены на потребительские товары в регионе и облегчить санитарно-эпидемиологический контроль за продукцией. Развитие придорожного сервиса - также одна из точек роста предпринимательства сельских районов. 

Потребительский сектор

Положительная динамика доходов населения является необходимым условием развития потребительского рынка и важным элементом инвестиционной привлекательности региона.

Увеличение оплаты труда работников бюджетной сферы, индексация пенсий, монетизация льгот, целенаправленная работа  по повышению размера оплаты труда в частном секторе способствовали росту номинальных денежных доходов на душу населения в 2005 году на 24,3%. С учётом темпов инфляции реальные доходы жителей Ульяновской области увеличились за год на 7%.

Тем не менее, не удалось преодолеть отставание области по уровню доходов населения от ведущих регионов Приволжского федерального округа. Ульяновская область занимает в ПФО лишь 11 место по размеру начисленной заработной платы (5641,8 руб.) и 10 место по среднедушевым доходам населения (4670,3 руб.).

В течение 2005 года почти в 2 раза сокращена просроченная задолженность по выплате заработной платы. Если на 1 января 2005 года долг составлял 252,2 млн. руб., то на 1 января 2006 года – 132,4 млн. руб.

Приоритетной задачей на 2006 год остаётся двукратное сокращение просроченной задолженности по выплате заработной платы.

Увеличение среднемесячной зарплаты на 15% и рост реальных доходов населения на 8% в 2006 году наряду с сокращением долгов по выплате заработной платы определяют в качестве целевого показателя на 2006 год снижение уровня бедности до 20% (по итогам 2005 года показатель составил 29,5%).

Опережающий рост доходов населения над индексом потребительских цен свидетельствует о стабилизации социальной ситуации в области и оказывает положительное влияние на динамику роста оборота розничной торговли и объёма оказанных населению платных услуг.

Оборот розничной торговли в 2005 году составил более 40 млрд.руб., тогда как в 2004 году - 34 млрд.руб., то есть рост в текущих ценах – на 19%. Однако с учётом индекса потребительских цен  оборот розничной торговли реально увеличился на 7% по сравнению с 2004 годом.

Основным направлением развития торговли явилось открытие супермаркетов - магазинов самообслуживания, которые приобретают всё большую популярность у населения области.

В 2006 году следует:

- обеспечить дальнейший динамичный рост оборота торговых сетей путем открытия новых магазинов как уже присутствующих в области марок («Пятёрочка», «Магнит», «Товарищ» и т.д.),  так и новых форматов торговли («МЕТРО» и «Патерсон») на территории области.

Учитывая, что доля сферы торговли и общественного питания в структуре валового регионального продукта составляет почти 15% и в этой сфере наблюдается наибольшая активность малого и среднего бизнеса, следует предпринять меры по ускорению темпов роста в отрасли.

Целевой показатель роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в 2006 году - 9%. Достижение такой цели должно быть обеспечено высокими темпами строительства коммерческой недвижимости, развитием проектов в оптовой торговле и сфере придорожного сервиса.

Необходимо продолжить работу по противодействию недобросовестной конкуренции и обороту контрафактной продукции, обеспечить контроль качества и безопасности пищевых продуктов, а также пресекать несанкционированную уличную торговлю.

В 2005 году населению области оказано платных услуг на 6,8% больше, чем их было оказано в 2004 году. В структуре платных услуг населению преобладали услуги коммунального хозяйства (27,4%), связи (20,7%), транспортные услуги (16,4%). Увеличение объёма оказанных населению коммунальных услуг связано, в первую очередь, с постепенной нормализацией ситуации в ЖКХ г.Ульяновска в течение 2005 года, в том числе возобновление горячего водоснабжения в летний период и своевременное начало отопительного сезона. На рост показателя повлияло и увеличение тарифов в сфере ЖКХ.

В структуре бытовых услуг преобладают услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (33,6%), ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (15,9%), услуги по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов (16,8%). Структура бытовых услуг также свидетельствует о росте благосостояния населения, качественно улучшающего свои жилищные и бытовые условия, об увеличении автомобилизации населения.

Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению составил в январе-декабре 2005 года 113,8% к уровню прошлого года. В 2004 году рост цен за год составлял 114,7%, т.е. уровень инфляции в 2005 году несколько ниже, чем он был в 2004 году, однако выше среднероссийского уровня в 110,9%.  

Диаграмма. Основные показатели динамики доходов населения Ульяновской области.

Таким образом, опережающий рост доходов населения над индексом потребительских цен и сокращение задолженности по выплате заработной платы свидетельствуют о положительной динамике покупательской способности населения и стабилизации социальной ситуации в области.

Ключевой задачей развития потребительского сектора является удержание индекса потребительских цен не выше среднероссийского уровня.

 Внешняя торговля

Внешнеторговый оборот в 2005г. составил в текущих ценах 310,13 млн. долларов США или 106,2% к уровню 2004 г., в т. ч. экспорт вырос на 12,1%.

Доля экспорта во внешнеторговом обороте в 2 раза превышает долю импорта. Положительная динамика экспортных поставок ульяновских предприятий свидетельствует о конкурентоспособности производимых товаров. Вместе с тем, планы вступления России в ВТО обязывают реальный сектор экономики области основывать программы развития на международных стандартах. Переговоры межправительственного уровня, инициированные в 2005 году руководством области с рядом зарубежных стран, а также серия презентаций Ульяновской области за рубежом будут способствовать расширению рынков сбыта продукции наших предприятий, за ними же остается принятие мер по модернизации своих производств под жесткие условия конкуренции внешнего рынка.

Реализация указанных мер должна обеспечить в 2006 году рост объёмов экспорта из области на 15%.

 Финансы 

         Особое внимание в 2005 году было уделено разработке четкой и прозрачной бюджетной политики, направленной на улучшение финансового состояния и увеличение налогового потенциала региона.

По данным налоговых органов на 1 января 2006 года в бюджеты всех уровней поступило 13852,4 млн. руб. налоговых сборов и платежей, или 128,8 % к уровню прошлого года. Из них перечислено в федеральный бюджет – 5963,6 млн. рублей или 43,0%.

Исполнение консолидированного бюджета по собственным доходам за 2005 год составило 9917,5 млн.руб. или 114% от годового плана. По сравнению с 2004 годом темпы роста составили 130,2%.

Диаграмма. Динамика поступлений собственных доходов в консолидированный бюджет Ульяновской области 

Была проведена значительная работа по упорядочению земельных отношений  (завершение кадастровой оценки земель), осуществлена инвентаризация объектов недвижимости в государственной собственности, а также реструктуризация государственных предприятий, что способствовало росту доходов бюджета. За 11 месяцев 2005 г. от использования государственного имущества поступило доходов в консолидированный бюджет 538,9 млн. руб., что на 32 млн. больше, чем за аналогичный период 2004 года. Отчисления от прибыли государственных предприятий в 3 с лишним раза превысили плановые показатели.

В 2006 году требуется: продолжить реализацию мер по повышению эффективности использования государственной собственности, увеличив доходы по сравнению с 2005 годом на 15%. Необходимым условием является обеспечение рентабельной хозяйственной деятельности по государственным предприятиям области, активное и последовательное отстаивание экономических интересов Ульяновской области в Арбитражных судах всех уровней, проведение экономического обоснования при приватизации государственного имущества.

В 2005 году из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на закупки товаров, работ и услуг было размещено 2978,8 млн.руб., что составляет 85,62% от объемов 2004 года. Значительное снижение объемов закупок произошло, в первую очередь, по объему государственного заказа областного бюджета (с 1965,21 млн.руб. в 2004 году до 1537,70 млн.руб. в 2005году). Основными причинами снижения объема закупок стали дефицит бюджетных средств, перераспределение выделенных средств на другие статьи расходов (в частности, заработная плата, дотации, субсидии), а также использование части выделенных в 2005 году средств на погашение кредиторской задолженности 2004 года.

Задачей на 2006 год по государственным закупкам является увеличение объемов закупок до уровня 6434 млн.руб., т.е. в 2,16 раза. При этом рост должен быть обеспечен путем проведения открытых торгов, максимальным раскрытием рынка государственных и муниципальных закупок для местных и региональных поставщиков и производителей.

Выполнение плановых показателей и устойчивый рост доходной части консолидированного бюджета свидетельствует о финансово-экономической стабилизации положения на территории области. Только 2 муниципальных образования (Барышский район и г.Димитровград) не выполнили план по сбору собственных доходов в местные бюджеты. Полученные положительные результаты обеспечили новые подходы при формировании бюджета области на 2006 год – в составе бюджета определены средства на развитие экономического потенциала области.

В качестве механизма стимулирования муниципальных образований к увеличению собственной доходной базы в составе регионального бюджета  на 2006 год предусмотрены: Фонд развития муниципальных образований в объеме 70 млн. руб., Инвестиционный фонд в объеме 100 млн. руб., Фонд реформирования муниципальных финансов в объеме 40 млн. руб.

За 2005 год удалось сократить общую сумму государственного долга Ульяновской области с 2385,584 млн. руб. до 1602,780 млн. руб., или на 782,804 млн. руб. Необходимо продолжать эту работу.

На 2006 год значимым резервом пополнения доходной части бюджета является погашение имеющейся недоимки. Несмотря на принимаемые меры в рамках межведомственной комиссии по итогам 11 месяцев возросла сумма недоимки во все уровни бюджетов, составив 1,98 млрд. против 1,59 млрд. руб. за аналогичный период 2004 года.

Задачей на 2006 г. является сокращение объема недоимки не менее чем в 2 раза.

Сумма недоимки и темпы ее погашения должны стать критерием оценки работы финансово-экономической системы в муниципальных образованиях. Необходим жесткий контроль работы муниципальных комиссий по погашению недоимки, чтобы принятые графики погашения долгов предприятиями неуклонно соблюдались. К руководителям предприятий-недоимщиков необходимо принимать все возможные законные меры воздействия.

Работа комиссий по недоимке должна проводиться по двум направлениям. Во-первых, на основе экономического и финансового анализа дать заключение о возможности погашения тем или иным предприятием своих долгов. В случае отсутствия такой возможности в перспективе, принять меры по исключению бесперспективной суммы из общей суммы недоимки. Во-вторых, определив возможности предприятия-недоимщика по снижению долгов, проводить жесткий контроль погашения недоимки после поступления денежных средств на предприятие от различных сделок.

В 2005 году по крупным и средним предприятиям области, кроме организаций, занятых сельскохозяйственным производством, банков, страховых и бюджетных организаций, сложился положительный сальдированный финансовый результат в размере 1955,3 млн. рублей. Наибольшую прибыль получили предприятия обрабатывающих производств и связи.

Число прибыльных предприятий и организаций составило 471 или 58,5%, убыточных 334 или 41,5%. Хотя число убыточных в 2005 году предприятий сократилось по сравнению с прошлым годом (41,5 % и 47,7 % соответственно), удельный вес убыточных предприятий в структуре экономики области более 40 % неприемлем  для обеспечения динамичного развития реального сектора экономики.

Амбициозной задачей на 2006 год необходимо поставить снижение доли убыточных предприятий до 37%. Экономические службы на местах должны провести своего рода ревизию эффективности работы предприятий с целью определения целесообразности и эффективности их поддержки и лоббирования интересов. В тех случаях, где это необходимо, следует проводить процедуры укрупнения предприятий, или, наоборот, их дробления с целью достижения наиболее оптимальной структуры производства, организации рабочих процессов и управления.

В целях повышения эффективности использования средств областного бюджета необходимо ввести в практику при составлении бюджета на 2007 год защиту бюджетополучателями и руководителями областных целевых программ бюджетных заявок на реализацию программных мероприятий на основе достигнутых в предшествующем периоде соответствующих статистически подтвержденных результатов.

ЖКХ

Рост цен на энергоносители и выдвинутые условия  Правительства Российской Федерации в плане совместных действий по стабилизации социально-экономического положения Ульяновской области предопределили увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и доведение их до федеральных стандартов. Вместе с тем, в 2005 году были сформулированы новые подходы к управлению жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях области в рамках вступления в силу положений Жилищного кодекса. Они направлены на создание конкурентной среды, как основы для снижения тарифов на услуги населению. С целью разъяснения статей Жилищного кодекса РФ и обязанности собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома выбора способа управления своим домом в течение 2005 года были организованы сходы граждан.

В 2005 году наряду с шестью унитарными управляющими компаниями ЖКХ к управлению жилищным фондом и выполнению работ по содержанию и ремонту жилого фонда привлекались 33 коммерческие организации на условиях подряда.

На 01.01.2006 г. в 23 районах Ульяновской области созданы управляющие организации с функциями заказчика. В 15 районах договора на управление муниципальным жилым фондом находятся в стадии заключения. В 21 районе определены подрядные организации по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Привлечение на условиях конкурса коммерческих подрядных организаций для оказания услуг населению с одновременными мерами по модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса предопределяют сдерживание роста себестоимости услуг, поэтому эти меры должны быть применены и в 2006 году в рамках программы  реформирования ЖКХ.

Газификация области

Наиболее значимым событием 2005 года в области газификации стало заключение соглашения с ООО «Межрегионгаз» о реструктуризации задолженности прошлых лет за потребленный предприятиями и организациями Ульяновской области природный газ.

В ноябре истекшего года подписан договор о долгосрочном сотрудничестве в области газификации, по которому Газпром уже выполнил в 2005 году общестроительных работ по монтажу газовых сетей на территории Ульяновской области на сумму более 256 млн. руб.

По итогам 2005 года достигнут 100 % уровень оплаты потребленного газа предприятиями и организациями области, финансируемыми из областного и местных бюджетов Ульяновской области (включая предприятия ЖКХ).

В 2006 году  на газификацию области по линии «Газпром» определены средства в сумме 831 млн. руб.

Решение проблемы газификации существенно влияет на улучшение инвестиционного климата и качества жизни населения в сельских районах области, поэтому данную работу следует считать приоритетной.

Занятость

Численность официально зарегистрированных безработных на конец 2005 года сократилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года с 24 тыс.чел. до 21,1 тыс.чел. Следует отметить, что меры по созданию новых рабочих мест в 2005 году не привели к существенному снижению числа безработных, поскольку имеет место «перетекание» кадров из одних сфер деятельности в другие. Несмотря на незначительное улучшение ситуации на рынке труда и снижение уровня официально регистрируемой безработицы в течение 2005 года с 3,5 % до 3,12%, Ульяновская область  по этому показателю занимает последнее место в Приволжском федеральном округе, где в среднем показатель равен 1,8%.

Для сравнения: в Кировской области, находящейся на предпоследнем месте по занятости, по итогам 11 месяцев  2005 года официальная безработица равна 2,5%., в г. Ульяновске, где уровень занятости населения один из самых высоких среди муниципальных образований области, официальная безработица составляет 2,05 %.

Меры инвестиционной политики, предпринятые в ушедшем году, позволят в 2006 году приступить к реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих создание новых рабочих мест.

Диаграмма. Уровень зарегистрированной безработицы по Ульяновской области в 2000-2005 гг. 

Первостепенной на 2006 год ставится задача снижения уровня безработицы в сельскохозяйственных районах области, в некоторых из них показатель безработицы почти в 3 раза выше среднеобластного. Реализация комплекса мер в Агропромышленном комплексе области призвана повлиять на снижение численности незанятого населения как за счёт создания новых, так и сохранения существующих рабочих мест.

Целью на 2006г. является снижение уровня зарегистрированной безработицы до 2,0%.

Демография

Естественная убыль населения характерна для всего Приволжского Федерального Округа. В Ульяновской области в 2004 году коэффициент убыли населения был равен (-7,8), худшие демографические показатели были в Республике Мордовия, Кировской области, Нижегородской и Пензенской.

В 2005 году во всех регионах Округа смертность превысила рождаемость. В Ульяновской области за январь-ноябрь демографическая ситуация характеризуется снижением рождаемости на 4,4% и увеличением смертности на 1,2 %, в результате показатель естественной убыли увеличился на 7,9 %.

Такие меры как увеличение размера единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия во время отпуска по беременности, меры поддержки по программе «Жилье – молодым семьям», а также комплекс мероприятий в сфере здравоохранения в адрес пожилого населения области должны оказать положительное влияние на улучшение демографической ситуации в 2006 году.

Здравоохранение

В течение 2005 года проводились мероприятия по оптимизации бюджетных расходов в отрасли. Общая экономия составила 24,19 млн. руб. Доходы от оказания бюджетных услуг составили 76,14 млн. руб., что выше уровня 2004 года на 38%.

Проведен эксперимент по одноканальному финансированию государственных учреждений здравоохранения, входящих в систему обязательного медицинского страхования. С 1 июля 2005 года 10 учреждений здравоохранения были переведены на 100%-ное финансирование по тарифу за счет средств обязательного медицинского страхования. Это позволило высвободить средства бюджета и направить их на обеспечение выплаты заработной платы в полном объеме, приобрести 3 аппарата УЗИ для Областной клинической больницы и онкодиспансера.

Приобретено 50 автомобилей скорой медицинской помощи для учреждений области на сумму 12 млн. руб.

В полном объеме произведены расчеты по коммунальным услугам, погашена кредиторская задолженность прошлых лет в сумме 8312,1 тыс. руб.

За счет средств федерального бюджета получены компьютерный томограф, аппарат УЗИ и реанимобиль для госпиталя ветеранов на сумму 54 млн. руб. Кроме того, в рамках Федеральных целевых программ привлечены средства федерального бюджета в сумме 24904,8 тыс. руб.

Образование

Доля отрасли «Образование» в консолидированном бюджете области в 2005 году составила 26,89%. На содержание образовательных учреждений в течение года из областного и муниципальных бюджетов выделены средства в размере 3182,4 млн. руб., в том числе из областного бюджета 1747,0 млн. руб., из них в виде субвенций на реализацию муниципальными общеобразовательными учреждениями государственного стандарта общего образования – 1205,1 млн. рублей.

В текущем году работникам учреждений бюджетной сферы дважды произведено повышение тарифных ставок (окладов): с 01.01.2005 – на 20%, с 01.09.2005 – еще на 11%. Работникам образовательных учреждений своевременно производилась выплата заработной платы и компенсации за книгоиздательскую продукцию.

По состоянию на декабрь 2005 года в муниципальных и государственных образовательных учреждениях работают 22799 педагогических работников (в 2004 году – 24626 человек). По сравнению с 2004 годом общая численность педагогических работников сократилась на 1827 человек, в том числе в общеобразовательных школах – на 987 человек, что связано с общим сокращением численности детей школьного возраста.

В Ульяновской области проживает 295463 ребенка до 18 лет. Из них 19352 ребенка (6,5% от общего числа) получают специальное коррекционное образование. 4735 – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Из 3165 детей, находящихся под опекой граждан, 2421 получают опекунское пособие.

В 2005 году, предваряя работу национального приоритета в сфере образования, началась реализация областных программ «Школьный автобус» и «Школьное молоко».

Для обеспечения качественного функционирования отрасли «Образование» в 2006 году необходимо совершенствование нормативно-правовой базы.

Выводы

Подводя итоги социально-экономического развития области в 2005 году, констатируем следующие положительные результаты.

  1. Впервые после 2002 года преодолена негативная тенденция ежегодного снижения объемов производства.  
  2. По всем основным показателям достигнута положительная динамика и обеспечен рост объемов основных социально-экономических позиций в области. Так, индекс промышленного производства составил 106,8% (в 2004 году - 98,3%). Объемы производства в сельском хозяйстве по сравнению с прошлым годом составили 101,4% (в 2004 году темп составлял 97,5%). Индекс объема выполненных работ по виду деятельности «строительство» достиг 104% против 94,6% в 2004 году. Темп увеличения внешнеторгового оборота составил 106,2% (в 2004 году 97,9%), а объёма экспорта – 112,1%.
  3. В результате целенаправленной инвестиционной политики созданы условия и предпосылки для увеличения поступления капиталовложений на территории Ульяновской области.
  4. Активизирована работа по участию в ФЦП и ФАИП. Если в 2004 году по линии Федеральных целевых и адресных инвестиционных программ было выделено менее 800 млн. руб. федеральных средств, то в 2005 году эта цифра составила 1 млрд. 136 млн. руб. или на 328 млн. руб. больше. Активная работа по привлечению средств по ФЦП и ФАИП обеспечивает в 2006 году привлечение 2 млрд. 66 млн. руб., что позволит реализовать новые и ранее начатые инвестиционные проекты с участием федеральных средств.
  5. За 2005 год удалось на треть сократить общую сумму государственного долга Ульяновской области с 2,4 млрд. руб. до 1,6 млрд. руб.
  6. Самостоятельно разработанная регионом и принятая Министерством экономического развития и торговли РФ Комплексная программа экономического и социального развития Ульяновской области является важным инструментом для привлечения внимания федеральных министерств и потенциальных инвесторов к приоритетам развития региона.
  7. Инициирован процесс разработки программ социально-экономического развития в городах и районах области, разработана целевая программа «Сокращение различий в уровне развития муниципальных образований области» - меры, позволяющие консолидировать средства различных уровней бюджетов на реализации приоритетных направлений в экономической и социальной политике.
  8. Принятые в 2005 году законы и нормативные акты обеспечат дальнейшее развитие в 2006 году рыночных процессов в Ульяновской области.
  9. Активная внешнеэкономическая деятельность и установление межправительственных и межрегиональных отношений Ульяновской области с рядом иностранных государств являются основой для привлечения иностранных инвестиций в регион.
  10. Успешная защита проекта развития Димитровграда как наукограда РФ на заседании Межведомственной комиссии по инновационной политике РФ открывает новые перспективы к инновационному развитию Ульяновской области.
  11. Улучшение социальных показателей области положительно влияют на рост конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона.
  12. Территориальная политика области на основе «точек роста» в муниципальных образованиях и презентации  инвестиционных возможностей будет являться основой для выравнивания уровня развития в области.
  13. Работа по упорядочению земельных отношений  (завершение кадастровой оценки земель), инвентаризация объектов недвижимости в государственной собственности, а также реструктуризация государственных предприятий способствовала росту доходов бюджета. За 11 месяцев 2005 г. от использования государственного имущества поступило доходов в консолидированный бюджет 538,9 млн. руб., что на 32 млн. больше, чем за аналогичный период 2004 года. Отчисления от прибыли государственных предприятий в 3 с лишним раза превысили плановые показатели.
  14. Несмотря на объективные трудности в связи с реализации в полной мере на территории области федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», в течение всего 2005 года отрабатывался на практике механизм эффективного взаимодействия различных уровней исполнительной власти. Основой территориальной политики в Ульяновской области в рамках реализации этого закона являются активные действия местных властей по развитию экономической базы поселений и районов.
  15. Наблюдается положительная динамика числа родившихся к численности умерших: 55,1 % в 2005 году по сравнению с уровнем 53,7 % в 2004 году.
  16. Ускорены темпы газификации Ульяновской области, на которую в 2006 году ОАО «Газпром» выделяет 831 млн. руб.
  17. По итогам 2005 года достигнут 100 % уровень оплаты потребленного газа предприятиями и организациями области, финансируемыми из областного и местных бюджетов Ульяновской области.
  18. Задолженность за тепловую и электрическую энергию перед ОАО «Ульяновскэнерго» по итогам 2005 года удалось сократить с 397,7 млн. руб. в 2004 году до 205,192 млн. руб.

В 2005 году не были достигнуты требуемые показатели по следующим направлениям:

  1. Темпы роста в агропромышленном комплексе составили 1,4% при необходимом уровне 4-5%.
  2. Уровень официально регистрируемой безработицы в области остается самым высоким в ПФО и составляет 3,12 % к экономически активному населению при 1,8% в среднем по округу. Лишь 2 региона в ПФО, кроме Ульяновской области, имеют уровень зарегистрированной безработицы выше 2%-ного уровня.
  3. При сокращении числа убыточных предприятий по сравнению с прошлым годом на 6,2%, удельный вес убыточных предприятий в структуре экономики области более 40 % неприемлем  для обеспечения динамичного развития реального сектора экономики.
  4. Несмотря на принимаемые меры в рамках межведомственной комиссии по итогам 11 месяцев возросла сумма недоимки во все уровни бюджетов и составила 1,98 млрд. против 1,59 млрд. руб. за аналогичный период 2004 года.
  5. Темпы роста инвестиций в основной капитал к уровню 2004 года составили всего 1,6% при необходимых 8-10%.
  6. Прогнозируемый на 2010 год рост валового регионального продукта с учетом динамики развития базовых отраслей составит 1,8 раза, чего явно недостаточно для ускорения темпов роста экономики и достижения уровня ведущих регионов округа. Для этого годовые темпы роста ВРП должны составлять 8% в год.
  7. Не достигнута необходимая эффективность внешнеэкономических связей и практически отсутствует приток иностранных инвестиций в экономику области.
  8. Несмотря на некоторые улучшения, не удается обеспечить прорыв по снижению уровня бедности населения Ульяновской области. В 2004 году уровень бедности составлял 32,9%, оценка по 2005 году – 29,5%.
  9. Не удалось преодолеть отставания области от ведущих регионов округа по уровню доходов населения. На последнюю отчетную дату Ульяновская область занимала в ПФО 11 место по размеру начисленной заработной платы (5641,8 руб.), 10 место по среднедушевым доходам населения (4670,3 руб.) и 8 место по темпам роста реальной заработной платы – 112,8%.

Предложения

В 2006 году в дополнение к существующим предлагается реализовать усиленные меры по следующим направлениям:

  1. Продолжить активную политику по развитию международного и межрегионального сотрудничества Ульяновской области как основу для увеличения объемов иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
  2. Обеспечить ежегодный прирост ВРП не менее 8 % за счет формирования адекватной отраслевой политики и системы мер по ускорению темпов роста базовых в структуре ВРП отраслей.
  3. Консолидировать ресурсы различных уровней бюджетов на реализации приоритетных проектов («точках роста»).
  4. Сократить не менее чем в 2 раза объем недоимки в консолидированный бюджет Ульяновской области.
  5. Продолжить работу по сокращению суммы государственного долга Ульяновской области, который на 01.01.2006 г. составляет 1602,780 млн. руб.
  6. Внести коррективы в Комплексную программу экономического и социального развития Ульяновской области до 2010 года в соответствии с замечаниями федеральных министерств и ведомств, использовать Программу для привлечения дополнительных средств на реализацию проектов развития на территории области.
  7. Разработать и принять Стратегию развития Ульяновской области до 2020 года.
  8. Ввести в практику при составлении бюджета на 2007 год защиту бюджетополучателями и руководителями областных целевых программ бюджетных заявок на реализацию программных мероприятий на основе достигнутых в предшествующем периоде соответствующих статистически подтвержденных результатов.
  9. Продолжить мероприятия по обеспечению реализации национальных проектов на территории области. Проводить активную работу с органами местного самоуправления по вовлечению их в национальные приоритеты.
  10. Ввести в практику обсуждение важнейших решений в вопросах экономического и стратегического развития области на Высшем экономическом совете Ульяновской области.
  11. Реализовать мероприятия по созданию новых и сохранению существующих рабочих мест с целью снижения уровня зарегистрированной безработицы до 2%.
  12. Обеспечить ускоренное развитие системы оптовой и розничной торговли, чтобы темп роста товарооборота составил не менее 9%.
  13. За счет роста реальных доходов населения на 8%, среднемесячной номинальной зарплаты на 15% и снижения уровня безработицы до 2% уменьшить показатель бедности населения до 20%.
  14. Реализовать меры, способствующие снижению уровня смертности и повышению уровня рождаемости населения Ульяновской области. Довести показатель соотношения числа родившихся к числу умерших с 50% в 2005 году до 70% в 2006 году.
  15. Продолжить реализацию мер по повышению эффективности использования государственной собственности, увеличив доходы по сравнению с 2005 годом на 15%. Необходимым условием является обеспечение рентабельной хозяйственной деятельности государственных предприятий области.

Добавлено: 24 апреля 2006 года, 13:52